СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение "Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение "Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе"»

Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе Выполнили: Гатилова Анастасия, Гарбуз Яна, Жарикова Елизавета 21П-4

Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе

Выполнили: Гатилова Анастасия, Гарбуз Яна, Жарикова Елизавета 21П-4

 Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. По определению А. А. Леонтьева: « Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.

По определению А. А. Леонтьева: « Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Актуальность Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний, у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями.

Актуальность

Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний, у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями.

Проблема Изучение предмета «Окружающий мир» должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.

Проблема

Изучение предмета «Окружающий мир» должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.

 По мнению профессора Н. Ф. Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:  1.  Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.

По мнению профессора Н. Ф. Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:

1. Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.

Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки)

Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки)

Задание  Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?

Задание

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.

Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?

 2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.

2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.

Пример:  Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения».

Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения».

 3. Овладение методами познания природных явлений умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.

3. Овладение методами познания природных явлений умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.

Пример:  Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга». Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.

Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга». Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.

 4. Способность к рефлексивным действиям : оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

4. Способность к рефлексивным действиям : оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.

Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.

Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Уровень Приёмы 1 знание 2 Примеры заданий 3 Понимание Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать Использование Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому. 4 Применить, проиллюстрировать. Анализ 5 Синтез 6 Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу. Оценка Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице. Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения.

Уровень

Приёмы

1

знание

2

Примеры заданий

3

Понимание

Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать

Использование

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

4

Применить, проиллюстрировать.

Анализ

5

Синтез

6

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу.

Оценка

Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице.

Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения.

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

https://rcokio.ru/timss /  https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_% D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_6.pdf  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost /
  • https://rcokio.ru/timss /
  • https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_% D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_6.pdf
  • http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!