СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое обеспечение практических занятий по дисциплине ОП.10Статистика

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое обеспечение практических занятий содержит практические задания для студентов 2 курса специальности Право и организация социального обеспечения по дисциплине ОП.10 Статистика и  предназначено для закрепления теоретических знаний обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическое обеспечение практических занятий по дисциплине ОП.10Статистика»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Армавирский юридический техникум»


(ГБПОУ КК «АЮТ»)







Абалтусова Л.А.




Методическое обеспечение практических занятий в курсе ОП.10. СТАТИСТИКА

специальности 40.02.01 Право и
организация социального обеспечения
















2015-2016 уч.год


Пояснительная записка


Изучение дисциплины ОП.10. СТАТИСТИКА базируется на сочетании лекционного материала, учебно-методической литературы, действующих нормативных документов с практическими методами обучения.

Содержание практических занятий является важной составной частью изучения данной дисциплины, резервом повышения эффективности подготовки будущего специалиста. Именно в процессе решения практических ситуаций наиболее успешно осуществляется изучение, осмысление и запоминание учебного материала.

В процессе проведения практических занятий с целью закрепления студентами теоретического материала предусматривается их следующее примерное содержание:

- закрепление теоретического материала (ответы на основополагающие вопросы темы);

- на основе применения основных методов и приемов статистики расчет производных показателей;

- составление аналитических выводов.

Методическое обеспечение практических занятий в курсе ОП.10.Статистика составлено в соответствии с программой курса статистики для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения . Содержание практических занятий и последовательность их расположения соответствуют изложению учебного материала в рабочей программе.

Для составления задач были использованы статистические сборники и отчеты.




Практическое занятие №1


Тема 2.2 Сводка и группировка статистических данных.

Тема занятия: Проведение сложной сводки.


Осваиваемые профессиональные компетенции: ПК 1.5


Основополагающие вопросы темы:


  1. Понятие, задачи и виды статистической сводки

  2. Статистические таблицы и порядок их составления

  3. Графики, их виды и правила построения



Практические задания.

Задача №1

Спроектируйте макет комбинационной таблицы, показывающей состав рабочих машиностроительного завода по профессиям: (токаря, фрезеровщики, слесари) и по квалификации (второй – шестой) разряды тарифной сетки. Решение оформить в таблице.



Задача №2.

Выполнение установленных норм выработки рабочими бригады строителей-монтажников характеризуется следующими данными:

за июль

№№

рабочего

Выполнение норм выработки %

№№

рабочего

Выполнение норм выработки %

1

101,3

13

110,3

2

124,6

14

102,6

3

103,5

15

100,1

4

130,1

16

153,0

5

113,9

17

109,9

6

89,6

18

117,6

7

104,7

19

102,4

8

120,0

20

105,6

9

119,5

21

99,7

10

108,6

22

107,4

11

97,8

23

106,1

12

107,2

24

112,2

Произвести группировку рабочих по степени выполнения норм выработки, приняв следующие интервалы:

  1. до 100%;

  2. от 100 до 110%;

  3. от 110 до 120%;

  4. от 120 и выше.

Решение оформить в таблице.




Практическое занятие №2


Тема 2.3 Статистические показатели



Тема занятия: «Расчет различных видов относительных величин»


Осваиваемые профессиональные компетенции: ПК 1.5


Основополагающие вопросы темы:

  1. Абсолютные величины, их виды

  2. Относительные величины, их виды и порядок исчисления



Тестирование по теме:


1. Показатели, выражающие размеры, объем, уровни социально-экономических явлений и процессов, являются величинами:

А) абсолютными;

Б) относительными,

В) средними.


2. Абсолютные величины могут выражаться в единицах измерения:

А) натуральных и условно-натуральных, трудовых и денежных;

Б) отвлеченных,

В) индексируемых.


3. Абсолютные величины выражаются в единицах измерения:

А) килограммах, штуках, метрах, тоннах, километрах и т.д.;

Б) коэффициентах, процентах,

В) промилле, продецимилле.

