СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к презентации «Реализация содержания АОП по ФК для обучающихся с РАС» (вариант 8.2)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель реализации программ по предмету «Адаптивная физическая культура» – обеспечение овладения обучающимися с РАС необходимым уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к презентации «Реализация содержания АОП по ФК для обучающихся с РАС» (вариант 8.2)»

Методический материал к презентации

«Реализация содержания АОП по ФК для обучающихся с РАС» (вариант 8.2)


Слайд 1

Примерные рабочие программы по адаптивной физической культуре для обучающихся с расстройствами аутистического спектра разработана с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В программах предусмотрены различные виды деятельности для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Специальные виды деятельности обеспечивают вариативность подходов к организации уроков.

Программы по АФК учитывают особенности развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). Они имеют коррекционную направленность, содействуют всестороннему развитию их личности, формированию осознанного отношения к своему здоровью, развитию основных физических способностей, компенсации нарушенных функций организма. 

Слайд 2

Цель реализации программ по предмету «Адаптивная физическая культура» – обеспечение овладения обучающимися с РАС необходимым уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Слайд 3

Основные задачи реализации адаптивной физической культуры для обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра:

  • укрепление здоровья, закаливание организма, формирование осанки и коррекция ее нарушений;

  • развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков, навыков основных движений (бег, ходьба, метание, прыжки, лазание и другие);

  • совершенствование основных физических способностей (силовых, скоростных, выносливости, координационных, включая способность к статическому и динамическому равновесию);

  • профилактика и коррекция нарушений физического и психомоторного развития;

  • воспитание базовых гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

  • развитие физической работоспособности;

  • воспитание познавательных интересов, знакомство детей доступными теоретическими сведениями по физической культуре;

  • воспитание интереса к занятиям адаптивной физической культурой;

  • формирование потребности в систематических занятиях физической культурой;

  • воспитание нравственных, моральным и волевых качеств (включая смелость, упорство в достижении цели), формирование навыков этикета и культурного поведения.

Слайд 4

Образовательный процесс на уроках АФК имеет коррекционный характер. Его содержание обусловлено особенностями психофизического развития обучающихся с РАС. Он базируется на обще дидактических и специальных принципах адаптивной физической культуры.

Основными подходами реализации Программы являются:

  • программно-целевой, который предполагает создание единой системы планирования и своевременного внесения корректив в планы;

  • комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса.

Слайд 5

Принципы реализации программы:

  • использование специальных методов, приёмов и средств обучения;

  • информационная компетентность участников образовательного процесса в образовательной организации;

  • вариативность решения поставленных задач, посредством применения различных средств АФК;

  • включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса.

Слайд 6

Место учебного предмета в учебном плане

На уровне начального общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура». Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» составляет 340 часов за пять лет и 408 часов за шесть лет обучения при проведении 2 уроков адаптивной физической культуры в неделю (по 68 часов ежегодно).

На уровне основного общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, за счет включения обучающихся во внеурочную деятельность по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлениям.

На уровне среднего общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности». Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» на уровне среднего общего образования, составляет 210 часов за 2 учебных года из расчета 35 учебных недель, 2/3 часа в неделю в каждом классе.

Слайд 7

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

  • Максимально раннее начало коррекционно-развивающей работы и комплексной абилитации/реабилитации, с использованием средств, методов и форм физической культуры и спорта.

  • Пролонгирование процесса обучения двигательным действиям.

  • Щадящий, здоровье сберегающий режим обучения и физических нагрузок, предусматривающий строгую регламентацию деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями, индивидуализацию темпа обучения для разных групп детей с РАС.

  • Специальная работа по развитию жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и основных движений, характеризующих физическую подготовленность обучающихся.

  • Специальная работа по развитию координационных способностей (статического и динамического равновесия, дифференциации мышечных напряжений).

  • Специальная (коррекционная) работа по преодолению отклонений обучающихся в развитии психомоторной сферы.

  • Интеграционный подход к сенсорно-перцептивному и моторному развитию обучающихся.

  • Формирование у обучающихся способности регулировать психоэмоциональное состояние, развитие эмоциональной и волевой сферы средствами физической культуры и спорта.

  • Формирование способности к пространственно-временной ориентировке построения двигательного действия, глазодвигательной координации, мелкой и крупной моторики.

  • Преодоление трудностей в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.).

  • Формирование социальных и коммуникативных навыков, развитие эмоциональной сферы.

  • Использование специального оборудования, технологий для коммуникации (при необходимости).

Слайд 8

Специфические особые образовательные потребности в начале обучения.

• необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в спортивном зале, особенно на начальных этапах обучения;

• готовность педагога к возможной бытовой беспомощности и медлительности ученика, проблемам с посещением туалета, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью, которые вызваны задержкой формирования навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

• специальная поддержка (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

• дозированное тьюторское сопровождение и поддержка обучающегося в учебной деятельности на уроках АФК;

• четкая и упорядоченная временно-пространственная структура урока АФК, как основа самоорганизации деятельности обучающегося, понимания им происходящего на занятии;

• специальная работа по включению обучающегося с РАС в урочную деятельность в группе с другими детьми: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной, активное использование похвалы, формирование адекватного и продуктивного восприятия замечания в свой адрес и в адрес других обучающихся;

• организация обучения ребенка и оценка его достижений с учетом специфики усвоения им «простой» и «сложной» информации;

• специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающая их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

• создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

• установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

• трансляция установки на эмоциональный контакт одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлечение обучающихся в доступное взаимодействие;

• специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;

• учет избирательности в социальном развитии обучающегося с РАС.

Слайд 9

Характеристика двигательного развития обучающихся с РАС младшего школьного возраста

В двигательной сфере у обучающихся с РАС отмечаются нарушения крупной и мелкой моторики, наличие стереотипных движений.

Для них свойственны искажения основных базовых действий:

  • неравномерность циклических движений при передвижении, импульсивный бег с искаженным и прерывающимся ритмом,

  • избыточные движения конечностями, растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности,

  • одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.

  • движения вялые или скованные, отсутствует их пластичность, затруднено выполнение упражнений и манипуляций с мячом, из-за нарушений сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

  • отмечаются нарушения в осуществлении и регуляции деятельности различных групп мышц, формировании контроля за выполнением двигательных действий, развитии координации целенаправленных и произвольных движений, ориентации в пространстве, зрительно-моторной координации;

  • наблюдаются сопутствующие движения (синкинезии), стереотипии.

  • младшие школьники с РАС испытывают трудности в понимании инструкции, выполнении двигательного действия самостоятельно и при выполнении движений по образцу.

Перечисленные выше нарушения двигательной сферы усугубляются характерными поведенческими особенностями обучающихся с РАС, вызванными недостаточностью социального взаимодействия и затрудненной коммуникацией.

Слайд 10

Особенности двигательного развития обучающихся с РАС подросткового возраста

У обучающихся подросткового возраста с РАС отмечается:

  • своеобразное развитие моторных функций, которое выражается в неумении выполнять плавные движения,

  • обучающиеся неловкие, неуклюжие, недостаточно координированные в походке,

  • имеют недостаточно развитую тонкую моторику.

  • встречаются значительные отклонения в самоконтроле программы движения.

Слайд 11

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы представлены на уровень образования. Распределение указанных результатов по годам обучения предполагает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения АОП.

Слайд 12

Личностные результаты обучающихся проявляются в:

  • положительном отношении к урокам физкультуры, к школе;

  • интересе к новому учебному материалу;

  • ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности;

  • навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;

  • овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (ловля, метание предмета; ползание, подтягивание руками и др);

  • развитии навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Слайд 13

Метапредметные результаты по «Адаптивной физической культуре» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • планировать и контролировать учебные действия;

  • строить небольшие сообщения в устной форме;

  • проводить сравнения по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;

  • устанавливать аналогии.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

  • различать способы и результаты действия;

  • принимать активное участие в групповой и коллективной работе;

  • адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, других людей.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач на уроках физкультуры;

  • активно проявлять себя в командных играх, понимая важность своих действий для конечного результата.

Слайд 14

Целевым ориентиром освоения обучающимися с РАС программы по адаптивной физической культуре являются предметные результаты освоения программы по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Предметные результаты освоения программного материала для каждого обучающегося с РАС определяются индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, особенностей развития моторики и психомоторики. Обучающиеся с РАС должны уметь использовать полученные в ходе занятий теоретические знания на практике: в условиях тренировочных занятий, соревновательной деятельности, а также в повседневной двигательной деятельности.

Слайд 15-19

Пояснение слайдов

Модуль

Разделы 

Дифференциация требований к процессу и планируемым результатам занятий к группам обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ

Слайд 15

Знания о физической культуре


С помощью педагога, вспомогательного материала (карточки, план, наглядность и т.д.):

- рассказывает историю зарождения адаптивной физической культуры, историю первых Олимпийских игр;

- объясняет понятия «физическая культура», «режим дня»;

- объясняет назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков адаптивной физической культурой; подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных

физических качеств;

ориентируется в понятии «физическая подготовка»;

- знает требования ГТО;

- характеризует основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость);

- называет основные способы и особенности движений и передвижений человека, роль и значение психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

- кратко рассказывает о назначении скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- рассказывает о роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

- называет и применяет термины из разучиваемых упражнений, объясняет их функциональный смысл и направленность воздействия на организм;

- отвечает на вопросы о физических качествах и общих правилах их тестирования;

- называет индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

- называет основные причины травматизма на занятиях физической культурой и правила их предупреждения.

Слайд 16

Гимнастика с элементами акробатики

Обучение основным гимнастическим элементам 

- Выполняет упражнение совместно с педагогом с опорой на визуальный план и с использованием зрительных пространственных ориентиров;

- наблюдает за своим состоянием, сообщает о дискомфорте и перегрузках;

- выполняет упражнения на координацию и равновесие на месте и в движении.


