СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на тему:"Смысловое чтение на уроках истории и обществознания"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар на тему:"Смысловое чтение на уроках истории и обществознания" предназначен для выступлений на педсоветах, заседаниях МО и т.д. Содержит материал о различных приемах смыслового чтения, которые можно применять в среднем и старшем звене на уроках истории и обществознания. Материал состоит из презентации и текста выступления.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар на тему»

Методический семинар на тему

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках истории и обществознания»


1 слайд Фотография , ФИО, должность , место работы

Добрый день!


2 слайд Автобиография на старославянском

Вначале предлагаю вам познакомиться с одним документом.

Вопрос залу: Поднимите руки, кто понял смысл данного текста? (Ответы). Но оно и не удивительно, ведь текст составлен на старославянском языке, который нам не совсем понятен.

3 слайд Текст из летописи.

Но бывает и так, что текст написан на родном русском языке, но понять его смысл бывает очень трудно.

4 слайд Портрет Я.А. Каменского, его высказывание

Я.А.Каменский писал «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».

5 слайд Уровень читательской грамотности

По уровню читательской грамотности Советский Союз занимал 3 место

РФ в 2012 году – 42 место из 65 стран

в 2015 году – 26 место из 70 стран

В связи с этим в России была разработана Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 г.г.

В Преамбуле к ней говорится о том, что в России на данный момент проявляется системный кризис читательской культуры.

Об этом же свидетельствуют исследования PISA/ Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся /

6 слайд РISA -2015

Как видна из данных графика в последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону, но все равно умение осмыслить и оценить информацию текста развито у российских 15-летних читателей несколько хуже, чем у их сверстников из стран ОЭСР.

7 слайд Картинка

В современном обществе умение читать - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Поэтому темой своего методического семинара я выбрала

8 слайд Тема

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках истории и обществознания»

9 слайд В настоящее время тема смыслового чтения становится все более актуальной, т.к. НИКО по истории, которое проводилось у нас в Брянске в прошлом году, показал низкий уровень развития навыков смыслового чтения среди учащихся 7 классов. Также навыки смыслового чтения необходимы при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. Частые ошибки связаны с тем. Что выпускники не правильно прочитали задание и поняли его смысл.

10 слайд Ушинский

« Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» К.Д.Ушинский

В наше время умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений.

11 слайд ФГОС

Такой подход нашёл отражение в нормативном документе. Неслучайно федеральный государственный образовательный стандарт включает в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента - «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

12 слайд Определения
В концепции универсальных учебных действий обозначено, что смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.

13 слайд Таким образом, смысловое чтение текста – это:

  • поиск информации в тексте и понимание прочитанного;

  • интерпретация прочитанного текста;

  • оценка информации, заключенной в тексте.

14 слайд УУД

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД;

- в регулятивные УУД;

- в познавательные УУД.

14 слайд Картинка

Все новое, это хорошо забытое старое. В преподавании предметов гуманитарного цикла всегда присутствовала работа с историческими документами и текстами. Поэтому существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения. Многие из которых появились уже давно.

15 слайд 1. Прием «Закрой окно»

«Дырявый текст», «Допиши историю».

Текст с пропусками предложил использовать психолог П.Я.Гальперин в середине 1970-х годов для формирования внимания при работе с текстом. У приема много « плюсов», он учит:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл;

- находить в тексте нужную информацию.

Данный прием сочетает в себе элементы игры и исследования, это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу.

16 слайд 2. Интеллект–карта (кластер)

Включает в себя возможность переработки текста в форму схемы и использования схемы для составления рассказа по заданной теме.

Прием учит анализировать текст, выделять главную и второстепенную информацию, показывать причинно-следственный связи, учит связному рассказу, так как в конце нужно восстановить содержание текста. Прием обучает самостоятельно обрабатывать информацию. Интелект-карту можно использовать: при работе с историческим источником, при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.

17 слайд 3. Прием составления таблиц по тексту

Достаточно часто в процессе изучения различных школьных предметов используется прием составления таблиц по тексту. Недостатком данного приёма я считаю то, что критерии для работы с текстом задаются педагогом, а значит, обучающимся остается лишь действовать по заранее заготовленному шаблону. Но при работе с таблицами со свободными критериями для обучающихся остаётся возможность внести своё видение изучаемой проблемы, составив свои критерии. Прием «Сводная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями, фактами. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

18 слайд Эдисон

Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

19 слайд 4. Метод «Переработка текста», технология развития критического мышления (ТРКМ)

Метод «Переработка текста» является одной из составляющих технологи развития критического мышления посредством чтения и письма. Авторы этой технологии - американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

20 слайд Данный метод является самым эффективным и понятным, когда ученикам необходимо ознакомиться с большим объемом информации. Этот метод является эффективным при подготовке к экзаменам. Старшеклассники должны самостоятельно уметь перерабатывать текст и обращаться за помощью к учителю, если возникают сложности. Здесь можно использовать следующие приемы:

Составление плана (простого и/или сложного). Цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Составление тезисов - краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.

