Методический материал к презентации
«Подготовка участников ШСК к ВОШ по физической культуре как средство развития молодых талантов»
Слайд 1
Важным условием эффективной и результативной работы образовательного учреждения по физическому воспитанию обучающихся является общий фон и общая атмосфера отношения к проблеме физического воспитания.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов определены основные подходы к реформированию учебного процесса в образовательной организации и организации внеурочной деятельности. Образовательная внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью жизни школы и называлась как внеклассная, вне учебная, воспитательная работа, а также как форма организации свободного времени обучающихся.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами термин «внеурочная деятельность» объединяет учебный процесс на уроке и образовательную деятельность после урока в единую деятельность посредством включения в неё различных форм деятельности, отличных от традиционных («классно-урочных»), таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования и олимпиады по предметам.
С целью организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных школах необходимо создавать ШСК, которые бы стали приоритетной формой внеклассной работы с обучающимися, педагогами, родителями, волонтёрами др. заинтересованными лицами.
Слайд 2
При создании школьного спортивного клуба необходимо руководствоваться:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 года № 30235 «О порядке осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов;
Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «По созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011 года № МД-1077/19 (НП-02-07/4568);
примерным положением «О школьном спортивном клубе».
Слайд 3
Деятельность клуба регламентируется локальными актами общеобразовательной организацией. Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательной организации или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей, интересов обучающихся. Общеобразовательная организация самостоятельно в выборе формы создания клуба.
Слайд 4
Цель клуба:
Школьный спортивный клуб создан с целью организации и проведения спортивно-массовой работы в образовательном учреждении.
Слайд 5
Задачами деятельности клуба являются:
создание условий для привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных учащимися на уроках физической культуры, и на этой основе содействие формированию жизненно необходимых физических качеств;
воспитание у школьников общественной активности и трудолюбия, самодеятельности и организаторских способностей;
профилактика таких асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, как наркомания, курение, алкоголизм, сексуальная распущенность, выработка потребности в здоровом образе жизни.
Слайд 6
Функции клуба
Функциями школьного спортивного клуба являются:
организация постоянно действующих спортивных секций и групп общей физической подготовки для учащихся;
проведение внутри классных и внутри школьных соревнований, товарищеских спортивных встреч с другими школами района;
организация участия в соревнованиях, проводимых органами управления образованием;
проведение физкультурных праздников, турниров;
проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта в школе;
расширение и укрепление материально-спортивной базы школы (оборудование школьных спортивных сооружений и уход за ними, ремонт и изготовление простейшего спортивного инвентаря);
формирование сборных команд школы для участия в соревнованиях более высокого ранга.
школьный спортивный клуб не является юридическим лицом и не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности и ответственность, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный финансовый баланс.
Также Клуб может выполнять и такие функции, как:
проведение работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность;
установление тесного взаимодействия и поддержки с детско-юношескими спортивными школами и другими образовательными организациями;
взаимодействие со средствами массовой информации, размещение информации о деятельности Клуба на образовательных, молодежных, спортивных Интернет-порталах;
организация совместно с медицинским персоналом образовательного учреждения медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся физической культурой, спортом и туризмом;
непосредственное участие в организации работы летних оздоровительно-спортивных лагерей;
развитие самодеятельности и самоуправления в работе клуба.
Слайд 7
Членами клуба могут быть обучающиеся школы, в котором создан клуб, а также обучающиеся других образовательных и общеобразовательных учреждений. Обучающиеся имеют право в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами на выбор секций и групп для занятий.
Слайд 8
Занятия в клубе проводятся в соответствии с графиками, расписаниями, планами физкультурно-спортивных мероприятий.
Непосредственное проведение занятий осуществляется учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другими специалистами физической культуры и спорта.
Слайд 9
Оплата труда педагогических работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При решении вопросов оплаты труда бюджетные учреждения должны учитывать нормативные акты в зависимости от уровня самого учреждения.
Так образовательные учреждения федерального уровня принимают во внимание федеральные законы и иные нормативные акты РФ. Если мы говорим о муниципальной организации, ей при установлении системы оплаты труда следует помимо этого руководствоваться правовыми актами субъекта РФ, а также муниципальным законодательством.
В этом значительное отличие бюджетного сектора от коммерческих организаций. Так коммерческие компании самостоятельно устанавливают систему оплаты труда и регулируют все зарплатные вопросы. Для этого им необходимо иметь локальный нормативный акт, в котором будут прописаны система оплаты труда и иные положения касающиеся оплаты труда. То есть в регламентации заработной платы коммерческие компании самостоятельны (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Оплата труда в образовании в бюджетных учреждениях состоит из: оклада или тарифной ставки; стимулирующих выплат; компенсационных выплат. При установлении оклада принимаются во внимание профессиональные квалификационные группы. То есть размер оклада сотрудника образования будет зависеть от того, к какой профессиональной квалификационной группе относится его должность. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены: приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н/
Предусмотреть в штатном расписании общеобразовательных организаций ставку руководителя клуба и тренеров-преподавателей за счёт перераспределения ставок учреждений дополнительного образования, использования ставок тренеров-преподавателей и педагогов детско-юношеских спортивных школ, фактически осуществляющих деятельность в общеобразовательных учреждениях.
