СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения лабораторно-практических работ по теме "Работа в текстовом процессоре MS Word"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие предназначено для обучающихся по профессиям «Секретарь», «Оператор электронного набора и верстки». Включает в себя лабораторно-практические работы, разработанные в соответствии с учебной программой по предмету «Виды и элементы печатного текста». Теоретические сведения, приведенные в каждой работе, помогут выполнить задания и усвоить соответствующий материал.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения лабораторно-практических работ по теме "Работа в текстовом процессоре MS Word"»

Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики

ГБОУ СПО ЛНР

«Стахановский политехнический колледж»





Николаевич Виктория Ивановна
































Николаевич В.И. – Методические пособие проведения лабораторно-практических

работ по предмету «Виды и элементы печатного текста» для обучающихся по профессиям «Секретарь», «Оператор электронного набора и верстки».







Пособие предназначено для обучающихся по профессиям «Секретарь», «Оператор электронного набора и верстки». Включает в себя лабораторно-практические работы, разработанные в соответствии с учебной программой по предмету «Виды и элементы печатного текста».

Теоретические сведения, приведенные в каждой работе, помогут выполнить задания и усвоить соответствующий материал.


























СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение. ……………………………………………………………….4

  2. Порядок выполнения практических работ. …………………………..6 - 7

  3. Подготовительный практикум. ………………………………………..7 - 8

  4. Лабораторно-практические работы. …………………………………..8 -31

5. Список литературы........................................................................................32

Введение


Наша цивилизация неудержимо стремится к компьютерной эре. В производстве, управлении, науке, образовании, банковском деле и в других отраслях широко применяются информационные технологии. Не секрет, что ключом к овладению многими современными специальностями является умение пользоваться компьютером.

Пособие включает в себя лабораторно-практические работы, целью которых является привитие начинающим операторам правильные навыки работы в программах Microsoft Windows и Microsoft Word

Все работы включают теоретические сведения и контрольные вопросы, что существенно облегчает усвоение материала и дает возможность провести опрос учащихся.

Каждую работу следует выполнять под руководством преподавателя или самостоятельно 45-90 минут. Задания к работам индивидуальные. Многие задания нуждаются в творческой активности исполнителя, поскольку некоторые условия задач нужно конкретизировать самостоятельно.

Чтобы успешно выполнить практическую работу, нужно заранее готовиться к ней: ознакомиться с теоретическими сведениями, ходом работы и контрольными вопросами. По указанию преподавателя на листах или в тетради оформляются текущие отчеты о выполнении работ.

Отчет должен содержать следующее:

  1. Тему и цель занятия.

  2. Ход работы, где напротив каждого номера пункта хода работы ставится знак “плюс” без комментариев в случае его выполнения и знак минус в случае невыполнения с объяснением причин.

  3. Ответы на контрольные вопросы.


Оценивается качество подготовки, полнота выполнения работы и содержание ответов.

порядок выполнения практических работ


  1. Ознакомиться с инструкцией к практической работе.

  2. Выполнить приведенное в инструкции задание.

  3. Оформить отчет по практической работе, в который включить название темы, цель работы, результаты проделанной работы, ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце практической работы.

  4. Предъявить результаты выполненной работы преподавателю.




Некоторые теоретические сведения


  1. Основные требования ТБ.

Учащимся запрещено:

  • входить в кабинет в верхней одежде;

  • самостоятельно без указания учителя включать или выключать устройства;

  • трогать соединительные кабели, отсоединять или присоединять разъемы;

  • регулировать яркость и контрастность мониторов, громкость звука и т.п., а также вскрывать защитные кожухи;

  • касаться пальцами, авторучками или другими предметами экранов мониторов, а также розеток электропитания и разъемов устройств;

  • ходить по классу во время занятий без разрешения учителя, а также громко разговаривать или выражать свои эмоции;

  • класть различные предметы или одежду на мониторы, ПЭВМ и другое оборудование;

  • нажимать клавиши ПЭВМ с помощью авторучек или других предметов;

  • вставлять авторучки, линейки и т.п. в вентиляционные отверстия устройств;

  • прикладывать значительные усилия при нажатии на клавиши;

  • оставлять работающее оборудование без присмотра.

(Расписаться в журнале по ТБ)


  1. Основные технические средства компьютера.


Техническими средствами называют совокупность всех технических устройств, которые относятся к компьютеру.

К важнейшим техническим средства относят:

  1. системный блок;

  2. блок накопителей на магнитных дисках (дисководы);

  3. дисплей;

  4. клавиатура.

Дополнительно к компьютеру можно подключать:

  1. принтер;

  2. мышь;

  3. сканер;

  4. модем и др.


  1. Включение и выключение устройств компьютера.

Включение устройств компьютера обычно начинают с дисплея и принтера, а заканчивают системным блоком. Выключение выполняют в обратном порядке: сначала системный блок, а затем дисплей и принтер.

Расположение органов включения и управления IBM-совместимых компьютеров обычно определяется техническим описанием и инструкцией конкретного компьютера.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ


Основные операции, производимые на ПК


Выделение объектов.

    1. Нажмите клавишу Ctrl и щёлкните мышью по каждому из выделенных объектов.

    2. Для выделения соседних объектов, следующих друг за другом в списке, нажмите клавишу Shift; затем, удерживая клавишу, щёлкните мышью по первому и последнему объекту.

    3. Если объекты расположены в прямоугольнике, щёлкните левой кнопкой мыши в вершине прямоугольника и, не отпуская кнопки мыши, обведите мышью прямоугольник, затем кнопку мыши отпустите.


Контекстное меню

Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши и содержит список возможных действий, которые пользователь может совершить с объектом.


Переименование объектов

Щёлкните правой кнопкой мыши по пиктограмме объекта, выберите в контекстном меню команду Переименовать и введите новое имя.

Операции перетаскивания

Для перетаскивания объекта нужно щёлкнуть по нему левой кнопкой мыши, переместить изображение объекта в новое место и отпустить кнопку.


Запуск программ

Пуск – Программы – (необходимая программа)

Или двойным щелчком по пиктограмме.

Или щелчок правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команду Открыть

Изменение внешнего вида рабочего стола.

Вызовите контекстное меню на Рабочем столе и выберите Упорядочить значки;

Свойства – Рабочий стол – (картинка)

Свойства – Заставка – (картинка)

Установка режима одиночного щелчка

Откройте Мой компьютер – Сервис – Свойства папки – Открывать одним щелчком

Изменение фона рабочего стола

Откройте окно Свойства: Экран и перейдите на вкладку Оформление. Выберите нужную цветовую гамму.



Лабораторно-практическая работа № 1


Тема: Операционная система Windows. Главное меню, элементы окон.

Меню Справка. Изучение клавиатуры компьютера.


Цель: Закрепить знания основных правил поведения в компьютерном классе; изучить основные устройства компьютера; изучить клавиатуру IBM-совместимых компьютеров. Приобрести практические навыки работы с клавиатурой, приобрести практические навыки работы в Главном меню, меню Справка. Клавиатурный тренажер Solo.