Составление конспекта - краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста. Приветствуется наличие собственных выводов.

Составление вопросов - краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов, которые по ходу чтения составляют ученики и задают друг другу.

Учитель выступает в роли наблюдателя и вмешивается в беседу если необходима помощь при сложных вопросах.

Инсерт – чтение с пометками, что знаешь, что не знаешь, что непонятно.



21 слайд 5. Метод «Вопросы низкого и высокого уровня» или «Толстых и тонких вопросов»

Учеников необходимо учить различать тонкие и толстые (проблемные) вопросы. На тонкий вопрос в тексте всегда есть прямой ответ, ответа на толстый вопрос нет: он либо «размыт» в тексте (но его можно найти, так как информация для него в тексте есть), либо информацию для ответа нужно искать в другом источнике. Задача учителя – научить ученика формулировать не только тонкие, но и толстые вопросы. Например:

Годы правления князя Ярослава Мудрого?

Как к власти пришел Ярослав Мудрый?

Название первого свода законов Древнерусского государства?

Название собора в Киеве, построенного при Ярославе?

Вопросы высокого уровня (толстые вопросы) побуждают учеников к мышлению. На вопрос высокого уровня можно дать несколько ответов, причем каждый из них будет аргументированным и убедительным.

Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?

Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?

Таким образом, ученик с развитым критическим мышлением, умеющий работать с информацией способен давать собственную оценку любым явлениям.


22 слайд 6. Приём «Работа с вопросником»

Цель приема «Работа с вопросником» - сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы.

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе.


23 слайд Перечень других методов

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня есть огромное количество приемов, позволяющих реализовать задачу формирования навыков смыслового чтения. Целенаправленное и оправданное использование их педагогом формирует у обучающихся навыки смыслового чтения, обеспечивает достижение одного из самых важных метапредметных результатов.

Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.


24 слайд Результаты деятельности

Помимо названных мной ранее УУД, которые формируются благодаря смысловому чтению , есть еще проектные и исследовательские развитие которых у моих учеников дает положительные результаты – это победы в различных конкурсах и призовые места на олимпиадах.


25 слайд В. Даль

«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание»

В. И. Даль


И в заключении хочу вам пожелать – богатейте, но не только материально, но и увеличивайте свой багаж знаний, которые мы черпаем из самой мудрой книги, под названием – ЖИЗНЬ!

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Кудрявцева Виктория Валерьевна Учитель общественных дисциплин, высшей категории, МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И.Б.Катунина г. Брянска

Кудрявцева Виктория Валерьевна

Учитель общественных дисциплин,

высшей категории,

МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И.Б.Катунина

г. Брянска

Ѧ Кѫдрѧвцева Викторї Валерьѥвна родиласѧ2 ѩнварѧ 7469 года ​въ градѣ Брѧнске брѧнскои ​ ѡбласти​. ​Въ 7477 вѫдоу пѫдшла​ ​въ 1 класъ школоу 12. Съ їѵгѫста 7487 года по ​сентѧбрь 7494 года была ​старшеи​ пїѻнервожатои ​въ школе № 15 г. Брѧнска. Съ 7482 года – стѫдентка заѻчного ѿделенї исторического факоультета Брѧнского госѫдарственного педагогческого инститоута имъ. Петровского. ѻкончила въ 7494 вѫдоу по спецїѫльности ооучитѥль исторїи і҃ права. Съ 7494 года по 7512 годъ работала ​ооучителѥмъ исторїи ​і҃ ​ѻбществознанїѿ въ школе № 63 града Брѧнска. Съ сентѧбрѧ 7512г. ​ ооучитѥль ​ исторїи нб҃оу​ пѫдъ№13 имъ. ​Героѿ Советского Союза і҃.Б.Катоунина г. Брѧнска.

Ѧ Кѫдрѧвцева Викторї Валерьѥвна родиласѧ2 ѩнварѧ 7469 года ​въ градѣ Брѧнске брѧнскои ​ ѡбласти​. ​Въ 7477 вѫдоу пѫдшла​ ​въ 1 класъ школоу 12. Съ їѵгѫста 7487 года по ​сентѧбрь 7494 года была ​старшеи​ пїѻнервожатои ​въ школе № 15 г. Брѧнска. Съ 7482 года – стѫдентка заѻчного ѿделенї исторического факоультета Брѧнского госѫдарственного педагогческого инститоута имъ. Петровского. ѻкончила въ 7494 вѫдоу по спецїѫльности ооучитѥль исторїи і҃ права. Съ 7494 года по 7512 годъ работала ​ооучителѥмъ исторїи ​і҃ ​ѻбществознанїѿ въ школе № 63 града Брѧнска. Съ сентѧбрѧ 7512г. ​ ооучитѥль ​ исторїи нб҃оу​ пѫдъ№13 имъ. ​Героѿ Советского Союза і҃.Б.Катоунина г. Брѧнска.

