Замолвите слово о вещем Олеге …
Шмаринов Д.А. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина Песнь о вещем Олеге, 1949.
История государства Российского
Бессмертный труд нашего знаменитого историографа Николая Михайловича Карамзина (1766-1826гг.), - представляет собою одну из самых важных основ русского самосознания.
В этом труде, громадному по объему и богатейшему по содержанию, Карамзин, посвятивший ему половину всей жизни своей, подвел самый точный и самый полный итог всему, что было достигнуто русскою наукой и русскою общественною жизнью. «История» Карамзина навсегда останется для всех истиннорусских людей, трудом классическим, к которому с величайшим уважением относятся, и будут относиться последующие поколения. Этот славный труд не простой плод усилий многостороннего и кропотливого ученого - а подвиг гражданина, глубоко преданного своему отечеству. Созданная Карамзиным «История Государства Российского», стала и останется надолго книгою, которая должна, служить краеугольным камнем каждой русской библиотеки, как общественной, так и частной.
Отрывки из «Предания веков» Н.М.Карамзина. /М. Изд. «Правда», 1987 год; Глава V. «Олег – правитель». 879 – 912. Стр. 70 – 81/:
«… Сей мир, выгодный для россиян, был утверждён священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег с воинами оружием и богами народа славянского, Перуном и Волосом. В знак победы герой повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивлённый его славою и богатствами: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим, то есть мудрым, или волхвом.
… Сей герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. … Он совершил на земле дело своё – и смерть его казалась потомству чудесною. «Волхвы, - так говорит летописец, предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нём. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался…»
… Гораздо важнее и достовернее то, что летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слёзы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу государя умершего? Итак Олег не только ужасал врагов: он был ещё любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нём смелого, искусного предводителя, а народ – защитника. … Мудростию правителя цветут государства образованные; но только сильная рука героя основывает великие империи и служит им надёжною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили её бытие могущественное. …
Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости, ежели он хотя юношею пришёл в Новгород с Рюриком. Тело его погребено на горе Щековице, и жители киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою могилою».
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
................................................................
................................................................
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
В.М. Васнецов Встреча Олега с кудесником
Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина
1899г, акварель, Государственный Литературный музей, Москва
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 – 1826)
В апреле 1821 года К.Ф.Рылеев по предложению А.А.Дельвига был принят в члены – сотрудники «Вольного общества любителей русской словесности». Выполняя задачи общества, уделявшего огромное внимание разработке отечественной истории, прославлению её «великих мужей», поэт замысливает серию дум, написанных в духе гражданско – героического романтизма. Цель их написания К.Ф.Рылеев разъяснял словами прогрессивного польского писателя и политического деятеля Ю.У.Немцевича (1757 – 1841), автора исторических песен (1816): «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти».
Поэт славит мужественность, проявленную в борьбе за национальную самостоятельность и независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества. А.С.Пушкин, прочтя в 1822 году думу «Олег Вещий» (1822), указал на неточность: во времена Олега у России ещё не было герба, а Олег прибивает свой щит с этим гербом к царьградским воротам. Но К.Ф.Рылеев не исправил неточность при переиздании думы. Ему дорога была не историческая верность, а патриотическая идея, которая могла проводиться и через вымышленную деталь.
Олег вещий
Наскучив мирной тишиною, Собрал полки Олег И с ними полетел грозою На цареградский брег.
Покрылся быстрый Днепр ладьями, В брегах крутых взревел И под отважными рулями, Напенясь, закипел.
Дружина храбрая героев На славные дела, Сгорая пылкой жаждой боев, С веселием текла.
В пути ей не были преграды Кремнистых гор скалы, Днепра подводные громады, Ни ярых вод валы.
Седый Олег, шумящей птицей, В Евксин через Лиман - И пред Леоновой столицей Раскинул грозный стан!
Мгновенно войсками покрылась Окрестная страна, И кровь повсюду заструилась, - Везде кипит война! Объятый праведным презреньем, Берёт князь русский дань, Дарит Леона примиреньем - И прекращает брань.
Но в трепет гордой Византии И в память всем векам Прибил свой щит с гербом России К царьградским воротам.
Успехом подвигов довольный И славой в тех краях, Олег помчался в град престольный На быстрых парусах.
