СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический проект "Организация работы в парах сменного состава на уроках русского языка в 8 – 9 классах как средство формирования коммуникативно-речевых умений".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом проекте теоретически обоснована и предложена методика работы в парах сменного состава при подготовке к написанию сжатого изложения в 8 классе и сочинения-рассуждения в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методический проект "Организация работы в парах сменного состава на уроках русского языка в 8 – 9 классах как средство формирования коммуникативно-речевых умений".»


Методический проект «Организация работы в парах сменного состава на уроках русского языка в 8 – 9 классах как средство формирования коммуникативно – речевых умений» разработан на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике вызывают, как правило, затруднения у учителей: практика показывает, что учащиеся испытывают большие затруднения при чтении/понимании текста, что неизбежно влечёт за собой коммуникативные неудачи при создании собственных высказываний.

Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востребованными в связи с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, говорится о необходимости совершенствования «видов речевой деятельности (…говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами», «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью», «стремление к речевому самосовершенствованию» [ФГОС ,2011: с.9].

В связи с вышеизложенным сформулирована профессиональная педагогическая проблема: как работа в парах сменного состава на уроках русского языка в 8-9 классах (на основе методики «Поабзацное изучение текста в парах сменного состава» А.Г. Ривина) способствует формированию коммуникативно-речевых умений?

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда профессиональных педагогических задач:

- изучить концептуальные основы технологии «Коллективный способ обучения» В.К. Дьяченко и особенности организации работы учащихся в парах сменного состава;

- обобщить накопленный опыт организации учебного процесса на основе методики «Поабзацное изучение текста в парах сменного состава» А.Г. Ривина при работе с текстом в 8 – 9 классах;

- разработать дидактический материал для использования в парах сменного состава в 9 классе при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

Теоретическую основу решения профессиональных задач составляют психолого-педагогические и методические основы использования технологии «Коллективный способ обучения» [Дьяченко, 2001: с. 315-323].

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. При коллективном способе обучения действуют 4 организационные формы деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Работа в парах сменного состава (коллективная) становится ведущей формой работы [Селевко,1998: с. 121].

Важнейшие особенности коллективной формы организации процесса обучения следующие:

- каждый участник является попеременно то учеником, то учителем;

- ближайшая цель каждого учащегося обучить других всему тому, что знает сам;

- деятельность каждого ученика является общественно-полезной.

Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех, коллектив обучает каждого своего члена. Каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей. Изучаемую тему ученик может излагать другим ученикам на уроке, работая с каждым в отдельности столько раз, сколько необходимо для полного, прочного и всестороннего овладения ею. Важнейшая задача учителя – формировать мастерство, искусство преподавания у каждого своего ученика.

Методика «Поабзацное изучение текста в парах сменного состава» А.Г. Ривина разработана для изучения научных, публицистических, художественных текстов на основе работы учащихся в парах сменного состава и направлена на формирование таких коммуникативных умений, как умение вникать в суть прочитанного и услышанного, слушать и договариваться об организации совместной деятельности, формулировать вопросы на основе изложенного текста, понимать точку зрения собеседника, аргументировать, отстаивать свою позицию, восстанавливать прочитанный или услышанный текст, выделять главное и существенное.

Система педагогических средств решения профессиональных задач включает:

- пропедевтическую подготовку учащихся для работы по данной методике;

- разработку универсального и единого алгоритма-памятки для работы в парах сменного состава;

- отбор и систематизацию материалов для работы по методике «Поабзацное изучение текста в парах сменного состава» А.Г Ривина.

В рамках реализации описываемого педагогического опыта рассматривается практика использования методики поабзацного изучения текста для обучения учащихся написанию изложения – в 8 классе, и написанию сочинения – в 9 классе. Полагаю, что методика поабзацного изучения текста обеспечивает реализацию принципа преемственности в данном направлении. Для организации работы в восьмом и девятом классах планируемый для изучения по методике А.Г. Ривина учебный материал распределяется по темам (например: любовь к Родине, роль дружбы в жизни человека, взаимоотношения человека и животных). По каждой теме готовится четыре варианта текста. Темы предложенных текстов излагаются таким образом, чтобы их можно было изучать независимо друг от друга в разных последовательностях. Единство тематической линии позволяет не только реализовывать духовно-нравственные аспекты воспитания учащихся, но и рассматривать ими тему (проблему) с разных сторон.

При организации работы по подготовке к написанию изложения в восьмом классе каждый учащийся получает текст на определенную тему и прорабатывает ее поабзацно (по частям) в парах сменного состава по алгоритму (Приложение 1). Подготовительная работа по написанию изложения как одного из традиционных методов формирования коммуникативно-речевых умений, ведется на основе формирования умений анализировать текст, выделять в нем микротемы и формировать между ними логическую связь. До освоения алгоритма работы в парах сменного состава учащиеся в 5 – 7 классах уже имеют опыт работы в парах постоянного состава. Поэтому на первоначальном этапе в 8 классе учителю необходимо наглядно продемонстрировать процесс работы с абзацами и пояснить сущность смены состава пар для работы в классе. Для этого я демонстрирую технологию работы с каким-либо абзацем по предложенному алгоритму, объясняя суть этапов работы над текстом (проработка и озаглавливание). Далее учащиеся самостоятельно реализуют предложенный план работы.

Следующим этапом является демонстрация организации работы с записями в тетради. Образец заполнения тетради может быть проиллюстрирован на доске или с применением интерактивных средств обучения (интерактивной доски, проектора и т.д.). На доске демонстрируется расположение непосредственно текста, заголовков абзацев, выделенного места для черновых записей и отметок, места для терминов и словарной работы. После завершения объяснения и демонстрации правильности оформления записей в тетради, учащимся предлагается провести подобную работу самостоятельно, а затем с сидящим за одной партой – провести процесс взаимопроверки.

