Методический материал к презентации
«Реализация содержания АОП по ФК для обучающихся с РАС» (вариант 8.2)
Слайд 1
Примерные рабочие программы по адаптивной физической культуре для обучающихся с расстройствами аутистического спектра разработана с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
В программах предусмотрены различные виды деятельности для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Специальные виды деятельности обеспечивают вариативность подходов к организации уроков.
Программы по АФК учитывают особенности развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). Они имеют коррекционную направленность, содействуют всестороннему развитию их личности, формированию осознанного отношения к своему здоровью, развитию основных физических способностей, компенсации нарушенных функций организма.
Слайд 2
Цель реализации программ по предмету «Адаптивная физическая культура» – обеспечение овладения обучающимися с РАС необходимым уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Слайд 3
Основные задачи реализации адаптивной физической культуры для обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра:
укрепление здоровья, закаливание организма, формирование осанки и коррекция ее нарушений;
развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков, навыков основных движений (бег, ходьба, метание, прыжки, лазание и другие);
совершенствование основных физических способностей (силовых, скоростных, выносливости, координационных, включая способность к статическому и динамическому равновесию);
профилактика и коррекция нарушений физического и психомоторного развития;
воспитание базовых гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
развитие физической работоспособности;
воспитание познавательных интересов, знакомство детей доступными теоретическими сведениями по физической культуре;
воспитание интереса к занятиям адаптивной физической культурой;
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой;
воспитание нравственных, моральным и волевых качеств (включая смелость, упорство в достижении цели), формирование навыков этикета и культурного поведения.
Слайд 4
Образовательный процесс на уроках АФК имеет коррекционный характер. Его содержание обусловлено особенностями психофизического развития обучающихся с РАС. Он базируется на обще дидактических и специальных принципах адаптивной физической культуры.
Основными подходами реализации Программы являются:
программно-целевой, который предполагает создание единой системы планирования и своевременного внесения корректив в планы;
комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса.
Слайд 5
Принципы реализации программы:
использование специальных методов, приёмов и средств обучения;
информационная компетентность участников образовательного процесса в образовательной организации;
вариативность решения поставленных задач, посредством применения различных средств АФК;
включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса.
Слайд 6
Место учебного предмета в учебном плане
На уровне начального общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура». Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» составляет 340 часов за пять лет и 408 часов за шесть лет обучения при проведении 2 уроков адаптивной физической культуры в неделю (по 68 часов ежегодно).
На уровне основного общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, за счет включения обучающихся во внеурочную деятельность по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлениям.
На уровне среднего общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности». Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» на уровне среднего общего образования, составляет 210 часов за 2 учебных года из расчета 35 учебных недель, 2/3 часа в неделю в каждом классе.
Слайд 7
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
Максимально раннее начало коррекционно-развивающей работы и комплексной абилитации/реабилитации, с использованием средств, методов и форм физической культуры и спорта.
Пролонгирование процесса обучения двигательным действиям.
Щадящий, здоровье сберегающий режим обучения и физических нагрузок, предусматривающий строгую регламентацию деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями, индивидуализацию темпа обучения для разных групп детей с РАС.
Специальная работа по развитию жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и основных движений, характеризующих физическую подготовленность обучающихся.
Специальная работа по развитию координационных способностей (статического и динамического равновесия, дифференциации мышечных напряжений).
Специальная (коррекционная) работа по преодолению отклонений обучающихся в развитии психомоторной сферы.
Интеграционный подход к сенсорно-перцептивному и моторному развитию обучающихся.
Формирование у обучающихся способности регулировать психоэмоциональное состояние, развитие эмоциональной и волевой сферы средствами физической культуры и спорта.
Формирование способности к пространственно-временной ориентировке построения двигательного действия, глазодвигательной координации, мелкой и крупной моторики.
Преодоление трудностей в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.).
Формирование социальных и коммуникативных навыков, развитие эмоциональной сферы.
Использование специального оборудования, технологий для коммуникации (при необходимости).
Слайд 8
Специфические особые образовательные потребности в начале обучения.
• необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в спортивном зале, особенно на начальных этапах обучения;
• готовность педагога к возможной бытовой беспомощности и медлительности ученика, проблемам с посещением туалета, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью, которые вызваны задержкой формирования навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
• специальная поддержка (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
• дозированное тьюторское сопровождение и поддержка обучающегося в учебной деятельности на уроках АФК;
• четкая и упорядоченная временно-пространственная структура урока АФК, как основа самоорганизации деятельности обучающегося, понимания им происходящего на занятии;
• специальная работа по включению обучающегося с РАС в урочную деятельность в группе с другими детьми: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной, активное использование похвалы, формирование адекватного и продуктивного восприятия замечания в свой адрес и в адрес других обучающихся;
• организация обучения ребенка и оценка его достижений с учетом специфики усвоения им «простой» и «сложной» информации;
• специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающая их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
• создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
• установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
• трансляция установки на эмоциональный контакт одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлечение обучающихся в доступное взаимодействие;
• специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
• учет избирательности в социальном развитии обучающегося с РАС.
