МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»
Материал для выступления на тему
«Роль образовательной среды ДШИ в социальной интеграции
детей с ОВЗ»
Материал подготовила:
Ковалева Тамара Дмитриевна,
педагог дополнительного образования.
2016
Роль образовательной среды ДШИ в социальной интеграции
детей с ОВЗ
Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами, и, которые в новой системе ценностей рассматриваются как люди с особенностями развития, в том числе это относится и к умственно отсталым людям.
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению.
Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве образовательного учреждения, предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в общий образовательный процесс, а учреждение образования создает им для этого необходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями. Учатся «особые» дети по общим дополнительным программам, но педагоги всегда используют индивидуальный подход в их обучении. Внедрение в работу детских объединений реализуемых направленностей дополнительного образования – метода интегративного подхода позволяет детям, имеющим нарушения развития, наряду со своими здоровыми сверстниками, осваивать базовые знания, умения и навыки по предметным областям. Особым подвидом в организации процесса дополнительного образования являются индивидуальные занятия с детьми побочной линии развития, позволяющие сопровождать образовательный процесс каждого обучающегося (воспитанника) по универсальной траектории с учетом личностных и возрастных особенностей.
Модель индивидуального образования детей с ограниченными возможностями здоровья по программе дополнительного образования включает следующие компоненты:
•педагогическая диагностика уровня творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья как основа для разработки индивидуальных адаптированных дополнительных образовательных программ;
•определение направленности индивидуальных адаптированных дополнительных образовательных программ, обусловленное индивидуальными психофизиологическими особенностями ребенка и его творческими способностями (например, выявлены задатки художественных либо музыкальных, речевых и т.д. творческих способностей);
•разработка и создание индивидуальных адаптированных дополнительных образовательных программ;
•согласование индивидуальных адаптированных дополнительных образовательных программ развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи;
•реализация индивидуальных адаптированных дополнительных образовательных программ;
•портфолио достижений ребёнка с ОВЗ, участие в конкурсах, выставки творческих работ;
• педагогический мониторинг, отражающий вводные, промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуальных адаптированных дополнительных образовательных программ
Программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу находить оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или отдельным ребёнком.
Содержание образовательных программ должно соответствовать современным образовательным технологиям, достижениям культуры, национальным традициям и особенностям регионов, возрастным особенностям обучающихся. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов учреждениям дополнительного образования рекомендуем организовывать образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учётом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, особых учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.
Форма организации занятий:
Индивидуальные занятия на дому по месту проживания ребенка. Если состояние ребёнка позволяет проводить занятия вне дома, то для их проведения в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади не менее 12 кв.м. Общее освещение мастерской лучше обеспечивать люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению.
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа (итого - 72 часа в год).
Для достижения поставленной цели и задач, при учете психофизиологических особенностей обучающихся, направленности индивидуальных адаптированных дополнительных образовательных программ, педагогом используются разнообразные формы, методы, принципы и средства учебно-воспитательной работы.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: занятия – объяснения, занятия обобщения и систематизации знаний, контрольно – проверочные занятия, занятия – путешествия, комбинированные занятия, итоговые, контрольные занятия, занятия – игра, творческая мастерская, конкурсы, познавательные игры, викторины, экскурсии, выставка творческих работ.
На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья основными методами являются объяснительно–иллюстративный метод, репродуктивный, игровой.
Наглядность, как ведущий педагогический метод.
Игра, как основной вид деятельности детей.
Традиционные методы народной педагогики: подражание, диалог.
Побуждение к индивидуальной творческой деятельности детей.
Создание проблемно-поисковых ситуаций.
Создание ситуации успеха.
Метод импровизации.
Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение) применяется при разучивании стихотворных форм элементов пальчиковой гимнастики и физкультминуток. Словесные методы применяются также при обучении использования различных инструментов и приспособлений в работе с соленым тестом.
При определении системы работы по развитию творческих способностей следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего тем или иным заболеванием, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет интерес у ребенка и, за счет положительной эмоциональной стимуляции, будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности. Причём игры зачастую ведут и к развитию ассоциативности и диалектичности мышления.
Каждое занятие по темам программ, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задани
В процессе реализации индивидуальных адаптированных дополнительных образовательных программ осуществлялось диагностическое исследование развития творческих способностей детей, которое можно условно разделить на 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный
Для того чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Это очень сложный и важный аспект деятельности педагогов. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок.
Работая с нашими детьми, мы понимаем, чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.
Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. - Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. - Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке. Для таких детей необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации преподавателями.
Таким образом, необходимо повышение квалификации педагогов посредством семинаров, круглых столов, конференций с приглашением педагогов-дефектологов, а также Интернет-конференций, которые позволят получать бесценный опыт специалистов в области инклюзивного образования из разных городов России.
Таким образом, - ребенок с особыми образовательными способностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке; - ребенок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к нормальной; - учиться могут все дети, а значит, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.