Просмотр содержимого документа
«Методический семинар: Интегрированный подход в современной начальной школе как основа достижения нового образовательного результата (на примере уроков литературного чтения )»
Методический семинар:
Интегрированный подход
в современной начальной школе как основа достижения нового образовательного результата
(на примере уроков литературного чтения )
Миронович Светлана Яковлевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Улан – Удэ,
Республика Бурятия
Цель семинара:
- Познакомить с результатами работы по разработке и экспериментальной апробации модели межпредметной интеграции в начальной школе на уроках литературного чтения.
- Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация модели межпредметной интеграции в начальной школе на уроках литературного чтения.
- Объект исследования - межпредметная интеграция на уроках литературного чтения в начальной школе.
- Предмет исследования - межпредметная интеграция как средство целостного восприятия младшими школьниками картины окружающего мира.
- Были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить базовые характеристики межпредметной интеграции.
- Разработать модель функционирования интеграции в начальной школе на уроках литературного чтения.
- Провести экспериментальную апробацию модели межпредметной интеграции на уроках литературного чтения в начальной школе.
- Гипотеза исследования заключается в предположении, что, если применять интегрированный подход на уроках литературного чтения, то у учащихся повысится уровень УУД, будет сформировано более целостное восприятие и понимание картины мира.
- Основной целью интеграции в образовании является формирование у младших школьников системности знаний как средства целостного восприятия мира и условия дальнейшего образования и самообразования.
- Интегрированное обучение позволяет показать учащимся мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
- Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Литературное чтение В.Ю. Свиридовой - интегрированный курс. Во 2-4 классах на уроках дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушают классическую музыку, учатся ориентироваться в мире КУЛЬТУРЫ.
- Главным результатом урока является изменение внутри человека , создание нового текста, появление новых вопросов, рождение желания побежать в библиотеку за произведением какого-то автора или стремление продолжать диалог, начатый на уроке, вне школы.
Этот результат – особый духовный продукт, который сопряжен с глубокой внутренней деятельностью каждого ребенка, каждого участника диалога.
Технологии:
- технология развивающего обучения,
- технология перевёрнутого обучения,
- технология бесшовного обучения,
- информационно – коммуникативные технологии
Методы:
- 1. словесные
- 2. наглядные
- 3. практические
- 4. метод исследования
- 5. метод проектов
Приёмы:
- Подготовка к первичному восприятию текста
- Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.
- Возможные методические приемы: антиципация содержания текста по заголовку, иллюстрации к нему; рассматривание выставки книг или книги, в которую включено изучаемое произведение; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; рассматривание репродукций картин; слушание музыкального произведения; просмотр кинофрагментов, диафильмов; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве писателя или поэта; викторина по его произведениям; чтение и объяснение непонятных для учащихся слов; чтение трудных для учащихся в техническом отношении слов и т. д.
- Первичное восприятие текста
- Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.
- Возможные методические приемы: чтение текста учителем, самостоятельное чтение учащимися, комбинированное чтение, прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова.
- Проверка первичного восприятия текста
- Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.
- Возможные методические приемы: беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.
- Мотивация перечитывания и анализа произведения
- Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе.
- Возможные методические приемы: постановка проблемных вопросов, поиск неточностей в иллюстрации, сопоставление разных вариантов прочтения, объяснение непонятных слов.
- Анализ произведения
- Цель: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения.
- Возможные методические приемы: последовательное перечитывание вслух с комментариями; самостоятельное перечитывание с различного рода заданиями; составление плана; сопоставление с произведением на ту же тему; стилистический эксперимент и т. д.
- Обобщение результатов анализа произведения
- Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.
- Возможные методические приемы: выразительное чтение произведения, драматизация, различные виды пересказа, сочинение по изученному произведению, создание выставки рисунков и выставки книг и т. д.
-
Применяя элементы технологии на уроках литературного чтения , ребенок учится преобразовательной деятельности по созданию материального продукта через духовное восприятие литературного произведения.
«Не из обычных людей
Тот, которого манит
Дерево без цветов». Оницура
Урок литературного чтения.
2 класс.
Тема: «Хокку». Оницура.
«Красота».
С.Г. Козлов.
Урок литературного чтения во 2 кл. К.Д. Арон, С.В. Сахарнов «Воздушный богатырь»
Мобильный электронный ресурс PLICERS
Диагностический инструментарий
1.Диагностика «Готовность ребенка к школе».
2.Анкетирование родителей первоклассников .
3.Диагностика работоспособности. Тест «Корректурная проба».
4. Тест направленности личности Б. Басса
5.Изучение самооценки. Методика А.И.Липкиной «Три оценки».
6. Методика изучения мотивации.
7.Социометрия.
8. Мониторинг духовно – нравственного воспитания.
9. Портфолио учащихся.
Результаты мониторинга метапредметных результатов
УУД
4 класс
Познава -
тельные
1
класс
74%
Регулятив -
ные
2 класс
77%
66%
Коммуни -кативные
69%
86%
3 класс
56%
70%
53%
71%
72%
72%
84%
Мониторинг духовно – нравственного воспитания.
Параметры характеристики школьника
I
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам обязанностям человека:
4 класс
II
Воспитание нравственных чувств и этического сознания ·
III
1 класс
Высок -22 чел
Средн – 4 чел
Низк – 0 чел
2 класс
Высок -22 чел
Средн –4 чел
Низк – 0 чел
Высок -13 чел
Средн – 11 чел
Низк – 4 чел
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
IV
Высок.- 24 чел.
Средн. – 2 чел.
Низк.- 0 чел.
Высок -15 чел
Средн – 1 0 чел
Низк – 3 чел
3 класс
Высок -13 чел
Средн – 11 чел
Низк – 4 чел
V
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Высок.- 9 чел.
Средн – 15 чел.
Низк.- 4 чел.
Высок -19 чел
Средн – 7 чел
Низк – 2 чел
Высок -19 чел
Средн – 7 чел
Низк – 0 чел
Высок.- 26 чел.
Средн. – 0 чел.
Низк.- 0 чел.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Высок.- 14 чел.
Средн – 13 чел.
Низк.- 1 чел.
Высок -22 чел
Средн –4 чел
Низк – 0 чел
Высок.- 16 чел.
Средн. –12 чел.
Низк.- 0 чел
Высок.- 24 чел.
Средн.– 2 чел.
Низк.- 0 чел.
Высок.- 20 чел.
Средн – 6 чел.
Низк.- 0 чел.
Высок.- 20 чел.
Средн. – 8 чел.
Низк.- 0 чел.
Высок.- 10 чел.
Средн.– 12 чел.
Низк.- 6 чел.
Высок.- 24 чел.
Средн. – 2 чел.
Низк.- 0 чел
Высок.- 17 чел.
Средн.– 9 чел.
Низк.- 2 чел.
Высок.- 20 чел.
Средн.– 5 чел.
Низк.- 1 чел.
Результаты работы были представлены:
- 1. Всероссийский фестиваль педагогического мастерства «Начальная школа: успешный старт в качестве образования », 2015 год.
- 2.Всероссийский форум педагогов развивающего обучения в г. Новосибирске, 2016 год.
- 3. Мастер – класс на Международной Ярмарке педагогических инноваций, 2017 год.
- 4. Научно- методический семинар в БРИОП «Современный урок в начальной школе», 2017 год.
- 5. Мастер-класс в БРИОП по теме «Лучшие практики организации дополнительного образования и внеурочной деятельности в начальной школе» в рамках курсов повышения квалификации «Дополнительное образование и внеурочная деятельность младших школьников», 2017 год.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать .