СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал на тему _Самомассаж лицевых мышц_

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал на тему _Самомассаж лицевых мышц_

Просмотр содержимого документа
«Методический материал на тему _Самомассаж лицевых мышц_»

«Самомассаж лицевых мышц»

Массаж – совокупность приёмов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека.

Массируя кожу, мы воздействуем на все её слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана.

Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать или оживлять утраченные рефлексы.

Приёмы массажа:

  • Поглаживание;

  • Растирание;

  • Вибрация и поколачивание;

  • Разминание;

  • Плотное нажатие.

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Для снижения тонуса мышц основные движения – поглаживания, растирание; движения выполняются в медленном темпе. Для активации работы мышц основные движения – растирание, разминание; движения выполняются в быстром темпе.

Массаж противопоказан при соматических или инфекционных заболеваниях в остром периоде, конъюнктивитах, острых и хронических заболеваниях кожных покровов, гингивитах, стоматитах, при наличии герпеса на губах или других инфекций полости рта, при наличии увеличенных лимфатических желез, резко выраженной пульсации сонной артерии, аллергии, солнечном ожоге.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

  • Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

  • Можно использовать многократно в течение дня.

  • Можно использовать без специального медицинского образования.

Требования к выполнению упражнений:

  • Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, так как массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.

  • В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объём движений, скорость, точность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

  • По мере знакомства детей с приёмами движения пальцев, рук станут более координированными и точными.

Методика проведения самомассажа:

  • Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу.

  • Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.

  • Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

  • В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.

  • Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.

  • Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю – для активации, медленную – для расслабления). Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

В пособии Куликовской Т.А. «Массаж лицевых мышц для малышей» предлагаются комплексы упражнений, которые помогут детям овладеть элементарными приёмами массажа лицевых мышц, участвующих в артикуляции звуков и необходимых для выражения различных эмоций. Упражнения сопровождаются красочными иллюстрациями и стихотворными текстами, с помощью которых дети получат представление о временах года и их признаках.

Предлагаем некоторые упражнения для самомассажа лицевых мышц.







Самомассаж мышц лица, губ

Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия ребенком

Самомасаж мышц лица

1.

Лоб погладили мы нежно


И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук

на области головы, на лбу,

соединить пальцы в корзиночку, и затем

погладить ладонями по лбу, волосам,

опускаясь вниз через уши и

боковые поверхности шеи к плечам.

2.



Умываюсь я всегда,

Вот какая чистота!



Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны,

к

ушам, а затем по переднебоковой

части шеи к яремной ямке

3.


И поглажу лоб,


Чтоб он хмуриться не мог



Поглаживание лба от центра к вискам.

4.




Как погладить лобик нам


Не сдвигая кожу там.




Круговые растирание от середины

лба к вискам.












5.









Постучали пальчики,

Как на барабанчике.











Легкое постукивание или похлопывание

кончиками пальцев по лбу.

6.


Мы по складочкам пройдем,



Все морщинки уберем.

Движения: поглаживание, а затем круговое растирание пальцами по трем лицевым

линиям.

7.

Щечки крепко разомнем –



Рисовать там круг начнем.

Круговое разминание щек,

начиная от жевательных мышц к

уголкам рта.

8.

Гусь пришел, и гусь гогочет.


Пощипать за щечки хочет.

Легко пощипывать щеки указательным

и большим пальцами.

9.


Пожалею щёки я,


Поглажу их любя.

Легкое круговое поглаживание щек.

10.

Язык рисует большие круги,


а ладонью щечку сильнее

прижми.

Круговые движения языка с внутренней

стороны щёк и губ: а ладошкой снаружи

прижимать щеку. «Нарисовать» 5-6 кругов

в одну и другую стороны.

11.

Погладим сверху вниз,


сверху вниз – это мой такой каприз.

Указательными пальцами поглаживать

от скуловой кости вниз, затем растирать по тем же линиям, начиная

от жевательных мышц.

12.

Самовар пыхтит: «Пых-пых!» -

Надо сделать перерыв.

Сжать губы, надуть щёки,

удержать воздух 2-3 секунды и

выпустить через губы, произнося: «Пых!»

Самомассаж губ


Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия

1.

Чтоб расслабилась губа –

Рисовать усы пора.

Движение указательными пальцами

от середины верхней губы к углам

рта, чтобы активизировать и

от углов рта к середине,

чтобы расслабить.

2.

В уголках я рта кручу –

Расслабить мышцы я хочу.

Круговое разминание в углах рта

3.

Да-да-да есть у деда борода.


Ду – ду – ду – расчешу я бороду.


Да – да – да – надоела борода.


Ды – ды – ды – больше нет бороды.

Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины

подбородка к ушам. Затем растирать,

далее разминать круговыми движениями,

потом легко пощипать. Закончить легким

поглаживанием.


4.



С губами я играю,


то найду, то потеряю.