Народ, узрев с крутого брега Возврат своих полков, Прославил подвиги Олега И восхвалил богов.
Весь Киев в пышном пированье Восторг свой изъявлял И князю Вещего прозванье Единогласно дал. В.М. Васнецов Прощание с конём Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина 1899г, акварель, Государственный Литературный музей, Москва
| Горят деревни, селы пышут, Прах вьётся средь долин; В сердцах убийством хладным дышат Варяг и славянин.
Потомки Брута и Камилла Сокрылися в стенах; Уже их нега развратила, Нет мужества в сердцах.
Их император самовластный В чертогах трепетал И в астрологии, несчастный! Спасения искал.
Меж тем, замыслив приступ смелый, Ладьи свои Олег, Развив на каждой парус белый, Вдруг выдвинул на брег.
«Идём, друзья!» — рек князь России Геройским племенам - И шёл по суше к Византии, Как в море но волнам.
Боязни, трепету покорный, Спасти желая трон, Послов и дань — за мир позорный К Олегу шлёт Леон.
Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись на седло, С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели. |
Николай Михайлович Языков (1858 – 1847)
Точка зрения Н.М.Языкова на историю отечества, в том числе на Древнюю Русь, близка пушкинскому пониманию. Об этом свидетельствует баллада «Олег», испытывающая явное влияние «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Сюжет «Олега» включает в себя изображение «тризны плачевной», о которой лишь упоминается у А.С.Пушкина. Вслед за ним стихотворец старается исторически точно передать реалии эпохи. Тем не менее Н.М.Языков по – иному смотрит на Олега, эпоху, в которой он жил.
Олег
Не лес завывает, не волны кипят
Под сильным крылом непогоды;
То люди выходят из киевских врат:
Князь Игорь, его воеводы,
Дружина, свои и чужие народы
На берег днепровский, в долину спешат:
Могильным общественным пиром
Отправить Олегу почетный обряд,
Великому бранью и миром.
Пришли - и широко бойцов и граждан
Толпы обступили густыя
То место, где черный восстанет курган,
Да Вещего помнит Россия;
Где князь бездыханный, в доспехах златых,
Лежал средь зеленого луга;
И бурный товарищ трудов боевых -
Конь белый - стоял изукрашен и тих
У ног своего господина и друга.
Все, малый и старый, отрадой своей.
Отцом опочившего звали;
Горючие слезы текли из очей.
Носилися вопли печали;
И долго и долго вопил и стенал
Народ, покрывавший долину:
Но вот на средине булат засверкал.
И бранному в честь властелину
Конь белый, булатом сраженный, упал
Без жизни к ногам своему господину.
Все стихло... руками бойцов и граждан
Подвигнулись глыбы земныя...
И вон на долине огромный курган,
Да Вещего помнит Россия!
Волнуясь, могилу народ окружал,
Как волны морские, несметный;
Там праздник надгробный сам князь начинал:
В стакан золотой и заветный
Он мед наливал искрометный,
Он в память Олегу его выпивал;
И вновь наполняемый медом,
Из рук молодого владыки славян,
С конца до конца, меж народом
Ходил золотой и заветный стакан.
Тогда торопливо, по данному знаку,
Откинув доспех боевой,
Свершить на могиле потешную драку
Воители строятся в строй;
Могучи, отваги исполнены жаром,
От разных выходят сторон.
Сошлися - и бьются... Удар за ударом,
Ударом удар отражен!
Сверкают их очи; десницы высокой
И ловок и меток размах!
Увертливы станом и грудью широкой,
И тверды бойцы на ногах!
Расходятся, сходятся... сшибка другая -
И пала одна сторона!
И громко народ зашумел, повторяя
Счастливых бойцов имена.
Тут с поприща боя, их речью
приветной
Князь Игорь к себе подзывал;
В стакан золотой и заветный
Он мед наливал искрометный,
Он сам его бодрым борцам подавал;
И вновь наполняемый медом,
Из рук молодого владыки славян,
С конца до конца, меж народом
Ходил золотой и заветный стакан.
