СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал для учителей, педагогов, воспитателей, вожатых "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал для учителей, педагогов, воспитателей, вожатых, целью которого является развите навыков сотрудничества в группе, развитие творческого, организаторского, интеллектуального потенциала детей.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал для учителей, педагогов, воспитателей, вожатых "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ"»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Цель: развитие навыков сотрудничества в группе; реализация творческого, интеллектуального, организаторского потенциала детей. Задачи: мотивация на сотрудничество, выявление творческих способностей. Вариант № 1 КОНТАКТ Упражнения:
  • Участники становятся в два круга – внутренний и внешний – лицом друг к другу. Паре участников необходимо по очереди поздороваться. Затем участники переходят на один ход (например, внутренний круг остается на месте, а внешний круг делает шаг вправо, таким образом, меняя партнера). Новой паре необходимо снова поздороваться, но уже по-другому. Далее – переход.
  • То же самое, но задача – сказать комплимент.
  • Участники сидят в кругу. Задача – установить контакт глазами с кем-то из круга. По команде ведущего, закрыть глаза и поменяться местами с тем, с кем установлен контакт.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Задание – разрешить ситуацию: «В переполненном автобусе на месте с краю спит пассажир. Рядом с ним у окна свободное место. Вам необходимо обратиться к пассажиру так, чтобы ему захотелось уступить или пропустить вас на свободное место». Далее участники меняются ролями. ПРИНЯТИЕ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ Ход: сначала индивидуальное решение задачи, затем в случайном порядке объедините участников в микрогруппы, и принятие общего решения (договориться в группах). Примеры заданий:
  • Мужик купил лошадь за 6000 руб. Через год продал ее за 7000 руб. Еще через год купил ее же за 8000 рублей, а затем продал за 9000 руб. Получил ли он прибыль от своих сделок и, если да, то какую? (Имеет конкретное решение).
  • Падишах умер, так и не успев увидеть, кого родит его жена. Он оставил завещание: если родится сын, то две трети наследства сыну и одну треть жене; если родится дочь, то одну треть дочери и две трети жене. Родилась двойня: мальчик и девочка. Как поделить наследство? (Не имеет единственного решения).
  • Полторы курицы за полтора дня несут полтора яйца. Сколько яиц несут две курицы за три дня. (Не имеет единственного решения).
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ Упражнения:
  • Ведущий считает. Участники прыгают с поворотом на 900. Задача – всем повернуться лицом в одну сторону и как можно быстрее.
  • Участникам нужно построиться по росту, но молча и с закрытыми глазами.
  • Все участники сидят. Ведущий называет какое-нибудь число. Участники должны встать в количестве соответствующем названному числу.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Упражнения:
  • Игрок получает карточку с текстом, который он должен перевести на невербальный язык. Зрителям нужно догадаться, о чем идет речь.
Текст должен быть достаточно коротким, например, таким: «У меня сгорел дом. Дедушка ушел за молоком и забыл выключить телевизор, который взорвался».
  • Упражнение для пары участников. Ситуация: «Вокзал. Один человек провожает другого. Они беседуют через окно. Слов не слышно. Их задача – попытаться жестами и мимикой передать информацию». Затем нужно выяснить, какая информация была передана одним из участников, и что понял другой.
ЗЕРКАЛО Упражнения:
  • Все участники стоят в кругу, а один – в центре круга. Он по очереди подходит к каждому участнику и смотрит на него – как в «зеркало». Ведущий объявляет действия, происходящие в ванной комнате.
Например: «Умываетесь перед зеркалом, чистите зубы, причесываетесь, переодеваетесь, в глаз попала соринка, у вас болит горло, проверяете язык, гримасничаете». Участникам нужно с помощью мимики совершать соответствующие действия.
  • Упражнение в парах. Каждый получает записку с простым заданием. Нужно передать напарнику жестами содержание задания. Напарник должен выполнить.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ «Запомни и передай» – эта игра преследует такие цели, как знакомство с основными закономерностями запоминания, изучение характерных особенностей забывания, обучение способам логической обработки информации. Ход игры: Ведущий предлагает группе разбиться на две команды. Хорошо, если в каждой из них окажется по семь-восемь человек. Члены одной из команд на первом этапе игры становятся активными игроками, а члены другой – наблюдателями и экспертами. На втором этапе участники меняются ролями. Ведущий: «Один из игроков первой команды останется в этой комнате, а остальные будут находиться за дверью. Тот, кто останется здесь, получит небольшой текст, написанный на карточке. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся в нем информацию. После этого я приглашу одного участника, находящегося за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У воспринимающего информацию будет возможность задать первому игроку три уточняющих вопроса. Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока. Задача наблюдателей – внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать искажения и трансформацию сведений на разных этапах игры». Участники первой команды договариваются, кто из игроков начнет игру, и покидают комнату. Ведущий вручает оставшемуся карточку с текстом: «Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников 7 «В» класса пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из 6 «Б» класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились дружеские отношения». Запомнить этот текст, несмотря на вроде бы небольшой объем, оказывается не очень-то просто. Почему – это и станет предметом обсуждения по окончании игры. Пока первый игрок изучает текст и пытается его запомнить (кстати, имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов. Лучше всего поставить в центре комнаты четыре стула – по два напротив друг друга: это нужно для того, чтобы при необходимости приглашать не одного, а двух участников. Когда первый игрок сообщает о своей готовности, ведущий забирает у него карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков. Заметим, что на первом этапе игры ведущий может вести себя достаточно мягко и уступчиво. Начиная со второго этапа, ведущему следует быть более строгим. По двое участников можно приглашать один или два раза. Пяти-шести ступеней при передаче информации бывает достаточно, чтобы продемонстрировать все необходимые закономерности, связанные с забыванием и искажением информации. Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков озвучивает сведения, только что им полученные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст из карточки – под дружный хохот участников. Обсуждение. Участники группы отвечают на следующие вопросы: на каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Что «выпало», забылось быстрее всего? Что сохранилось в памяти участников упражнения? Удалось ли сохранить основной смысл текста? Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию? Что следовало бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации? Какие примеры могут быть полезны в реальной жизни в подобных ситуациях, чтобы лучше запомнить нужную информацию? И почему? Вариант № 2 КОНТАКТ Упражнения:
  • «Аплодисменты по кругу». Все сидят в кругу. Один начинает хлопать и одновременно подходит к кому-нибудь из игроков. Тот, к кому подошли, встает «в паровозик» и следующего они выбирают вместе, дарят ему аплодисменты и т.д.