«В год 6605. При­шли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Ва­силь­ко Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и со­бра­лись на совет в Лю­бе­че для уста­нов­ле­ния мира, и го­во­ри­ли друг другу:

«В год 6605. При­шли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Ва­силь­ко Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и со­бра­лись на совет в Лю­бе­че для уста­нов­ле­ния мира, и го­во­ри­ли друг другу: "Зачем губим Рус­скую землю, сами между собой устра­и­вая распри? А по­лов­цы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да от­ны­не объ­еди­ним­ся еди­ным серд­цем и будем блю­сти Рус­скую землю, и пусть каж­дый вла­де­ет отчи­ной своей.»

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Я.А. Каменский

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».

Я.А. Каменский

Советский Союз – 3 место РФ 2012 год (мониторинг читательской грамотности) – 42 место из 65 стран РФ 2015 год (мониторинг читательской грамотности) – 26 место из 70 стран    РФ - Национальная программа поддержки и развития чтения в России 2007-2020 г.г.
  • Советский Союз – 3 место
  • РФ 2012 год (мониторинг читательской грамотности) – 42 место из 65 стран
  • РФ 2015 год (мониторинг читательской грамотности) – 26 место из 70 стран

  • РФ - Национальная программа поддержки и развития чтения в России 2007-2020 г.г.

PISA-2015 *ОСЭР-Организация экономического сотрудничества и развития

PISA-2015

*ОСЭР-Организация экономического сотрудничества и развития

Тема:  «Развитие навыков смыслового чтения на уроках истории и обществознания»

Тема: «Развитие навыков смыслового чтения на уроках истории и обществознания»

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» .  К.Д. Ушинский

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» .

К.Д. Ушинский

Смысловое чтение  определено федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста Цель:  максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Цель: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.

Смысловое чтение текста – это

Смысловое чтение текста – это

  • поиск информации в тексте и понимание прочитанного;
  • интерпретация прочитанного текста;
  • оценка информации, заключенной в тексте.
в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;  в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;  в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания.
  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания.

Прием: «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю» Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - (  ) Русь. Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

Прием: «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

Прием : «Интеллект-карта» Ценности морали   Афины Вывозили Ввозили

Прием : «Интеллект-карта»

Ценности морали

 

Афины

Вывозили

Ввозили

Прием : «Составление таблиц по тексту» Народные восстания в период правления Петра I Характер восстания   Восстание на Дону Причины восстания  Требования восставших Восстание в Башкирии   Результаты восстания     Восстание в Астрахани            

Прием : «Составление таблиц по тексту»

Народные восстания в период правления Петра I

Характер восстания

 

Восстание на Дону

Причины восстания 

Требования восставших

Восстание в Башкирии

 

Результаты восстания

 

 

Восстание в Астрахани

 

 

 

 

 

 

Прием : «Составление таблиц по тексту» Линия сравнения Типы режимов Демократический (демократия) Недемократический Тоталитарный (тоталитаризм) Авторитарный (авторитаризм)

Прием : «Составление таблиц по тексту»

Линия сравнения

Типы режимов

Демократический (демократия)

Недемократический

Тоталитарный (тоталитаризм)

Авторитарный (авторитаризм)

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

Т. Эдисон

Метод «Переработка текста», технология развития критического мышления (ТРКМ) Чарльз Темпл

Метод «Переработка текста», технология развития критического мышления (ТРКМ)

Чарльз Темпл

Метод «Переработка текста», технология развития критического мышления (ТРКМ)

Метод «Переработка текста», технология развития критического мышления (ТРКМ)

Приемы составление плана (простого/сложного); составление тезисов; составление конспекта; составление вопросов; инсерт.

Приемы

  • составление плана (простого/сложного);
  • составление тезисов;
  • составление конспекта;
  • составление вопросов;
  • инсерт.

Метод : «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов» Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы) Годы правления князя Ярослава Мудрого? Как к власти пришел Ярослав Мудрый? Название первого свода законов Древнерусского государства? Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)

Метод : «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»

Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы)

  • Годы правления князя Ярослава Мудрого?
  • Как к власти пришел Ярослав Мудрый?
  • Название первого свода законов Древнерусского государства?

Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)

  • Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?
  • Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?
  • Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?
Прием : «Работа с вопросником»

Прием : «Работа с вопросником»

Приемы смыслового чтения

Приемы смыслового чтения

  • «Ромашка Блума»
  • «Чтение с остановками»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Моделирование и рисунок»
  • «Ключевые слова»  
  • «Верите  ли вы…»  и т.д.
Результаты моей работы

Результаты моей работы

« Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание »  В. И. Даль

« Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание »

В. И. Даль

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!