А
Ш
Р
Ю
Методический семинар «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по ФГОС» Подготовила: Смирнова Дарья Алексеевна, учитель русского языка и литературы. МОУ «Бронцевская СОШ»
Ф
«Неправильное употребление слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни».
Дмитрий Иванович Писарев
Орфографическая зоркость –
это умение замечать орфограммы,
то есть те случаи при письме,
где при едином произношении возможен выбор
написания.
02/08/2023
Актуальная проблема школы - профилактика орфографической зоркости учащихся
У каждого учителя возникают следующие
вопросы:
- Как помочь ребёнку писать грамотно?
- Как развить орфографическую зоркость?
- И как добиться грамотного письма у детей?
Причины орфографической безграмотности
Причины орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и таких как:
- Отсутствие положительной мотивации
- Нарушение фонематического слуха
- Бедность словарного запаса
- Слабая коммуникативная активность у детей
Приемы по развитию орфографической зоркости
- Направлены на формирование орфографически грамотного письма.
- Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают ВПФ (память, мышление, внимание , речь).
- Являются игровым и занимательным материалом, что повышает мотивационную активность детей и формирует навыки орфографически грамотного письма
Найди правильный образ буквы
Превращение слов
Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово
грачи (врачи), удочка (уточка)
дверь ( зверь) лето (лото)
Сеня (Соня, Тоня, Толя, Коля…)
Наборщик
Из букв слова составь новые слова
Здоровье (взор, воз, зов, вор, ор, здоров…)
Наборщик ( бор, щи, кино, рок, борщ, роща..)
Упражнения на развитие орфографической памяти
Найди лишнее слово:
- Рисунок, рисую, рис, рисовать.
- Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
Сложи стихотворение. Какие буквы пропали?
Ветви смотрят в кла___
В школе тихо и светло.
В этот ра__ий час.
Сквозь око__ое стекло.
Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа
Изографы
Исправь поговорку:
Аппетит проходит во время еды.
Блин блином вышибают.
Уменье- свет, а неуменье- тьма.
Проверь товарища:
Аппетит приходит во время еды.
Клин клином вышибают.
Ученье- свет, а неученье- тьма.
02/08/2023
Работа в парах сменного состава.
1. Первый ученик читает текст по предложениям(словам), другой пишет;
2. Второй ученик читает, а первый пишет;
3. Затем каждый берёт тетрадь соседа и без заглядывания в карточку проверяет;
4. После ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (вместе каждый диктант);
5. Каждый самостоятельно выполняет работу над своими ошибками.
Условия успешного запоминания словарных слов
- Установка на запоминание.
Сам алый , сахарный,
А кафтан зелёный,
Бархатный.
Как
запомнить?
кр а сный
а лый
сл а дкий
а рбуз
а рбузный
а рбузик
а рбузище
Полосатый зеленый ? рбуз.
Очень сочный и сладкий на вкус .