СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для учителя « Формирование универсальных умений понимания и моделирования текста при подготовке к написанию изложения и сочинения в 7 – 9 классе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит полную и подробную информацию о подготовке к  написанию сжатого изложения и сочинения в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителя « Формирование универсальных умений понимания и моделирования текста при подготовке к написанию изложения и сочинения в 7 – 9 классе»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»




Методическое пособие для учителя

« Формирование универсальных умений понимания и моделирования текста при подготовке к написанию изложения и сочинения

в 7 – 9 классе»



Составитель: Бессонова Е.Б.,

учитель русского языка и литературы





2019 – 2020 учебный год

В Государственных образовательных стандартах общего образования записано следующее: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

При этом под универсальными умениями понимается не столько строго технологизированный способ действия, которым пользуются все люди в любой культуре, но, прежде всего, такой способ, который может быть применен в познании, освоении и преобразовании как нескольких образовательных областей, так и разных сфер деятельности.

   Не ставя своей задачей дать полную классификацию и систематизацию универсальных умений, мы лишь обозначим некоторые из них, в качестве основных, тех, к которым необходимо постоянное сквозное внимание на протяжении всего процесса обучения и которые условно можно разделить на познавательные, деятельностные и коммуникативные.


   Познавательные:


- понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;
- выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, т.е. придавать им свой личностный смысл;
- удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний и т.п., уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;
- схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать и классифицировать их;
- вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;
- уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
- видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;
- находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.


Деятельностные:


 - строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле;
- постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка;
- уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;
- осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;
- осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, т.е. уметь обращать свое сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности;
- действовать по алгоритму, уметь самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;

- выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, в других видах творчества;

- проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.

  

   Коммуникативные:


- строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата.


В данной методическом пособии основное внимание нами уделено основным речеведческим понятиям, необходимым уч-ся для выполнения заданий части 1 и 3 на ГИА в 9 классе. Подготовку к экзамену в новой форме мы начинаем с 7 класса.

   Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.

Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это могут быть фрагменты из произведений В.Солоухина, А.Раскина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.



Основные речеведческие понятия, необходимые обучающимся для выполнения заданий части 1 и 3 на ГИА в 9 классе


Выбор видов работы с текстом – сжатое изложение и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста обусловлено практическими умениями, которые должны быть сформированы у учеников основной школы, которым в старших классах или в средних специальных заведениях придётся обрабатывать текстовую информацию.

Для успешного выполнения работы учащийся должен владеть следующими речеведческими понятиями (в отдельном столбце указывается код элемента в соответствии с кодификатором элементов содержания экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников XI классов).


Элемент содержания

Код

1

Текст как продукт речевой деятельности: тема и основная мысль

8.2

2

Средства связи предложений в тексте

8.3

3

Виды информации в тексте: главная и вспомогательная. Извлечение информации из различных источников

8.7

4

Смысловые отношения между предложениями текста

8.2

5

Абзац и его строение

8.2

6

Приёмы сжатия текста

8.8; 8.9

7

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

8.10

8

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

8.11

Упражнения, направленные на понимание текста

(развитие аналитических умений)


Номер упражнения

Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису

Элемент содержания

Код элемента содержа-ния

№ 1

«Для чего нужны зоопар-ки»

№ 1-А


7 класс

Простое и сложное предложение

Средства связи предложений в тексте

Смысловые отношения между предложениями текста

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями. Сферой и ситуацией общения

8.3


8.2



8.11

№2

«Когда папа был малень-ким»

№2-А


7 класс

Местоимение

Лексический повтор

Простое предложение с однородными членами

Средства связи предложений в тексте

Смысловые отношения между предложениями текста

Приёмы сжатия текста


8.3


8.2


8.8; 8.9

№3

«Успешный выбор профес-сии»

8 класс

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Средства связи предложений в тексте

Смысловые отношения между предложениями текста

Виды информации в тексте: главная и вспомогательная


8.3


8.2


8.7


№4

9 класс

Сложное предложение с разными видами связи

Тема-рематическое членение предложения

Виды информации в тексте: главная и вспомогательная


Приёмы сжатия текста


8.7



8.8; 8.9

№5

История происхождения крыла-тых выраже-ний

9 класс

Сложное предложение с разными видами связи


Виды информации в тексте: главная и вспомогательная


Приёмы сжатия текста


Извлечение информации из различных источников

8.7



8.8; 8.9


8.7

№6

Синтаксические сино-нимы

7 - 9 классы

Синтаксические синонимы

Приёмы сжатия текста


8.8; 8.9


№7

Синтаксические сино-нимы

7 - 9 классы

Синтаксические синонимы

Сложное предложение с различными видами придаточных

Предложения с вводными конструкциями

Приёмы сжатия текста


Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения


8.8; 8.9


8.11

№8

«Равновесие в природе»

№8-А


7 - 8 классы

Предложения разной структуры

Однородные члены предложения

Предложения с вставными конструкциями


Виды информации в тексте: главная и вспомогательная


Смысловые отношения между предложениями текста


8.7




8.2


№9

«Атомы химических элемен-тов»

№9-А


8 класс

Лексическое значение слова

Однокоренные слова

Термины

Смысловые отношения между предложениями текста


Абзац и его строение

8.2



8.2


№10

8 класс

Обособленные определения

Однородные члены предложения

Вводные слова. Абзац и его строение

8.2



8.2

№11

8 – 9 классы

Термины

Тире между подлежащим и сказуемым

Вводные слова

Абзац и его строение

8.2

№12

8 класс

Числительные

Вводные слова

Смысловые отношения между предложениями текста.

