СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для педагогов "Коллективное творчество на уроках ИЗО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.Раскрывается тема организации совмесной деятельности на уроке ИЗО, где все учащиеся могли бы проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для педагогов "Коллективное творчество на уроках ИЗО"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»







методическое пособие для педагога

«Коллективное творчество на занятиях ИЗО».




Подготовил:

Педагог МБУ ДО ДДТ

Устюжанина Наталья Сергеевна








Байкальск

2016 г.

В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в организации социальной активности учащихся. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.

Мной изучался опыт работы Колякиной В.И. кандидата педагогических наук, преподавателя в области декоративно-прикладного искусства « Методика организация уроков коллективного творчества».

Совместная эстетическая деятельность на уроках изобразительного искусства способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественно-конструкторской деятельности на уроках изобразительного искусства учащиеся приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на занятиях, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением , которое существует среди педагогов, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Действительно совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учащимися определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроках изобразительного искусства я не воссоздаю промышленный конвейер, а предлагаю игру, по условиям которой каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей, а ее процесс, дающий возможность не только поработать на воображаемом конвейере, но и переживать чувства ответственности за собственный взнос и за качество конечного результата, имеет огромное воспитательное значение.

Процесс выполнения изделия на детском конвейере отличается от работы производственного конвейера еще и тем, что учащиеся в отличии от рабочих сборщиков сами выполняют детали, части собираемого на конвейере изделия. Поэтому совместно-последовательная деятельность на занятиях представляет собой два основных этапа:

  1. индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;

  2. последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Рассматривая деятельность каждого ребенка, работающего на конвейере, мне хочется отметить, что на некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например при выполнении декора новогодних шаров и елочных украшений для композиции «Новогодняя ёлка» или при выполнении коллективного задания «Волшебный ковер»

Для того чтобы все учащиеся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход учащихся с одного рабочего места на другое. Так, когда будет выполнено достаточное количество заготовок основы изделия, учащиеся, работающие на первых , наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции.

Методические рекомендации по организации коллективной деятельности детей на уроках изобразительного искусства включают в себя план занятий, рисунки-схемы, раскрывающее ведение работы над коллективными композициями. Многие рисунки, иллюстрирующие ход выполнения коллективной композиции, могут быть использованы в качестве технологической карты для индивидуальной работы с отдельными учащимися.

При выборе формы и методики организации совместной работы учащихся я учитываю их готовность к коллективной деятельности, определяю возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения учащихся, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению.

Возрастные особенности младших школьников накладывают специфические черты на методику ведения совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства. Так как я работаю с учащимися 6-13 лет, то следует учитывать возрастные особенности младших школьников при организации коллективной деятельности учащихся, а с другой стороны – определим, какие качества личности развиваются в коллективной деятельности, способствуя ее совершенствованию и активизации коллективного творчества учащихся.

В результате практических работ мной отмечены основные возрастные особенности младшего школьника , влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной и проектной деятельности:

  • высокая эмоциональность;

  • целостность восприятия;

  • развитое воображение;

  • конкретно-образное мышление;

  • высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

  • увлеченность процессом деятельности;

  • низкая направленность интереса на качество результата;

  • легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

  • быстрая утомляемость от однообразной работы.

Для того чтобы становление потребности в общении у учащихся младшего школьного возраста происходило активно, коллективная деятельность на первом этапе должна быть высоко эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения, легко осуществимой, что обеспечивает положительное отношение к ней индивида. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной деятельности так же способствует интересу к коллективному творчеству. Я использую на занятиях занимательные игровые ситуации, а так же приемы драматизации (урок-сказка) в ходе работы над совместным результатом. Это сближает творчество с игрой, вызывая живой интерес к коллективной деятельности. Высокое качество результата совместного труда в сравнении с уровнем индивидуальной работы постепенно меняет отношение к сотрудничеству в изобразительной и проектной деятельности и все больше заинтересовывает младшего школьника в совместной деятельности.

Рассматривая возрастные особенности младших школьников и известные формы коллективной деятельности, можно сделать вывод, что совместно-индивидуальная форма коллективного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов. Она наиболее проста по организации. В процессе совместно-индивидуальной деятельности легче проследить и оценить работу каждого ученика, к тому же эта форма позволяет постепенно обогащать опыт общения детей, ведя их от совместно-индивидуальной деятельности через работу в паре, в малой группе и далее к совместно-взаимодействующей деятельности.

На основе практической деятельности мной выявлены основные причины неудачи в совместной творческой деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата.

Это может быть:

  • трудоемкость задания, для выполнения которого требуется более одного занятия, т.к. младшие школьники могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;

  • сложность и недоступность техники исполнения для совместной деятельности;

  • отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции;

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а ее результат отвечал эстетическим требованиям, радовал соавторов, я предлагаю воспользоваться следующими рекомендациями:

  • лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета), в работе над реалистической композицией, например моноплановое изображение пейзажа города, села. Окрашенная бумага позволяет учащимся дорисовать аппликативные силуэты красками и т.д.

  • Соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой их групп учащихся, выполняющих фрагменты коллективной композиции.

  • Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать учащимся цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определенного размера;

  • Давать детям младшего школьного возраста шаблоны с изображением каких либо элементов композиции (женские фигуры в хороводе, игрушки и т.д ) силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять учащимся наибольшую фантазию для творчества;

  • Использовать раздаточный материал (репродукции ,зарисовки), технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представления детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;

  • Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и требовать много времени для завершение промежуточного этапа работы, например, просушивание поверхности окрашенного листа при совместно- последовательной форме коллективной работы затрудняет работу конвейера;

  • Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает четким представление учащихся об объеме предстоящей работы, а также об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность учащихся.

Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности были доступными каждому из ее участников, необходимо:

- знать уровень готовности учащихся к выполнению этой работы;

- индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей каждого ученика;

-с учетом интересов всех участников распределять роли деловых игр, которые как правило, сопровождают коллективную творческую деятельность.












Список литературы


  1. Гетман И. В. Средства художественно-творческого развития // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - N 3. - С. 56-58.

  2. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. – М. : Мир : Академический Проект, 2007. - 191 с.

  3. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2288378-КХ

  4. Коваленко О. О. Коллективное творчество младших школьников // Мир образования - образование в мире. - 2006. - N 3. - С. 126-130.

  5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : метод. пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 119 с.

  6. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2270719-КХ

  7. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : лабораторный практикум : учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1987. - 128 с.

  8. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак К713; Инв. номер 2025981-ЕФ

  9. Кулакова О. В. Иллюстрирование в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. – 2006. - N 5. - С. 64-69.

  10. Лазарева Н. И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов // Омский научный вестник. - 2008. - № 4. - С. 136-140.

  11. Орлова О. Ф. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - N 4. - С. 49-58.

  12. Якушкина А. А. Создание мультипликационных фильмов в рамках проектной деятельности в начальной школе // Информатика и образование. - 2010. - N 1. - С. 12-16.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!