Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Методическое пособие для учителя
« Формирование универсальных умений понимания и моделирования текста при подготовке к написанию изложения и сочинения
в 7 – 9 классе»
Составитель: Бессонова Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
2019 – 2020 учебный год
В Государственных образовательных стандартах общего образования записано следующее: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
При этом под универсальными умениями понимается не столько строго технологизированный способ действия, которым пользуются все люди в любой культуре, но, прежде всего, такой способ, который может быть применен в познании, освоении и преобразовании как нескольких образовательных областей, так и разных сфер деятельности.
Не ставя своей задачей дать полную классификацию и систематизацию универсальных умений, мы лишь обозначим некоторые из них, в качестве основных, тех, к которым необходимо постоянное сквозное внимание на протяжении всего процесса обучения и которые условно можно разделить на познавательные, деятельностные и коммуникативные.
Познавательные:
- понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;
- выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, т.е. придавать им свой личностный смысл;
- удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний и т.п., уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;
- схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать и классифицировать их;
- вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;
- уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
- видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;
- находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.
Деятельностные:
- строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле;
- постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка;
- уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;
- осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;
- осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, т.е. уметь обращать свое сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности;
- действовать по алгоритму, уметь самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;
- выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, в других видах творчества;
- проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
Коммуникативные:
- строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата.
В данной методическом пособии основное внимание нами уделено основным речеведческим понятиям, необходимым уч-ся для выполнения заданий части 1 и 3 на ГИА в 9 классе. Подготовку к экзамену в новой форме мы начинаем с 7 класса.
Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.
Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это могут быть фрагменты из произведений В.Солоухина, А.Раскина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.
Основные речеведческие понятия, необходимые обучающимся для выполнения заданий части 1 и 3 на ГИА в 9 классе
Выбор видов работы с текстом – сжатое изложение и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста обусловлено практическими умениями, которые должны быть сформированы у учеников основной школы, которым в старших классах или в средних специальных заведениях придётся обрабатывать текстовую информацию.
Для успешного выполнения работы учащийся должен владеть следующими речеведческими понятиями (в отдельном столбце указывается код элемента в соответствии с кодификатором элементов содержания экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников XI классов).
№ | Элемент содержания | Код |
1 | Текст как продукт речевой деятельности: тема и основная мысль | 8.2 |
2 | Средства связи предложений в тексте | 8.3 |
3 | Виды информации в тексте: главная и вспомогательная. Извлечение информации из различных источников | 8.7 |
4 | Смысловые отношения между предложениями текста | 8.2 |
5 | Абзац и его строение | 8.2 |
6 | Приёмы сжатия текста | 8.8; 8.9 |
7 | Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 8.10 |
8 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.11 |
Упражнения, направленные на понимание текста
(развитие аналитических умений)
Номер упражнения | Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису | Элемент содержания | Код элемента содержа-ния |
№ 1 «Для чего нужны зоопар-ки» № 1-А | 7 класс Простое и сложное предложение | Средства связи предложений в тексте Смысловые отношения между предложениями текста Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями. Сферой и ситуацией общения | 8.3 8.2 8.11 |
№2 «Когда папа был малень-ким» №2-А | 7 класс Местоимение Лексический повтор Простое предложение с однородными членами | Средства связи предложений в тексте Смысловые отношения между предложениями текста Приёмы сжатия текста | 8.3 8.2 8.8; 8.9 |
№3 «Успешный выбор профес-сии» | 8 класс Знаки препинания в простом осложнённом предложении | Средства связи предложений в тексте Смысловые отношения между предложениями текста Виды информации в тексте: главная и вспомогательная | 8.3 8.2 8.7 |
№4 | 9 класс Сложное предложение с разными видами связи Тема-рематическое членение предложения | Виды информации в тексте: главная и вспомогательная Приёмы сжатия текста | 8.7 8.8; 8.9 |
№5 История происхождения крыла-тых выраже-ний | 9 класс Сложное предложение с разными видами связи | Виды информации в тексте: главная и вспомогательная Приёмы сжатия текста Извлечение информации из различных источников | 8.7 8.8; 8.9 8.7 |
№6 Синтаксические сино-нимы | 7 - 9 классы Синтаксические синонимы | Приёмы сжатия текста | 8.8; 8.9 |