Слайд 9
Характеристика двигательного развития обучающихся с РАС младшего школьного возраста
В двигательной сфере у обучающихся с РАС отмечаются нарушения крупной и мелкой моторики, наличие стереотипных движений.
Для них свойственны искажения основных базовых действий:
неравномерность циклических движений при передвижении, импульсивный бег с искаженным и прерывающимся ритмом,
избыточные движения конечностями, растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности,
одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.
движения вялые или скованные, отсутствует их пластичность, затруднено выполнение упражнений и манипуляций с мячом, из-за нарушений сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
отмечаются нарушения в осуществлении и регуляции деятельности различных групп мышц, формировании контроля за выполнением двигательных действий, развитии координации целенаправленных и произвольных движений, ориентации в пространстве, зрительно-моторной координации;
наблюдаются сопутствующие движения (синкинезии), стереотипии.
младшие школьники с РАС испытывают трудности в понимании инструкции, выполнении двигательного действия самостоятельно и при выполнении движений по образцу.
Перечисленные выше нарушения двигательной сферы усугубляются характерными поведенческими особенностями обучающихся с РАС, вызванными недостаточностью социального взаимодействия и затрудненной коммуникацией.
Слайд 10
Особенности двигательного развития обучающихся с РАС подросткового возраста
У обучающихся подросткового возраста с РАС отмечается:
своеобразное развитие моторных функций, которое выражается в неумении выполнять плавные движения,
обучающиеся неловкие, неуклюжие, недостаточно координированные в походке,
имеют недостаточно развитую тонкую моторику.
встречаются значительные отклонения в самоконтроле программы движения.
Слайд 11
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы представлены на уровень образования. Распределение указанных результатов по годам обучения предполагает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения АОП.
Слайд 12
Личностные результаты обучающихся проявляются в:
положительном отношении к урокам физкультуры, к школе;
интересе к новому учебному материалу;
ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности;
навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;
овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (ловля, метание предмета; ползание, подтягивание руками и др);
развитии навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Слайд 13
Метапредметные результаты по «Адаптивной физической культуре» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
планировать и контролировать учебные действия;
строить небольшие сообщения в устной форме;
проводить сравнения по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
устанавливать аналогии.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
различать способы и результаты действия;
принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, других людей.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
принимать участие в работе парами и группами;
адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач на уроках физкультуры;
активно проявлять себя в командных играх, понимая важность своих действий для конечного результата.
Слайд 14
Целевым ориентиром освоения обучающимися с РАС программы по адаптивной физической культуре являются предметные результаты освоения программы по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Предметные результаты освоения программного материала для каждого обучающегося с РАС определяются индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, особенностей развития моторики и психомоторики. Обучающиеся с РАС должны уметь использовать полученные в ходе занятий теоретические знания на практике: в условиях тренировочных занятий, соревновательной деятельности, а также в повседневной двигательной деятельности.
Слайд 15-19
Пояснение слайдов
Модуль | Разделы | Дифференциация требований к процессу и планируемым результатам занятий к группам обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ |
Слайд 15 |
Знания о физической культуре | | С помощью педагога, вспомогательного материала (карточки, план, наглядность и т.д.): - рассказывает историю зарождения адаптивной физической культуры, историю первых Олимпийских игр; - объясняет понятия «физическая культура», «режим дня»; - объясняет назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков адаптивной физической культурой; подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств; ориентируется в понятии «физическая подготовка»; - знает требования ГТО; - характеризует основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость); - называет основные способы и особенности движений и передвижений человека, роль и значение психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; - кратко рассказывает о назначении скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; - рассказывает о роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении; - называет и применяет термины из разучиваемых упражнений, объясняет их функциональный смысл и направленность воздействия на организм; - отвечает на вопросы о физических качествах и общих правилах их тестирования; - называет индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; - называет основные причины травматизма на занятиях физической культурой и правила их предупреждения. |
Слайд 16 |
Гимнастика с элементами акробатики | Обучение основным гимнастическим элементам | - Выполняет упражнение совместно с педагогом с опорой на визуальный план и с использованием зрительных пространственных ориентиров; - наблюдает за своим состоянием, сообщает о дискомфорте и перегрузках; - выполняет упражнения на координацию и равновесие на месте и в движении. |
| Обучение элементам акробатики | - Выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию, с визуальной опорой (карточки, схемы и т.д.); - включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения); -показывает на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом; - проговаривает порядок выполнения и термины; - удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации до10 секунд; - выполняет на память серию упражнений; - выполняет упражнения под заданный ритм. |