Абзац и его строение

8.2


8.2

№13

«Дея-тель-ность М.В.Ло-моносо-ва»

№13-А


8 - 9 классы

Синтаксические синонимы

Однородные члены предложения

Обобщающее слово при однородных членах предложения

Обособленные определения и обстоятельства


Смысловые отношения между предложениями текста



Абзац и его строение

8.2




8.2





№14

«Клено-вые листья»

№14-А


8 - 9 классы

Однородные члены предложения

Обособленные члены предложения


Смысловые отношения между предложениями текста


Абзац и его строение

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

8.2



8.2

8.10


Упражнения, направленные на трансформацию текста

(развитие продуктивных умений)


№ упражнения

Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису

Элемент содержания

Код элемента содержания

№ 15

«Эти удиви-тельные живот-ные»

7 класс

Правописание глаголов.

Простое предложение.

Средства связи предложений в тексте

Смысловые отношения между предложениями текста

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

8.3


8.2



8.11

№ 16

Об одном и том же по-разному

8-9 классы

Словосочетание,

предложение

Виды информации в тексте: главная и вспомогательная

Средства связи предложений в тексте


8.7

8.3

№ 17

Стихия поэта. (По И.Аннен-скому)

8-9 классы

Антонимы.

Вводные слова и вставные конструкции.

Сложное предложение

Средства связи предложений в тексте

Смысловые отношения между предложениями текста

Виды информации в тексте: главная и вспомогательная

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения


8.3


8.2



8.7



8.11

№ 18

«Вернуть детство»

8-9 классы

Сложное предложение с разными видами связи

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения


8.11

№ 19

«Науч-ный текст»

8 класс

Глаголы, вводящие речь.

Оформление цитат, косвенной речи.

Предложения разной структуры.

Приемы сжатия текста

Извлечение информации из различных источников


8.8, 8.9


8.7

№ 20

«Рациональные цели, нераци-ональные мечты»

8 класс

Однородные члены предложения.


Приемы сжатия текста



8.8, 8.9

№ 21

«Екате-рина II »

8-9 классы

Порядок слов в предложении.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.


Приемы сжатия текста


Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения


8.8, 8.9


8.11

№ 22

«Искус-ство свободы»

№ 22-А

8-9 классы

Синонимы.

Роль союзов в тексте.

Сложное предложение


Смысловые отношения между предложениями текста

Абзац и его строение

8.2



8.2


№ 23

«Многообразие форм живых существ»

№ 23-А


8-9 классы

Термины.

Словосочетание.

Синтаксический параллелизм


Смысловые отношения между предложениями текста

Абзац и его строение

8.2



8.2

№ 24

«Однаж-ды майским утром»

7-8 классы

Синонимы, синонимический ряд.

Простое осложненное предложение

Смысловые отношения между предложениями текста

Абзац и его строение

8.2

8.2

№ 25

«Однаж-ды майским утром»


7-8 классы

Простое осложненное предложение

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

8.10

№ 26

«Однаж-ды майским утром»


7-8 классы

Простое осложненное предложение

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

8.10

№ 27

Секрет постижения красоты (По В.Солоу-хину)

№ 27-А


8-9 классы

Синонимы и антонимы.

Ряды однородных членов.

Предложения различной структуры.

Смысловые отношения между предложениями текста.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения


8.2



8.11

№ 28

Секрет постижения красоты (По В.Солоу-хину)


8-9 классы

Средства связи в предложении и тексте

Смысловые отношения между предложениями текста

Абзац и его строение


8.2



8.2


№ 29

Секрет постижения красоты (По В.Солоу-хину)

8-9 классы

Оформление цитаты, эпиграфа

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения


8.11


№ 30

«Твор-ческое начало в челове-ке» (ПоВ.Бе-лову)

№ 30-А



8-9 классы

Тематические группы слов

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

8.10

№ 31

«Твор-ческое начало в челове-ке» (ПоВ.Бе-лову)

8-9 классы

Контекстуальные синонимы


Виды информации в тексте: главная и вспомогательная

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

8.7




8.11


№ 32

«Твор-ческое начало в челове-ке» (ПоВ.Бе-лову)

8-9 классы

Контекстуальные синонимы



Приемы сжатия текста


8.8, 8.9

№ 33

«Твор-ческое начало в челове-ке» (ПоВ.Бе-лову)

8-9 классы

Синтаксические синонимы.

Предложения различной структуры.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

8.10























Список использованной литературы

  1. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. “Когнитивные науки. От познания к действию”. Москва. 2005 г.

  2. Перминова Л.М. “Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования”. Санкт-Петербург. 2006г.

  3. Шамова Т.И. “Активизация учения школьников”. Москва. 1982 г.

  4. Цехмистрова Т.А., Кулько Ю.В. “Формирование у учащихся общих учебных умений”. Москва.1983 г.

5.Д. Хамблин “Формирование учебных навыков”. Москва. 1986 г .

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!