СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через применение технологии КМ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление своего опыта связанного с технологией "Критическое мышление через чтение и письмо".Приемы данной технологии  развивают интерес к изучаемому предмету.Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков необходимо не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через применение технологии КМ"»

Региональный этап конкурса профессионального мастерства
«Педагог года Югры – 2019»
Конкурсное задание «Методический семинар»


Номинация «Учитель года 2019»





«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ обучающихся ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»















Учитель русского языка и литературы

Муниципального автономного общеобразовательного

учреждения Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»

Иванова Анна Евгеньевна


Цель: представить свой профессиональный опыт, ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, ценностные ориентации, связанные с профессиональным самоутверждением.

Ход самопрезентации:


№ п/п

слайды

Тест выступления

1

Слайд1

Добрый день, коллеги! Позвольте познакомиться с вами. Меня зовут Иванова Анна Евгеньевна. Я учитель русского языка и литературы школы посёлка Сосновка Белоярского района.

2





Слайд2





Слайд3

XXI век… Век Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет!

(Посмотрите видео)

А для того, чтобы придумывать самому, нужно быть творческой личностью, умеющей мыслить критически.

Уметь самостоятельно работать с информацией, то есть:

1.анализировать то, что получили, сравнивать данные из разных источников;

3.отличать истинные и ложные факты, давать их интерпретацию

4.оценивать аргументы и делать самостоятельные выводы;

5.понимать, каким образом можно использовать добытое знание для решения своих проблем.


Особая роль при этом принадлежит педагогу – задача которого создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться. Именно по этой причине учителя используют различные современные технологии обучения.

Посмотрите на эту аббревиатуру на слайде. Как вы думаете, какая инновационная технология скрывается в этих буквах? Давайте их расшифруем.

Т – технология

Р – развития

К – критического

М – мышления

через

Ч – чтение

и

П – письмо

(за аббревиатурой ТРКМЧП скрывается технология обучения, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами — это технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Правильно. Только что Вам был продемонстрирован приём этой технологии «Круги по воде». Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. (Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания)

Моя методическая концепция связана с данной технологией и я Вам представляю свой опыт по теме «Формирование коммуникативной компетенции, обучающихся через применение технологии развития критического мышления на уроках литературы»


3

Слайд4

Этот выбор не случаен. Я, как учитель-словесник столкнулась со следующими проблемами: ученики неохотно читают тексты по литературе или не читают вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Как же помочь ученику успешно развивать его творческие способности? Как реализовать потенциал возможностей, побудить к созданию чего-то нового? С чего начинать?

Для развития интереса к литературе и формирования коммуникативной компетенции обучающихся я выбрала технологию критического мышления.


4



5

Слайд 5 Актуаль-ность


Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков, обучающихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Технологию развития критического мышления можно считать также уникальной и интегрирующей, так как в ней обобщены наработки многих инновационных методик, что позволяет развивать мышление, формировать коммуникативные способности, вырабатывать умения самостоятельной работы. Поэтому ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.


6

Слайд 6 Основа-тели

Технология возникла в 8О-е годы прошлого столетия в Америке. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стил является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики. Российскими педагогами начала использоваться с 1997 года, такими, как Сергей Измайлович Заир-Бек, Игорь Олегович Загашев, Ирина Валентиновна Муштавинская и др.)

7

Слайд 7 Новизна


Элементы новизны содержатся в оригинальных методических приемах, которые я отобрала и внедрила на уроках литературы с целью формирования коммуникативной компетенции. Кроме того, данный опыт в методической литературе описан недостаточно, поэтому мною разработан сборник заданий по использованию данной технологии для подготовки устных и письменных развернутых ответов по литературе.

8

Слайд 8

Цель

Задачи

Цель педагогического опыта

Создать условия для формирования коммуникативной компетенции, при которых учащиеся развивают системное, критическое мышление.


Задачи опыта представлены на слайде.

9

Слайд 9

3 стадии урока




Слайд 10


















Слайд11























Слайд 12








Видео-

Слайд

13

Методика критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление и рефлексию.

Первая стадия — вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома, способствует бесконфликтному обмену мнениями.

На данной стадии я использую следующие приемы РКМ:

При изучении биографии писателей – «Верите ли вы?»

После первичного прочтения текста Таблицу “тонких” и “толстых” вопросов.

Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.

“Дерево предсказаний”.

“Ромашка Блума”.

“Верные и неверные утверждения”.

“Верите ли вы?”.

“Корзина идей”.

Рассказ-предположение по “ключевым” словам.

Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом.

При анализе прозаических произведений «Чтение с остановками», «Чтение с пометками».

При работе над образами главных героев «прием Фишбоун»

При оформлении выводов прием «Сводная таблица» и множество других.

«Бортовой журнал»

«Инсерт»(пометки на полях)

«Мудрые совы»

«Мое мнение»

«Сводная таблица»

«Зиг-заг»

«Тонкие и толстые вопросы»

Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информацииприсвоение нового знания, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы.

На заключительном этапе урока использую

«Мишень»

«Диаманта»

«Эссе»

«Личный текст»

«Письменное интервью»

Предлагаю посмотреть фрагмент урока.


Слайд 14,15,16,17


Таблица показателей






Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат.

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы безусловно приносит положительные результаты:

  1. повышение уровня коммуникативной компетенции.

  2. Мониторинг ключевых компетенций и мыслительных способностей обучающихся показал высокие результаты: степень включенности в групповую работу, характер общения и взаимопомощи, умение отвечать на вопросы оппонентов, владение монологической формой речи

  3. Улучшились такие показатели как умение конструировать текст и умения ставить вопросы к тексту.

4. Сформированность коммуникативных компетенций подтверждают и результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе

5. Умение обучающихся четко аргументировать свою позицию при написании сочинений различных жанров (по результатам итогового сочинения 100% выпускников ежегодно получают зачёт)



Слайд 18 Дипломы


6. Формирование коммуникативной компетенции привело моих учеников к высоким результатам во всероссийских дистанционных олимпиадах по литературе и в творческих конкурсах;

7.Участие обучающихся в научно – практических конференциях


Слайд 19 Проблемы

Однако следует отметить и некоторые недостатки данной технологии:

1. При подготовке к уроку требует огромных временных затрат учителя.

2. Недостаточно методических пособий, рассказывающих об опыте применения данной технологии на уроках русского языка и литературы.


Слайд 20

И все-таки, систематически применяя технологию развития критического мышления в своей педагогической практике, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Сформировать коммуникативные компетенции обучающихся, которые так необходимы личности в быстро развивающемся современном мире.

Король в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, мы часто игнорируем это правило.


Слайд 21

Уважаемые участники конкурса, от всей души желаю Вам сил, душевного спокойствия, равной борьбы и победы! А членам жюри – прекрасного настроения, удовольствия от деятельности и объективной оценки!













Приложение

Функции трех фаз технологии развития критического мышления
 
 

Вызов

Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная(получение новой информации по теме)

Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование».

С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран.

В России она появилась в 1997 году.

В ТРКМЧП синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.



Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.



Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Сущность технологии

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.



С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.

Современные образовательные технологии, такие как метод проектов, педагогические мастерские, «Дебаты», исследовательские и дискуссионные технологии, Кейс-метод, технология портфолио, построены на рефлексии, и в полной мере могут быть отнесены к метакогнитивным, рефлексивным технологиям, технологиям по «обучению мышлению». Технологией, которая в полной мере отвечает вышеперечисленным принципам и задачам: усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать мы считаем технологию развития критического мышления.



Проблемы рождены противоречиями: учащиеся имеют "сумму знаний" - мыслей по предметам, но не всегда умеют применять их на практике; пользуются различными источниками информации, но не владеют навыками её осмысления, переработки, интерпретации, создания собственного суждения, текста; имеют представление о речи, о коммуникации, но не умеют работать в группе, взаимодействовать, вести диалог, участвовать в дискуссии, преодолевать барьеры в общении. Как следствие - не всегда успешная социализация выпускников, даже имеющих хорошие знания по предметам школьного курса обучения. Кроме того, внутреннее противоречие самого учителя: с одной стороны - ощущение профессиональной состоятельности, успешности, признания в социуме; с другой стороны - чувство неудовлетворенности, понимание необходимости качественных изменений в своей деятельности, осознание рисков при переходе на новые технологии.



К главным целям изучения литературы относится "развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности" (Программа по литературе, ФГОС).


Скачать

© 2020, 248 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!