Необходимыми и достаточными условиями реализации алгоритма работы являются следующие компоненты: 1) наличия ровно двух партнеров в паре; 2) процесс коммуникации в паре регламентируется однозначно заданным алгоритмом; 3) имеется достаточное количество участников, с которыми следует меняться парами.

С учетом малой укомплектованности классов школы, можно использовать расстановку парт по схеме «стол со сдвигом на полстола». Учащимся в одной паре предлагается работать «через уголок» парты, поскольку именно при такой посадке обеспечивается наибольший психологический и физиологический комфорт коммуникации.

В качестве средства учета и контроля работы учащихся предлагается использовать нижеследующую таблицу учета:

Фамилия, имя

Темы

Учащийся 1

Учащийся 2

Учащийся 3

Учащийся 1


+

+


Учащийся 2



+


Учащийся 3





+





Когда учащиеся усвоили алгоритм, организуется работа на основе 4 вариантов специально подготовленных текстов одной тематики (Приложение 2). В течение урока учащиеся успевают поработать в 3–4 парах по своим текстам, изучить в каждой следующей паре новый абзац и пересказать предыдущий. По окончании выполнения задания учащиеся, работавшие над одинаковыми темами, собираются в одну группу и обсуждают свои планы, сравнивая их с вариантом, предложенным учителем (Приложение 3). В случае разногласий, варианты планов обсуждаются, вносятся необходимые коррективы, выбирается лучший план и один из участников от группы воспроизводит текст перед классом.

Поскольку во время работы в классе учащиеся работают с содержанием текстов, характеризующихся многоаспектным подходом к единой теме («Человек и Родина»), продуктом такой деятельности может стать домашнее сочинение по основному исходному тексту или на основании всех прослушанных текстов по одной из проблем: текст№1: «С чего начинается любовь к Родине?»; текст №2: «Что такое патриотизм и почему мы должны любить свою Родину?»; текст №3: «Когда впервые возникает чувство Родины у человека?»; текст №4: «В чем смысл любви к Родине?»; текст №1,2,3,4 «Что значит любить Родину?»

В связи с новыми требованиями итоговой государственной аттестации по русскому языку в 9 классе - создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью сжатости (компрессии)- во второй четверти работа с текстом усложняется. Теперь учащиеся, работая по методике А.Г.Ривина, не только извлекают информацию при аудировании и чтении; интерпретируют текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, составляют план текста, но и письменно излагают содержание текстов, используя приемы компрессии (исключение, замена, слияние) (Приложение 4).

Такая форма требует от учащихся прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное и отсекать второстепенное, т.е. сжатое изложение побуждает школьника выполнить информационную обработку текста. При выполнении этого задания востребованными являются продуктивные коммуникативные умения - умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.

В итоге, такая форма представления обработки исходного текста, позволяет сформировать целый комплекс коммуникативных умений:

- умение воспринимать чужую речь в устной и письменной форме;

-умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отраженных в тексте;

- умение вычленять главное в информации, тему и основную мысль текста;

-умение адекватно воспринимать авторский замысел, понимать и комментировать отношение автора к поставленным в тексте проблемам;

- умение сокращать текст разными способами.

В 9 классе работа с тестом усложняется в связи с выполнением творческого задания (по выбору учащегося), проверяющего коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При подготовке к написанию сочинения – рассуждения предлагаю учащимся использовать модифицированную методику «Поабзацное изучение текста» А.Г. Ривина (Приложение 5). Модификация состоит в том, что учащиеся структурируют объёмный текст художественного стиля, объединяя абзацы в смысловые отрезки.

Решающее значение на данном этапе работы имеет подбор текстов, представленных для анализа: тексты, объединенные тематически, должны стать отправной точкой для обсуждения различных проблем и вместе с тем предоставлять фактический и языковой материал для создания собственных речевых высказываний.

Поэтому для работы в парах сменного состава предлагается 4 текста, которые объединяются тематически и с учетом возможности раскрытия высказывания, предложенного в задании 15.1 (Приложение 6)

Учебным продуктом проведенной работы по модифицированной методике А.Г. Ривина является вариативное домашнее задание: написать сочинение – рассуждение по одному из исходных текстов по проблемным темам «Кто такой настоящий друг» (текст №4), «Что такое дружба?» (тексты № 1, 2, 3) или раскрыть смысл высказывания Алексея Степановича Хомякова: «Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: всё волнует, дышит, живёт».

На следующем уроке контроля усвоенных знаний производится краткий пересказ содержания текстов и последующее обсуждение сочинений-рассуждений.

Работа с текстом в 9 классе по модифицированной методике «Поабзацное изучения текста в парах сменного состава» А.Г. Ривина позволяет сформировать следующие коммуникативно-речевые умения:

-умение структурировать объемный текст художественного стиля;

- определять особенности смысловой структуры текстов (выделяя в ней предмет речи и отношение к нему автора) разных стилей и функционально- смысловых типов речи в целях их толкования;

- формулировать тезис сочинения-рассуждения, отражая в нем смысловую структуру толкуемого текста;

- подбирать фактический материал для аргументации тезиса, извлекая его из исходного текста;

- формулировать аргументы на основе материала исходного текста, используя различные средства передачи чужой речи;

- создавать текст с элементами толкования, включающий собственно толкование и демонстрацию первичного текста.

Помимо дидактических принципов и использования методики «Поабзацное изучение текста в парах сменного состава» А.Г.Ривина на уроках русского языка, мной разработан дидактический материал для организации работы по написанию сочинения-рассуждения на уроке в 9 классе с использованием модифицированной методики «Поабзацное изучение текста», который может быть использован в практике работы учителей русского языка в 8 – 9 классах, в том числе для подготовки к Основному государственному экзамену (Приложение 7,8).