Слайд 10
За всеми занимающимися в клубе устанавливается постоянный врачебный контроль, который осуществляется медицинскими работниками школы.
Распределение по группам здоровья;
Устанавливают сроки возобновления занятий физической культурой обучающихся после перенесенных заболеваний;
Проводят оценку уровня ФП обучающихся. Оценка уровня ФП проводится при установлении медицинской группы обучающихся для занятий физической культурой.
Проводят медицинский контроль за состоянием обучающихся в процессе занятий физической культурой.
Слайд 11
Управление клубом
Непосредственное руководство деятельностью ШСК осуществляет руководитель (председатель).
Органами самоуправления Клуба, является общее собрание членов ШСК и совет ШСК. Общее собрание членов ШСК созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Общим собранием членов ШСК избирается совет ШСК из числа обучающихся, спортсменов.
Управление ШСК осуществляется его руководителем, назначаемым руководителем общеобразовательной организации, если ШСК создается в виде структурного подразделения образовательной организации.
Руководитель ШСК, действуя от имени ШСК, осуществляет общее руководство деятельностью ШСК, представляет его интересы при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
К полномочиям руководителя ШСК относятся:
● планирование деятельности ШСК;
● организация работы спортивных секций, групп здоровья;
● согласование расписания занятий;
● утверждение календарного плана спортивно-массовых мероприятий с учащимися;
● организация и проведение спортивно-массовых мероприятий (утверждение положений о спортивно-массовых мероприятиях);
● координация деятельности педагогических работников (инструкторов физической культуры, педагогов дополнительного образования, тренеров - преподавателей) при выполнении образовательных и учебных программ, разработке необходимой учебно-методической документации;
● организация просветительской работы среди учащихся, педагогов, родителей;
● организация деятельности Совета ШСК;
● утверждение отчетности, подготовленной относительно направлений деятельности ШСК.
Руководитель школы должен создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу спортивные объекты, необходимое спортивное оборудование и инвентарь, обеспечивать финансирование деятельности клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 12
Клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.
Как правило, название и эмблему к чему-либо привязывают. К примеру, "Белгородские силачи", или "Донские чемпионы". Может быть в названии указан спорт, которым планируется заниматься в этой школьном спортивном клубе ("Шахматные дети" или "Лыжная дружина").
А может быть назван спортивный клуб и просто как ни будь по-своему. Здесь уже нужно придумать красивое, яркое и современное название. Или вообще указать в названии о будущих высотах (например - "Олимпийские резервы" или "Олимпийская смена" и т.п.).
Но лучше объявить конкурс среди школьников и выбрать лучший вариант. Можно провести все на конкурсной основе, с награждением победителя призом.
Так и выберете подходящий вариант.
Слайд 13
Планирование работы клуба. Внеклассная физкультурно-спортивная работа в школе планируется на учебный год. В план включаются следующие разделы:
организационно-педагогическая;
физкультурно-оздоровительная;
спортивно-массовая;
воспитательная и социальная;
информационно-пропагандистская;
финансово-хозяйственная;
педагогический и врачебный контроль.
Слайд 14
Организационно-педагогические условия становления спортивного клуба в общеобразовательном учреждении включают в себя:
модель спортивного клуба, как составную часть воспитательной системы школы;
индивидуальные и коллективные потребности и интересы школьников в физкультурно-спортивной деятельности;
содержание физкультурно-спортивной работы как системообразующий вид деятельности и общения школьников;
активность и согласованность в организации физкультурно-спортивной деятельности.
Слайд 15
Физкультурно-оздоровительная работа клуба включает в себя:
Организацию ежедневной утренней гимнастики, как в помещении, так и на открытом воздухе (в течение года).
В дни школьных каникул, а также в выходные дни организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Организацию оздоровительных и закаливающих мероприятий в летнее время.
Проведение массовых подвижных игр, соревнований «Веселые старты» на детских площадках в дни школьных каникул.
Организация туристических походов, походов выходного дня членами туристской секции, родителями.
Слайд 16
Спортивно-массовая работа включает:
Набор и комплектование спортивных секций по: лыжным гонкам, ОФП, волейболу, баскетболу, гимнастике, шахматам и шашкам, туризму и др.
Создание команд с учетом возраста занимающихся и специфики видов спорта.
