Тема: «Как ученику стать успешным?»
Цель: повышение уровня теоретических знаний о системно-деятельностном и индивидуальном подходов как факторов успешности ученика в учебном процессе.
Задачи:
- определить ведущий вид мотивации, необходимого для успешного обучения;
- проанализировать влияние системно-деятельностного подхода на ученика в процессе обучения;
- проанализировать влияние индивидуального подхода на ученика в процессе обучения.
Результаты:
Предметные:
- называют виды мотивации и определяют признаки, существенные для каждой из них;
- раскрывают понятия «системно-деятельностный подход» и «индивидуальный подход»;
- выделяют три главные функции учителя в процессе обучения.
Познавательные:
- выделяют проблему темы методического объединения;
- осуществляют действие анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные:
- формулируют цель методического объединения;
- осуществляют действие оценки, подведение итогов.
Коммуникативные:
- формулируют и аргументируют свои ответы (мнение) по теме;
- осуществляют работу в паре.
Ход методического объединения:
1. Здравствуйте, коллеги. Начать наше методическое объединение я хочу с просмотра видеоролика, после которого и начнётся наше обсуждение. В видео вам будет представлен русский педагог, основатель института неформального воспитания (INO) и школы «Апельсин» Дима Зицер, который отвечает на многие вопросы о современной педагогике.
2. Что главного вы выделили при просмотре этого 40-ка секундного видеоролика?
К: существует две позиции родителей: первая – не важно куда ты пойдёшь, главное иди и всё, вторая – ученик сам знает, что он хочет, он делает всё, что достичь своей цели, он сам прокладывает свой путь»
(слайд)
«Вырастет необходимость учиться – я буду учиться, я буду зубами рвать эту науку, потому что это надо МНЕ».
3. Вспомните фразу, что была произнесена Димой Зицером и дайте ответ на два вопроса, совещаясь в паре:
а) за счёт чего у ученика появляется необходимость учиться и б) кто способен оказать влияние на эту необходимость? (каким одним словом можно охарактеризовать побуждение к тому или иному действию?)
К: необходимость появляется за счёт мотивации, на формирование которой оказывает влияние учитель и родители. (спросить одну пару по первому вопросу, а вторую по второму)
4. Спасибо за ответы, они просто замечательные, как и сами коллеги, которые с радостью ответят на следующий вопрос: какие виды мотивации вам известны?
К: внутренняя и внешняя.
5. (картинки)
На какой картинке показана внешняя, а где внутренняя мотивация и почему?
К: на первой картинке внутренняя, а на второй внешняя.
Внутренняя мотивация проявляется в собственном желании, получении удовольствия от проделанной работы, а внешняя мотивация характеризуется тем, что человек желает получить одобрение, ему важно, чтобы его похвалили, дали ему оценку, он зависим от мнения других. Тоже самое проявляется и учеником в учебной деятельности, когда одни стремятся заполучить новую информацию самостоятельно, у них есть стремление, а другие проделывают ту или иную деятельность из-за требований родителей, выбора наказания или награды (метод «кнут или пряник»), влияния окружения.
6. Уже замечательно, скажите, пожалуйста, а какими эмоциями может проявляться внешняя и внутренняя мотивация?
К: внутренняя положительными эмоциями: радость, удовлетворение, покой.
7. Если ученик не заполучил то, что хотел, хотя проделал работу, которую от него потребовали, то какие эмоции он будет проявлять?
К: отрицательные эмоции: капризы, истерики, нервные срывы, что не есть хорошо. Это ужасно.
7. А в период практики и вообще по своему собственному опыту, замечали ли вы проявление учениками негативных эмоций по поводу учёбы? Проявляли ли вы их сами? С чем это связано?
- не понимает цель обучения, смысла, он боится, у него нет желания посещать школу, чувствует дискомфорт, ему скучно, неинтересно, не получается сделать ту или иную работу, не успевает.