По итогам описания опыта работы по методике А.Г. Ривина «Поабзацное изучение текста в парах сменного состава» стоит остановиться на том, какие же коммуникативно- речевые умения формируются в процессе освоения данной методики. Результаты работы представлены в виде таблицы:

Проблема

Способ формирования

Формирование коммуникативно-речевых умений

Неспособность к продуктивному и полному речевому диалогу

Обсуждение текста, задавание вопросов собеседнику

Продуктивное речевое общение со сверстниками (устный диалог)

Многообразие и разноплановость ошибок

Работа со словарем, акцентирование внимания на возможных ошибках

Письменная грамотность

Отсутствие способностей структуризации мыслей, построения логичного оформленного высказывания

Использование разнообразных приемов работы с текстом

Формирование речевой культуры, умений структурировать текст

Неумение выражать собственную аргументированную точку зрения

Интерпретация художественного и публицистического тестов

Логическая и связная, аргументированная устная и письменная речь


Для успешной реализации описанного опыта предполагается такая организация образовательной среды, которая в наибольшей степени будет способствовать реализации условий достижения успеха в решении задач и целей работы с учащимися 8 – 9 классов.

К особенностям организации образовательной инфраструктуры относится, во-первых, организация пространства класса таким образом, чтобы наиболее эргономично и эффективно обеспечить возможность работы в парах (доступ к ученическим столам, по два стула за партой). Во-вторых, для пропедевтической организации работы по методике можно использовать возможности интерактивной доски и проектора-увеличителя на учительском столе, которые позволяют демонстрировать правильность оформления записей в тетради.

Поставленные задачи по формированию коммуникативно-речевых умений в восьмом классе целесообразно решать после предварительно проведенной подготовки, в девятом классе – на основе опыта работы в восьмом классе. Поскольку пары реализуются в сменном составе, и не предусматривается возможность работы только «сильных» учеников со «слабыми», но, тем не менее, эту возможность стоит предусмотреть хотя бы на первоначальном этапе.

Несомненно, высокие требования выдвигаются к учителю-организатору, работающему по данной методике. Он должен обладать достаточным опытом в организации коллективных форм работы в классе – с одной стороны, и, с другой стороны, – владеть высоким уровнем профессиональной компетентности.

Таким образом, имею основание полагать, что изложенный опыт организации работы поабзацного изучения текста в парах сменного состава способствует развитию коммуникативно-речевых умений учащихся 8 – 9 классов средней школы при подготовке к написанию изложения и сочинения.

Литература


Основная литература

  1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. 352 с.

  2. Дьяченко В.К. Новая дидактика. ‑ М.: Народное образование, 2001. ‑ С. 278-493.

  3. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. – 112 с. - (Стандарты второго поколения).

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.


Дополнительная литература

  1. Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся// Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2007. – 115 с.

  2. Вялкова Г.М. Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко)/Авт.-сост.В.Г.Вялкова.-М.:Планета,2012.-96с.

  3. Сенина Н.А. Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие– Ростов н/Д: Легион, 2015. – 96с.




Интернет-ресурсы

1. Открытый банк заданий ОГЭ. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

2. Рязанов В.А. Из опыта применения методики Ривина в организации обучающего изложения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sitdikovafm.net/iz-opita_raboti/


Приложение 1


Методика «Поабзацное изучение текста»


    1. Получи текст. Прочитай его внимательно.

    2. Найди первого партнера для работы в паре и прочитай ему первый абзац

своего текста вслух.

    1. Вместе с партнером попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в

абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац.

    1. Запишите заголовок первого абзаца в тетрадь.

    2. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе с темой партнера в той же последовательности.

    3. После окончания работы с абзацем первого партнера, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый.

    4. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6.

    5. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.


Приложение 2

Примерные тексты для организации работы на уроке с использованием методики «Поабзацное изучение текста» А.Г. Ривина.

Текст №1

«С чего начинается Родина?» - задумчиво спрашивает песня. « С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А может, она начинается с весенней запевки скворца и с этой дороги проселочной, которой не видно конца».

С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Для каждого из нас – с чего-то своего, личного. Один, наверное, представит безмятежное небо юга, изящные кипарисы, благородные пальмы. Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушел Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвертый, быть может, - таежный лес Сибири… Для Тургенева Родина начиналась с парка в Спасском – Лутовинове. Для Льва Толстого – с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию.

Навсегда, на всю жизнь нам дорого место, где мы провели детство. У истока детства рождается чувство Родины. Любовь к Родине можно привить, воспитать, а чувство Родины передается с молоком матери.

(М. Ростовцев)


Текст №2

Добрый день, дорогой сын! Пишу из Берлина. Я не впервые за границей: приходилось бывать во многих странах. И каждый раз, когда судьба забрасывает далеко от родной земли, с новой силой пробуждается чувство любви к Родине. Вдали от Родины с особенной глубиной чувствуешь свою ответственность за все, что есть у нас дома. Как только кто - нибудь из зарубежных собеседников говорит : то ли о школе, то ли об экономике нашей страны,- сердце замирает, как будто говорят лично о тебе. Как радостно слышать все хорошее! Какое чувство гордости охватывает за свою Родину! И как неприятно слышать, когда наши друзья высказывают удивление по поводу какого - нибудь нашего недостатка, и иногда и нелепости какой - нибудь.

Тебе в будущем, возможно, тоже придется побывать за рубежом нашей страны. Помни, что Родина – это твоя колыбель, твой дом, очаг твоего счастья. Это земля твоих предков, на которой пролито много крови и пота.

Родина – это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если ее сын стал плохим человеком – ленивым, бессердечным, слабовольным, лицемерным, нечестным. Родине, как родной матери, больно, когда ты не станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой. Умей увидеть себя самого с самой высокой вершины – с точки зрения высших интересов родного народа.

(В.А.Сухомлинский)



Текст № 3

Это было последнее лето моего настоящего детства. С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательной живописностью – со всей своей грустью, спокойствием и простором,- как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.

Детство кончалось. Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. В детстве все было другим. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.

