СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический паспорт проект организации предметно- развивающей среды кабинета начальной школы с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект 

 

Просмотр содержимого документа
«Методический паспорт проект организации предметно- развивающей среды кабинета начальной школы с презентацией»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»







Проект на тему:

«Оформление предметно-развивающей среды кабинета начальных классов»


Выполнили:

Студентки 31 группы

Специальности: 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Мельникова Е.И., Миронова А.С., Ухова К.А.,

Антонова А.А., Сорокина В.Н.

Преподаватель: Баркова С. В.



Саратов, 2024







ВВЕДЕНИЕ

Предметно-развивающая среда в начальной школе — это комплекс эстетических и психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Она рационально организована в пространстве и времени, насыщена разнообразными предметами и игровыми материалами.

Актуальность проекта

Одним из важных факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он обучается, занимается, играет и отдыхает. Предметно-развивающая среда учебного кабинета должна соответствовать новым требованиям, предъявляемым к организации различных сфер деятельности.

Деятельность учащихся не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, потому что у обучающегося исчезнет мотивация, стремление узнавать новое.

Предметно-развивающая среда способствует:

  • установлению и утверждению чувства уверенности в себе;

  • возможности школьнику испытывать и использовать свои способности;

  • стимуляции проявления им самостоятельности, инициативности, творчества.

В кабинетах начальных классов можно выделить следующие зоны:

  • учебную;

  • игровую;

  • зелёную;

  • информационную;

  • санитарно-гигиеническую.

Принципы построения развивающей среды в школьном учреждении.

При формировании развивающей предметно-пространственной среды в кабинете начальной школы следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Целесообразность: соответствие результатам освоения программ, возрасту и уровню развития школьников.

  2. Адаптируемость: все используемые материалы и учебные средства должны «работать» на разных учебных предметах.

  3. Мобильность: лёгкие переносные конструкции, стеллажи, полки, учебно-лабораторные материалы, которые легко и быстро можно расставлять, собирать и модифицировать под разные учебные задачи.

  4. Полифункциональность: различное использование учебных пособий и предметов.

  5. Учет индивидуальных особенностей личности и характера школьников.

  6. Мотивация и развитие: работа на зону ближайшего развития школьников.

  7. Коррекционно-компенсирующий принцип: пособия, материалы и инструменты обучения должны работать на ребят с разными образовательными потребностями.

  8. Непрерывная совместная проектная деятельность педагога, школьников и родителей.


ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ

При создании предметно – развивающей среды должны соблюдаться гигиенические и педагогические требования. В СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" прописаны Требования к помещениям и оборудованию кабинета начальных классов.


Оформление кабинета начальных классов:

В кабинете должны быть: декоративные элементы и методические материалы, но они не должны отвлекать ученика от уроков; использованы умеренно яркие пастельные тона, не перегружающие зрение детей; созданы условия для комфортного обучения детей, где ребенок может обучаться, отдыхать.

Учебная зона.

В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, мобильный ТВ, видео-магнитофон, книжные шкафы. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, где предметы должны быть друг от друга на определенном требованиями расстоянии.

Игровая зона.

В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.

Информационная зона.

Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.

Зеленая зона.

Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах (название, семейство и т.д.).

Санитарно-гигиеническая зона.

Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства (жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета (ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.


ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАБИНЕТА №13 МАОУ «ЛИЦЕЙ №62»

Рассмотрим кабинет начальных классов №13 МАОУ «Лицей №62». В данном кабинете предметно-развивающая среда представлена следующим образом:

Учебная зона.

В учебную зону входят парты, учительский стол, меловая и интерактивная доски, компьютер, книжные шкафы. Все требования СанПиНа в данной зоне соблюдены.

Игровая зона.

Игровая зона отсутствует в кабинете.

Информационная зона.

Информационная зона представлена несколькими стендами, на которых есть информация о достижениях класса, о расписании, также есть стенд с гимном, флагом и гербом РФ, стенд с правилами безопасности на дорогах. В шкафах лежит дидактический материал по русскому, математике и окружающему миру, учебные пособия и игровой материал.

Зелёная зона.

Зелёная зона представлена растительностью, которая находится на шкафах, информационная карта о растениях отсутствует.

Санитарно-гигиеническая зона.

Данная зона представлена раковиной, на которой стоит жидкое мыло. Место для предметов влажной уборки отсутствует, также отсутствует место для питья.



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА №13 МАОУ «ЛИЦЕЙ №62»

Современная школа - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете.

Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуально, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе. Поэтому мы считаем, что соблюдение всех требований в оформлении и создании предметно-развивающей среды кабинета очень важно. Однако, в ходе сбора информации о предметно-развивающей среде кабинета №13 МАОУ «Лицей №62» мы сделали вывод, что не все зоны соответствуют требованиям ФГОС РФ и СанПин, либо представлены не полностью.

Для улучшения предметно-развивающей зоны кабинета начальной школы мы разработали рекомендации, которые могут помочь в дальнейшем её оформлении:

  1. В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение. 
    Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. 

  2. Зелёную зону нужно дополнить информационной картой растений, чтобы дети узнавали новую для себя информацию. Также нужно в полной мере ухаживать за растениями (протирать листья растений каждый день от пыли, поливать каждые 2 дня) и приучать к этому детей.

  3. В информационную зону можно добавить информацию о родном крае (Я и мой город, Музеи города Саратов и т.д.), чтобы повышать интерес учащихся к истории и местам своего города.

  4. В санитарно-гигиеническую зону нужно добавить место для предметов влажной уборки, а также организовать место для питья, потому что очень важно соблюдать питьевой режим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и о его здоровье, воспитывает коллективизм, трудолюбие, ответственность, развивает интересы, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.











































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/11/12/metodicheskie-rekomendatsii-po-proektirovaniyu-predmetno

  2. https://643c4628890ed.site123.me/Методическое-обеспечение-образовательного-процесса/Создание-предметно-развивающей-среды-учебного-кабинета

  3. https://урок.рф/library/rekomendatcii_po_sozdaniyu_predmetno_razvivayushej_sre_145146.html

  4. https://педпроект.рф/казачкова-о-в-публикация/

  5. https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf

  6. https://sh-biryukovskaya-r38.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/SP_2.4.3648_20.pdf




Скачать

© 2024 61 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!