  • «Путаница». Все участники встают в круг. Им необходимо взяться за руки (но не за руки соседей). Дальше участникам необходимо распутаться, не отпуская рук. Второй вариант – змея запуталась. Водящий распутывает.
  • «Посиделки». Задача игроков – сесть таким образом, чтобы у каждого кто-то сидел на коленях, и каждый тоже сидел у кого-то на коленках.
  • «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка». Все участники сидят в кругу. Нужно положить свои руки на руки соседа слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться, и так по кругу, пока волна не вернется к тому, кто начинал.
УМЕНИЕ ВЕСТИ СПОР Упражнения:
  • «Да» и «нет». Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Решают, кто из них говорит «Да», а кто – «Нет». Нужно вести спор, используя только эти слова, но разными интонациями и степенью громкости.
  • «Толкалки». Игроки встают напротив друг друга парами на расстоянии вытянутых рук. Поднимают руки на высоту плеч и упираются ладонями в ладони своего напарника. По сигналу начинают толкать его, стараясь сдвинуть с места.
  • «Говорящие ладошки». Участники разбиваются на пары, берутся за руки и закрывают глаза. Игрокам предлагается только с помощью кистей рук: познакомиться друг с другом, поссориться, помириться, попросить прощения друг у друга, пожалеть друг друга.
УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА Упражнения:
  • «Кого не хватает?» Все встают в круг, внимательно смотрят друг на друга. Затем делают два шага назад и закрывают глаза. Ведущий дотрагивается рукой до кого-нибудь, этот человек, молча и бесшумно, проходит в центр круга, его ведущий накрывает покрывалом. Остальные должны отгадать, кого нет.
  • «Отгадай прикосновение». Одному человеку завязывают глаза. Остальные по очереди подходят к нему и прикасаются. Ему необходимо угадать, кто подошел.
  • «Настроение». Все встают в круг, берут за руку соседа справа и закрывают глаза. Надо почувствовать настроение этого человека и потом сказать ему, что почувствовал.
ВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Упражнения:
  • «Испорченный телефон».
  • «Угадай, кто я?». У ведущего в руках карточки с именами сказочных героев или известных личностей. Игроки задают ведущему вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». Нужно угадать, кого загадал ведущий.
  • «Сплетни». Выходят из комнаты несколько человек. Одному из игроков предлагается запомнить и передать следующему вошедшему фразу: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в пять часов на палубе в походной одежде. Они смогут понаблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего. Оставьте людей в казарме».
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ Упражнения:
  • «Фигура». Вся команда должна выстроиться так, чтобы, глядя сверху, можно было увидеть геометрическую фигуру или цифру.
  • «Двойные хлопки». Выбирают одного водящего. Он становится в центр круга и начинает хлопать. В паузах между его хлопками по очереди хлопают остальные игроки.
  • «Алфавит». Ведущий раздает участникам буквы русского алфавита поровну и просит разложить их по порядку от «А» до «Я» или составить слова.
  • «Морская фигура». Ведущий говорит различные задания, которые команда должна молча и обязательно все вместе выполнить: «Раз-два-три – картина «пляж» замри. Раз-два-три – картина «перемена» замри. Раз-два-три – картина «футбол» замри». Раз-два-три – картина «зоопарк» замри».
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Упражнения:
  • «Говорящие жесты». Участники стоят в кругу друг напротив друга. Один человек жестами дает задание другому. Тот, поняв, что от него требуется, должен выполнить задание. Затем они меняются ролями. (Примеры: присесть три раза, похлопать в ладоши, пожать кому-нибудь руки и т. д.).
  • «Молчаливое зеркало». Выбирается водящий. Он выбирает себе «зеркало» и отворачивается. Остальные загадывают кого-нибудь из игроков. «Зеркало» жестами изображает того человека, которого загадали. Водящий отгадывает и т. д.
  • «Волшебная котомка». В центре круга воображаемая волшебная котомка, из которой можно достать абсолютно любые предметы. Один человек достает предмет и показывает жестами его или то, что с ним делают. Остальные отгадывают, кто первый отгадал, тот достает следующий предмет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!