СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар по теме: «Технология «Мировое кафе»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар

по теме:

«Технология «Мировое кафе»

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар по теме: «Технология «Мировое кафе»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Артинского городского округа

«Артинская средняя общеобразовательная школа № 6»







Методический семинар

по теме:

«Технология «Мировое кафе»

Шевалдиной Ларисы Николаевны,

учителя географии

МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6»


















Пояснительная записка

Цель:

  • познакомить учителей географии с технологией World Café («Мировое кафе»).

Задачи:

  • рассмотреть этапы технологии World Café «Мировое кафе».

  • определить возможность применения данной технологии на уроках географии.

  • выявить преимущества технологии World Café «Мировое кафе».

Форма проведения: мастер-класс

Оборудование: бумажные скатерти (ватманы), фломастеры, стикеры.

Участники: учителя географии Артинского городского округа.

Данные методические материалы раскрывают   особенности организации и проведения  технологии World Café «Мировое кафе» в образовательном процессе.

Ход семинара


Знакомство участников с историей возникновения технологии «Мировое кафе»:

Калифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса (Juanita Brown and David Isaacs) в Mill Valley. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быстро распространится по миру в следующие 16 лет. Утром они расположились большим кругом во дворе дома, но их планы нарушил дождь. Переместившись в дом, участники спонтанно разделились на две группы, которые расположились за столами. Время от времени группы прерывались, чтобы поменяться столами и обменяться идеями. Общение оказалось гораздо плодотворнее, чем они могли себе представить. Так появилось World cafe (Мировое кафе) — метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня этот метод пользуется большой популярностью во всем мире.

Технология применяется для решения комплексных проблем, получения ответа на несколько вопросов, принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы, подведения итогов проекта, конференции, обучения, года, обмена опытом.

 С помощью «Мирового кафе» можно за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. 

Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения World cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Проведение обычно требует от сорока минут до трех часов в зависимости от количества участников и решаемых вопросов. От ведущего не требуется специальных умений и навыков: его задача — соблюдать тайминг и инструктировать участников.


Знакомство участников с этапами и принципами проведения технологии «Мировое кафе».


В технологии «Мировое кафе» выделяют 5 этапов (Приложение 1). В рамках четкой структуры и понятных правил создается непринужденная доброжелательная атмосфера «World cafe». С помощью этого метода можно за период от сорока минут до трех часов собрать информацию, объединить видение, найти ответ на вопросы. Достаточно лишь соблюдать принципы проведения технологии «Мировое кафе» (Приложение 2).


Практическое занятие с использованием технологии «Мировое кафе» по теме: «Создание условий для обучающихся в период подготовки к ОГЭ по географии».


Цель: продемонстрировать этапы технологии «Мировое кафе». Для этого было предложено учителям разработать рекомендации для обучающихся, родителей и педагогов в период подготовки к ОГЭ по географии.

Учителя географии были поделены на 3 группы. Организованы 3 стола по следующим темам:

1 стол. «Рекомендации обучающимся при подготовке к ОГЭ по географии».

2 стол. «Рекомендации родителям обучающихся в период подготовки к ОГЭ по географии».

3 стол. «Рекомендации учителям при подготовке обучающихся к ОГЭ по географии». При этом один педагог был определён «хозяином» стола, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе были бумажные скатерти, фломастеры и стикеры. Это необходимо для фиксации идей. Через небольшой отрезок времени «гости» отправлялись к следующему столику, они выступали «посланцами новых идей», «хозяин» же был на месте и вводил новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентовал основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжалась с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». В конце работы все вернулись за те столы, за которыми они начинали работу, устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников размещены для всеобщего ознакомления и обсуждения.

Таким образом, учителям была продемонстрирована технология «Мировое кафе», в результате были разработаны рекомендации для обучающихся 9-х классов, их родителей и учителей (Приложение 3).


Заключение


Мировое кафе как любая технология, которая считается продуктивной, является таковой лишь тогда, когда выдержаны все правила ее проведения.

