МБОУ СОШ № 37
Методический опыт по проблеме:
« Развитие познавательной и творческой активности обучающихся на уроках технологии »
Учитель технологии
Бахмат Елена Анатольевна
г.Шахты
2019г.
"Успешный ученик –
успешное будущее страны"
Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:
1. создание психологического комфорта; 2. ориентация на личность ученика; 3. предоставление благоприятных условий;
4. внедрение инновационных процессов на уроках технологии; 5. взаимодействие с родительской общественностью
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время:
- Проблемное обучение;
- Обучение в сотрудничестве;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Элементы кейс- технологии;
- Проектная технология
Проблемное обучение
- Создаю в учебной деятельности проблемные ситуаций и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности
Обучение в сотрудничестве
Тема урока:
«Плетение корзины из бумаги»
Работа с бумагой и картоном. Урок ведёт Болотина Анна
6 «А» класс
Цель технологии: развитие самостоятельности ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Для успешного проведения урока учеником должно быть: продуманное планирование урока с учетом знаний и умений, приобретенных учащимся в предыдущий год обучения
Тема урока: « Плетение корзины из бумаги»
Уроки взаимообучения
Итог урока
Информационно-коммуникационные технологии
Использование Программы PRO100 на учебном занятии технически эффективно позволяет организовать групповую работу обучающихся и коллективное редактирование. Например, обучающиеся на уроке создают в Программе PRO100 групповой эскиз «Планировка кухни-столовой». В результате, когда дизайн-проект кухни появляется на экране, мы имеем возможность отредактировать и исправить ошибки все вместе.
Планирование кухни-столовой PRO100
Мажорова К.5 «А» кл.
Даже работы первого года обучения удивляют своей завершенностью и неповторимостью.
Антонова Алина,5 «Б» кл.
Ситникова Е. 5 «А» кл.
Комната подростка
Профориентационный Job-кейс
- Профориентационный Job-кейс представляет собой обследование реального мира, в нашем случае мира профессий. Job-кейс включает в себя решение головоломок и задач, требующих от обучающегося умственных усилий. Так же в них содержится следующая информация: история становления и развития профессии, актуальность профессии, необходимые профессиональные требования к человеку для данной сферы деятельности, список учебных заведений, в которых можно получить образование к данной профессии, предприятия, которые предоставляют рабочие места по данной специальности.
Профориентационный Job-кейс
Ученый-физик
Выбрав профессию
физика-атомщика, ты будешь:
- анализировать;
- постоянно узнавать что-то новое;
- ставить эксперименты;
- описывать результаты своей работы;
- подвергать сомнению собственные знания.
Элементарные частицы - мельчайшие неделимые объекты. Из них состоят атомы и атомные ядра
- Чтобы освоить
- профессию, нужны:
- аналитические
- и математические способности;
- хорошая память;
- упорство и терпение;
- умение признавать ошибки.
Физика - наука живая. Думаешь, до тебя уже всё придумали? Неправда! Это одна из самых развивающихся наук, а физика элементарных частиц - раздел о структуре и свойствах элементарных частиц.
- Ученые уже подобрались совсем близко к разгадкам тайн Вселенной. Откуда появилась планета Земля и люди на ней? Как создать машину времени? Возможна ли телепортация? На эти и другие вопросы современная наука ищет ответы и вот- вот найдет.
Проведи эксперимент «У воды есть кожа»
Ученые любят экспериментировать. Проведи эксперимент - стань ученым.
Налей полный стакан воды - до самых краев. Теперь попробуй осторожно опустить в него несколько монет. Видишь, вода начала выливаться из стакана не сразу. До этого можно было поместить в стакан немало монет.
Почему так происходит?
Присядь, чтобы твои глаза оказались на уровне краев стакана. Невероятно - вода возвышается над ними!
Чем больше ты опустишь монет, тем выше поднимется «водяной горб». Вода ведет себя так, будто у нее есть кожа. Но после добавления очередной монеты оболочка не выдержит и разорвется.
Подумай, где еще в обычной жизни ты сталкиваешься с похожим эффектом.
Экскурсии: Ростовский музей шоколада
Повысить мотивацию к творчеству помогает проектная деятельность. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентноспособный и заслуживает рассмотрения. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными
Творческие проекты обучающихся
Алтухова Е.
Проект «Фартук»
Работы в технике «Канзаши»
Селиванова А.
Сысоева Н.
Творческие проекты «Волшебство бумаги»
Тарелка в технике папье- маше
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии позволили мне добиться основного - повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом
Результаты, которых достигли мои ученики, выглядят следующим образом:
2016-2017 учебный год
Предмет
Класс
Технология
5
Технология
%
успеваемости
6
%
100%
Технология
качества знаний
7
Технология
СОК
100%
100%
8
5
100%
100
100%
100%
100%
94,86
10
4
12
100%
3
0
93,45
Средний бал
93
12
19
0
19
0
2
5,0
4,86
0
2
0
4,82
4,82
2017-2018 учебный год
Предмет
Класс
Технология
5
Технология
%
успеваемости
6
%
100%
Технология
качества знаний
7
Технология
СОК
100%
100%
8
5
100%
82,00
100%
100%
100%
100
15
4
19
100%
3
5
97,23
Средний бал
93,45
0
20
0
23
0
1
4,5
5,0
0
1
0
4,92
4,82
2018-2019 учебный год
Предмет
Класс
Технология
Технология
5
%
успеваемости
6
%
100%
Технология
качества знаний
Технология
СОК
100%
100%
7
100%
5
8
100%
92,8
100%
100%
80,62
19
4
16
100%
3
4
100
Средний бал
80,62
7
19
1
0
19
0
4,57
0
4,46
0
0
5,0
5.0
- Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможностидля самореализации.