(К. Г. Паустовский)


Текст № 4

Любовь к Родине открывает глаза человеку на то, что не видно ему обычно, что не видно никому чужому и что вызывает насмешку у равнодушных и сытых. Но такова любовь вообще. Любящий всегда видит в любимом больше, чем нелюбящий; но прав он, любящий, а не тот, равнодушный, ибо любовь есть познание. Отвратительно видеть и наблюдать сытое равнодушие вокруг великого предмета, и умилительное, волнующее, восторгающее чувство охватывает нас, когда видим подвиг и самоотречение ради великого и любимого. Но даже и не нужно любимому быть великим. Люди любят не за что-нибудь. Любовь не сделка, не договор, не корыстный обмен вещами.

Любящий любит не потому, что любимое – высоко, велико, огромно. Родители любят детей, и дети любят родителей не за высшие добродетели, а потому, что они друг другу родные. Благородный гражданин любит свою Родину также не за то, что она везде и всегда, но всем и непременно велика, высока, богата, прекрасна. Нет. Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это – свое, родное, дорогое и прекрасное.

Пусть в тебе, Родина-мать, много и слабого, больного, много немощного, неустроенного, безрадостного. Но и рубища твои созерцаем как родные себе. И миллионы жизней готовы отдать за тебя, хотя бы ты была и в рубищах. Необязательно, чтобы человек во что бы то ни стало умирал и жертвовал своей жизнью. Для этого должно быть особое веление Родины.

(А.Лосев)


Приложение 3

Планы текстов

Текст №1

  1. «С чего начинается Родина».

  2. Истоки понимания Родины.

  3. Чувство Родины зарождается в детстве.


Текст №2

  1. Тоска по Родине.

  2. Родина-это твоя колыбель.

  3. Родина – это ласковая и трепетная мать.


Текст №3

  1. Любовь к Средней полосе России.

  2. Очарование русской природы.

  3. Истоки любви к Родине в детстве.


Текст №4

  1. Любовь к Родине как прозрение и познание окружающего.

  2. Сущность любви.

  3. Любовь к Родине – веление сердца

Приложение 4

Алгоритм работы учащихся над сжатым изложением.

1. Получи текст. Прочитай его внимательно.

2. Найди первого партнера для работы в паре и прочитай ему первый абзац своего текста вслух.

3. Вместе с партнером попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите в тексте главную информацию, исключите подробности, используя способы компрессии. Определите микротему абзаца и озаглавьте его.

4. Запишите заголовок первого абзаца в тетрадь.

5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе с темой партнера в той же последовательности.

6. После окончания работы с абзацем первого партнера, найди второго партнера, перескажи ему кратко содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый.

7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6.

8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, запиши сокращенный текст на черновике, перечитай, исправь ошибки, перепиши отредактированный текст на чистовик.


Приложение 5

Модифицированная методика «Поабзацное изучение текста»

1. Получи текст. Прочитай его внимательно. Структурируй текст и выдели 1 абзац.

2. Найди первого партнера для работы в паре и прочитай ему первый абзац структурированного текста вслух.

3. Вместе с партнером попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац, найдите в абзаце средства речевой выразительности, укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове.

4. Запишите заголовок первого абзаца и выпишите средства речевой выразительности в тетрадь.

5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе с темой партнера в той же последовательности.

6. После окончания работы с абзацем первого партнера, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац структурированного текста в том же порядке, что и первый.

7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3 – 6.

8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.


Приложение 6

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским языком» на основе текстов, объединенных общей проблемой: роль дружбы в жизни человека.


Текст №1

Кони среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо – править не нужно. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора… Я оглядываюсь, вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, чтó тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке.

Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один - почти голый, другой – весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, - чуть не задушил ее в своих объятьях.

Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев.

Я между тем приглядывался, где бы умыться… Кой-как все это тут же угадали, копошась среди отрывистых вопросов: что? как? где? Наконец, помаленьку прибрались; мы уселись с трубками. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, о многом расспросить друг друга!

Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.

Среди разговора он внезапно спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что читающая наша публика благодарит его за всякий литературный подарок, что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья помнят и любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.

Он терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым своим бытом, вначале очень для него тягостным; что тут хотя невольно, но все-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно.


Текст №2

Он нес меня на себе восемь километров. Восемь тысяч метров по раскаленной земле. Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… Я все это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. Но все равно ничего не могу понять. И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине.

Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Сережке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Сережка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, на траву каплет густая кровь. Восемь километров Сережка нес меня на себе.

–Серень, брось меня! – шептал я сухими губами.

– Нет! – хрипел друг.

Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать свое сердце, свою душу, готов отдать все на свете. У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю почему, я сказал Сережке:

– Серень, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! Скажи ей, что я ее любил. Сережа, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. Я сделался посмешищем всей школы. Мое появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

Зачем он рассказал им про мой привет? Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актерства? Не знаю!

Он нес меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит. И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса, и по моей спине пробегают мурашки.

(По М.Худякову)


Текст №3

Нас осталось четверо. Саша Алимов еще хромал, раненный в ногу. Мы по очереди помогали ему идти. Оно было бы ничего, если бы Валя Ермолаев не проваливался. Он был такой грузный и большой, что кочки не держали его. Путь наш лежал через болота, мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. Измученные, мы потом лежали на кочках.

– Это парадокс: ничего не жрет, а такая же туша, – злился Махотин. – Почему ты не худеешь?

– Бросьте вы меня, – ныл Ермолаев. – Не могу я больше.

– Надо было сказать это раньше, тогда б мы тебя не тащили.

Лежать долго было нельзя, кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. Надо было подниматься и снова брести, опираясь на винтовки.