В ходе мастер-класса, учителями было отмечено, что применение технологии World Café (Мировое кафе) на уроках географии возможно и дает большой потенциал для подходов и результатов.  

Совместно с учителями были определены преимущества данной технологии:

  • позволяет создать площадку для рефлексии полученного опыта, планирования и создания творческих идей и продуктов.

  • эффективна данная технология при обобщении изученного материала.

  • все участники принимают активное участие, высказывают свою точку зрения, что способствует формированию у обучающихся коммуникативных УУД.

  • группы могут работать над частями одной темы, либо рассматривать разные вопросы.

  • не требует специального оборудования.





















Приложение 1

Этапы технологии «Мировое кафе»

1 этап.

В течение 3-5 минут ведущий рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате. Участники объединяются в группы от 3 до 7 человек. Если цель встречи — найти решение трех ситуаций, то и групп будет три. В каждой группе выбирается «хозяин стола». Хозяину стола дается дополнительная инструкция: «Вы являетесь хранителем знаний вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики». Каждая группа получает по листу флип-чарта и маркеру для записи идей. На листе написано название обсуждаемого вопроса. Как вариант, можно записывать идеи на стикерах и клеить их на флип-чарт.

2 этап.

Участники получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос. Хозяин стола без критики фиксирует идеи. Время на обсуждение зависит от сложности темы. Обычно — от 10 до 20 минут, не меньше, т.к. самые лучшие мысли приходят не сразу, а после некоторой «раскачки». Но и больше тоже малоэффективно: слишком утомительно и снижает энергетику работы.

3 этап.

По команде ведущего участники меняются столами (обычно по часовой стрелке). Хозяин стола остается, приветствует новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности можно записывать новые идеи маркером другого цвета, в другом секторе листа. Есть специальные компании, которые специализируются на выпуске оборудования для «Мирового кафе». В частности, они делают бумажные скатерти для круглых столов с заранее обозначенными секторами. Продолжительность этого этапа также обычно 10-20 минут. Следующий переход опять происходит по команде ведущего. Количество переходов зависит от количества столов, но не более пяти. Время обсуждения постепенно сокращается до 7-15 минут, потом до пяти.

4 этап.

Команды возвращаются за свои столы (те столы, за которыми они начинали работать) и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на листах флип-чарта или специальных фасилитационных досках. Например, можно выделить 5 ключевых идей.

5 этап

«Хозяин» каждого стола презентует результаты всей группе. Обсуждение.


Приложение № 2

Принципы проведения технологии «Мировое кафе»:

1.Оставайтесь в рамках контекста. Помните о цели мероприятия, выделите ключевые вопросы для обсуждения, пригласите для участия всех, кто обладает необходимой информацией.

2.Создайте уютную доброжелательную атмосферу. Гостям «кафе» должно быть комфортно, и они должны высказываться без опаски. Поэтому в начале уделите внимание мотивации на активную работу.

3.Подготовьте вопросы, которые помогут вспомнить необходимую информацию, запустят процесс генерации идей, повысят групповую энергетику, простимулируют обсуждение и помогут учесть все нюансы. Например: «О чем нам важно помнить? Это все, что необходимо для данного вопроса? Кто еще может нам помочь? Что позволило вам успешно выполнить задачу? Что надо улучшить в следующий раз?»

4.Поощряйте участие каждого. Классическое использование методики подразумевает, что любой желающий принять участие в данном обсуждении должен иметь такую возможность. Подчеркивайте ценность мнения и опыта каждого.

5.Используйте обмен разными точками зрения. Возможность переходить от стола к столу, привносить свежий взгляд, иное восприятие очень ценны. Это позволяет увидеть новые возможности и неожиданные решения, получить инсайты, почувствовать себя частью команды, важной составляющей общего успеха.

6.Прислушивайтесь как к привычным идеям, так и к неожиданным. Умение слышать окружающих — один из важнейших факторов успеха «World cafe». Синергия коллективного мышления включается, когда каждый стремится не только высказаться, но и услышать, понять точку зрения, возможно кардинально отличающуюся от своей. Это позволяет проявиться информации, которую сложно получить в беседе один на один, сделать явными скрытые знания в компании.