порядок выполнения лабораторных работ


  1. Ознакомиться с инструкцией к лабораторной работе.

  2. Выполнить приведенное в инструкции задание.

  3. Сохранить результаты проделанной работы в рабочей папке группы.

  4. Предъявить результаты выполненной работы преподавателю.

  5. Оформить отчет по лабораторной работе, в которой включить название темы, цель работы, результаты проделанной работы, ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце лабораторной работы.


Теоретические сведения


  1. Основные требования ТБ


Учащимся запрещено:

  • входить в лабораторию в верхней одежде;

  • самостоятельно без указания учителя включать или выключать устройства;

  • трогать соединительные кабели, отсоединять или присоединять разъемы;

  • регулировать яркость и контрастность мониторов, громкость звука и т.п., а также вскрывать защитные кожухи;

  • касаться пальцами, авторучками или другими предметами экранов мониторов, а также розеток электропитания и разъемов устройств;

  • ходить по классу во время занятий без разрешения учителя, а также громко разговаривать или выражать свои эмоции;

  • класть различные предметы или одежду на мониторы, ПЭВМ и другое оборудование;

  • нажимать клавиши ПЭВМ с помощью авторучек или других предметов;

  • вставлять авторучки, линейки и т.п. в вентиляционные отверстия устройств;

  • прикладывать значительные усилия при нажатии на клавиши;

  • оставлять работающее оборудование без присмотра.

(Расписаться в журнале по ТБ)



  1. Основные технические средства компьютера


Техническими средствами называют совокупность всех технических устройств, которые относятся к компьютеру.

К важнейшим техническим средства относят:

  1. системный блок;

  2. блок накопителей на магнитных дисках (дисководы);

  3. дисплей;

  4. клавиатура.

Дополнительно к компьютеру можно подключать:

  1. принтер;

  2. мышь;

  3. сканер;

  4. модем и др.


  1. Включение и выключение устройств компьютера

Включение устройств компьютера обычно начинают с дисплея и принтера, а заканчивают системным блоком. Выключение выполняют в обратном порядке: сначала системный блок, а затем дисплей и принтер.

Расположение органов включения и управления IBM-совместимых компьютеров обычно определяется техническим описанием и инструкцией конкретного компьютера.


  1. Блоки клавиатуры

Клавиатуру персонального компьютера можно разделить на следующие функциональные блоки:

  1. алфавитно-цифровая клавиатура;

  2. блок цифровых клавиш;

  3. клавиши со стрелками;

  4. функциональные клавиши.

Алфавитно-цифровая клавиатура, в основном, соответствует клавиатуре обычной пишущей машинки. В ней находятся буквы, цифры и знаки препинания. Используют для ввода текстовой информации.

Блок цифровых клавиш всегда находится у правого края клавиатуры. В нем продублированы цифровые клавиши, расположенные в том порядке, который принят для имеющихся в продаже карманных калькуляторов. Блоком цифровых клавиш следует пользоваться тогда, когда необходимо вводить длинные колонки цифр. Клавиша "Num Lock", включает и выключает блок цифровых клавиш.

Клавиши управления курсором используются для перемещения курсора.

Функциональные клавиши, как правило, различным образом используются прикладными программами.


  1. Назначение основных клавиш

F1.F12

Функциональные клавиши, каждой из которых прикладной программой (или пользователем) может быть присвоено четыре значения.

ESC

Клавиша прекращения ввода.

Tab

Выполняет функцию табулирования, а также используется для перехода из одного поля в другое при работе с табличными масками ввода.

Shift

Предназначена для перехода на большие буквы, а также на расположенные над цифрами символы.

Caps Lock

Фиксатор заглавных букв.

Ctrl

Предназначен для перехода на третий уровень назначений клавиш.

Alt

Предназначен для перехода на четвертый уровень назначений клавиш.

Enter

Предназначена для завершения командной строки.

Back Space

Стирает символ слева от курсора.

Insert (Ins)

Предназначена для переключения между режимами вставки и замены символов.

Delete (Del)

Предназначена для удаления символа в позиции курсора.

Home

Перемещает курсор в левый верхний угол экрана или в начало строки

End

Перемещает курсор в левый нижний угол экрана или в конец строки.

Page Up (PgUp)

Используется для листания текста по страницам экрана по направлению к началу текста.

Page Down (PgDn)

Используется для листания текста по страницам экрана по направлению к концу текста.

Клавиши со стрелками

Служат для посимвольного или построчного перемещения курсора по тексту.

Num Lock

На длительное время переключает цифровой блок клавиатуры на клавиши цифр или клавиши управления курсором.

PtrScr

Позволяет напечатать копию экрана на принтере.

Scroll Lock

Прокрутка (перемещает не курсор, а сам текст по экрану).

Pause

Останавливает работу компьютера до нажатия любой клавиши.

Пробел

Служит для ввода пробела.

Windows

Предназначена для открытия кнопки Пуск. Используются при работе с операционной системой Windows 95/98.

Application

Предназначена для вызова специального контекстного меню.



Внимание! На лабораторные занятия допускаются только те учащиеся, которые усвоили основные теоретические положения по теме выполняемой работы, а также выполнили все требования по подготовке к лабораторной работе.


Задание


  1. Включить ПК.

  2. Используя Главное меню, загрузите справочную систему Windows, ознакомьтесь с разделами: Введение в Windows (Пользование Справкой, Новые возможности Windows) и найдите ответы на контрольные вопросы.

  3. Ознакомьтесь со справочной информацией, дающей представление о компьютере. Для этого нажмите кнопку Пуск ® Справка ® Содержание ® Знакомство с компьютером ® Рабочий стол Windows; Работа с программами; Файлы и папки; Сочетания клавиш. Пуск ® Справка ® Содержание ® Введение в Windows 2000 Professional ® Электронное руководство «Приступая к работе» ® Открыть руководство ® Глава 4: Основные сведения о Windows ® Знакомство с компьютером; Рабочий стол; Повседневная работа ® Настройка рабочего стола.

  4. Запустите программу Блокнот и нажмите клавишу F1. Прочитайте всю информацию по работе с текстом.

  5. Получите ту же справку, используя вкладку Предметный указатель диалогового окна Справка.

  6. Получите справку о рабочем столе, используя вкладку Поиск.

  7. Используя Главное меню, откройте любые стандартные приложения Windows.

  8. С помощью контекстного меню Панели задач расположите окна открытых приложений каскадом, сверху вниз, слева направо.

  9. С помощью соответствующих элементов окон научитесь перемещать их по экрану и менять размеры окон.

  10. Закрыть все открытые окна.

  11. С помощью контекстного меню рабочего стола упорядочьте и выстройте значки на Рабочем столе.

  12. Уберите с Панели задач Часы и расположите Панель задач поверх всех окон.

  13. Верните Панель задач в прежнее состояние.

  14. Измените Фон и Рисунок Рабочего стола.

  15. Измените Заставку.

  16. Покажите выполненную работу преподавателю.

  17. Верните настройки Рабочего стола в исходное состояние.