Хорошо, что ночи стояли светлые. Мы шли и ночью. На четвертую ночь мы выбрались в сухой березняк, увидели огни и услышали голоса. Голоса были женские. Мы подошли ближе. Сперва нам показалось, что это табор. Стояли телеги, плакали ребятишки. Говорили по-русски. Это были погорельцы. Бабы и старики. Деревня сгорела, и они ушли в лес. Спали в телегах. Днем хоронились, а ночью рыли землянки, варили картошку. Когда мы вышли на свет костра, женщины испугались.Мы стали совсем страшные на этих болотах, волосы в тине, гимнастерки, штаны – бурые от ржавой воды. Морды заросшие. Только винтовки мы держали в порядке, мы обматывали их тряпками, поднимали их над головой, когда лезли в трясину.

Мы сели погреться и сразу заснули. Проснулся я в землянке, на овчине. Это была не землянка, а какая-то нора. Не сравнить с нашими фронтовыми землянками, сделанными саперами. Низкая, без нар, стены земляные, пол земляной. Вместо двери висели два половика. Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках. Женщина заметила, что я проснулся, и дала мне печеной картошки. Я лежал, ел картошку, а она рассказывала про свое житье. Вечером они собирались пойти на пожарище поискать листы железа. Надо печки складывать. Я спросил, зачем печки. Она посмотрела на меня. Они были очень похожи, видно мать и дочь. К холодам надо готовиться. Ночи холодные скоро пойдут, а там и дождить станет.

– Что ж вы, в деревню не вернетесь?

– Пепелище там, – сказала старуха.

– Наша деревня-то у самого шоссе. От немца там замучаешься, – сказала дочь.

Был август сорок первого года.

(По Д.А.Гранину)


Текст №4

Валька Мухин стоял на крыше сарая, сжимая в руке ручку от зон­тика, и все никак не решался прыгнуть. Он оттягивал миг полета, примеривался, приглядывался, прислушивался непонятно к чему.

— Мухин, ты там заснул? — спросил конопатый Борька. — Если струсил, так и скажи. Лучше на речку пойдем купаться.

Такого Валька Мухин стерпеть не мог. Он зажмурился и шагнул вниз...

— Да, — заметил Борька, разглядывая его зеленые от травы коленки, — из тебя такой же парашютист, как из мыльницы — подводная лодка.

Валька Мухин поднялся с мягкой земли, отряхнулся и подобрал злополучный зонтик. Голос его звенел от обиды:

—Я, между прочим, в городе сто раз с парашютом прыгал. С вышки, в Парке культуры и отдыха.

Борька сшиб веточкой одуванчик, набычился и сказал:

—Вот и прыгай в своем Парке культуры. Парашютист с зонтиком.

— Ну и ладно, — сказал Валька Мухин, когда остался один. Минут десять он ходил вдоль забора, стуча зонтиком о сухие доски. Потом решительно направился в дом и приступил к делу.

К вечеру парашют был готов. Материала ушло немного: ста­рая двуспальная простыня, которую он нашел в сундуке, да полмотка бельевой веревки. Парашют он упаковал в рюкзак и спрятал до утра под кровать.

— 3автра поглядим, кто из нас струсил, — думал он, засыпая. Утром, проснувшись, Валька вырвал из тетрадки в клеточку лист и написал на нем печатными буквами: «СЕГОДНЯ В 12 НА ЛАСТОЧКИНОЙ ГОРЕ». Потом сделал из листа самолетик. Ласточкина гора – это такое место в километре от поселка. Речка там делает поворот; в мелкой серебристой воде мальчишки ловят пескарей и уклейку; левый берег — песчаный пляж, а на правом — высокий крутой обрыв с дырочками ласточкиных гнезд. А над обрывом, неизвестно зачем, поднимается деревянная вышка.

В двенадцать, как и обещал, Валька стоял у подножия вышки. Из-за мелких елочек показался Борька с огромным, как арбуз, яблоком. Хватаясь за раскаленные солнцем перекладины, Валька полез наверх. Добравшись до площадки, он увидел, что река внизу пре­вратилась в ленточку, а за полями вдоль кромки леса медленно ползет электричка.

— Ты это всерьез задумал? — прокричал снизу Борька. — Слезай!

Валька вспомнил про вчерашнее и стал развязывать парашют. Из-за края площадки вылезла Борькина голова.

— Мухин, — сказала конопатая голова, — а о родителях ты подумал?

Валька Мухин остановился.

— Передай маме, что огород я полил, — сказал он загробным голосом и взглянул вниз. Сердце его подпрыгнуло, а по коже побежали мурашки. И тут проворная рука Борьки схватила стропы, дернула изо всех сил, так, что белая простыня парашюта сгинула за краем площадки. Валька Мухин хотел разозлиться, но злость куда-то ушла. Он взглянул на побледневшую, но улыбающуюся физиономию Борьки, и ему сделалось почему-то хорошо и спокойно.

(По А. Етоеву)


Приложение 7

Тексты для организации работы на уроке с использованием модифицированной методики «Поабзацное изучение текста»

Тексты объединяет общая проблема: взаимоотношения человека и животных.

В приведенных примерах из художественной литературы повествуется о животных, живущих с нами рядом. Они, как и люди, имеют свои характеры и у них можно многому поучиться.

После изучения текстов в качестве домашнего задания предлагается написать сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания Г.К. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» по одному из исходных текстов.


Текст №1

Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком веревки на шее, он сидел, забившись между бревен, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого к себе домой. Дома доктор вымыл его теплой водой с мылом и накормил. По привычке пес вздрагивал и поджимался во время еды. Ел он жадно, спешил и давился.

— Ну, теперь ступай! — сказал доктор, когда пес наелся, и под­толкнул его с террасы.

Пес уперся и задрожал.

— Гм... — произнес доктор и сел в качалку.

Наступал вечер, небо потемнело, но не гасло совсем. Загорелись самые крупные звезды. Гончий пес улегся на тер­расе и задремал. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые гла­за, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом снова клал морду на лапы, успокаивался, закрывал глаза. А доктор растерянно рассматривал его, ерзал в качалке и приду­мывал ему имя. Как его назвать? Да и зачем ему пес? Доктор задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась синим блеском большая звезда.

