СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар « Способы формирования УУД через создание алгоритмов грамотного письма»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар « Способы формирования УУД через создание алгоритмов грамотного письма»»


Методический семинар « Способы формирования УУД через создание алгоритмов грамотного письма»

«... Алгоритмизация процесса обучения закладывает фундамент творческого мышления,

напряжённого «думания»,

способствует повышению уровня грамотности...»

Национальный проект «Образование» направлен на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Его первоочередная задача – «дать системе образования стимул к движению вперед для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития…».

Иными словами, названный проект нацелен на воспитание нового человека, которому по плечу качественное развитие страны. Таким человеком является грамотная личность. А передо мной, педагогом, была, есть и будет главная задача – воспитывать в своих учениках, наших детях новое человечество в новом тысячелетии со здоровыми корнями и с ветвями, все выше поднимающимися к небу. Ведь сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. Мне хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективного применения их на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности школьников.

Многие учителя проявляют изобретательность, пытаются найти более эффективные методы преподавания. Мне на помощь пришли алгоритмы.

«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились» Ян Амос Каменский «Великая дидактика».

Актуальность опыта объясняется тем, что использование алгоритмов улучшает качество восприятия учебного материала, так как при их разработке учитывались многие факторы: емкость теоретических сведений, доступность и лаконичность обозначений, занимательность, логичность в изложении. Использование алгоритмов улучшает качество восприятия изучения учебного материала. Цель опыта: представить опыт формирования грамотного письма через алгоритмизацию орфографических правил на уроках русского языка, опираясь на способы формирования УУД.

Из цели вытекают такие задачи:

-обосновать значимость алгоритмизации орфографических правил на уроках русского языка при изучении орфографии в V-VII классах в аспекте интеллектуального развития учащихся в свете ФГОС;

- представить методику работы с алгоритмами на уроках русского языка;

- аргументировать правомерность использования алгоритмов как средства

выработки орфографической зоркости и организации мыслительной

деятельности учащихся.

Алгоритмы как вид наглядности выделяются своей структурой, приспособленностью для целостного восприятия, теоретического материала с последующим выделением и детализацией отдельных тем и дают возможность для многократного повторения и закрепления на практике материала урока. Они многоплановы, пригодны для решения различных задач: по формированию навыков письменной речи; по освоению правил и определений; по развитию мышления, умения делать выводы и обобщения.

Нередко ученик, хорошо запоминающий правило, не может применить его на практике. Алгоритмы же помогают осмыслить это правило. Они фиксируют ход рассуждений, заставляют анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.

В качестве психолого-педагогической основы обучения таким методам психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, работы Д.Н.Богоявленского и Д.И.Тихомирова. Вопрос использования алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся.

Объект опыта: процесс повышения грамотности учащихся через алгоритмизацию орфографических правил.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, исследовательский.

Под алгоритмом обычно понимают совокупность действий, правил для решения данной задачи. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило.

Самое большое количество в контрольных и проверочных работах учащихся на безударную гласную в корне. Это проблема, я предлагаю такой вариант её решения. Так, сложное действие по определению проверяемых гласных в корне на первых порах бывает связано с выполнением более десятка частных (для учащихся иногда сложных) операций, а именно:

  1. выделение слова;

  2. правильное произнесение его (во внешней или внутренней речи);

  3. нахождение ударного слога;

  4. выявление безударных гласных;

  5. установление смысловой и грамматической связи между словами (без чего трудно осознать значение слова и выполнить некоторые другие операции);

  6. определение значения слова;

  7. последовательный подбор слов с производящей основой и сопоставление их с данным словом;

  8. выделение корня;

  9. установление, в корне ли находится безударная гласная;

  10. подбор родственных слов;

  11. нахождение опорного (проверочного) слова;

  12. сопоставление проверяемого слова с опорным и вывод о написании.

Может показаться, что подобная цепь рассуждений слишком громоздка и пользоваться ею практически невозможно. Но попробуйте оставить неосвоенной хотя бы одну из перечисленных операций, и выработка навыка окажется затрудненной; ученик будет все знать, а при письме окажется не в состоянии воспользоваться своими знаниями.