Организацию систематической тренировочной работы спортивных секций и команд (расписание занятий на год).
Проведение зимней и летней спартакиады по разным видам спорта:
Участие в соревнованиях разных уровней (согласно календарю спортивных соревнований).
Слайд 17
Воспитательная и социальная работа имеет следующие направления:
Обеспечение участия членов спортивного клуба в общественно полезном труде по благоустройству микрорайона, спортивных площадок.
Организацию контроля за текущей учебой и успеваемостью школьников в течение учебного года.
Организацию культурно-массовых мероприятий (экскурсии, посещение спортивных соревнований, просмотры художественных фильмов, участие в вечерах художественной самодеятельности и т. д.).
Слайд 18
Информационно-пропагандистская работа
Создание и введение на сайте ОО страницы, отражающей деятельность школьного спортивного клуба.
Оформление помещения клуба, детских площадок наглядной агитацией.
Слайд 19
Финансово-хозяйственная часть работы
Образовательная организация должна создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу:
спортивные объекты, оборудование и инвентарь;
призы, наградные материалы;
спортивные площадки.
Слайд 20
Основными условиями для успешного функционирования школьного спортивного клуба являются:
наличие материально-спортивной базы (спортивные залы, тренажерные залы, спортивные площадки и т. д.), а также их оснащение спортивным инвентарем и оборудованием;
наличие в образовательном учреждении не менее 3-х спортивных секций по видам спорта;
активное участие клуба в физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятиях;
наличие квалифицированных кадров.
Слайд 21
Дополнительными источниками средств клуба могут быть добровольные пожертвования, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.
Приобретение спортивной формы, инвентаря индивидуального и коллективного пользования осуществляется за счет средств занимающихся, учредителей, спонсоров и средств клуба.
Для реализации целей, задач и функций деятельности, клуб взаимодействует с образовательными организациями иных типов и видов, общественными организациями.
Слайд 22
Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности.
Основными формами работы клуба могут быть:
занятия в секциях,
кружках,
группах и командах,
комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно-технической подготовки.
В своей деятельности Совет клуба:
организует работу клуба в соответствии с настоящим положением и указаниями физкультурно-спортивных организаций УО;
организует работу спортивных и туристических секций, кружков общей физической подготовки, судейских коллегий;
руководит подготовкой команд по различным видам спорта, обеспечивает их участие в соревнованиях, проводимых районными и краевыми физкультурно-спортивными организациями;
проводит спартакиады, спортивные соревнования и праздники в школе, организует походы;
организует соревнования на лучшую постановку массовой физкультурной и спортивной работы между классами и подводит их итоги;
организует участие членов клуба в строительстве, ремонте и благоустройстве спортивных сооружений школы;
отчитывается один раз в году перед конференцией представителей спорторгов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в классах.
Слайд 23
Одной из важнейших форм организации физического воспитания школьников является проведение олимпиад по физической культуре, в которых школьники принимают самое активное участие, демонстрируя свои знания и умения в области физкультуры и спорта. Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими детьми, стремятся к победам.
Проводимая ежегодная Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в настоящее время является крупномасштабным событием, в котором принимают участие наиболее разносторонне развитые физически, интеллектуально подготовленные учащиеся школы, подающие определенные надежды в области физической культуры и спорта. Во Всероссийских олимпиадах школьников могут принимать участие желающие девушки и юноши 5 – 11 классов общеобразовательного учреждения, относящихся по состоянию здоровья к основной физкультурной группе.
Слайд 24
Как подготовить ребенка к Олимпиаде по физкультуре?
В любой школе есть одарённые ученики, которые любят физкультуру и спорт. Роль учителя - разглядеть и раскрыть талантливого ребёнка, активизировать его познавательный интерес, подвести учащегося к достижению высоких результатов в олимпиаде. Прежде всего, нужно провести отбор среди учащихся, которые посещают секции и кружки спортивной направленности, принимают активное участие в соревнованиях различного уровня, которые способны конкурировать и защищать честь школы на муниципальном и региональном этапе олимпиады.
Слайд 25
К муниципальному этапу олимпиады по физкультуре готовятся дети, набравшие большее количество баллов на школьном этапе и являющиеся победителями или призёрами данного этапа. Помимо уроков физической культуры, спортивных секций и кружков, с этими учащимися проводится подготовка по теоретическим основам и углубленному изучению таких видов спорта, как гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры.
Методика подготовки детей к муниципальному этапу олимпиады по физкультуре отработана в течение нескольких лет:
- уроки физической культуры;
- спортивные секции и кружки;
- дополнительные занятия и тренировки.