  18. Клавиатурный тренажер Solo.





Контрольные вопросы:


  1. В чем заключаются основные требования по технике безопасности при выполнении лабораторных работ?

  2. Назовите основные технические средства персонального компьютера?

  3. Укажите порядок включения и выключения устройств компьютера?

  4. Устройство клавиатуры IBM-совместимых компьютеров?

  5. Укажите назначение основных клавиш клавиатуры персональных компьютеров.

  6. Что такое «слепой» метод письма? В чем состоит профессиональная работа на клавиатуре персонального компьютера?

  7. Что представляет собой Рабочий стол?

  8. Назначение Панели задач?

  9. Перечислите способы закрытия приложения.

  10. Как открыть Главное меню?

  11. Какой смысл вложен в понятие папка?

  12. Как вызывается контекстное меню и для чего оно служит?

  13. Какую информацию содержит заголовок окна, и какие действия с окном можно производить с его помощью?

  14. Для чего служат полосы прокрутки?



Лабораторно-практическая работа № 2


Тема: Операционная система Windows. Работа с программой Проводник.

Работа с папками и файлами. Папка Мой компьютер.


Цель: ознакомиться с окном программы «Проводник», научиться разным способам работы с файлами и папками (создавать, копировать, переименовывать, перемещать и удалять объекты).


порядок выполнения лабораторных работ


1. Ознакомиться с инструкцией к лабораторной работе и повторить теоретический материал.

  1. Выполнить приведенное в инструкции задание.

  2. Сохранить результаты проделанной работы в рабочей папке группы.

  3. Предъявить результаты выполненной работы преподавателю.

  4. Оформить отчет по лабораторной работе, в который включить название темы, цель работы, результаты проделанной работы, ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце лабораторной работы.

Теоретические сведения


Файлы и папки

Вся информация, с которой работает пользователь (данные, документы, программы и др.), хранится на компьютере в файлах. Поэтому для работы с такой информацией чрезвычайно важно для пользователя научиться работать с файлами: создавать их, сохранять, переименовывать, удалять, перемещать, копировать, а также правильно их размещать.

Для организации хранения файлов в системе Windows используются папки. Папки позволяют правильно и удобно организовать работу с файлами. Папки – это логическое пространство на диске для создания и хранения файлов. Использование папок помогает упорядочить файлы в системе. Пользователю лучше создавать папки для категорий, по которым требуется упорядочить данные, а затем сохранять файлы в наиболее подходящей папке. В новые папки можно помещать файлы из других мест, например из другой папки или с сетевого диска, или общего ресурса. В папках можно создавать подпапки. Файлы, упорядоченные таким способом, проще найти.

Операции, которые можно производить при работе с файлами и папками:

  1. Организация и управление файлами и папками.

С папками и файлами могут выполняться простейшие операции, такие как создание, удаление, копирование и перемещение, а также более сложные операции, такие как изменение свойств файлов и папок и управление доступом к папкам.

  1. Поиск файлов и папок.

Поиск файлов и папок осуществляется при помощи команды Найти Главного меню (кнопка Пуск). Запросы на поиск файлов или папок могут уточняться путем добавления дополнительных критериев поиска, например даты, типа, размера файла или учета регистра. Множество искомых файлов может быть расширено с помощью указания подстановочных знаков, содержащегося текста или регулярных выражений.


Создание папок и файлов


Чтобы создать новую папку можно воспользоваться контекстным меню той папки, где должна будет располагаться новая папка или, выполнив следующую последовательность действий:

  1. Откройте Проводник Windows (Пуск Программы Стандартные Проводник).

  2. Выберите диск или папку, в которой необходимо создать новую папку.

  3. В меню Файл выберите команду Создать, а затем выберите Папку.

  4. Введите имя новой папки и нажмите клавишу Еnter.

Контекстное меню – это меню открываемое системой Windows или приложением в результате щелчка правой кнопки мыши по некоторому объекту.

Контекстные меню содержат наиболее часто используемые стандартные команды. Состав команд контекстного меню зависит от типа объекта (рабочий стол, окно, файл, папка, диск и др.). Контекстное меню всегда скрыто. Практически во всех контекстных меню присутствует опция Свойства, выбрав которую можно получить подробную информацию о выбранном объекте.

Для создания нового файла (документа) необходимо:

  1. открыть папку, в которой необходимо разместить создаваемый файл (документ);

  2. выполнить команду ФайлСоздать;

  3. в открывшемся подменю выбрать тип создаваемого документа;

  4. в подсвеченном поле имени документа ввести имя файла и нажать клавишу Enter.



Переименование файлов и папок


При работе с папками или файлами у пользователя в ряде случаев возникает потребность переименования файла или папки. Наиболее просто это можно сделать при помощи контекстного меню (команда Переименовать). Переименование можно также произвести, выполнив следующие действия:

  1. Откройте Проводник.

  2. Выберите файл или папку, которую следует переименовать.

  3. В меню Файл выберите пункт Переименовать.

  4. Введите новое имя и нажмите клавишу ENTER.

Следует отметить, что предельная длина имени файла составляет 215 символов, включая пробелы. Тем не менее, не рекомендуется создавать имена файлов длиной 215 символов. Очень длинные имена большинством программ не могут быть интерпретированы. Не допускается использование в именах файлов следующих символов: \ / : * ? "

Имена таких системных папок, как Documents and Settings, Winnt или System32, вообще не могут быть изменены, поскольку они необходимы для правильной работы Windows.


Перемещение, открытие файлов и папок

Чтобы переместить файл или папку можно воспользоваться контекстным меню (команда Вырезать) или, выполнив следующие действия:

  1. Откройте Проводник

  2. Выберите файл или папку, которую требуется переместить.

  3. В меню Правка выберите команду Вырезать.

  4. Откройте папку или диск, куда требуется поместить файл или папку.

  5. В меню Правка выберите команду Вставить.

    • Чтобы выделить для перемещения сразу несколько файлов или папок, выбирайте объекты, удерживая клавишу CTRL.

    • Чтобы выбрать группу последовательных файлов, выберите первый объект и, удерживая клавишу SHIFT, выберите последний объект.

    • Кроме того, можно просто перетащить файл или папку в нужное место.

Чтобы открыть файл или папку:

  1. Откройте окно Мой компьютер и дважды щелкните диск, на котором содержится файл.

  2. Дважды щелкните файл или папку, которую следует открыть.

    • Чтобы открыть папку Мой компьютер, дважды щелкните ее значок на рабочем столе.

    • Чтобы открыть файл или папку с помощью проводника, нажмите кнопку Пуск и выберите команды Программы, Стандартные и Проводник, а затем дважды щелкните файл или папку, которую нужно открыть.

    • Если открываемый файл не связан ни с какой конкретной программой, можно выбрать программу для открытия файла, щелкнув его правой кнопкой мыши, выбрав команду Открыть с помощью, а затем выбрав название программы.


Папка Мой компьютер

Окно Мой компьютер отображает пиктограммы (небольшая картинка, значок – экранный символ программы, файлы, папки и др.) гибких дисков, жестких дисков и компакт-дисков, папку принтеры, панель управления, папки панель управления, удаленный доступ и назначенные задания.