— Арктур... — пробормотал доктор. Пес шевельнул ушами и открыл глаза.

— Арктур! — снова сказал доктор с забившимся сердцем.
Пес поднял голову и неуверенно замотал хвостом.

— Арктур! Иди сюда, Арктур! — уже уверенно, властно и ра­достно позвал доктор.

Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяи­ну. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. Так для слепого пса исчезло навсегда никем не произнесенное имя, которым на­звала его мать, и появилось новое имя, данное ему человеком.

Собаки бывают разные, как и люди. Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо – восторженные брехуны. Много я видел разных собак, однако Арктур не был похож ни на одну из них. Чувство его к своему хозяину было необыкновен­ным и возвышенным, он любил его страстно и поэтично, быть может, больше жизни. Но он редко позволял себе раскрываться до конца.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем, но он сдерживался. Уши его распускались, хвост останавливался, тело обмякало и замирало, только часто колотилось сердце. Когда же хозяин начинал его щекотать, гладить и смеяться, что это было за наслаждение! 3вуки голоса хозяина были тогда протяж­ными и короткими, и каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды. А Арктуру казалось, что все это уже было с ним, было так давно, что он никак не мог вспомнить, где же и когда. Скорее всего, такое же ощущение счастья было у него, когда он слепым щенком сосал свою мать.

(По Ю. Казакову)

Текст №2

В ту морозную, снежную февральскую ночь 1942 года мне не спалось. Я смотрел на огонь печурки, стоявшей посередине землян­ки. Неожиданно открылась дверь, и вместе с морозным паром в зем­лянку ворвался солдат Абай, в руках он держал завернутого в полушу­бок маленького, только народившегося жеребенка. Он положил свою ношу возле печурки, посмотрел на меня: «Совсем плохо, товарищ капитан,— мать помирай». 3нал я, что совсем исхудавшая кобылица не выдержит такого испытания, погибнет.

Всю ночь Абай не спал. Утром солдаты окружили жеребенка. На одних лицах было написано равнодушие, другие улыбались, про­водили рукой по высохшей шерстке. Большинство восприняло при­сутствие жеребенка как должное. Понимали: на улице лютует мо­роз. Новому «жильцу» отгородили место в углу. Там всегда было чисто и сухо. Ухаживали за ним, как за ребенком: поили, кормили, мыли. Полюбилась солдатам эта маленькая кобылка.

Весной, когда земля оттаяла и березы стали покрываться зеле­нью, вышел на волю и гнедой жеребенок. Яркое солнце, необычный простор настораживали его, и он, как к матери, прижимался к Абаю. Малышку стали звать Ризомой. В три года это была сложившаяся красивая кобыла, которая могла выполнять самые разные поручения своего тренера. Она была послушна и дисциплинированна, бежала без повода за Абаем, держась его левой руки. А какую большую услугу оказывала нам Ризома! В стороне от дороги, где трудно пройти с носилками, она как по команде ложи­лась возле раненого, тот садился на нее и добирался до «белых хала­тов». А Ризома шла за другим. Иногда на ее спине было по два человека. Она несла их легко, мягко, осторожно. И казалось, после того как санитары снимали с нее солдат, облегченно вздыхала...

Наступил август 1945 года, а недобитые самураи все оказывали сопротивление, то там, то здесь обстреливая нас. Однажды мы начали занимать позиции. Вперед были посла­ны разведчики. Ночь была светлой, теплой, сотни звезд мерцали в небе. К утру не вернулся ни один разведчик. В бинокль были видны окопы, просматривались пулеметные гнезда, но о противнике мы еще ничего не знали. Неожиданно из-под моста скользнул луч – зайчик от зеркальца. Связисты угадали в нем передачу азбукой Морзе: «Я тяжело ранен, есть карта офицера с нанесенными огневыми точками». К счастью, рядом со связистами оказался Абай. Он стремглав побежал ра­зыскивать комбата. 3апыхавшись, подбежал к нему:

-Товарищ майор, можно раненого таскай сюда?

-Каким образом?

-Я посылай Ризому.

Решение было неожиданным. Очень хотелось выручить ране­ного. Как наставлял Ризому Абай, что он говорил ей — никто не знал. Только все увидели, как спокойной рысью оседланная лошадь бежала по дороге к мосту. Видели это и японцы, но на нее они не об­ратили внимания: часто можно было видеть в то время бесхозных лоша­дей. Возле моста остановилась. Медленно стала ложиться. Единый миг, и она уже несла раненого к нам. Опоздали япон­цы — их пулеметные очереди, пущенные вдогонку, не достали Ризому. Подошла артиллерия, и по целям, засеченным на офицерской карте, все огневые точки японцев были уничтожены.

(По И. Агурееву)


Текст №3

Челкаша я купил на Птичьем рынке. Он был еще трехмесяч­ным щенком коричневого окраса с желтыми подпалинами на груди и белыми отметинами на всех четырех лапах — природа не пожалела для него красок. Его держал на веревке мужчина в форме пожарного. Щенок топтался на месте, вертел головой в разные стороны, всем улыбался, выказывая немыслимое дружелюбие. Он мне сразу понра­вился: веселый такой пузан. Я подошел ближе. Щенок неистово завилял хвостом и вдруг с визгом бросился ко мне. Он прыгал вокруг меня, плясал от восторга, радовался так, Словно встретил ближайшего родственника.

— Он тебя сразу принял за хозяина,— пожарный торопливо су­нул мне в руки веревку.

— Бери, дешево отдам! Ощенилась соба­ка при нашей пожарной части, все щенки здоровые и жуть какие ум­ные...