Для мотивации школьников можно использовать опыт выпускников прошлых лет, демонстрируя их достижения и результаты в олимпиадах и соревнованиях различного уровня. Подготовка к олимпиаде по физической культуре начинается за долго, до её прохождения. Программа конкурсных испытаний муниципального и регионального этапов олимпиад состоит из заданий практического и теоретико-методического характера. Традиционно практические задания включают в себя выполнение упражнений из разделов школьной программы: гимнастики, баскетбола, футбола, волейбола, спортивные игры, лёгкую атлетику, теоретическую подготовку и прикладную физическую культуру. Однако мы никогда заранее не знаем, какой будет программа следующей олимпиады и какие задания будут в нее включены. В процессе подготовки к олимпиаде по физической культуре важно выявить сильные и слабые стороны физической и технической подготовленности по программе олимпиады у детей. Поэтому нужно уделять больше времени этим компонентам.
Более того, в литературных источниках по физической культуре и спорту нет рекомендаций по подготовке учащихся общеобразовательных школ к участию в предметной олимпиаде.
Исходя из вышесказанного, надо четко сформулировать проблему: каковы должны быть содержание и направленность тренировочного процесса, необходимые для успешного участия в олимпиаде по физической культуре.
Слайд 26
Подготовка к олимпиаде по физической культуре - это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности.
Основными подходами при подготовке олимпийцев являются:
• решение как можно большего числа олимпиадных заданий;
• подробное дополнительное изучение тем школьного курса;
• комбинированные способы.
Процесс подготовки к олимпиаде по физической культуре будет проходить более эффективно, если:
проанализировать результаты олимпиад по физической культуре предыдущих лет с целью выявления сильных и слабых сторон физической и технической подготовленности по программе олимпиады;
уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей и девушек старшего школьного возраста;
провести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре;
разработать и реализовать программу подготовки к участию в олимпиаде по физической культуре.
Слайд 27
Но часто учителя сталкиваются с рядом проблем, которые возникают при подготовке детей к участию в олимпиаде по физической культуре:
Для участия в олимпиаде допускаются дети прошедшие медицинский осмотр и получившие допуск врача. Казалось бы что здесь сложного? Дети 5-7 классов однозначно самостоятельно не смогут оформить медицинский допуск, а родители или законные представители ссылаются на свою занятость. Что касаемо дети 8-11 классов, хотя большинство из них и самостоятельные, но при обращении в поликлинику могут получить медицинский допуск к участию в олимпиаде только на платной основе, не все могут себе это позволить.
Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю и не за месяц. Но большинство школ имеют один спортивный зал, который перегружен из-за высокой наполняемости ОУ обучающимися. Если школа работает в две смены, то нет возможности и места проводить дополнительные занятия по подготовке детей к практической части олимпиады.
Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке, а при составлении расписания на уроке объединяют учащихся двух классов разных возрастных групп.
Недостаточная материально-техническая база ОУ. Отсутствие необходимого оборудования и инвентаря не позволяет качественно подготовить детей к олимпиаде. А ведь участие в олимпиаде требует проведение индивидуальных занятий с детьми, на которых отрабатывается типология олимпиадных заданий, отрабатываются пути выхода из нестандартных ситуаций в решении заданий повышенной сложности.
Ухудшается санитарного состояния спортивного зала, раздевалок в течении дня, т.к. школы работают в две смены.
Многим учащимся, принимающим участие в олимпиаде, не хватает времени для качественной подготовке к олимпиаде, так как они занимаются дополнительно во внеурочное время спортом, с репетиторами и т.д..
Олимпиада по физической культуре представляют собой две группы заданий - практических и теоретико-методических. Западает подготовка теоретико-методической части, т.к. школьной программой не предусматривается время на теоретическую подготовку. И здесь учителя сталкиваемся с проблемой того, что ученики не умеют, а иногда и не желают работать самостоятельно.
Учителя физической культуры не владеют информацией о том, какие упражнения войдут в программу олимпиады. Это необходимо для качественной подготовки практической части олимпиады. Программный материал по олимпиаде доступен за два три дня до начала соревнований. 9. Крайне сложно в кратчайшие сроке подготовить участника к состязаниям по разделу гимнастика, т.к. любое исполнение гимнастических упражнений не застраховано от ошибок, даже если движение доступно, а методика обучения совершенна. Ученик должен быть готовы к выполнению сложных акробатических элементов.
Слайд 28
Подготавливая школьников к олимпиаде учителю физической культуры нужно применять разнообразные формы и методы работы. Наиболее эффективными являются следующие формы работы:
убеждение учащихся и их родителей (законных представителей) в необходимости раскрытия внутреннего потенциала ребёнка;
применение индивидуальных заданий на уроках физической культуры;
работа по индивидуальным планам;
дополнительные занятия в спортивных секциях, кружках со спортивной направленностью;
привлечение детей к подготовке и проведению внеклассных спортивно-массовых мероприятий, организация соревновательной практики;
самостоятельная подготовка учащихся.
10