Создание ярлыков

Ярлыки – это пиктограммы, являющиеся указателями на программы, документы или папки. Обычно ярлыки используются для быстрого запуска программ. Отличительной особенностью ярлыков является маленькая стрелка в левом углу.

Отличие между ярлыком и значком (пиктограммой) состоит в том, что пиктограмма размещается непосредственно рядом с программой, файлом, папкой и др., а ярлык может размещаться в любом другом месте. Это связано с тем, что по определению ярлык является указателем на программу, файл и др.

Чтобы создать ярлык в папке:

  1. Откройте Проводник.

  2. Выберите из списка папку, для которой требуется создать ярлык.

  3. В меню Файл выберите команду Создать, а затем выберите команду Ярлык.

  4. Следуйте инструкциям на экране.

Ярлыки позволяют быстро запускать часто используемую программу или открывать файл или папку без необходимости переходить в место их расположения.

    • Чтобы изменить параметры ярлыка, например тип открываемого окна или комбинацию клавиш, открывающую объект, щелкните ярлык правой кнопкой и выберите команду Свойства.

    • После удаления ярлыка исходный объект остается на диске.


Внимание! На лабораторные занятия допускаются только те учащиеся, которые усвоили основные теоретические положения по теме выполняемой работы, а также выполнившие все требования по подготовке к лабораторной работе.

ЗАДАНИЕ
  1. Включить персональный компьютер и загрузить операционную систему Windows.

  2. Из Главного меню запустить программу «Проводник» (ПускПрограммыПроводник). Просмотреть представленную информацию в левой и правой панелях. Найти Меню окна, Панель инструментов, Статус-строку, Линейки прокрутки.

  3. В левой панели выбрать папку «Рабочий стол». В правой панели просмотреть содержимое этой папки, затем сравнить его с содержимым Рабочего стола.

  4. Развернуть/свернуть в левой панели содержимое папки «Мой компьютер» двойным щелчком на пиктограмме и одним щелчком на значке «+» или «-». Щелкнуть один раз в левой панели на папке «Мой компьютер» и просмотреть ее содержимое в правой панели.

  5. Используя позицию «Вид» меню окна, изменить вид представления информации в правой панели. Сделать тоже используя кнопки в Панели инструментов.

  6. Установив представление информации в виде «Таблица», с помощью кнопок в правом окне «Имя», «Размер», «Тип» и «Изменен» проверить возможности изменения сортировки файлов и папок.

  7. Раскрыть содержимое корневого каталога папки «C:» и с помощью кнопки «Свойства» панели инструментов просмотреть свойства любого файла.

  8. На диске «C::» в папке «Winter» создать новую папку «Spring». Вывести содержимое созданной папки.

  9. Переименовать созданную папку, присвоив ей имя «Summer».

  10. Перетащить из папки «Winter» файл Учащийся.txt в папку «Summer».

  11. Вывести содержимое папки «Winter». Выделить в появившемся списке имя файла Учащийся.txt.

  12. Перетащить из папки «Summer» файл Учащийся.txt в папку «Winter».

  13. Из папки «Winter» скопировать в папку «Summer» один файл, используя меню окна, второй файл - методом перетаскивания, третий файл- с помощью контекстного меню. Убедиться в правильности выполненных действий выводом на экран дисплея содержимого папки «Summer», а затем - папки «Winter».

  14. Скопировать одновременно в папку «Summer» несколько файлов. Результат продемонстрировать преподавателю.

  15. Удалить файлы в папке «Summer» с помощью панели инструментов.

  16. Удалить папку «Summer» с помощью контекстного меню.

  17. Используя пункт меню «Сервис» найти файл calc.exe на диске «С:».

  18. Завершить работу в программе «Проводник» и операционной системе Windows .


Контрольные вопросы:


  1. Как запустить программу «Проводник»?

  2. Какова структура окна программы «Проводник»?

  3. Как изменить форму вывода информации в панелях окна программы «Проводник»?

  4. Как создать папку средствами программы «Проводник»?

  5. Какими способами можно выделить группу файлов?

  6. В чем различие между операциями копирования и перемещения файлов?

  7. Как переименовать папку?

  8. Как удалить файл или папку средствами программы «Проводник»?

  9. Как выйти из программы «Проводник»?

  10. Назовите известные вам способы создания ярлыков.

  11. Каково назначение папки Мой компьютер?



Лабораторно-практическая работа № 3


Тема: Текстовый процессор Word. Создание, сохранение и открытие документа.

Цель: уметь подготовить программу к работе; уметь создавать и

сохранять на диске текстовые документы.

порядок выполнения лабораторных работ


1. Ознакомиться с инструкцией к лабораторной работе.

2. Выполнить приведенное в инструкции задание.

  1. Сохранить результаты проделанной работы в рабочей папке группы.

  2. Предъявить результаты выполненной работы преподавателю.

  3. Оформить отчет по лабораторной работе, в которой включить название темы, цель работы, результаты проделанной работы, ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце лабораторной работы.


Теоретические сведения


Текстовый процессор Word можно запустить несколькими способами: при помощи ярлыка программы или документа, офисной панели, пункта Программы главного меню.

После запуска Word на экране появится окно. Окно программы состоит из:

- строки заголовка, в которой находятся название программы и документа, кнопки управления окном программы;

- строки основного меню с кнопками управления окном программы;

- панелей инструментов и линейки, если они включены;

- рабочего поля документа с полосами прокрутки и кнопками задания вида документа (в нижнем левом углу);

- строки состояния, которая содержит некоторые сведения о текущей странице документа.

Настройка процессора. Наличие в рабочем поле I-подобного (текстового) курсора дает возможность вводить текст. Однако, часто перед первым сеансом, пользователь готовит среду для работы. При помощи команд основного меню или кнопок панели инструментов он может задать нужные параметры (режимы) функционирования программы. Чаще всего выполняют такие подготовительные действия:

- включают панели инструментов и линейку (Вид);

- задают параметры страницы: ее размер и поля (Файл Параметры страницы);

- выбирают вид документа (Вид);

- задают размер абзацного отступа;

- задают название шрифта, размер символов, способ выравнивания текста и др.;

- включают или выключают способы автоматической проверки правописания;

- присваивают пароли документу, если его нужно защитить.

Прежде всего, стоит включить линейку, а также включить нужные и выключить лишние панели инструментов. Включить или выключить панели инструментов можно при помощи команды Панели инструментов из пункта основного меню Вид. Чаще всего пользуются такими панелями: Стандартная, Форматирование, Рисование.

Подсвеченная (включенная) кнопка на панели или в меню соответствует включенному режиму, а серая (не включенная) – выключенному.

Есть несколько способов отображения документа на экране (пункт Вид): обычный, размеченный, структурированный, главный документ. Для введения текста задают обычный или размеченный вид. Удобным для просмотра документа является электронный вид – документ увидите таким, каким он будет на Web-странице. Для просмотра заголовков большого документа (отчет, книга) используются режимы Структура и Главный документ.