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии позволили мне добиться основного - повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного. Ведется постоянная работа над повышением качества знаний учащихся.
- Мои ученики с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии
- 1. 2016г. Белая Т. (10 класс) –призер
- 2. 2017г. Белая Т. (11 класс) - призер
- 3. 2018 г. Рабец С. (9 класс) - призер
Участие учащихся в творческих конкурсах и олимпиадах
- Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами в международных олимпиадах и творческих конкурсах: «Молоток» и «ФГОС тест», «Школьное многоборье», «Техника и инструменты в нашем доме», «Осенняя пора – очей очарованье», «Мастерская Деда Мороза», «Дарите женщинам цветы» и многих других.
2018-2019 уч.год
- Городской конкурс рисунков « И.С. Тургенев-читаем и рисуем »
ноябрь 2018г. Малоид Кс.-2 место,Ромахин А.-3 место,Кузнецова А.-
1 место, Панчук М.-2 место
- Региональный конкурс детского рисунка:система добровольной сертификации « Сделано на Дону »
ноябрь 2018г. Твердохлебова В.
- Городской конкурс плакатов « Эти прекрасные страны » октябрь 2018г.
Гоголкина П.-3 место,Гороховцева В.-3 место,
- Городской конкурс буклетов « Эти прекрасные страны » октябрь 2018г.
Держак Д.-3 место,Шевчеко А.-участие
- X Всероссийская олимпиада ФГОС тест по ИЗО сентябрь 2018г.
Жданова А.-1 место в регионе,
- X Всероссийская олимпиада ФГОС тест по технологии сентябрь 2018г.
Жданова А.-1 место в регионе,
- Муниципальный этап XV Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности « Неопалимая купина »
Сумщенко Н.-призер 2018г.
- Всероссийский конкурс «Техника и инструменты в доме», апрель 2018г.
Жданова А.-2 место ,2 место в регионе
- Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Дарите женщинам цветы» март 2018г.
Гусишный Б.- 2место,Алтухова Е.-1 место.
- Городской творческий конкурс «С праздником друг!», «С праздником подруга!» февраль 2018г.
Твердохлебова В- 1 место
- Городской конкурс рисунков «Место подвига Афганистан»
2019 г.
Моринец Ю.-1 место, Твердохлебова В.-2 место, Кузнецова Алина – 3 место, Малоид Кс-2 место
- Городской конкурс рисунков «Цветочный вальс», март 2019г.
Гороховцева В-1 место, Власова В-участие, Алтухова Е участие
- Городской фестиваль декоративно-прикладного творчества «Русь православная»
Твердохлебова В-1 место,2019г.
- Городской конкурс рисунков «Великая страна моя-Россия» 2019г.
Алтухова Е.-1 место,Моренец Ю.-участие,Твердохлебова В-участие,
- Городской фестиваль «Ты ,женщина прекрасна…»
Март 2019г. Алтухова Елена -1 место,2 место
- В процессе педагогической деятельности невозможно стоять на месте. Для того, чтобы идти в ногу с современными стандартами образования учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень. И я стремлюсь к этому – прохожу курсы повышения квалификации, участвую в профессиональных конкурсах, обобщаю опыт своей работы
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
- 22.04.2016 г. Зональный фестиваль педагогического опыта «Содержание и организация образовательной и методической деятельности в региональной практике преподавания предметной области «Технология». Подготовка и проведение мастер- класса по теме: «Методика применения информационных технологий для создания интерьера помещения на уроках технологии в 5-х классах»
- 4.09.2016г. В рамках городского методического семинара учителей технологии представление опыта работы по проблеме «Проектный метод на уроках технологии». «Проектирование кухни-столовой» (работа в программе проектирования и аранжировки мебели PRO100)
- 27-19 марта 2018 г. Сертификат докладчика Межрегионального образовательного форума «Теория и практика современного технологического образования в системе общего образования. Эффекты, перспективы».
- 14.03.19г.Региональная научно-практическая конференция «Региональная практика профессионального и жизненного самоопределения обучающихся в образовательных организациях разного типа: проблемы, эффекты и перспективы»
-
Наличие изданных в педагогической печати учебно-методических материалов
- Создание и информационная поддержка собственной страницы на официальном сайте школы http :// school 37.3 dn . ru / index / bakhmat _ elena _ anatolevna /0-60
- Создание и информационная поддержка личного сайта
- https ://multiurok.ru/Elena_bakhmat/
Участие в профессиональных конкурсах
- Член клуба победителей и финалистов конкурса «Учитель года» «ПРОФЕССИОНАЛ»
- Всероссийский конкурс для педагогов «Умната». Блиц-олимпиада «ФГОС: внеурочная деятельность-важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
Диплом № umn1-334860
- Победитель муниципального этапа конкурса «Педагог года -2012» в номинации «Политехническое образование».
- В 2018г. стала победителем рейтинговой оценки деятельности учителей-предметников общеобразовательных организаций г. Шахты.
- Вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и я к этому стремлюсь
«То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…» Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.
Спасибо
за внимание!