Вдруг,- словно мятеж усмиряется
шумный
И чинно дорогу дает,
В.М. Васнецов Когда поседелый в добре и разумный
Тризна. Иллюстрация к Боярин на вече идет -
"Песни о вещем Олеге" Толпы расступились - и стал среди схода
А.С.Пушкина 1899 г. , С гуслями в руках славянин.
aкварель, Кто он? Он не князь и не княжеский сын,
Государственный Не старец, советник народа,
Литературный музей, Не славный дружин воевода,
Москва Не славный соратник дружин;
Но все его знают, он людям знаком
Красой вдохновенного гласа...
Он стал среди схода - молчанье кругом,
И звучная песнь раздалася!
Он пел, как премудр и как мужествен был
Правитель полночной державы;
Как первый он громом войны огласил
Древлян вековые дубравы;
Как дружно сбирались в далекий поход
Народы по слову Олега;
Как шли чрез пороги под грохотом вод
По высям днепровского брега;
Как по морю бурному ветер носил
Проворные русские челны;
Летела, шумела станица ветрил
И прыгали челны чрез волны;
Как после, водима любимым вождем,
Сражалась, гуляла дружина
По градам и селам, с мечом и с огнем
До града царя Константина;
Как там победитель к воротам прибил
Свой щит, знаменитый во брани,
И как он дружину свою оделил
Богатствами греческой дани.
Умолк он - и радостным криком похвал
Народ отзывался несметный,
И братски баяна сам князь обнимал;
В стакан золотой и заветный
Он мед наливал искрометный,
И с ласковым словом ему подавал;
И вновь наполняемый медом,
Из рук молодого владыки славян,
С конца до конца, меж народом
Ходил золотой и заветный стакан. 1826
Владимир Владимирович Высоцкий (1938 – 1980)
В.В.Высоцкий оставил большое творческое наследие. Широко известен как один из создателей и выдающихся мастеров авторской песни. Шестидесятые годы – это было время возрождения русской поэзии. «Песня о вещем Олеге создавалась В.В.Высоцким в период работы в Московском театре драмы и комедии на Таганке (1964 – 1980)
Песня о вещем Олеге
Как ныне сбирается вещий Олег Щита прибивать на ворота, Как вдруг подбегает к нему человек - И ну шепелявить чего-то. "Эй, князь, - говорит ни с того ни с сего, - Ведь примешь ты смерть от коня своего!" Но только собрался идти он на вы - Отмщать неразумным хазарам, Как вдруг прибежали седые волхвы, К тому же разя перегаром, - И говорят ни с того ни с сего, Что примет он смерть от коня своего. "Да кто вы такие, откуда взялись?! - Дружина взялась за нагайки, - Напился, старик, - так пойди похмелись, И неча рассказывать байки И говорить ни с того ни с сего, Что примет он смерть от коня своего!" Ну, в общем, они не сносили голов, - Шутить не могите с князьями! - И долго дружина топтала волхвов Своими гнедыми конями: Ишь, говорят ни с того ни с сего, Что примет он смерть от коня своего! | А вещий Олег свою линию гнул, Да так, что никто и не пикнул, - Он только однажды волхвов вспомянул, И то - саркастически хмыкнул: Ну надо ж болтать ни с того ни с сего, Что примет он смерть от коня своего! "А вот он, мой конь - на века опочил, - Один только череп остался!.." Олег преспокойно стопу возложил - И тут же на месте скончался: Злая гадюка кусила его - И принял он смерть от коня своего. ...Каждый волхвов покарать норовит, - А нет бы - послушаться, правда? Олег бы послушал - еще один щит Прибил бы к вратам Цареграда. Волхвы-то сказали с того и с сего, Что примет он смерть от коня своего! 1967
|
В.М. Васнецов Олег у костей коня Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина 1899г,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва
Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они... «А где мой товарищ? — промолвил Олег, - Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? все так же ль легок его бег? Все тот же ль он бурный, игривый?» И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.
| . Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
|
Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)
Для В.М.Васнецова русский эпос был той почвой, на которой зиждились его искания вечной красоты и гармонии, устремления к романтическому идеалу, национальному и вечному. Портрет выполнен в конце жизни В.М.Васнецова. Тональная строгость изображения передаёт почтительное отношение М.В.Нестерова к большому мастеру, которого он называл огромным талантом; подчёркнута бодрость духа, эпическая величавость художника в старости. М.В.Нестеров. 1862 – 1942 Портрет В.М.Васнецова. 1925 Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.М. Васнецов . Витязь на распутье. 1882
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
…Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.