Действительно, Челкаш оказался на редкость сообразительным. Уже через два-три дня, когда ему было надо, он подбегал к входной двери и поскуливал — просился во двор. А возвращаясь с прогулки, подолгу вытирал лапы о коврик. Спустя месяц Челкаш уже выполнял все команды и вообще понимал около сотни слов. Сейчас Челкаш – довольно крупный представитель беспородного собачьего племени. У него блестящая шерсть, умные глаза и легкий незлобивый характер; во дворе его все называют добрым и ласковым. 3а свои семь лет он ни разу не рыкнул ни на одного человека, не показал зубы ни одной собаке. Он вообще благородный миротворец: чуть где начнут ссориться мальчишки, протискивается меж про­тивников и мотает головой – мол, перестаньте, как вам не стыдно!

Только в одном случае мой друг проявляет строгость — когда дело касается огня. У него врожденный исключительный нюх на огонь, поскольку еще в раннем детстве нанюхался дыма и копоти. Как только Челкаш заметит где-нибудь открытый огонь или просто учует запах гари, сразу поднимает сердитый лай. Стоит мне закурить, как он подбегает, делает губы дудкой и дует на сигарету. Случалось, втайне от меня он выкидывал зажигалки в помойное ведро. Когда на кухне я включаю газовые горелки, он недовольно бурчит и, пока я готовлю еду, все время принюхивается. Бывает, по моему недосмотру что-то подгорает, так он устраивает такой концерт, что сосе­ди сбегаются. Почему-то Челкаш уверен, что я, растяпа, рано или поздно спалю нашу квартиру.

Разумеется, и выходя на прогулку, Челкаш первым делом зорко осматривает все дворовое пространство: не видно ли где дымка? Как-то дворник Иннокентий запалил кучу опавшей листвы – мой друг тут же сморщил лоб, подбежал, и листва вмиг была потушена.

Челкаш – настоящий пожарник, — смеются ребята.

Огнеборец, – кивает дворник Иннокентий. – Приходится жечь листву, когда он, настырный, сидит дома.

В прошлые годы, бывало, ребята шутки ради поджигали бумагу у помойки – специально, чтобы Челкаш ее «тушил». Но потом я объяснил им, что мой друг сильно волнуется в такие моменты и у него может случиться нервный срыв. Ведь животные, как и люди, все переживают: так же огорчаются и радуются, так же любят и хотят быть любимыми.

(По Л. Сергееву)


Текст №4

Город кончался, и вскоре показалось море. Оно было мелким и плоским. Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каемку пены.

Коста шел по берегу, наклоняясь вперед – против ветра. Неожиданно на самой кромке берега возникла собака. Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. Ее взгляд был устремлен в море. Она ждала кого-то. Коста подошел к собаке и погладил ее по свалявшейся шерсти. Собака едва заметно шевельнула хвостом. Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завернутого в газету, – собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Коста стал ее поглаживать и уговаривать: «Ну поешь... Ну поешь немного». Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. Коста взял кусок хлеба и поднес ко рту собаки. Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб. Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... Она ела для того, чтобы не умереть. Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.

Когда все было съедено, Коста сказал: «Идем. Погуляем». Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. У нее были тяжелые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка. В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и ее обломки прибило к берегу. Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке: «Ты хороший... Ты верный... Пойдем со мной. Он никогда не вернется. Он погиб». Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. Она ждала.

– Что же мне с тобой делать? – спросил мальчик. – Нельзя же жить одной на берегу моря. Когда-нибудь надо уйти.

Коста оглянулся и увидел Женечку.

– Что же с ней делать? – растерянно спросила она Косту.

– Она не пойдет, – сказал мальчик. – Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...

Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на нее.

– Я ей сделал дом из старой лодки. Подкармливаю. Она очень тощая...

Пройдя еще несколько шагов, он сказал:

– Собаки всегда ждут. Даже погибших... Собакам надо помогать.

Море потускнело и стало словно меньше размером. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. Коста и Женечка проводили собаку до ее бессменного поста, где неподалеку от воды лежала перевернутая лодка, подпертая чурбаком, чтобы под нее можно было забраться. Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своем вечном ожидании...

(По Ю. Я.Яковлеву)














Приложение 8

Тексты для организации работы на уроке с использованием модифицированной методики «Поабзацное изучение текста»

Тексты объединяет общая проблема: любовь к Родине.

После изучения текстов в качестве домашнего задания предлагается написать сочинение – рассуждение по одному из исходных текстов., раскрывая смысл высказывания И.А Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».


Текст №1

Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия.Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России. И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

(По В. Конецкому)


Текст №2

Далеко за волоками всё ещё урчал гром ушедшей ночной грозы. Этот последний волок был знаком ему каждой своей горушкой, обсы­панной сухими скользкими иглами, каждым камнем, каждым поворо­том большой дороги. Всё было здесь знакомо. Ну, разве что подзаросли кустами свет­лые когда-то полянки и не стало толстой густой сосны, росшей у речно­го обрыва. По преданию, много лет назад эта сосна спасла деревни от шайки разбойников, забредших сюда в смутное время. Она была так густа, что из-за её кроны злодеи не увидели жилья и повернули обратно.

Майор спустился вниз, остановился около мелкого песчаного бро­да и лёг в траву, на спину. До Каравайки — родимой деревни — оставалось два километра. Четыре последних дня отодвинули в небыль всё то, что было до этого, и это всё: служба, аэродром, свист двигателей — казалось таким даль­ним, почти нереальным. Майор то смотрел в небо, то опять закрывал глаза и не торопился вставать, отодвигая счастье встречи с деревней. Каравайка была в двух километрах отсюда. Он думал о том, как задами выйдет к ба­ням, потом травяным огородом — к дому, как переоденется в спортив­ный костюм и затопит баню.Он вскочил с волнением. Впереди, там, где были деревни, са­дилось красное солнце. В поле он вышел уже в то время, когда су­мерки помутили тёплую летнюю даль с чернёным пояском окрестных лесов.