8. Всё, что мы с вами перечислили – есть несколько причин, которые влияют на снижение и потерю интереса, мотивации учащихся к обучению. Как вы думаете, является ли это действительно острой проблемой, которую необходимо решать, искать пути решения?
9. Предлагаю сформулировать цель: должны ли мы обращать внимание на таких учеников, что проявляют внешнюю мотивацию с такими последствиями, как негативные эмоции?
10. Попробуйте определить цель: что узнать?
11. Цель: узнать, как помочь ученикам, проявляющим негативные эмоции, включиться в учебный процесс и (помочь что почувствовать?) – наслаждение от проделанной работы, помочь им стать успешными.
12. Отлично, это просто замечательно! Прочитайте известную цитату, автором которой является Конфуций – древний мыслитель и философ Китая, и объясните, как эта цитата может быть связана с учебным процессом? (субъект и объект учебной деятельности)
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. (Конфуций).
13. Скажи мне – и я забуду – ученик – объект учебной деятельности, где его задача – слушать, а учителя – транслировать знания;
покажи мне – и я запомню – учитель покажет, как делать, ученик запомнит и будет использовать, возможно и не осознавать смысл действий (делает по шаблону);
дай мне сделать – и я пойму – проявление самостоятельности, предоставление возможности проявить себя на практике.
14. Проявление самостоятельности учеников в учебном процессе – о каком подходе идёт речь?
15. Системно – деятельностный подход. Что такое СДП?
Ученики – хозяева своей деятельности, которые имеют представление о своих целях (как я могу применять знания), осознают важность знаний, планирует свою деятельность, чтобы приобрести эти знания и применить их при решении учебно-познавательных и учебно-практических задачах, затем оценивают результаты своей деятельности и в случае возникновения трудностей – не боятся, не отступают, не проявляют отрицательных эмоций, а проявляют положительные - преодолевают трудности, получают удовольствие от процесса познания, им интересно, они желают.
И учитель понимает, что ученик – это не сосуд, который необходимо заполнить, а факел, что следует зажечь.
16. И СДП - основа ФГОС, что который направлен на обеспечение соответствия учебной деятельности обучающихся, согласно их возрасту и индивидуальным особенностям.
17. Что такое индивидуальные особенности ученика? Что предполагает индивидуальный подход?
К: совокупность способностей, интересов, потребностей (желаний).
18. ИП - правильное воздействие на ребенка с учетом особенностей его развития, способностей и склонностей, мотивов и интересов.
19. Подведём итог: учитель может быть:
А) Тем, кто научит детей действовать самостоятельно, при этом покажет «свет в конце туннеля», а задача учеников – дойти до него своими силами - наставником;
Б) Тем, цель которого сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения учащихся. Тем, кто находит подход к ребёнку, выявляя (интересуясь) тем, чем ему нравится заниматься, а после составляет вместе с ним «программу» дальнейших шагов для развития в той или иной сфере, при этом побуждая, вдохновляя его, мотивируя не забросить начатое – тьютор;
В) Друг, что создаёт доверительные отношение, доброжелательную атмосферу, чувство поддержки и сотрудничества.
20. Учитель – наставник, тьютор, друг, который способен привить ученикам страсть, любовь к познанию, осознание ими важности приобретение знания, что способен учеников научить не бояться совершать ошибок, а дать понять, что без них не будет развития.
21. Подведите ВЫ итоги нашего объединения: что вы главного выделили для себя? Что поможет ученику стать успешным? Какова роль и функции учителя?
Рекомендации (доп. литература):
1. Книга «Современное педагогическое искусство. Азбука НО», Дима Зицер, Наташа Зицер»
Эта книга для всех, кому интересно настоящее педагогическое творчество, кто считает личностное взаимодействие своей профессией или хобби. В этой книге говорится о том, как можно сделать образовательный процесс интересным, ярким, живым и актуальным, как помочь ученику стать субъектом деятельности и как помочь ему проявить себя.