4. Виды относительных величин:

А) индивидуальные, общие;

Б) выполнения плана, планового задания, динамики, структуры, сравнения, интенсивности.

В) объема, уровня.


5. Относительные величины выполнения плана исчисляются как:

А) отношение планового задания на предстоящий период к фактически достигнутому уровню, являющемуся базисным для плана;

Б) отношение фактически достигнутого уровня к плановому заданию за тот же период времени,

В) отношение планового задания к фактически достигнутому за один и тот же период.


6. Относительные величины динамики получаются в результате сопоставления показателей каждого последующего периода:

А) с предыдущим, с первоначальным,

Б) со средним,

В) с индексируемым показателем.


7. Относительные величины структуры:

А) характеризуют состав явления и показывают, какой удельный вес в общем итоге составляет каждая его часть;

Б) показывают соотношение отдельных составных частей целого явления.

В) показывают среднее значение показателя.


8. Относительные величины интенсивности представляют собой:

А) отношение двух разноименных показателей, находящихся в определенной зависимости;

Б) отношение двух одноименных показателей, относящихся к разным объектам или территориям за один и тот же период или момент времени,

В) произведение двух одноименных показателей.


9. Укажите относительную величину уровня экономического развития:

А) производство хлопчатобумажных тканей на душу населения в одном из регионов в 2,3 раза больше, чем в другом.

Б) в одном из регионов на душу населения было произведено 760 м. куб. газа;

В) число телефонных станций в регионе составляет 34,3 тыс.


10. Имеются следующие данные об урожайности пшеницы в некоторых странах (ц /га): Россия – 14,5; Казахстан – 7,2; США – 25,3; Китай – 33, 2; Нидерланды – 80,7. Относительными показателями сравнения урожайности пшеницы других стран с показателями урожайности в России являются:

А) 1,1; 2,3; 3,4; 4,7.

Б) 0,5; 1,7; 2,2; 5,6,

В) 1,7; 2,2; 3,3; 7,1.


11. Стоимостные единицы измерения абсолютных величин:

А) позволяют изучать различные по своему содержанию явления, несопоставимые в натуральных единицах измерения.

Б) позволяют изучать явления, выраженные в натуральных единицах измерения.

В) позволяют изучать явления, выраженные в условно- натуральных единицах измерения.


12. Условно-натуральный измеритель применяется:

А) при необходимости совместного исследования различных типов явлений, выраженных в стоимостных измерителях,

Б) при необходимости совместного исследования различных типов одного и того же явления, выраженного в натуральных измерителях,

В) при необходимости совместного исследования различных типов одного и того же явления, выраженного в стоимостных измерителях.


13. К относительным величинам интенсивности относятся:

А) соотнесение числа различного рода потребительских товаров с численностью населения,

Б) соотношение объемов добычи нефти за 2007 год в США с объемами добычи нефти за 2007 год в РФ.

В) соотношение производства летней обуви к общему объему производства обуви за год.

14. К относительной величине сравнения относится:

А) сопоставление среднегодового размера внутреннего валового продукта, приходящегося на душу населения в Германии за период с 2000 по 2007 г.г., со среднегодовым размером внутреннего валового продукта, приходящегося на душу населения в Российской Федерации за этот же период;

Б) соотношение производственных и энергетических мощностей предприятия с численностью рабочих, использующих эти производственные мощности для создания продукции предприятия,

В) интенсивность движения на участке дороги.

Критерии оценки:

«отлично» - на все вопросы даны правильные ответы

«хорошо» - допущены одна – три ошибки

«удовлетворительно» - допущены четыре- семь ошибок

«неудовлетворительно» - более семи ошибок.



Практические задания.


Вариант №1.

Ниже приводятся плановые и отчетные показатели работы сборного цеха завода за октябрь 2011 года:


Показатели

За октябрь

по плану

фактически

Валовая продукция (руб.)