Линейку включают (команда Линейка), чтобы проследить за горизонтальными и вертикальными размерами рабочего поля страницы, задать отступ текста от левого края поля (нижний левый треугольник), отступ от правого края (нижний правый треугольник), абзацный отступ в первой строчке (верхний треугольник). Отступ в текущем абзаце или выбранном тексте регулируют, перетягивая на линейке треугольники и символы табуляции мышью. Другие параметры функционирования программы задают на вкладках диалогового окна команда Параметры, которая есть в пункте Сервис.

Элементами диалогового окна являются вкладки, текстовые поля, кнопки, поля-списки, поля-счетчики, включатели, радиокнопки и т.д. Задав или проверив значения параметров, диалоговое окно следует закрыть. Только после закрытия диалогового окна можно продолжить работу.

Включив панели инструментов и линейку (если они были выключены), задав и проверив значения параметров, можно вводить текст. Напомним основные правила введения текста:

- не нажимайте на клавишу ввода для перехода на новую строку;

- не нажимайте на клавишу пробел для создания абзацных отступов и центрирования текста;

- не нажимайте на клавишу Back space, чтобы переместить курсор к позиции с ошибкой;

- чтобы напечатать большую букву, нажмите на клавишу Shift;

- следите, чтобы не была нажата клавиша Caps Lock, иначе все буквы будут большими;

- помните, что следующий абзац (после нажатия на клавишу ввода) будет иметь вид (стиль) предыдущего.

Рассмотрим действия, которые можно выполнить над текстовым документом. При помощи команд из пункта Файл или кнопок стандартной панели инструментов, которые их дублируют, можно:

- создать новый (Создать новый, Ctrl+N),

- открыть старый (Открыть, Ctrl+O),

- сохранить на диске (Сохранить),

- сохранить с новым именем (Сохранить как…),

- закрыть (Закрыть),

- печатать (Печать, Ctrl+P),

- задать параметры страницы (Параметры страницы) и др.

Закончить работу с редактором можно или средствами пунктов меню Файл Выйти, или закрыв все окна (Alt+F4). Во время сохранения файла следите, чтобы файл был сохранен в папке, предназначенной для данного документа. Для этого, во время выполнения команды Сохранить как…, нужно открыть список Папка и выбрать в нем нужную папку на заданном диске.


ЗАДАНИЕ


  1. Запустите текстовый процессор и рассмотрите его меню.

Запуск рекомендуется выполнить при помощи ярлыка программы или через меню команды Пуск. Перепишите в тетрадь по четыре команды из меню Файл, Правка, Вид.

  1. Включите панели инструментов Стандартная и Форматирование и линейку. Задайте вид документа Разметка страницы. Если все задано, перейдите к пункту 3.

Вид Панели инструментов Нажмите кнопку с названием нужной панели. Вид Линейка. Вид Разметка страницы.

  1. Задайте параметры страницы.

Файл Параметры страницы На первой вкладке Поля задайте все четыре поля страницы по 3 см Перейдите на вкладку Размеры бумаги, щелкнув на названии, и убедитесь, что формат страницы А4, а ориентация Книжная (вертикальная) Закройте диалоговое окно Параметры страницы, щелкнув на ОК.

  1. Смените шрифт и его размер (например, задайте Times New Roman Cyr, 14).

Воспользуйтесь соответствующими кнопками на панели инструментов.

  1. Убедитесь, что вид шрифта нормальный, и задайте способ выравнивания текста – по ширине.

Кнопки полужирный (Ж), курсив (К), подчеркнутый (Ч) шрифт не нажаты.

  1. Проверьте, заданы ли сантиметры как единицы измерения на линейке.

Сервис Параметры… На вкладке Общие задайте единицы измерения – сантиметры Перейдите на вкладку Правописание.

  1. Проверьте, заданы ли параметры: Автоматически проверять орфографию и Предлагать автоматически правильное слово?

На вкладке Правописание задайте эти режимы и перейдите на вкладку Вид.

  1. Задайте режим автоматического переноса слов.

Сервис Язык Расстановка переносов Автоматическая расстановка переносов ОК.

  1. Задайте отступ первой строки в абзаце 1 см.

Передвиньте верхний треугольник на линейке вправо на 1 см.

  1. Дайте название данному документу – ваше имя (желательно латинскими буквами).

Файл Сохранить как… В поле Имя файла введите текст: Имя1 (свое имя) В поле Папка отыщите и выберите личную папку (имя папки – ваша фамилия). Если нужно, личную папку можно тут же создать при помощи соответствующей кнопки панели инструментов Закрыть окно, щелкнув на кнопке Сохранить.

  1. Введите следующий текст:

­

Горизонтальное (главное) меню занимает вторую строку окна приложения. Каждый пункт этого меню – это группа более или менее однотипных операций приложения. Состав меню может меняться в зависимости от функций приложения, однако почти всегда слева указан пункт Файл, а справа пункт – Справка.

Одна из букв названия пункта главного меню всегда подчеркнута – это «горячая» клавиша данного пункта. Если название пункта имеет серый (блеклый) цвет, этот пункт в данный момент недоступен…

После выбора пункта горизонтального меню появляется ниспадающее меню, пункты которого связаны с данным пунктом главного меню. Пункты ниспадающего меню называются командами.


  1. Сколько абзацев, слов и символов есть в набранном тексте?

Файл Свойства Статистика ОК.

  1. Сохраните текст на диске.

Файл Сохранить.

  1. Проверьте правописание и исправьте ошибки.

Для этого нажмите на кнопку АБВ на стандартной панели. Слово с ошибкой будет подчеркнуто волнистой линией. Программа предложит пути исправления ошибки.

  1. Задайте время автосохранения документа – 8 минут.

Сервис Параметры… Введите число 8 в соответствующее поле на вкладке Сохранение и выполните пункт 16.

  1. Задайте два пароля: для открытия документа и (такой же) для разрешения записывать изменения в файл. Пароль: 12345.

На вкладке Сохранение введите пароли в соответствующие текстовые поля (пароли вы не увидите, на экране во время введения высвечиваются звездочки) Запишите пароли в тетрадь  ОК Программа запросит подтверждение паролей – подтвердите пароли повторным вводом Закройте окно Параметры, щелкнув на ОК.

  1. Сохраните текст и закройте программу Word.

  2. Запустите программу Word и откройте только что созданный документ.

Файл Открыть (или Пуск Документы Выберите название своего файла) Введите пароли, чтобы открыть документ.

  1. Первые два абзаца залейте цветным фоном на свой вкус.

Чтобы абзац был на ином фоне как, например, в газете или журнале, нужно его выделить и применить команду Границы и Заливка (вкладка Заливка) из пункта Формат или щелкнуть по кнопке Заливка на панели инструментов и выбрать нужный цвет фона.

  1. Создайте буквицы в первом и втором абзацах.

Установите курсор в первом абзаце и выполните команду Буквица из меню Формат.

В диалоговом окне задайте: размещение буквицы – в тексте, высота буквицы – 3 строки.

