СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ"»

ГБУ «Мариинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»












Методическое объединение


«Формирование основ безопасности жизнедеятельности

у детей с ОВЗ»










Воспитатель: Мальцева Н.С.















г. Мариинск

2024 г.


Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:

”Как обеспечить безопасность

и здоровый образ жизни наших детей?


СЛАЙД 1 Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста.

СЛАЙД 2 У детей дошкольного возраста отсутствует психологическая реакция на экстремальные ситуации. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство, часто ставит их перед реальными опасностями.  Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.

СЛАЙД 3 С целью формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ в своей группе я веду работу по долгосрочному проекту «Учусь жить безопасно». Он призван формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, ПДД, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей об опасностях в быту, дать элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения, научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развивать у самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

СЛАЙД 4 Проект направлен на отработку с детьми 3 компоненов безопасного поведения.

1.предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность.

2.Уклонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации.

3.Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи.

СЛАЙД 5 При коррекционном воздействии я использую  специальные  дидактические  формы  и  методы  подачи  материала: целевые  прогулки,  наблюдения  за  явлениями  социальной, 

СЛАЙД 6 природной  и  общественной жизни, беседы о проведенных наблюдениях, 

СЛАЙД 7 чтение  художественной  литературы, рассматривание тематических плакатов, работу с сериями сюжетных картин по разным направлениям  основ  безопасности  жизнедеятельности, 

СЛАЙД 8 демонстрацию  кинофильмов  и диафильмов,  специально  организованные  тематические  инсценировки.

Активно внедряю в работу «Минутки безопасности». Это одна из эффективных форм работы по формированию навыков безопасного поведения у детей. «Минутка» — это кратковременное занятие в виде беседы викторины, развлечения.

Данные  формы работы  не  просто  вызывают  интерес,  повышают  любознательность,  уточняют  и  расширяют  понятийный  аппарат  по  предлагаемой тематике,  но  и  параллельно  совершенствуют интеллектуальные  способности детей с нарушением интеллекта,  развивая  целенаправленную наблюдательность,  осмысленное  запоминание, произвольное  внимание, а  соответственно,  и  качество  представлений,  призванных перерасти в систему научных понятий. Содержательный элемент структуры призван воссоздать представления  о мотивах безопасного  поведения, умениях и  потребностях качественно  противостоять  опасностям, в желаниях установить смысловые взаимосвязи между причинами и следствиями чрезвычайных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности.

Организация работы с детьми в данном направлении должна быть нацелена на своевременное  формирование  привычки  безопасного  поведения,  желание  совершенствовать  свои  физические  и  психические  возможности,  чтобы  противостоять  опасностям.

У детей с нарушением интеллекта, даже   нет  понимания  последовательности  и логики  всех  действий,  входящих  в  навык. Движения детей неловки, плохо координированы,  чрезмерно замедленны или,  напротив, импульсивны.  Любой  вариант  поведения  не приемлет  признаков  безопасности.  Замедленная реактивность и  неспособность  реально  взвесить  ситуацию  в  силу  запоздалого, медленного анализа, равно как и стремление к эффектным и демонстративным действиям (беганию,  крику,  кривлянию,  троганию  и пробованию  на вкус  незнакомых предметов, постукивание этими  предметами  и  т. д.), являются  основой  рискованных  поступков.

Кроме того, у большинства наших  детей отмечается недостаточность мышечной силы, что может привести  к  выпадению  предметов из  рук, ушибам, порезам при  работе с колющими и  режущими предметами  и  т. д.  Поэтому  велика  важность  общеукрепляющих физкультурных занятий  и  спортивных  упражнений  для  таких детей.  Отмечается понижение  у  них  скорости  простой реакции при  наличии  отвлекающих  факторов (звука тормозов,  сигнала  сирены,  запаха  дыма, вспышки  взрывоопасного  вещества  и  т. п.).

СЛАЙД 9 Инертность нервных процессов способствует стереотипности  реакций,  которые  часто  не соответствуют создавшейся обстановке.  Коррекционное воспитание и обучение в данном случае мы начинаем с  наблюдения и исправления действий детей в искусственно созданной  развивающей среде,  конструируя  и  реконструируя  игровые  ситуации безопасного  поведения  в  различных  сферах деятельности и общения.

СЛАЙД 10 Для этих целей мы используем такие методы,  приемы  и  способы  работы,  как  прием  опосредованного общения  через  игрушку;  разъяснения  содержания  и  последовательности  действий;  упражнения  в  пространственной  ориентировке;  речевые  упражнения  в  совместных высказываниях  детей;  интервьюирование; вопросно-ответная форма подачи материала, требующая умозаключений; работа с графическими  моделями ( схемами,  рисунками); символико-моделирующая  деятельность;  элементы водных процедур (закаливание, обтирание и пр.) и т. д.

СЛАЙД 11 В «методе проектов» для нас было  важно появление нового значимого для детей образовательного результата (от самодельного стенда о правилах дорожного движения; альбома рисунков, с изображением детей, правильно одетых в разные времена года; постановки детского спектакля «Загорелся кошкин дом»; до навыков включения электрических приборов, ухаживания за растениями и т.д.).

Учитывая тот факт, что все состояние окружающей среды потенциально опасно и не исключено причинение вреда существованию человека, в качестве «зон безопасности» мы использовали несколько направлений: дорожная безопасность, пожарная безопасность, безопасное поведение в природе, безопасное поведение в быту, безопасное общение, охрана и сбережение здоровья.

Большое внимание мы уделяем индивидуальной работе с каждым ребенком по обогащению социальных представлений в плане личностной безопасности. Составили  схему  маршрута  пути  из  дома  в образовательное  учреждение ( детский  сад, ) с фиксацией встречающихся на пути опасных мест и предметов окружающей действительности.  Аналогичные  содержательные схемы отображают комнату ребенка,  подъезд,  транспортное  средство,  используемое им, и т. д.

СЛАЙД 12 Не забываем и о педагогическом  просвещении  родителей,  близкого окружения  детей  в  вопросах  безопасности жизнедеятельности,  формировании  примерного поведения. Воспитание  навыков  безопасного  поведения  у  нормально  развивающихся  детей требует  соблюдения  социально-детерминированных  правил  и  запретов (запрета  идти куда-то с незнакомым взрослым; соблюдения правил движения по улице и перехода дороги; использования предметов по назначению; понимания  непредсказуемости  поведения  животных; важности личной гигиены и т. п.), что призвано обеспечить свободу и гарантию безопасности.

Таким образом, «метод проектов», включающий мотивацию детской деятельности, постановку проблемной задачи, совместную разработку плана действий и освоение детьми новой деятельности с появлением последующего продукта этой деятельности активно реализуется в рамках коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ при обучении их ОБЖ.

СЛАЙД 13 Работа по данному методу не просто вызывает интерес воспитанников, повышает их любознательность, уточняет и расширяет кругозор по предлагаемой тематике, но и параллельно совершенствует интеллектуальные способности детей, развивая целенаправленную наблюдательность, осмысленное запоминание, произвольное внимание, а соответственно и качество социальных представлений по ОБЖ, призванных перерасти в систему научных понятий, способствующих безопасной жизнедеятельности в будущем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!