№7 Синтаксические сино-нимы | 7 - 9 классы Синтаксические синонимы Сложное предложение с различными видами придаточных Предложения с вводными конструкциями | Приёмы сжатия текста Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.8; 8.9 8.11 |
№8 «Равновесие в природе» №8-А | 7 - 8 классы Предложения разной структуры Однородные члены предложения Предложения с вставными конструкциями | Виды информации в тексте: главная и вспомогательная Смысловые отношения между предложениями текста | 8.7 8.2 |
№9 «Атомы химических элемен-тов» №9-А | 8 класс Лексическое значение слова Однокоренные слова Термины | Смысловые отношения между предложениями текста Абзац и его строение | 8.2 8.2 |
№10 | 8 класс Обособленные определения Однородные члены предложения | Вводные слова. Абзац и его строение | 8.2 8.2 |
№11 | 8 – 9 классы Термины Тире между подлежащим и сказуемым Вводные слова | Абзац и его строение | 8.2 |
№12 | 8 класс Числительные Вводные слова | Смысловые отношения между предложениями текста. Абзац и его строение | 8.2 8.2 |
№13 «Дея-тель-ность М.В.Ло-моносо-ва» №13-А | 8 - 9 классы Синтаксические синонимы Однородные члены предложения Обобщающее слово при однородных членах предложения Обособленные определения и обстоятельства | Смысловые отношения между предложениями текста Абзац и его строение | 8.2 8.2 |
№14 «Клено-вые листья» №14-А | 8 - 9 классы Однородные члены предложения Обособленные члены предложения | Смысловые отношения между предложениями текста Абзац и его строение Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 8.2 8.2 8.10 |
Упражнения, направленные на трансформацию текста
(развитие продуктивных умений)
№ упражнения | Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису | Элемент содержания | Код элемента содержания |
№ 15 «Эти удиви-тельные живот-ные» | 7 класс Правописание глаголов. Простое предложение. | Средства связи предложений в тексте Смысловые отношения между предложениями текста Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.3 8.2 8.11 |
№ 16 Об одном и том же по-разному | 8-9 классы Словосочетание, предложение | Виды информации в тексте: главная и вспомогательная Средства связи предложений в тексте | 8.7 8.3 |
№ 17 Стихия поэта. (По И.Аннен-скому) | 8-9 классы Антонимы. Вводные слова и вставные конструкции. Сложное предложение | Средства связи предложений в тексте Смысловые отношения между предложениями текста Виды информации в тексте: главная и вспомогательная Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.3 8.2 8.7 8.11 |
№ 18 «Вернуть детство» | 8-9 классы Сложное предложение с разными видами связи | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.11 |
№ 19 «Науч-ный текст» | 8 класс Глаголы, вводящие речь. Оформление цитат, косвенной речи. Предложения разной структуры. | Приемы сжатия текста Извлечение информации из различных источников | 8.8, 8.9 8.7 |
№ 20 «Рациональные цели, нераци-ональные мечты» | 8 класс Однородные члены предложения. | Приемы сжатия текста | 8.8, 8.9 |
№ 21 «Екате-рина II » | 8-9 классы Порядок слов в предложении. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. | Приемы сжатия текста Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.8, 8.9 8.11 |
№ 22 «Искус-ство свободы» № 22-А | 8-9 классы Синонимы. Роль союзов в тексте. Сложное предложение | Смысловые отношения между предложениями текста Абзац и его строение | 8.2 8.2 |
№ 23 «Многообразие форм живых существ» № 23-А | 8-9 классы Термины. Словосочетание. Синтаксический параллелизм | Смысловые отношения между предложениями текста Абзац и его строение | 8.2 8.2 |
№ 24 «Однаж-ды майским утром» | 7-8 классы Синонимы, синонимический ряд. Простое осложненное предложение | Смысловые отношения между предложениями текста Абзац и его строение | 8.2 8.2 |
№ 25 «Однаж-ды майским утром» | 7-8 классы Простое осложненное предложение | Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 8.10 |
№ 26 «Однаж-ды майским утром» | 7-8 классы Простое осложненное предложение | Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 8.10 |
№ 27 Секрет постижения красоты (По В.Солоу-хину) № 27-А | 8-9 классы Синонимы и антонимы. Ряды однородных членов. Предложения различной структуры. | Смысловые отношения между предложениями текста. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.2 8.11 |
№ 28 Секрет постижения красоты (По В.Солоу-хину) | 8-9 классы Средства связи в предложении и тексте | Смысловые отношения между предложениями текста Абзац и его строение | 8.2 8.2 |
№ 29 Секрет постижения красоты (По В.Солоу-хину) | 8-9 классы Оформление цитаты, эпиграфа | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.11 |
№ 30 «Твор-ческое начало в челове-ке» (ПоВ.Бе-лову) № 30-А | 8-9 классы Тематические группы слов | Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 8.10 |
№ 31 «Твор-ческое начало в челове-ке» (ПоВ.Бе-лову) | 8-9 классы Контекстуальные синонимы | Виды информации в тексте: главная и вспомогательная Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 8.7 8.11 |
№ 32 «Твор-ческое начало в челове-ке» (ПоВ.Бе-лову) | 8-9 классы Контекстуальные синонимы | Приемы сжатия текста | 8.8, 8.9 |
№ 33 «Твор-ческое начало в челове-ке» (ПоВ.Бе-лову) | 8-9 классы Синтаксические синонимы. Предложения различной структуры. | Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 8.10 |
Список использованной литературы
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. “Когнитивные науки. От познания к действию”. Москва. 2005 г.
Перминова Л.М. “Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования”. Санкт-Петербург. 2006г.
Шамова Т.И. “Активизация учения школьников”. Москва. 1982 г.
Цехмистрова Т.А., Кулько Ю.В. “Формирование у учащихся общих учебных умений”. Москва.1983 г.
5.Д. Хамблин “Формирование учебных навыков”. Москва. 1986 г .
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/
5