СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар «Портрет известного неизвестного (или модель персонифицированной системы воспитания)»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление и развитие личности: адресная работа с обучающимися разных категорий

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Портрет известного неизвестного (или модель персонифицированной системы воспитания)»»

Сытник И.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия им. А.Н. Островского» г.о. Кинешма Ивановской области


Методический семинар «Портрет известного неизвестного (или модель персонифицированной системы воспитания)».


Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания

(сколько существует детей, столько существует и систем воспитания).

К.Н. Вентцель

Актуальность. Дойти до каждого ребенка – мечта многих поколений педагогов. Однако следует признать, что до сих пор она не в полной мере осуществилась. Не случайно Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644 в пункт 5 внесены изменения в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. n 1897 "об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования":

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. На основании Майских указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года был принят Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Практическая значимость. В условиях Реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» важнейшей задачей педагога является персонально ориентированная воспитательная деятельность. Персонально ориентированная деятельность рождается и развивается в рамках парадигмы субъект-субъектных отношений. В ней ребенок предстает не как абстрактный (среднестатистический), а как конкретная персона, обладающая субъектными свойствами и полномочиями. Наличие субъектной позиции у детей рассматривается отечественными и зарубежными учеными в качестве необходимого условия осуществления процесса воспитания. «Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого, - утверждал Л.С. Выготский. – Ребенок в конечном счете воспитывается сам».

Возникшее противоречие: с одной стороны, внешняя индивидуализация, то есть направленное воздействие образовательного пространства, оказание педагогической поддержки ребенка с целью развития его индивидуальности, достижение личностных результатов по ФГОС. С другой стороны, внутренняя индивидуализация: направленность самого обучающегося на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование у него субъектной позиции, индивидуального пути развития. Фактором проявления внутренней индивидуализации является осознаваемая потребность, стремление к качественному и лучшему изменению себя.

Это противоречие побудило меня к поиску таких педагогических оснований, условий и технологий, при которых возможно сочетание требований образовательных стандартов и самих детей на основе создания условий, содействующих успешному развитию уникальной и целостной персоны конкретного ребенка в соответствии с генетически и социально детерминированными возможностями, и условий для формирования, проявления и последующего обогащения его субъектного опыта в саморазвитии.

Новизна опыта заключается в возможности создания модели персонально ориентированной воспитательной системы (автор – д.п.н., профессор Е.Н. Степанов). Принципиальное отличие данной разновидности системной организации воспитательного процесса, по мнению Е.Н. Степанова, заключается в ее направленности на создание благоприятных условий для развития конкретной персоны ребенка, выступающего в качестве субъекта саморазвития, индивидуальной и совместной жизнедеятельности, при этом ядром ее является несколько событийных общностей людей, их идей, отношений и действий. Создавая предпосылки становления и функционирования модели персонифицированной системы воспитания, меня, прежде всего, интересует становление и развитие творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность выражается в умении выбирать поведение в соответствии с меняющимися условиями, переносить имеющиеся умения и навыки в новые виды деятельности, ранее незнакомые. Благодаря творческой индивидуальности личности обеспечивают свое саморазвитие и самовоспитание. Это качество позволяет личности действовать активно, самостоятельно, творчески, более эффективно осуществлять свою деятельность, обогащать свою жизнь и жизнь других людей. Именно с момента становления творческой индивидуальности можно говорить об эффектах персонифицированной системы воспитания.

Цель: создание модели персонально ориентированной воспитательной системы.

Задачи:

1. На основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы понять специфику персонального подхода.

2. Реализовать на практике возможные методы персонифицированного воспитания.
3. Определить наиболее эффективные направления работы.

Условия возникновения. Имея за плечами 44 года педагогической практики, могу сказать, что всегда была сторонницей гуманистической педагогики. «Гуманная педагогика, – по мнению Ш.А. Амонашвили, – как синяя птица: знаем, что нет этой птицы, но верим, что она есть. Красота ее манит нас, а поиск рождает творчество. И видим: оказывается, сам поиск гуманной педагогики уже есть гуманная педагогика». Что искала я? Искала путь к взаимопониманию с ребёнком. Поняла главное:

  • нет универсального ключа к сердцу ребёнка. Каждый ребенок не лучше и не хуже других, он просто другой, особенный;

  • не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «Жизнь».