Обучение элементам акробатики 

- Выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию, с визуальной опорой (карточки, схемы и т.д.);

- включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

-показывает на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом;

- проговаривает порядок выполнения и термины;

- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации до10 секунд;

- выполняет на память серию упражнений;

- выполняет упражнения под заданный ритм.


Общеразвивающие упражнения 

- Выполняет упражнение целостно по образцу;

- включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

-показывает на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом;

- проговаривает порядок выполнения действия и термины;

- выполняет последовательно несколько упражнений (допустимо использование визуальной подсказки в виде картинок или текста), проговаривает порядок выполнения;

- умеет работать с тренажерами;

- выполняет упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта).

Слайд 17

Легкая атлетика

Обучение технике ходьбы и бега 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Соблюдает правила поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

- соблюдает правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

- Выполняет упражнение с опорой на визуальный план и с использованием зрительных пространственных ориентиров;

- правильно осуществляет технику ходьбы и бега;

- проговаривает порядок выполнения действия и в соответствии с этим выполняет действие;

- удерживает правильную осанку при ходьбе и беге;

- выполняет упражнения по чередованию работы рук и ног (Например, чередует хлопок с шагом);

- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации 10 секунд;

- по инструкции выполняет упражнение со сменой темпа выполнения;

- выполняет дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое


Обучение метанию малого мяча.

Прыжкам.

- Выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением по подражанию, с визуальной опорой (карточки, схемы и т.д.);

- включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

- показывает и называет на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом;

- выполняет серию упражнений (возможно использование визуальных опор в виде пиктограмм или текста) с проговариванием;

- умеет работать с тренажерами;

- выполняет упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта);

- выполняет упражнение под самостоятельный счет;

Слайд 18

Спортивные игры

Обучение игре в волейбол, баскетбол, футбол 

- Играет по правилам без облегчений;

- взаимодействует в игровой деятельности с другими обучающимися и судьями;

- соблюдает правила поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

- соблюдает правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

- соблюдает правила экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

- знает правила игр;

- включается в игровую деятельность;

- знает назначение спортивного инвентаря;

- вступает во взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности.

Слайд 19

Зимние виды спорта

Обучение основным элементам лыжной подготовки 

- Выполняет упражнение целостно с предварительным комментарием наглядного оформления действия;

- выполняет упражнение совместно с педагогом с опорой на визуальный план;

- знает правила техники безопасности при ходьбе на лыжах;

- удерживает правильную осанку при ходьбе и беге на лыжах;

- передвигается по учебной лыжне в заданной технике;

- выполняет упражнения на перекрестную координацию;

- проговаривает правила соревнований

Плавание

Обучение основным элементам плавания 

С направляющей и контролирующей помощью педагога соблюдает правила:

- личной гигиены и закаливания организма;

- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой;

- соблюдает правила техники безопасности;

- выполняет дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое.

Слайд 20

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка предметных результатов по физической культуре представляет собой оценку достижения обучающимся с РАС планируемых результатов.

При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с РАС с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний учебного предмета «Адаптивная физическая культура».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Оценивание двигательных умений производится на основе сравнения техники выполнения с эталонной. Эталон для различных видов движений будет различаться. Например, в гимнастике наибольшее внимание уделяется амплитуде движений, четкому прохождению всех фаз, точности выполнения движений. В игровых видах (баскетбол, волейбол и др.) - положению рук и ног, контролю мяча, уверенности при выполнении упражнения; в метаниях - дальности и точности полета снаряда.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими считаются ошибки, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся: неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это ошибки, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, количественный показатель ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это ошибки, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Оценивание динамики развития физических способностей в зависимости от индивидуального уровня физического развития

Тестирование физических способностей обучающихся производится с 1 класса. Контроль ведется в течение всего учебного года. Оценивание производиться на основе сравнения полученных результатов тестов с показанными результатами обучающихся, который были выполнены в прошлом учебном году, четверти (далее - исходный результат).

Основной акцент в оценивании учебных достижений по адаптивной физической культуре обучающихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических способностей, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

Слайд 21

Материально – техническое обеспечение

При реализации программы по адаптированной физической культуре для обучающихся с РАС образовательная организация наряду с общим материально-техническим обеспечением реализации программ по физической культуре обеспечивает:

  • балансиры;

  • фитболы;

  • тренажеры для сенсорной интеграции;

  • коммуникативные доски;

  • игрушки для сенсорной стимуляции;

  • тактильные, цветовые пространственные ориентиры и др.;

  • видеофильмы, соответствующие тематике программы по адаптивной физической культуре (алгоритмы упражнений, социальные истории и т.д.);

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по адаптивной физической культуре;

  • спортивный инвентарь с различными сенсорными характеристиками;

  • игровой материал для активизации внимания, развития мелкой моторики.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!