А вот и первая деревня — Помазиха. Это здесь, в Помазихе, майор на каком-то празднике осмелился поплясать в первый раз. И все девушки вместе со старшей сестрой сбежались и смотрели. Дорога вильнула в объезд деревни, обогнула клеверный бугор. Показался другой холм, с пятью тёмными соснами. На эти сосны майор вместе со сверстниками лазал когда-то за вороньими гнёздами. 3а соснами было небольшое поле, а там косогор и родимая Каравайка. Майор шёл всё быстрее. Вот позади и Вороньи сосны, травяная тропа выпрямилась, неза­метно перешла в колёсную дорогу, и он взбежал на косогор.

Каравайки на косогоре не было. Ночь пришла тихая до звона в ушах. 3олотым блином висела в небе луна, и от стожка, смётанного посередине бывшей деревенской улицы, почти не виделось тени. Только вокруг этого стожка лежала ровная лужайка, а дальше везде дремала густая трава. Кипрей был так высок, что старые фамильные кросна, стояв­шие рядом, на земле, почти скрывались в его розовых соцветиях. На этих кроснах бабка майора ткала холсты, на этой печке родился её внук, по этой улице впервые, замирая от восторга, прошёл он за ребя­чьей гармоникой. Но Каравайки больше не было на земле. Никто не услышал, как на гулкий широкий лист лопуха, теряя свинцовую свою тяжесть, бухнулись две холодные слезы.

(По В. Белову)

Текст №3

Это не шторм, нет, это просто сильный ветер. Шумит море. Волны одна за другой ударяются о пристань яхт-клуба в Тори. Вдали, в море, словно в тумане, видна тёмная полоска — это остров Абрука. На волнах у пристани кричат чайки, пахнет водорослями, йодом, рыбой — морем...

Даже не верится, что я на родине. Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ватагой моих подчинён­ных бежал я в яхт-клуб, прыгал с камня на камень. Это только название — дорога, на самом же деле это просто большие камни, глыбы гра­нита, наваленные как попало. Они образовали что-то наподобие ка­менного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот. По этой тропинке можно отсюда, из яхт-клуба, дойти прямо до улицы, где когда-то я жил с мамой, отцом, братом и сестрой. Там наш старенький голубой дом. Стою у пристани. Когда-то, когда мы были мальчишками, мы прыгали здесь в воду и плыли через залив, соревнуясь в скорости. А вот здесь, помню, мы ныряли, тоже соревнуясь, кто дольше про­будет под водой. Где сейчас все мои тогдашние друзья?.. Сколько прошло лет... Сколько жизни прожито...

Даже не верится, что я снова на родном острове. Но это так. Стоит только повернуть голову, и я увижу башни старой крепости, окружённой зелёным древним парком. Там двадцать с лишним лет тому назад собрались трое совсем молодых и совсем глупых искателей приключений, чтобы отправиться в мир на поиски счастья и всего не­обыкновенного, что в этом мире можно найти. Жизнь нам казалась тогда простой: будь смелым, ловким, силь­ным — и ты победишь все трудности. Это сугубо физическое поня­тие, но другого мы тогда не знали. Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат. Люблю этих птиц за то, что они птицы моей родной сти­хии — моря.

Изменился наш остров, изменился и город. Подумать толь­ко, в нашем маленьком городишке, который можно было когда-то за полчаса пройти пешком, ходит автобус. Улицы заасфальтированы. А в парке опять живут белки. У них есть собственные дачи, построенные для них людьми, но белки предпочитают жить где-то вы­соко, где каштаны подпирают небо. Во время войны они куда-то ис­чезли, но теперь появились снова, живут себе, прыгают, принимают дань от поклонников, за что позволяют себя фотографировать.

Остров изменился, город изменился, но не изменилось море. По-прежнему шумит оно, по-прежнему оно зелёное. Остров наш — самый красивый уголок в мире, и другого такого нет!

(По Ахто Леви)

Текст №4


 Дорога была суха, песчана и оттого тепла. Но иногда спускалась в низинки, становилась влажно-мягкой и потому холодила ногу. Она незаметно вошла в лес. Думается, так же вот входит по вечерам в свой дом женщина-хозяйка, называемая у нас большухой. Июльский сумеречно-теплый лес неспешно готовился отойти ко сну. Смолкали одна по-за одной непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой елки. Затвердевала смола. И ее запах мешался с запахом сухой, еще не опустившейся наземь росы. Везде был отрадный, дремотный лес. Он засыпал, врачуя своим покоем наши смятенные души, он был с нами добр, широк, был понятен и неназойлив, от него веяло родиной и покоем, как веет покоем от твоей старой и мудрой матери…

      Ах, тишина, как отрадна и не тревожна бывает она порой, как хорошо тогда жить. И это была как раз та счастливая тишина. Хотя где-то неопределенные и по происхождению явно человеческие звуки
выявляли окрестные деревни. Но это еще больше оттеняло главную мелодию нашего состояния. Мелодия же нашего состояния заключалась в том, что кругом нас и в нас самих жил отрадный, добрый, засыпающий лес, и жила июльская ночь, и была везде наша родина.

      Обычно большие понятия ничего не выигрывают от частого употребления слов, выражающих их. И тогда мы либо стыдимся пользоваться такими словами, либо ищем новые, еще не затасканные досужими языками и перьями. И обычно ничего не выходит из этой затеи. Потому что большим понятиям нет дела до нашей словесной возни, они живут без нашего ведома, снова и снова питая смыслом и первоначальным значением слова, выражающие их. Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя все новых переименований.

Я думал об этом, слушая крик затаившегося коростеля. И вдруг ощутил еще невидимый Бобришный угор. Ощутил мощный ток покамест невидимой и неслышимой реки, ее близость. В дорожном просвете, в этом готовящемся к ночному покою лесу я увидел домик. Домик с белым крыльцом, на Бобришном угоре. Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов,  и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. Еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке, около домика. Несмотря на ночные сумерки, трава на полянке белела цветочками земляники. Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика: я стоял на одном месте, боясь переступить и растоптать ее белые звездочки. Все было спокойно, отрадно и радостно.

      — Здравствуй, земля моя родная.



(По В.Белову)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!