В результате организации групповой работы на уроках пришла к выводу, что организация групповой работы:
·создает комфортные условия для общения учащихся;
·позволяет строить субъектные отношения между учащимися, а также между учащимися и педагогом, что активирует обратную связь;
·повышает уровень самооценки, а значит, самореализации своего «Я»;
·создаёт условия живого, непринуждённого общения;
·делает урок более интересным, живым.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Групповая работа в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий»»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«Групповая работа
в начальной школе
как средство формирования универсальных учебных действий»
учителя
начальных классов
МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза
Н.Ф. Горюнова
Гореловой
Анны
Александровны
Антуан де Сент - Экзюпери
Французский писатель и военный летчик (1900 – 1944)
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Способы разделения класса на группы:
1. По желанию
2. Случайным образом
3. По определенному признаку
4. По выбору «лидера».
5. По выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
- Разделитесь на группы по … человек.
- Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют.
Способы формирования «случайной» группы:
- жребий;
- объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);
- с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником:
- можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная);
- в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы);
- по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может:
- либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик);
- либо выбираться детьми.
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
В своей практике я активно применяю групповую форму работы.
Цели групповой работы:
- вызвать интерес учащихся к предметам;
- развивать коммуникативные навыки;
- повысить уровень знаний учащихся;
- учить критическому мышлению.
Задачи групповой работы:
- научить детей самооцениванию и взаимооцениванию;
- расширять круг знаний учащихся;
- воспитывать чувство ответственности за работу;
- научить детей работать вместе, дружно;
- подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать.
- научить детей говорить, думать, мыслить, слушать и слышать.
- воспитать ученика коммуникабельным, мобильным, грамотным в межличностных отношениях
Речевые клише:
- на мой взгляд…
- я с вами не согласен…
- я убеждён в том, что…
- … был не прав…
- я хочу дополнить…
- я не согласен с тобой…
- я хочу согласиться с тобой...
- главное…
- я думаю…
Памятка "Правила работы в группах»
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу;
- говори по очереди;
- реагируй жестами и знаками;
- умей слушать других, уважай мнение каждого;
- если есть своё мнение, высказывай его, не стесняйся;
- обращайся к другу по имени;
- будь активен не ленись.
Примерное ролевое распределение в группе:
- Организатор (лидер) – организует работу группы.
- Секретарь – оформляет решение группы.
- Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
- Спикер – представляет результаты работы группы.
- Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
- Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
В своей практике при организации групповой работы на уроках
я использую разные активные методы и приёмы обучения:
Приём «Сортировка».
Дидактическая игра «Продолжи цепочку».
Карточка-помощник.
Метод проектов.
В результате организации групповой работы на уроках
пришла к выводу, что организация групповой работы:
- создает комфортные условия для общения учащихся;
- позволяет строить субъектные отношения между учащимися, а также между учащимися и педагогом, что активирует обратную связь;
- повышает уровень самооценки, а значит, самореализации своего «Я»;
- создаёт условия живого, непринуждённого общения;
- делает урок более интересным, живым.
Удачи вам!
Желаю вам творческих успехов! Спасибо за внимание!