270000

277570

Общее число работающих

675

677

В том числе, рабочих

540

539

Определите процент выполнения плана по средней выработке:

а) на одного работающего;

б) на одного рабочего (с точностью до 0,1 %).

Решение оформить в таблице.


Вариант №2.

Имеются следующие данные о плановом и фактическом выпуске отдельных видов продукции на часовом заводе за июль 2012 года (тыс. руб.)

Вид продукции

Плановые задания

Фактически изготовлено

Часы стенные

1000

1020

Будильники

15000

15600

Часы наручные (мужские)

40000

40000

Часы наручные (женские)

35000

35070

Запасные части

45

40,5

Исчислите: процент выполнения плана по каждому виду изделий и в целом по всем изделиям; показатель структуры ( по факту); с точностью до 0,1%. Решение оформить в таблице.


Вариант №3.

На металлургическом заводе средняя численность рабочих по годовому плану должна составить 2500 человек, а общая сумма их заработной платы 122500 тыс. руб. Фактически за год средняя численность рабочих составила 2450 чел., а общая сумма их заработной платы – 122870 тыс. руб.

Исчислите относительные величины, характеризующие степень выполнения годового плана:

  1. по средней численности рабочих;

  2. по общей сумме их заработной платы;

  3. по среднему месячному заработку одного рабочего.

Решение оформить в таблице.


Вариант №4.

Общая сумма затрат машиностроительного завода на изготовление продукции по плану за январь составила – 18750 тыс. руб.; из них на материалы затрачено – 10687,5 тыс. руб.; на топливо и энергию – 675,0 тыс. руб.; на заработную плату – 5906,3 тыс. руб.; на амортизацию – 750,0 тыс. руб.; на прочие расходы – 731,2 тыс.руб.

Фактические затраты за январь составили: всего – 18764,3 тыс. руб.; из них на материалы затрачено – 10898,5 тыс. руб.; на топливо и энергию – 680,0 тыс. руб.; на прочие расходы – 711,0 тыс.руб.

На февраль сумма затрат запланирована – 22239 тыс. руб., из них на материалы – 12900,0 тыс. руб.; на топливо и энергию – 890,0 тыс. руб.; на заработную плату – 7050,8 тыс.руб.; на амортизацию – 700,2 тыс. руб.; на прочие расходы – 698,0 тыс. руб.

Исчислите с точностью до 0,1%:

  1. абсолютное изменение в январе;

  2. % выполнения плана за январь;

  3. плановое задание в % на февраль;

  4. показатель структуры затрат в январе ( по фактическим данным).

Решение оформить в таблице.



Вариант №5.

По предприятию за отчетный год известны такие данные:


Показатель

По плану

Фактически

Выполнение

плана, %

Продукция (тыс.руб.)

600000

630000

Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала

300

98

Среднегодовая выработка продукции на одного работника (тыс. руб.)

107

Заполните таблицу недостающими данными.

Критерии оценки:

«отлично» - все расчеты произведены правильно

«хорошо» - допущена арифметическая ошибка, метод расчета верный

«удовлетворительно» - метод расчета использован с негрубыми нарушениями

«неудовлетворительно» - метод расчета использован с грубыми нарушениями, задача не решена.



Практическое занятие №3


Тема 2.3 Статистические показатели


Тема занятия: «Расчет различных видов средних величин»

Осваиваемые профессиональные компетенции: ПК 1.5



Основополагающие вопросы темы:

  1. Средние величины и их значение, цели исчисления средних величин

  2. Правила исчисления достоверной средней величины

  3. Виды средних величин

  4. Исчисление средней арифметической простой и взвешенной

  5. Правила исчисления средней хронологической

  6. Правила исчисления средней из интервального ряда

  7. Средняя гармоническая и порядок её исчисления

  8. Структурные средние величины: мода и медиана



Тестирование по теме


1. Средняя арифметическая взвешенная рассчитывается :


А) по сгруппированным данным,

Б) по средним показателям,

В) по несгруппированным данным.