С пониманием росла обеспокоенность, что на практике и я, и мои коллеги, и родители, все мы взрослые доминируем над ребенком, зачастую даже неосознанно. Склонны думать и действовать за ребенка, опережая его самостоятельные шаги. Новые перспективы открылись для меня в Гимназии имени А.Н.Островского, в которой работаю с 2014 года. И это не только коллектив единомышленников-коллег, но и ресурсы РДШ, участниками которого являются наши гимназисты. Это тесные связи с Гимназическим союзом. Это те «событийные общности людей, их идеи, отношения и действия», которые позволяют реализовать модель персонифицированной системы воспитания.

Становление опыта. «Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое отвечает за формирование: «воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности"(Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»).

Систе́ма (древ.греч. σύστημα «целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Элементом воспитательной системы является классный коллектив. Какова роль классного руководителя в Новой школе, школе XXI века? Деятельность классного руководителя обеспечивает новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. При введении ФГОС нового поколения изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность. В этих условиях классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей. Вероятно, только системно организованная практика гуманистического воспитания может гарантировать успех. Поэтому я в практике своей деятельности как классного руководителя и учителя работаю над созданием модели персонифицированной системы воспитания. Важнейшей особенностью персонифицированной системы воспитания по сравнению с личностно и индивидуально ориентированной является не только активная, но и решающая позиция самого ученика – он является если не автором, то соавтором создания и главным действующим лицом реализации своей воспитательной системы. В этой связи ключевым моментом в проектировании и создании персонифицированной системы воспитания выступает педагогическое обеспечение становления ребенка как подлинного субъекта саморазвития. «Задача семьи, образовательных учреждений, – подчеркивает В.Г. Маралов, – состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития». Чтобы достигнуть сформулированную цель, необходимо не ошибиться в выборе содержания персонально ориентированной деятельности, т.е. ее главных направлений, из которых может складываться содержание персонально ориентированной деятельности:

 постоянное изучение каждого из воспитанников и формирование адекватных представлений о мечтах, целях, потребностях, интересах, увлечениях, ценностных отношениях детей;

 стимулирование желания учащихся заниматься самопознанием и са-мосовершенствованием, помощь в освоении и применении знаний, умений и навыков саморазвития и самореализации;

 содействие развитию и проявлению самодетерминированной актив-ности, инициативы, самостоятельности и творчества детей, их волевых качеств, нравственной направленности, рефлексивных способностей;

 поддержка стремлений школьников заняться деятельностью в соответствии со своими интересами и потребностями.

В практике своей работы я использую проектную деятельность. С учениками 10 класса мы создали проект «Наши достижения». Эпиграфом стали слова Терри Пратчетт: «Учеба — это поиск ответа на вопросы «Кто ты есть? Что ты есть? Где ты находишься? Чего ты стоишь? В чем ты мастер? Что там за горизонтом?» и вообще на все. Учеба — это способ найти своё место в жизни». Работа началась с определения траектории развития: какой Я сегодня? –Каким хочу быть? – Что пожелаю себе самому? Ребята сами составили вопросы анкеты. По-моему, это важно, они отвечали не мне, не на мои вопросы. Их ответы – ответы себе. Думаю, не все стало достоянием коллектива, и это правильно. Но я уверена: случилось главное –сработал механизм запуска процесса самопознания и самокоррекции на очень важном с точки зрения профессионального самоопределения этапе. Сегодня можно сказать поставленной цели добились все, на сегодняшний день доказали свою жизнеспособность. Стимулировать желание заниматься самопознанием и самосовершенствованием помог проект «Моё хобби», реализованный по инициативе моих учеников, когда они были в 7 классе. Работая над индивидуальным проектом, каждый смог расставить приоритеты, увидеть свои слабые и сильные стороны, осознать цели на ближайшее будущее, а кто-то не побоялся определить далёкие цели. А.Д. учится в Художественной школе, занимается живописью: «Основная цель увлечений — помочь само реализоваться». К.Л.: «У меня очень много увлечений. Я люблю танцевать, я люблю кататься на велосипеде, и мне очень нравится слушать музыку. Но мое самое главное хобби – это рисование». Защита проектов «Моё хобби» способствовала формированию пространства воспитательного взаимодействия, не только индивидуальной, но и совместной жизнедеятельности.