7.Делитесь коллективными открытиями. Последний этап Мирового кафе часто называют «урожаем» или «сбором урожая». В конце мероприятия идеи всех столов озвучиваются и объединяются в общее видение. Важно представить их наглядно и визуально понятно. Можно для этого использовать специальные графические шаблоны.











Приложение № 3

Рекомендации родителям в период подготовки к ОГЭ по географии.

  1. Помогите ребёнку распределить рационально время подготовки к экзамену.

  2. Обратите внимание на режим ребёнка. Помните, что необходимо чередовать виды деятельности и помимо занятий ребёнок должен находить время для занятий спортом и прогулок на свежем воздухе. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. А занятия должны сопровождаться перерывами.

  3. Обратите внимание на питание Вашего ребёнка, оно должно быть правильное и сбалансированное. Добавляйте в рацион рыбу, орехи, курагу. Они активизируют работу мозга. Обязательны в рационе витамины (ягоды и фрукты).

  4. Обеспечьте удобное место для подготовки и проследите, чтобы была достаточная освещённость, отсутствовали посторонние звуки.

  5. Обеспечьте ребёнка необходимыми материалами для подготовки к ОГЭ: атласами по географии для 7, 8, 9 классов; справочными материалами.

  6. Обеспечьте ребёнка рабочим местом с выходом в Интернет или приобретите Сборник заданий по подготовке к ОГЭ по географии.


Помните, основная цель – это помочь ребёнку, старайтесь поддержать подростка и создать ему необходимые условия для подготовки к экзаменам!


Рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки к ОГЭ по географии.

1.Для начала откройте сайт ФИПИ и прочтите все документы, которые там представлены.

2. Решите демонстрационный вариант ОГЭ.

3.Рекомендуем разделить подготовку к ОГЭ по географии на части. Сначала изучайте теорию по конкретной теме, потом решайте отдельные задания, анализируйте ошибки и переходите к следующей теме. Через некоторое время каждый блок нужно повторять — иначе теория забудется, и вы допустите те же ошибки. 

4.Учите карты

5.При подготовке к ОГЭ по географии уделите внимание географической терминологии, природным процессам и явлениям, а также экономической географии и физико-географическим понятиям. Нужно анализировать графики и таблицы, уметь вычислять масштаб по карте, определять местоположение объекта по широте и долготе, строить поперечный профиль рельефа. 

6. Решайте экзаменационные варианты — как можно больше.






Рекомендации для учителей при подготовке обучающихся 9-х классов к ОГЭ по географии.

1.Проинформируйте обучающихся об особенностях проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ.

2.Совместно с обучающимися выполните Демонстрационный вариант ОГЭ.

3.Создавайте для обучающихся памятки, инструкции, схемы, алгоритмы.

4. Больше времени на уроках географии уделяйте чтению карты (знанию и пониманию картографического содержания).

5. Обучайте детей подходам и умениям моделирования ситуации в соответствии с заданными условиями.

6. Поводите обучающихся к пониманию основных географических следствий, определению основных и второстепенных причин, факторов.

7. Учите анализировать географические проблемы и ситуации, процессы и явления.

8. Отрабатывайте с обучающимися навыки работы с географическими атласами.

9.Организуте для обучающихся консультации для подготовки к ОГЭ.



























Литература

  1. Абашкина, О. Что такое world cafe? [текст] // Справочник по управлению. – 2011. - № 2.-  С. 44-56.

  2. Крутиков, Г.И. Формы организации занятий  по технологии [текст] / Г.И. Крутиков // Школа и производство . – 1999. - № 2 . – С. 24-25.

  3. Мартынова, А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений [текст] // Организационная психология. – 2012. -  № 2.- С. 53-91.

  4. Принципы проведения world cafe Всемирного (интернационального) кафе         [электронный         ресурс]:

  5. http://www.theworldcafe.com/translations/

worldcafe-principles-rus.pdf

  1. Решетников, В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования [текст] / В.Г. Решетников // Омский научный вестник. - 2013. - № 15. – С. 174-177.










10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!