2. Одним из условий расчета достоверной средней величины является:


А) наличие однородной совокупности,

Б) наличие разнородной совокупности,

В) наличие любой совокупности.


3. Мода – это:


А) наиболее типичное, чаще всего встречаемое значение признака,

Б) значение редко повторяющегося признака,

В) серединное значение ранжированной совокупности.


4. Медиана – это:


А) серединное значение ранжированной совокупности,

Б) серединное значение совокупности,

В) серединное значение сгруппированной совокупности.


5. Средние величины подразделяются на группы:


А) математические и структурные,

Б) аналитические и типологические,

В) с постоянными и переменными весами.


6. Для расчета средней из интервального ряда необходимо воспользоваться формулами:


А) средней арифметической простой и взвешенной,

Б) средней гармонической простой и взвешенной,

В) средней хронологической.


7. Средняя хронологическая величина используется для расчета средней из


А) моментного ряда распределения,

Б) дискретного ряда распределения,

В) интервального ряда распределения.


8.Среднее значение признака в несгруппированной совокупности вычисляется по формуле средней ...

А) арифметической простой

Б) арифметической взвешенной

В) гармонической


9. Коэффициент вариации применяется в целях:

А) Определения разности между наибольшей и наименьшей вариант

Б)Определения частоты вариант в вариационном ряду

В)Сравнения признаков, выраженных в разных единицах измерения


10. Средняя арифметическая величина применяется для:

А)Обобщения качественных признаков

Б)Обобщения числовых значений варьирующего признака

В) Выявления взаимосвязи между явлениями


Критерии оценки:

«отлично» - на все вопросы даны правильные ответы

«хорошо» - допущены одна – две ошибки

«удовлетворительно» - допущены три-четыре ошибки

«неудовлетворительно» - более четырех ошибок.


Практические задания


Вариант №1.

Приведены данные об объеме строительно-монтажных работ десяти строительных управлений за месяц.

Номер СУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Объем строительно-

монтажных

работ

(тыс. руб.)

200

320

440

200

400

320

200

400

370

200


Определите средний объем строительно-монтажных работ по несгруппированным данным строительных управлений по объему работ. Решение оформить в таблице.


Вариант №2.

Рабочие – станочники механосборочного цеха завода распределяются в соответствии с их квалификацией следующим образом.


Основные элементы тарифной

системы оплаты труда

Число рабочих

Тарифный

разряд

Тарифный

коэффициент

2011г.

2012г.

1

1,0

80

50

2

1,13

250

150

3

1,29

330

300

4

1,48

400

500

5

1,72

600

700

6

2,0

140

200


Определите:

а) средний тарифный разряд;

б) средний тарифный коэффициент рабочих цеха отдельно за 2011 и 2012 годы.

Сделайте выводы о характере изменений квалификации рабочего в 2012 году по сравнению с 2011 годом.

Вариант №3.

Рабочие механического завода распределяются по возрасту следующим образом:


Группы по

возрасту (лет)

Число

рабочих

Группы по

возрасту (лет)

Число

рабочих

до 20

160

35-40

40

20-25

150

40-45

30

25-30

105

45 и более

20

30-35

45




Определите средний возраст рабочих завода. Решение оформить в таблице.


Вариант №4.

Известны данные о размерах затрат на 1 рубль товарной продукции на предприятиях города:


Затраты на рубль

товарной

продукции (коп)

Число предприятий

Стоимость товарной продукции

(млн. руб.)

до 70

4

8

70-80

13

10

80-90

10

5

90-100

3

7

Итого:

30

30


Определите:

  1. средний размер затрат на 1 рубль товарной продукции;

  2. средний объем товарной продукции на одно предприятие.

Решение оформить в таблице.


Вариант №5.

Вычислите среднюю стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств предприятия за каждый квартал и за весь год по следующим данным (тыс. руб.)


