Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»
Проект на тему:
«Оформление предметно-развивающей среды кабинета начальных классов»
Выполнили:
Студентки 31 группы
Специальности: 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Мельникова Е.И., Миронова А.С., Ухова К.А.,
Антонова А.А., Сорокина В.Н.
Преподаватель: Баркова С. В.
Саратов, 2024
ВВЕДЕНИЕ
Предметно-развивающая среда в начальной школе — это комплекс эстетических и психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Она рационально организована в пространстве и времени, насыщена разнообразными предметами и игровыми материалами.
Актуальность проекта
Одним из важных факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он обучается, занимается, играет и отдыхает. Предметно-развивающая среда учебного кабинета должна соответствовать новым требованиям, предъявляемым к организации различных сфер деятельности.
Деятельность учащихся не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, потому что у обучающегося исчезнет мотивация, стремление узнавать новое.
Предметно-развивающая среда способствует:
установлению и утверждению чувства уверенности в себе;
возможности школьнику испытывать и использовать свои способности;
стимуляции проявления им самостоятельности, инициативности, творчества.
В кабинетах начальных классов можно выделить следующие зоны:
учебную;
игровую;
зелёную;
информационную;
санитарно-гигиеническую.
Принципы построения развивающей среды в школьном учреждении.
При формировании развивающей предметно-пространственной среды в кабинете начальной школы следует руководствоваться следующими принципами:
Целесообразность: соответствие результатам освоения программ, возрасту и уровню развития школьников.
Адаптируемость: все используемые материалы и учебные средства должны «работать» на разных учебных предметах.
Мобильность: лёгкие переносные конструкции, стеллажи, полки, учебно-лабораторные материалы, которые легко и быстро можно расставлять, собирать и модифицировать под разные учебные задачи.
Полифункциональность: различное использование учебных пособий и предметов.
Учет индивидуальных особенностей личности и характера школьников.
Мотивация и развитие: работа на зону ближайшего развития школьников.
Коррекционно-компенсирующий принцип: пособия, материалы и инструменты обучения должны работать на ребят с разными образовательными потребностями.
Непрерывная совместная проектная деятельность педагога, школьников и родителей.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
При создании предметно – развивающей среды должны соблюдаться гигиенические и педагогические требования. В СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" прописаны Требования к помещениям и оборудованию кабинета начальных классов.
Оформление кабинета начальных классов:
В кабинете должны быть: декоративные элементы и методические материалы, но они не должны отвлекать ученика от уроков; использованы умеренно яркие пастельные тона, не перегружающие зрение детей; созданы условия для комфортного обучения детей, где ребенок может обучаться, отдыхать.
Учебная зона.
В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, мобильный ТВ, видео-магнитофон, книжные шкафы. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, где предметы должны быть друг от друга на определенном требованиями расстоянии.
Игровая зона.
В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.
Информационная зона.
Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.
Зеленая зона.
Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах (название, семейство и т.д.).
Санитарно-гигиеническая зона.
Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства (жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета (ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАБИНЕТА №13 МАОУ «ЛИЦЕЙ №62»
Рассмотрим кабинет начальных классов №13 МАОУ «Лицей №62». В данном кабинете предметно-развивающая среда представлена следующим образом:
Учебная зона.
В учебную зону входят парты, учительский стол, меловая и интерактивная доски, компьютер, книжные шкафы. Все требования СанПиНа в данной зоне соблюдены.
Игровая зона.
Игровая зона отсутствует в кабинете.
Информационная зона.
Информационная зона представлена несколькими стендами, на которых есть информация о достижениях класса, о расписании, также есть стенд с гимном, флагом и гербом РФ, стенд с правилами безопасности на дорогах. В шкафах лежит дидактический материал по русскому, математике и окружающему миру, учебные пособия и игровой материал.
Зелёная зона.
Зелёная зона представлена растительностью, которая находится на шкафах, информационная карта о растениях отсутствует.
Санитарно-гигиеническая зона.
Данная зона представлена раковиной, на которой стоит жидкое мыло. Место для предметов влажной уборки отсутствует, также отсутствует место для питья.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА №13 МАОУ «ЛИЦЕЙ №62»
Современная школа - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете.
Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуально, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе. Поэтому мы считаем, что соблюдение всех требований в оформлении и создании предметно-развивающей среды кабинета очень важно. Однако, в ходе сбора информации о предметно-развивающей среде кабинета №13 МАОУ «Лицей №62» мы сделали вывод, что не все зоны соответствуют требованиям ФГОС РФ и СанПин, либо представлены не полностью.
Для улучшения предметно-развивающей зоны кабинета начальной школы мы разработали рекомендации, которые могут помочь в дальнейшем её оформлении:
В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.
Зелёную зону нужно дополнить информационной картой растений, чтобы дети узнавали новую для себя информацию. Также нужно в полной мере ухаживать за растениями (протирать листья растений каждый день от пыли, поливать каждые 2 дня) и приучать к этому детей.
В информационную зону можно добавить информацию о родном крае (Я и мой город, Музеи города Саратов и т.д.), чтобы повышать интерес учащихся к истории и местам своего города.
В санитарно-гигиеническую зону нужно добавить место для предметов влажной уборки, а также организовать место для питья, потому что очень важно соблюдать питьевой режим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и о его здоровье, воспитывает коллективизм, трудолюбие, ответственность, развивает интересы, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/11/12/metodicheskie-rekomendatsii-po-proektirovaniyu-predmetno
https://643c4628890ed.site123.me/Методическое-обеспечение-образовательного-процесса/Создание-предметно-развивающей-среды-учебного-кабинета
https://урок.рф/library/rekomendatcii_po_sozdaniyu_predmetno_razvivayushej_sre_145146.html
https://педпроект.рф/казачкова-о-в-публикация/
https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
https://sh-biryukovskaya-r38.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/SP_2.4.3648_20.pdf