  1. Ликвидируйте защиту паролями и сохраните текстовый документ с прежним названием.

Сервис Параметры… Вкладка Сохранение Исключить пароли клавишей Del в текстовых полях ОК. Сохраните файл.

  1. Закройте окна. Закончите работу в редакторе Word.

  2. Оформите отчет и защитите работу.

Контрольные вопросы:


  1. Как запустить программу Word?

  2. Из каких элементов состоит окно программы Word?

  3. Как закрыть окно документа?

  4. Какое стандартное название имеет окно документа?

  5. Стандартный вид текстового курсора.

  6. Как пользователь готовит программу к работе?

  7. Какие параметры функционирования программы задает пользователь?

  8. Как можно отказаться от только что сделанных изменений?

  9. Как включить панели инструментов?

  10. Как создать новый абзац в текстовом документе?

  11. Как создать новый текстовый документ?

  12. Как сохранить на диске текстовый документ?

  13. Как задать параметры страницы?

  14. Как задать размер шрифта?

  15. Как сохранить документ с новым названием в новом месте?

  16. Как определить количество слов и букв в документе?


Лабораторно-практическая работа № 4

Тема: Текстовый процессор Word. Форматирование и редактирование текстовых документов.


Цель: уметь форматировать и редактировать текстовые документы; уметь создавать деловые письма.


порядок выполнения лабораторных работ


  1. Ознакомиться с инструкцией к лабораторной работе.

  2. Выполнить приведенное в инструкции задание.

  3. Сохранить результаты проделанной работы в рабочей папке группы.

  4. Предъявить результаты выполненной работы преподавателю.

  5. Оформить отчет по лабораторной работе, в которой включить название темы, цель работы, результаты проделанной работы, ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце лабораторной работы.


Теоретические сведения


Форматирование текста – это изменение внешнего вида текста, при котором не изменяется его содержание, это самая важная операция в редакторе Word, которая превращает текст в красиво оформленный документ. Отформатировать текст, значит, придать ему такой вид, который нужен пользователю или который имеет некоторый образец. Форматирование осуществляют при помощи кнопок панели форматирования или команд из пункта главного меню Формат. Они позволяют задать следующее:

- стиль документа Обычный или другой;

- название шрифта;

- размер символов в пунктах (28 пунктов = 1 см);

- вид шрифта:

полужирный (кнопка Ж),

курсив (кнопка К),

подчеркнутый (кнопка Ч);

- выравнивание строк абзаца:

по левому краю,

по центру,

по правому краю,

по ширине;

- нумерованный список;

- маркированный список;

- отступ фрагмента слева/справа;

- фрагмент в рамке полностью или частично;

- заливка цветом выбранного фрагмента;

- цвет букв в выбранном фрагменте текста и т.д.

Для форматирования текста его нужно сначала выделить (выбрать). Этот текст будет выделен инверсным цветом. Текст выделяют так: щелкают вначале фрагмента и перетягивают мышью курсор над текстом или (без мыши) перемещают курсор клавишами-стрелками, удерживая нажатой клавишу Shift.

Рассмотрим быстрые способы выделения элементов текста:

- чтобы выделить слово, нужно щелкнуть на нем дважды;

- чтобы выделить строку, нужно щелкнуть в поле слева от строки;

- чтобы выделить предложение нужно указать мышью на любой символ предложения, нажать клавишу Ctrl и щелкнуть;

- чтобы выделить абзац, нужно щелкнуть трижды;

- чтобы выделить весь текст, нужно выполнить команду Выделить все из пункта Правка или нажать комбинацию клавиш Ctrl+A.

К выделенному фрагменту можно применить дополнительные эффекты преобразования шрифтов (Формат Шрифт), а именно, создание верхних или нижних индексов, зачеркивание и подчеркивание, создание контуров и теней, интервалов, а также эффекты анимации: фейерверк, неоновая реклама, муравьи, мерцание и др.

Деловая переписка – это неотъемлемый элемент в работе многих людей. Деловое письмо или письмо другу, родственникам можно написать при помощи программы Word. Автоматизировать процесс создания делового письма дает возможность Мастер писем …

Операции редактирования текста позволяют изменить уже существующий электронный документ путем добавления, удаления и перестановки его фрагментов, слияния нескольких документов в один или разбиения документа на несколько более мелких.

Форматирование символов и абзацев – частный случай редактирования.

В общем случае редактирование изменяет содержание текста.

Фрагментом текста будем называть символ, слово, предложение, один или несколько абзацев. Над фрагментом текста можно производить такие основные действия:

- копирование в буфер обмена (Copy),

- вырезание в буфер обмена (Cut),

- вставка из буфера обмена (Paste),

- исключение (очистка) из текста (Delete),

- выравнивание, превращение символов (увеличение, уменьшение, задание типа написания) и др.

Буфер обмена предназначен для сохранения фрагмента текста с целью его копирования или перемещения, как в пределах документа, так и в другие документы. Буфер обмена у многих программ является одноместным – занесение в него другого элемента стирает его предыдущее содержимое. В программе Word-2000 буфер является 12-местным.

Выделенный фрагмент текста копируют в буфер обмена одним из следующих способов: командой Копировать из меню Правка; щелчком на кнопке Копировать стандартной панели; комбинацией клавиш Ctrl+Insert (или Ctrl+C, если программа настроена на эту комбинацию).

Содержимое буфера обмена можно вставить в текст в то место, где находится курсор таким образом: командой Вставить из меню Правка; нажатием на кнопку Вставить стандартной панели; комбинацией клавиш Shift+Insert (или Ctrl+V).

Выделенный фрагмент можно переместить из текста в буфер обмена: командой Вырезать из меню Правка; нажатием на кнопку Вырезать; комбинацией клавиш Shift+Del (или Ctrl+X).

Выделенный фрагмент исключают из текста, не занося в буфер обмена, нажатием на клавишу Del.

Автотексты. Для введения фрагментов, которые часто повторяются, используют автотексты – тексты, которые сначала создают и заносят в библиотеку автотекстов. Чтобы создать автотекст, текст набирают, выделяют и выполняют команды Вставка › Автотекст › Создать. Автотекст рекомендуют называть первыми четырьмя символами текста. Чтобы вставить автотекст, достаточно набрать на клавиатуре первые четыре символа автотекста или его названия и нажать на клавишу ввода, или выполнить команды Вставка › Автотекст.


ЗАДАНИЕ


1. Запустите программу Word и подготовьте документ к введению текста.

Проверьте и задайте при необходимости основные параметры и режимы.

2. Введите первый текст – титульную страницу отчета к практической работе. Введите текст, не форматируя его, то есть так:


Министерство образования и науки

Луганский государственный педагогический университет

Институт экономики и бизнеса

Лабораторная работа № 2

Тема: Word. Форматирование и редактирование текстовых документов

Выполнил: фамилия и инициалы

Группа

Дата

Преподаватель: фамилия и инициалы

Город

Год


  1. Отформатируйте текст, заменяя размеры и вид шрифта, цвет и т.д., так, чтобы текст занял целую страницу и имел такой вид (клавишей пробел пользоваться нельзя):

Министерство образования и науки

Стахановский политехнический колледж


Лабораторная работа № 4


Тема: Текстовый процессор Word. Форматирование и редактирование текстовых документов

Выполнил: Фамилия И.О.