Дата

Основные производственные фонды

Нормируемые

оборотные средства

На 01.01.2011г.

1800

1100

01.02.2011г.

1800

1070

01.03.2011г.

2100

1100

01.04.2011г.

1950

1130

01.05.2011г.

2200

1000

01.06.2011г.

2400

1010

01.07.2011г.

2600

1200

01.08.2011г.

2500

1200

01.09.2011г.

2700

1300

01.10.2011г.

2650

1350

01.11.2011г.

2550

1350

01.12.2011г.

2550

1300

01.01.2012г.

2400

1400




Практическое занятие №4

Тема 2.3 Статистические показатели

Тема занятия: «Расчет показателей вариации»


Осваиваемые профессиональные компетенции: ПК 1.5


Основополагающие вопросы темы:

1.Понятие и значение вариации для исследований.

2. Система показателей вариации и методика их определения



Практические задания

Вариант №1.


Распределение организаций отрасли по объему полученной за год прибыли имеет вид:

Группы организаций по величине полученной прибыли, млн. руб

Число организаций

До 50

7

50-100

24

100-150

11

150 и более

3


Рассчитайте среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации прибыли организаций.


Вариант №2.


Рабочие механического завода распределяются по возрасту следующим образом:


Группы по

возрасту (лет)

Число

рабочих

Группы по

возрасту (лет)

Число

рабочих

до 20

160

35-40

40

20-25

150

40-45

30

25-30

105

45 и более

20

30-35

45




Рассчитайте среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста рабочих.




Практическое занятие №5


Тема 2.4 Ряды динамики в статистике


Осваиваемые профессиональные компетенции: ПК 1.5


Основополагающие вопросы темы:

  1. Понятие и значение рядов динамики.

  2. Виды динамических рядов

  3. Показатели динамических рядов

  4. Обработка динамического ряда базисным способом

  5. Обработка динамического ряда цепным способом


Практические задания

Вариант №1.

Представлены следующие данные о производстве химических волокон (тыс.т)


2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

955

1020

1088

1055

1131

1176


Определите абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, величину 1% прироста химических волокон. Исчисления производить с точностью до 0,1%.


Вариант №2.

Рост производства мяса в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в ТОО «Зоркий» и «Восход» характеризуется следующими данными за 2002-2007 годы (ц):


ООО

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

«Зоркий»

67

70

74

80

86

90

«Восход»

46

53

57

60

64

70


Проанализируйте приведенные ряды динамики, исчислив за каждый год абсолютный прирост, темп роста и темп прироста производства мяса на 100 га сельскохозяйственных угодий отдельно по каждому хозяйству.

Сравните между собой показатели, характеризующие рост производства мяса в этих хозяйствах, и сделайте выводы.

Решение оформить в таблице.

Исчисления производить с точностью до 0,1%


Вариант №3.

Рост мощности электростанции характеризуется следующими данными: (тыс. кВт)


2008

2009

2010

2011

2012

217,0

223,0

230,0

235,0

235,0


Определите абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютную величину 1% прироста мощности электростанции за каждый год. Решение оформить в таблице. Исчисления производить с точностью до 0,1%.


Критерии оценки:

«отлично» - все расчеты произведены правильно

«хорошо» - допущена арифметическая ошибка, метод расчета показателей верный

«удовлетворительно» - имеются ошибки в расчете отдельных показателей ряда

« неудовлетворительно» - метод расчета использован с грубыми нарушениями, задача не решена.



Список использованной литературы



  1. Статистика. В.М. Мхиторян. Москва – 2012г.

  2. Теория статистики. Учебник Г.Л. Грамыко. Москва, ИНФРА -2012

  3. Курс лекций .Статистика. – 2014г. Абалтусова Л.А.

  4. Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2011.

  5. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА – М, 2012.

  6. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2011.

  7. Сиденко А.В.. Статистика. Учебник. М., «Дело и Сервис», 2011.

  8. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика. Учебник.М., "Феникс",2013.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!