Было бы наивно думать, что для выработки соответствующего навыка достаточно заставить учащихся выучить указанный список операций и усиленно тренировать их в применении данной схемы действий. Такой путь оказался бы весьма непродуктивным. Приведенный выше перечень операций указывает объем подготовительной (теоретической и практической) работы, создающей базу для формирования навыка, и наиболее целесообразную последовательность действий по применению знаний и умений учащихся к практике письма. Создавая такую базу, вовсе не обязательно пользоваться указанной последовательностью и тем более сразу в полном ее объеме: она только мешала бы. Но когда теоретическая и практическая основа для формирования данного навыка создана, в действие вступает последовательность операций облегчающая применение правила, ускоряющая выработку навыка, делающая формируемые навыки более надежными, прочными.

В алгоритмах, которые используются на уроке, простота, элементарность операций условна, они элементарны лишь применительно к данному уровню подготовки учащихся; если же предложить их учащимся более низкой ступени, то операции эти окажутся сложными действиями, нуждающимися в разложении на более простые и в специальной отработке. Кроме того, простота операций в алгоритме не может быть такой, чтобы ученику совсем не над чем было думать при их выполнении. Каждая операция, даже будучи в какой-то мере предварительно освоенной, должна заставлять думать, вспоминать, решать, иначе отпадает необходимость в ее выделении.

Алгоритм: Правописание безударных гласных в корне.

Проверить, находится ли гласный

под ударением

Да Нет

Написать тот гласный, Изменить слово так, чтобы

Который слышится безударный гласный оказался под ударением

Можно изменить Нельзя изменить

Написать в безударном Обратиться к словарю

слоге ту же букву, что и

в ударном слоге.

От алгоритма, как от этапа формирования навыков грамотного письма, мы перейдём к тому, что учащиеся должны применять знания в творческих нестандартных ситуациях, например грамотное написание сочинения, изложения, создание проектов. Алгоритм помогает учащемуся самомтоятельно двигаться в обучении орфографии.

Алгоритм. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Определить, находится ли окончание

глагола под ударением


Да Нет


Написать тот гласный, Образовывать неопределенную

К оторый слышится форму


Проверить, оканчивается ли она

на – ИТЬ


Да Нет

Написать Написать

-И, -АТ, (-ЯТ) -Е, -УТ (-ЮТ)

Исключения: брить

Стелить


Исключения: терпеть, вертеть,

обидеть, зависеть,

видеть, смотреть,

ненавидеть, гнать,

держать, дышать.

слышать.

Алгоритм. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени.

Определить спряжение глагола, от

которого образовано причастие


I спряжение II спряжение

Написать Написать

-УЩ- (-ЮЩ-) -АЩ- (-ЯЩ-)

-ЕМ- (-ОМ-) -ИМ-

( СЛАЙД ) Алгоритм. Правописание гласных Ы, И после Ц.

Определить, в какой части слова

находится гласный

В суффиксе В корне (а также в словах на -ция)

Написать

И

ИСКЛЮЧЕНИЯ: Цыган,

цыпленок

на цыпочках

цыкать


Стихотворные алгоритмы активно входят в практику преподавания русского языка. Так, изучая написание –тся и –ться в глаголах, можно использовать такое стихотворное правило:

(слайд) Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим

Стихотворный алгоритм написания слов с корнями –Бер-, -бир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-:

Если есть за корнем а,

В корне будет «и» всегда,

Вот пример, запоминаний,

Ноги вытер? –вытирай

Стихотворные алгоритмы, благодаря ритмическому построению, помогают ученику лучше запомнить способы действия и применения правил, поэтому целесообразно использовать их в сочетании: следом за стихотворением строить алгоритм – схему или после построения алгоритма вводить стихотворное правило.

Мой опыт школьного преподавания русского языка показал, что использование алгоритмических предписания облегчает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации уже на первых этапах усвоения конкурирующих написаний. Благодаря использованию алгоритмов повысилось качество знаний учащихся с 38% до 45%, уменьшилось количество отрицательных отметок по предмету.

Работа по схемам алгоритмического характера в большой степени содействует:

  • повышению интереса к изучению русского языка;

  • вооружает школьников средствами самопроверки в случаях затруднений;

  • формированию и осознанию понятий, определений и правил;

  • развитию навыков логического мышления;

  • активизации процесса общего развития учащихся.

Однако из самых важных достоинств алгоритмов заключается в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических навыков и умений, развития речи учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!