| Общеразвивающие упражнения | - Выполняет упражнение целостно по образцу; - включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения); -показывает на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом; - проговаривает порядок выполнения действия и термины; - выполняет последовательно несколько упражнений (допустимо использование визуальной подсказки в виде картинок или текста), проговаривает порядок выполнения; - умеет работать с тренажерами; - выполняет упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта). |
Слайд 17 |
Легкая атлетика | Обучение технике ходьбы и бега | - Соблюдает правила поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; - соблюдает правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах; - Выполняет упражнение с опорой на визуальный план и с использованием зрительных пространственных ориентиров; - правильно осуществляет технику ходьбы и бега; - проговаривает порядок выполнения действия и в соответствии с этим выполняет действие; - удерживает правильную осанку при ходьбе и беге; - выполняет упражнения по чередованию работы рук и ног (Например, чередует хлопок с шагом); - удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации 10 секунд; - по инструкции выполняет упражнение со сменой темпа выполнения; - выполняет дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое |
| Обучение метанию малого мяча. Прыжкам. | - Выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением по подражанию, с визуальной опорой (карточки, схемы и т.д.); - включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения); - показывает и называет на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом; - выполняет серию упражнений (возможно использование визуальных опор в виде пиктограмм или текста) с проговариванием; - умеет работать с тренажерами; - выполняет упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта); - выполняет упражнение под самостоятельный счет; |
Слайд 18 |
Спортивные игры | Обучение игре в волейбол, баскетбол, футбол | - Играет по правилам без облегчений; - взаимодействует в игровой деятельности с другими обучающимися и судьями; - соблюдает правила поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; - соблюдает правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах; - соблюдает правила экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой. - знает правила игр; - включается в игровую деятельность; - знает назначение спортивного инвентаря; - вступает во взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности. |
Слайд 19 |
Зимние виды спорта | Обучение основным элементам лыжной подготовки | - Выполняет упражнение целостно с предварительным комментарием наглядного оформления действия; - выполняет упражнение совместно с педагогом с опорой на визуальный план; - знает правила техники безопасности при ходьбе на лыжах; - удерживает правильную осанку при ходьбе и беге на лыжах; - передвигается по учебной лыжне в заданной технике; - выполняет упражнения на перекрестную координацию; - проговаривает правила соревнований |
Плавание | Обучение основным элементам плавания | С направляющей и контролирующей помощью педагога соблюдает правила: - личной гигиены и закаливания организма; - экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой; - соблюдает правила техники безопасности; - выполняет дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое. |
Слайд 20
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка предметных результатов по физической культуре представляет собой оценку достижения обучающимся с РАС планируемых результатов.
При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с РАС с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний учебного предмета «Адаптивная физическая культура».
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Оценивание двигательных умений производится на основе сравнения техники выполнения с эталонной. Эталон для различных видов движений будет различаться. Например, в гимнастике наибольшее внимание уделяется амплитуде движений, четкому прохождению всех фаз, точности выполнения движений. В игровых видах (баскетбол, волейбол и др.) - положению рук и ног, контролю мяча, уверенности при выполнении упражнения; в метаниях - дальности и точности полета снаряда.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими считаются ошибки, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся: неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это ошибки, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, количественный показатель ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это ошибки, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценивание динамики развития физических способностей в зависимости от индивидуального уровня физического развития
Тестирование физических способностей обучающихся производится с 1 класса. Контроль ведется в течение всего учебного года. Оценивание производиться на основе сравнения полученных результатов тестов с показанными результатами обучающихся, который были выполнены в прошлом учебном году, четверти (далее - исходный результат).
Основной акцент в оценивании учебных достижений по адаптивной физической культуре обучающихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических способностей, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
Слайд 21
Материально – техническое обеспечение
При реализации программы по адаптированной физической культуре для обучающихся с РАС образовательная организация наряду с общим материально-техническим обеспечением реализации программ по физической культуре обеспечивает:
балансиры;
фитболы;
тренажеры для сенсорной интеграции;
коммуникативные доски;
игрушки для сенсорной стимуляции;
тактильные, цветовые пространственные ориентиры и др.;
видеофильмы, соответствующие тематике программы по адаптивной физической культуре (алгоритмы упражнений, социальные истории и т.д.);
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по адаптивной физической культуре;
спортивный инвентарь с различными сенсорными характеристиками;
игровой материал для активизации внимания, развития мелкой моторики.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
8