Группа

Дата: __________ 20____г.

Преподаватель: Фамилия И. О.

Город

Год


  1. Проверьте, оптимально ли расположен текст на листе.

Примените команды Файл › Предварительный просмотр › Закрыть. Вставить пустые строки можно клавишей Enter, а удалить лишние – клавишей Delete или Back space.

  1. Задайте различные преобразования шрифтов и эффекты анимации над отдельными фрагментами.

Формат › Шрифт › Вкладки Шрифт, Анимация › ОК. Примените к абзацам разные цвета, фон и эффекты.

  1. Поэкспериментируйте с командой Символы, которые не печатаются.

Щелкните по кнопке, на которой изображен символ ¶. Рассмотрите свою титульную страницу. Пропуски будут обозначены точками, а концы абзацев символом ¶. Эти символы при печати на бумагу выводиться не будут. Теперь можно проанализировать качество выполненного форматирования и внести необходимые коррективы. Чтобы убрать эти символы с экрана, снова нажмите на кнопку ¶.

  1. Сохраните текстовый документ в личной папке с именем – Имя2.

  2. Создайте новый документ, который будет содержать деловое письмо.

Структура делового письма такая: вверху слева – адрес и дата написания письма, ниже – обращение, основной текст, прощание и подпись. Работая с письмом, изменяйте масштаб (100 %, 150 %, 75 % и др.), чтобы текст хорошо выглядел на экране. Образец письма:


85053, г Краснодар

Научная, 3/4

Костину Р.

19.03.2003

Уважаемый господин Роман Костин!

Дирекция банка рада сообщить Вам, господин Роман Костин, что в результате успешной деятельности банка Ваши дивиденды за прошлый год составляют 12 500 руб.


С наилучшими пожеланиями, {тут введите свою фамилию}

коммерческий директор.


  1. Сохраните письмо в личной папке с новым названием – Имя 3.

  2. Создайте новый документ, который будет содержать следующий текст:

КТО РАБОТАЕТ С ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ


Людей, связанных в той или иной мере с персональными компьютерами, принято делить на категории (хотя деление это в высшей степени условно):

1) специалисты по аппаратуре ПК (электронщики); 2) профессиональные программисты; 3) программисты-пользователи; 4) конечные пользователи.

Профессиональные программисты разрабатывают программы.

Программисты-пользователи пользуются готовыми программами и могут разработать несложные программы. Конечные пользователи люди, для которых компьютер – просто инструмент профессиональной деятельности.


- Каждое предложение начните с новой строки.

- Каждый пункт перечисления 1, 2, 3, 4 начните с новой строки.

- В конец текста добавьте предложение «Квалифицированные пользователи это специалисты по компьютерной верстке, художники и режиссеры, писатели и журналисты, т. е. профессионалы, которые не могут обойтись без компьютера».

- После пункта 3 перечисления вставьте текст «4) квалифицированные пользователи», а номер пункта 4 измените на 5.

- В начало текста вставьте фразу «КОМПЬЮТЕР – это удивительная вещь, при общении с которой многие «конечные» пользователи незаметно для себя переплывают в стан квалифицированных пользователей и даже программистов».

  1. Сохраните документ в личной папке с именем – Имя.

  2. Продемонстрируйте созданные документы преподавателю.

  3. Закройте окна. Закончите работу с текстовым редактором.

  4. Оформите отчет и защитите работу.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


  1. Как создать новый текстовый документ?

  2. Что такое форматирование текста?

  3. Что такое редактирование текста?

  4. Какие кнопки есть на панели инструментов форматирования?

  5. Как выделить фрагмент текста при помощи мыши?

  6. Как выделить фрагмент текста при помощи клавиатуры?

  7. Как выделить весь текст?

  8. Как начать новый абзац текста?

  9. Что такое нумерованный список?

  10. Как изменить название шрифта в одном абзаце?

  11. Виды написания символов.

  12. Как выровнять фрагмент текста по центру, левому (правому) краю, по ширине?

  13. Как изменить размер символов в одном предложении?

  14. Как исправить неправильный символ в тексте?

  15. Как фрагмент текста сделать цветным?

  16. Как создать буквицу?

  17. Как закрыть окно документа?


Лабораторно-практическая работа № 5


Тема: Работа в текстовом процессоре MS Word. Создание таблиц. Вставка объектов, графические возможности.


Цель: уметь создавать в текстовом документе таблицы и работать с ними, изучить специальные элементы оформления средствами Word.


порядок выполнения лабораторных работ


  1. Ознакомиться с инструкцией к лабораторной работе.

  2. Выполнить приведенное в инструкции задание.

  3. Сохранить результаты проделанной работы в рабочей папке группы.

  4. Предъявить результаты выполненной работы преподавателю.

  5. Оформить отчет по лабораторной работе, в которой включить название темы, цель работы, результаты проделанной работы, ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце лабораторной работы.


Теоретические сведения


Анкетные или статистические данные, данные производственного характера и другие очень часто целесообразно приводить в виде таблиц.

Таблицы предназначены для наглядной подачи информации. Элементами таблицы являются ячейки, строки, столбцы, рамки (границы) и данные, которые находятся в ячейках.

Таблицу создают средствами пункта Таблица главного меню. Есть три способа создания таблицы при помощи таких команд:

- Вставить таблицу;

- Нарисовать таблицу;

- Преобразовать текст в таблицу.

Рассмотрим первый способ. Вследствие выполнения команды Вставить таблицу получим диалоговое окно, где нужно задать количество столбцов и строк будущей таблицы. После нажатия на кнопку ОК пустая таблица будет размещена в документе там, где был курсор. После этого в таблицу вводят данные. Если рамки таблицы имеют вид точек, то таблица неразграфлена (такие рамки во время печати на бумагу не отображаются). Чтобы отобразить все рамки или только некоторые, таблицу выделяют и применяют команду Границы и заливка из пункта Формат.

Второй способ. После выполнения команды Нарисовать таблицу, появится панель инструментов Таблицы и границы. На этой панели выбирают тип линии, ее толщину, цвет и др. Поместив курсор-карандаш в документе, рисуют структуру таблицы: сначала внешний прямоугольник, а позднее – все необходимые линии. Щелкнув дважды в ячейке, можно вводить данные. Чтобы продолжить рисование, нужно щелкнуть на кнопке с изображением карандаша, а чтобы вытереть нарисованное – выбрать ластик.

Третий способ очень удобный: сначала нужно ввести данные, не задумываясь над видом таблицы. Между данными обязательно нужно набирать разделитель – символ, которого нет в данных, например, пробел, Tab, запятую или другой. Введенный текст выделяют и применяют команду Преобразовать в таблицу из пункта меню Таблица. Получим диалоговое окно, где нужно правильно указать, какой был использован разделитель. Например, если разделителем была запятая, то включают опцию другое и вводят запятую в соответствующее текстовое поле.