Технология опыта. Персонифицированная система воспитания – это система сложная и вероятностная. Для таких систем свойственны «нетерпимость» к управлению, постоянная изменчивость элементов и их характеристик и параметров. Буквально на каждом шагу субъекты управления такими системами сталкиваются с неопределенностью. Однако управление сложными и вероятностными системами возможно и, по мнению Ю.А. Конаржевского, эффективно тогда, когда оно направлено на достижение интегративного результата, а не сводится к разрозненным воздействиям на отдельные элементы системы. Современный исследователь А.А. Реан пишет: «Любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Мы даже полагаем, что главной задачей воспитания с «технологической» точки зрения как раз и является запуск механизма субъектности воспитания, запуск процесса самостроительства личности». Чтобы говорить о технологических приемах персонифицированной системы воспитания, необходимо определить роль классного руководителя: диагност-аналитик, тьютор, фасилитатор. Как показывает опыт, инициатива может исходить от любого субъекта, но классный руководитель, является ключевой фигурой по обеспечению этого процесса. От него зависит решение двух наиболее важных задач: найти референтных лиц для помощи школьнику в саморазвитии и развивать классное сообщество как событийную общность. Мобильность, многозадачность – это реалии моей работы как классного руководителя и как учителя-предметника. В создавшейся педагогической ситуации я отказалась от традиционного планирования воспитательной работы как набора мероприятий. Приоритетом стало программирование и проектирование деятельности по сопровождению индивидуальной траектории ребенка.

Таким образом ответственность за личностные результаты я разделяю с коллективом воспитателей. Прежде всего, это учителя-предметники, которые выступают в роли научных руководителей исследовательских работ, творческих проектов учеников моего класса. Некоторые из этих работ получили высокую оценку не только на школьном, но и на муниципальном, региональных уровнях. В олимпиадное движение, внеклассную работу по предметам (кружки, студии и т.п.) вовлечено 85% обучающихся. Большую роль в воспитании играют работники дополнительного образования. 93% ребят занимаются в Школе искусств, музыкальной, художественной школах, Детской юношеской спортивной школе, театральной студии и т.п. Участвуют в концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, реализуют свои способности, волевые и коммуникативные качества. Благодаря этому жизнедеятельность класса становится богаче, разнообразнее. На общешкольный конкурс инсценированной сказки инициативная группа представила свой творческий проект, над которым, начиная с текста, постановки и заканчивая исполнением, работали самостоятельно. По инициативе ребят незапланированно был проведен КВН. Моя роль – роль тьютера-наставника. Использую ресурс РДШ. Участники, лидеры этого движения организуют в классе мастерские, проводят акции, раскрывают возможности и вовлекают в деятельность РДШ. Персонифицированная система воспитания – это открытая система. Нельзя заведомо раздать роли и должности штатного расписания. В этом, наверное, состоит одна из трудностей становления модели персонифицированной системы воспитания. Необходимо создавать и постоянно корректировать пространство, где участники образовательного процесса смогут гибко направлять процессы саморазвития ребенка. Кроме того, фактор психологической несовместимости не отменял. Более всего к такой системе подходит принцип воспитывающего понимания. Как говорила профессор Лузина Л.М., воспитывать - значит понимать. А понимать, значит любить. В вопросах индивидуализации – все индивидуально. Моя задача создать множество путей.

Диссеминация опыта. Мой опыт был представлен на городском семинаре классных руководителей «Ресурс РДШ в работе классного руководителя».

Результативность. Итогами работы по созданию модели персонифицированной системы воспитания в первую очередь можно считать личностные результаты:

  • все выпускники 2022 года 11А класса гуманитарного профиля, где я была классным руководителем, успешно сдали ЕГЭ, пятеро были награждены золотой медалью, четверо стали лауреатами премии «Надежда земли кинешемской», Волгина А. – победитель регионального этапа конкурса «Ученик года».

  • все 27 выпускников реализовали свои цели: поступили и успешно учатся в высших учебных заведениях города Иванова, а также в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Владимира; а также в средних специальных учебных заведениях.

  • Анкетирование родителей по вопросу качества воспитательного процесса в классе выявила стопроцентную удовлетворенность.

Таким образом, мы видим, что использование описанных технологических приемов и форм работы действительно позволяет обеспечить создание условий, содействующих успешному развитию уникальной и целостной персоны конкретного ребенка в соответствии с генетически и социально детерминированными возможностями, и условий для формирования, проявления и последующего обогащения его субъектного опыта в саморазвитии.

Литература.


1.Степанов Е.Н. Персонифицированная система воспитания ребенка: гипотетические представления о ее сущности и строении. – Режим доступа:

https://drive.google.com/file/d/0B06GRNBwNxseQjcxdnRIWUZpczg/view.

2.Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и ее событийные характеристики // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. / Под ред.Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научно-методическая серия «Новые ценности образования». – М., 2010. – Вып. 1 (43).

3.Воспитательная система класса: теория и практика. / Под ред. Е.Н. Степанова. –М., 2005.

4. http://anvospitanie.blogspot.com/p/2014-2015.html

5. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа /под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М., 2003.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!