Всасывать верхнюю и нижнюю губы попеременно. Внутри языком облизывать губы.

5.

Зажму я верхнюю

и нижнюю губу,

Птичий клювик получу,

Влево-вправо покручу.

Зажимать между пальцами верхнюю и нижнюю губы, двигать ими вправо-влево, вверх-вниз.

6.



Побегу по лесенке
и спою я песенку.


Указательным и средним пальцем перебирать по губам, движением сверху вниз

7.


Зубы как расческа,

гладят губы ловко.


Поглаживать губ зубами.

8.


У индейцев клич такой,


Постучи вот так рукой.


Длительно говорить «а» и

похлопывать по рту ладонью.





Ладошка – это солнышко,

А пальчики – лучи.

Поет о солнце скворушка,

Кричат о нем грачи.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 1.

Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать пальцы НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ (НД) – от кончиков пальцев к основанию.

Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец – опустить («клюв открыт»).

Солнышко милое,

Поделись своей силою!

Просыпайтесь, лучики,

Согревайтесь, рученьки.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 2.

Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки.

Поочередно растирать пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.

Пальцы-лучики проснулись,

Наклонились, потянулись,

Быстро встали на зарядку, рассчитались по порядку.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 3.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и называть пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 4.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбу.

НД – от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,

К щечкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 5.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по щекам.

НД – от носа к средней части ушей.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Комплекс 1. Солнышко проснулось.

Упражнение 6.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Если солнце пригревает,

В небе ласточка летает,

Стало сухо и тепло –

Значит, лето к нам пришло.

Комплекс 2. Времена года.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Если дождь стучит по крыше

То сильней, то тише, тише,

Землю всю листва укрыла –

Значит, осень наступила.


Комплекс 2. Времена года.

Упражнение 2.

Постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

И укутали дома –

Значит, к нам пришла зима.

Комплекс 2. Времена года.

Упражнение 3.

Спиралевидные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Если тает снег и лёд,

Ручеёк журчит, поёт,

Мишке стало не до сна –

Значит, к нам пришла весна.

Комплекс 2. Времена года.

Упражнение 4.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Лето, лето, лето!

Летом много света.

Солнце светит ярко,

Стало очень жарко.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Лето, лето, лето!

Тёплый дождик, где ты?

Погуляем под дождем

И, быть может, подрастем.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 2.

Постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

В тёплый солнечный денек

Прилетел к нам ветерок,

Стал волною он играть,

Нашу лодочку качать.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 3.

Волнообразные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Подари нам, лето,

Солнечного света,

Тёплую погоду,

Дальние походы.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 4.

Зигзагообразные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Лето, лето, лето!

Солнышком согреты

И деревья, и кусты,

И душистые цветы.

Комплекс 3. Лето.

Упражнение 5.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Краски яркие взяла.

Стала желтою трава,

Разноцветною листва.

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Сильный ветер принесла.

Листья пёстрые лётят…

Осень любит листопад!

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 2.

Спиралевидные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 3.

Постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг,

Вам пора лететь на юг!»

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 4.

Зигзагообразные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай,

Собирай-ка урожай.

Комплекс 4. Осень.

Упражнение 5.

Пощипывающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Повторение 1 упражнения из комплекса 4.

Смотрят дети из окна:

По дорожке ледяной

В гости к ним идет зима

В белой шубке меховой.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Белая метелица

По дорогам стелется,

Закружилась над землей,

Затянула небо мглой.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 2.

Спиралевидные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

За снежинками снежинки

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 3.

Легкие постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

На ветвях развесил иней

Ночью Дедушка Мороз.

Он сегодня очень сильный –

Щиплет щёки, лоб и нос.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 4.

Пощипывающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Побежим домой скорей.

Не догонит нас Мороз!

Рукавичкой посильней

Разотрём мы щеки, нос.

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 5.

Растирающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Завтра снова будем мчаться

На коньках и на санях

И на лыжах с гор кататься –

Ведь зима у нас в гостях!

Комплекс 5. Зима.

Упражнение 6.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Мы весну встречаем

С первыми ручьями.

Они весело бегут,

Звонко песенку поют.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 1.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Первые капели

В полдень зазвенели.

Стал мороз весною слаб,

Снегу жарко: кап, кап, кап.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 2.

Постукивающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Шлёпаем по лужам

После зимней стужи.

Каждый год весной потоп.

Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 3.

Похлопывающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Льдинки звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распушились

На осине и ольхе.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 4.

Зигзагообразные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Обогрела всех весна,

Пробудился лес от сна.

Все, кто спал, весной проснулись.

Птицы с юга к нам вернулись.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 5.

Спиралевидные движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Землю солнышко согрело,

И трава зазеленела.

День весенний стал длиннее,

Небо ярче и синее.

Комплекс 6. Весна.

Упражнение 6.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!