Рассмотрим основные действия, которые можно осуществлять над таблицей и ее элементами.

Чтобы ввести данные в ячейку, нужно сначала щелкнуть в ней мышью.

Чтобы перемещаться по таблице, нажимают на клавиши Tab (вперед), Shift+Tab (назад) или на клавиши со стрелками.

Чтобы изменить размеры ячеек, их границы (лучше на линейке) перетягивают при помощи мыши. Для этого указатель мыши наводят на границу, и когда его вид изменится, выполняют перетягивание.

Можно вставлять или исключать строки и столбцы.

Ячейки можно объединить, выделив их и применив команду Объединить ячейки или щелкнув мышью по соответствующей кнопке на панели инструментов.

Данные в ячейках (или во всей таблице) выравнивают вертикально к верхней или нижней границе, середине, а так же, как обычно, горизонтально: по левому краю, правому, центру при помощи команд Формат Абзац или кнопок панели Таблицы и границы.

Вид таблицы можно изменить средствами команды Границы и заливка из пункта Формат главного меню. В соответствующем диалоговом окне есть три вкладки: Границы, Страница и Заливка, которые дают возможность сделать следующее:

- выбрать тип рамки, тип, ширину и цвет линий, убрать отдельные линии;

- страницу с таблицей взять в рамку-рисунок;

- ячейки затенить или залить их цветом и украсить некоторым узором.


ЗАДАНИЕ


  1. Запустите текстовый процессор Word.

Создайте новый текстовый документ.

  1. Создайте следующую таблицу (первым способом):


Таблица 1


ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ ДО ХХ В.


ДАТЫ СОБЫТИЯ

IV-II тыс. лет до н.э.

Появление скотоводства и земледелия

I тыс. лет до н.э.

Возникновение родовой общины

VI-VIII в.

Появление первых поселений славян

IX в.

Начало формирования Киевской Руси

IX-XII в.

Феодализация Руси

X в.

Заключение торговых договоров с Византией

Середина XII в.

Распад Руси на самостоятельные княжества

30 г. XIII в. - середина XV в.

Татаро-монгольское иго

70 г. XV в. – начало XVI в.

Образование Русского централизованного государства


  1. Выполните форматирование таблицы 1 командами Таблица Автоформат.

Просмотрите существующие стандартные форматы и выберите тот, который вам больше всего понравился. Название выбранного формата запишите в тетрадь.

  1. Нарисуйте таблицу (второй способ) с необходимым количеством столбцов и строк.

Тип линии – на свое усмотрение, толщина 1 мм или 1.5 пунктов, цвет – зеленый и др.


Таблица 2



Наши товары

ВАЗ-2104


ВАЗ-2105


ВАЗ-2109


Сегодня


8200


8800


9800


Завтра


7800


8200


8990



  1. В таблице 2 заголовки столбцов сделайте с тенью, а ячейки с данными сделайте желтыми.

Выделите первую строку Формат Границы и заливка Перейдите на вкладку Заливка Выберите тип узора (тень) 20 % ОК. Выделите строки с данными Формат Границы и заливка Вкладка Заливка Выберите цвет желтый ОК.

  1. Перейдите на закладку Границы, измените тип линий и задайте их толщину.

  2. Введите заголовок третьей таблицы (третий способ): Таблица 3. Мои друзья.

Перейдите на новую строку.

  1. Введите текст для таблицы 3.

Текст нужно вводить, например, так (данные вводите свои):

Фамилия, Имя, Город, Адрес, Телефон, Возраст

Игнатенко, Богдан, Кировск, Научная 66/22, 643455, 19

Володина, Татьяна, Луганск, Советская 67/2, 531247, 21

Снегирь, Игорь, Нью-Йорк, Бродвей 34567, 88667744, 18

Астахов, Василий, Москва, Лермонтова 25/41, 8579231, 20 и т.д.

  1. Преобразуйте этот текст в таблицу.


Выделите введенный текст и выполните соответствующую команду из меню. В диалоговом окне нужно включить опцию разделитель другой и ввести разделитель-запятую в соответствующее поле. Если преобразование в таблицу осуществилось неправильно, выполните обратное превращение (отмените последнее действие), выясните причину ошибки (может быть неправильно определен разделитель), выделите текст и повторите попытку.

  1. Третью таблицу отформатируйте на свое усмотрение.

  2. Упорядочите данные в таблице 3 так, чтобы фамилии были расположены в алфавитном порядке.

Выделите данные в таблице (все, кроме первой строки) и выполните команду Таблица Сортировка… В диалоговом окне выберите номер столбца Фамилия и режим По возрастанию.

  1. Упорядочите данные в таблице 3 по возрасту особ.

  2. Страницу обведите рамкой рисунком – красные яблоки.

Поэкспериментируйте с другими рисунками: мороженым, тортом.

Формат Границы и заливка Вкладка Страница Рисунок… Выберите рисунок с яблоками из списка Задайте ширину рамки 20 пунктов ОК.

  1. Сохраните документ в личной папке с именем Имя5.

  2. Продемонстрируйте созданные таблицы преподавателю.

  3. Создание документа WORD, содержащего встроенные объекты:

    • Создать документ. В документе оформить красочный заголовок средствами WordArt.

    • Вставить в документ изображение из библиотеки ClipArt, изменить размер и цвет изображения, выполнить перемещение рисунка.

    • Набрать текст документа.

    • Вставить в документ автофигуру.

    • Сохранить документ.

    • Продемонстрируйте созданный документ преподавателю.

  4. Закройте окна. Закончите работу с текстовым редактором.

  5. Оформите отчет и защитите работу.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


  1. Что такое таблица?

  2. Из каких элементов состоит таблица?

  3. Способы создания таблиц.

  4. Как ввести данные в ячейку таблицы?

  5. Как изменить границы ячеек?

  6. Как объединить ячейки в одну?

  7. Как изменить ширину и цвет рамок в таблице?

  8. Как переместить курсор в следующую ячейку таблицы?

  9. Как исключить отдельные линии (рамки) в таблице?

  10. Что такое разделитель в тексте?

  11. Как упорядочить строки в таблице по некоторому признаку?

  12. Как вставить строку в таблицу?

  13. Как исключить столбец из таблицы?

  14. Способы выравнивания данных в ячейках таблицы.

  15. Какие существуют возможности при работе с объектами?

  16. Как выполняется масштабирование объекта?

  17. Как добавить в документ объект WordArt?

  18. Как вставить в документ объект ClipArt?

  19. Как выбрать цвет объекта в документе?

Список литературы


  1. Глинский Я.Н. Практикум по информатике: Учебное пособие. – Львов, 2006.

  2. Меняйленко А.С. Практикум по основам информатики и ВТ. Ч.1. Учебное пособие. - Луганск, 1997.

  3. Руденко В.Д., Макарчук А.М., Патланжоглу М.А. Курс Информатики\Под ред. Мадзигона В.Н. - К.; Феникс, 1998.











40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!