Слайд 1.
Методический семинар
«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС».
Уважаемые жюри, коллеги, участники конкурса! Вашему вниманию я предлагаю методический семинар своего опыта работы по теме:
Использование игровой технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
слайд 2.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Именно эти слова русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского легли в основу моей педагогической деятельности, ведь одной из главных задач современной начальной школы сегодня является создание необходимых условий для личностного развития каждого. Именно поэтому учителю важно использовать в педагогической деятельности комплекс средств, формирующих универсальные учебные действия, которые нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Я решила уделить особое внимание этой теме, потому что ведущей деятельностью дошкольника была игра, и, когда ребёнок переходит на другой уровень образования, он продолжает играть. Для повышения мотивации и создания комфортности пребывания ученика в школе я обучаю детей, используя различные современные технологии и считаю, что особенно важно использовать в 1-4 классах игровую технологию.
слайд 3.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
слайд 4.
Я в своей работе опиралась на знания и методические рекомендации учёных -педагогов, которые раскрыли сущность игровой технологии, как Константина Дмитриевича Ушинского, Павла Петровиого Блонский, Даниила Борисовича Эльконина.
слайд 5
А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
слайд 6.
Я использую самые различные игровые технологии, которые превращают мои уроки в незабываемое действие.
слайд 7.
Конечно, при использовании игровых технологий на своих уроках я соблюдаю правила, обеспечивающие привлекательность игр:
Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
Возможность действия для каждого ученика.
Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий, играющих; должен быть риск неудачи.
Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели
Соответствие возрастным особенностям ребенка.
Слайд 9.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.
В своем практике очень часто вместо обычного вступления предлагаю, иное начало урока – например: определить тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием.
Слайд 10
Уроки русского языка для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.
На уроках русского языка. УМК Школа России, я использую следующие игры. При изучении темы Правописание безударных гласных в корне слова я использовала такие игры как «Вставьте пропущенные буквы», «Самый внимательны» (найди и справь ошибку), это способствовало формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова, развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.
слайд 11
Моим детям очень нравится игра «Выбери три слова» использую ее при повторении изученных тем. Такие игры мне помогают проследить за формированием орфографического навыка правописания слов с изученными орфограммами. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
слайд 12
Для развития навыка правописания слов с непроверяемыми гласными, умение выделять в словах общий признак, внимание я использую игру «Лишнее слово».
слайд 13
Использую такие игры как «Собери слово», игру «Поезд», что способствовало формированию навыка правописания слов с этими сочетаниями, вниманию, орфографической зоркости, моторики (при раскрашивании)
слайд 14
С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки.
слайд 15
Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность.
слайд 16
Использование игр на уроках математики.
Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Выполняем математические задания, дети отгадывают загадки, ребусы и т.д.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Слайд 17
На уроках литературного чтения в своем классе я практикую следующие игры:
-Игры - рифмовки, использую как при речевой разминке, так и при обобщении знаний о прочитанном произведении, особенно если это веселые рассказы или стихи.
Моим детям очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования.
Иногда я предлагаю на уроке поработать «Шифровщиками», чтобы узнать кто к нам пришел на урок, принес задания, или наоборот нужно этому герою помочь.
А чтобы заинтересовать своих детей темой «Устное народное творчество», которую мы недавно прошли, мы с ребятами отправлялись в виртуальное путешествие в загадочную страну, имя которой Фольклор, затем путешествовали по стране сказок. На этих уроках ребятам особенно понравились игры с пословицами.
Чтобы проверить знания учащихся по прочитанному произведению, я использую тесты, причём не обычные, а интерактивные.
Игровые технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:
-игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
идет передача опыта старших поколений младшим;
способствует использованию знаний в новой ситуации;
является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
сложность в оценки учащихся.
Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.
слайд 18
Анкета
– Нравится ли тебе играть на уроке?
– На каких уроках тебе хотелось бы играть?
слайд 19
–Как ты любишь больше играть один или с друзьями?
– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
Анализ анкет показал:
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но, если только эта игра им интересна.
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.
Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Поэтому мои ребята, на вопрос нравится ли им, когда есть игры на уроках, отвечали увлекательно, разнообразно, интересно, познавательно, весело и необычно.
Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. Благодарю за внимание!
5