СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата начинающих пианистов

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата начинающих пианистов»

Управление по культуре Администрации Тюменского муниципального района

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Винзилинская детская школа искусств «Мечта»










Методическое пособие

Комплекс упражнений для активизации и

организации игрового аппарата начинающих пианистов.









Выполнила: Первухина Е.Б. преподаватель специального фортепиано высшей квалификационной категории


2020

Анализ состояния игрового аппарата детей, поступающих в детскую школу искусств, показывает, что они в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений. Обратиться к вопросу использования упражнений и, соответственно, к освобождению игрового аппарата начинающих пианистов побудил многолетний опыт преподавания в классе фортепиано, что позволило определить и выявить у многих детей проблему координации движений и зажатость кистей, рук, плечевого пояса;

Цель использования комплекса упражнений – в развитии игрового аппарата начинающих пианистов и приобретении первоначальных пианистических навыков. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Помочь детям, имеющим проблемы, в освобождении корпуса;

2. Развить координацию движений, ловкость рук;

3. Развить мелкую моторику и независимость пальцев;

4. Познакомить с клавиатурой, аппликатурой, штрихами;

Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы корпуса и рук, участвующих в работе пианиста. Они помогают укрепить осанку и правильные взаимодействия всех частей игрового аппарата.

Упражнения для освобождения всего корпуса.

1. Встать прямо, руки свободно опущены. Раскачивать руки то, наклоняясь вперед, то, выпрямляясь (ветер раскачивает ветки яблони).

2. Исходное положение: встать, руки в стороны, бросать руки вниз и дать им свободно раскачиваться (яблоки поспели и тянут ветки вниз).

3. Исходное положение: встать, руки вперед, поднимать кисти рук вверх (листья растут) и свободно бросать их вниз (осенью листья опадают).

  Упражнение для освобождения мышц шеи:

Посмотреть влево, вправо (ждем гостей), вверх (дождик собирается), вниз (лужи на дорожке).

  Упражнения для освобождения запястья (стоя у стены):

1. Руки имитируют движения кисточки (красим забор).

2. Вращение запястья (рисуем кружочки).

3. Супинация и пронация (открываем калитку ключом).

  Упражнения для развития координации движений, ловкости, быстроты реакции, активности пальцев и укрепления сгибателей пальцев  (упражнения выполнять правой, левой рукой, из руки в руку):

1. Мяч в руке (ладонь вверх) мягко раскачивать от плеча (качаем птичку в гнездышке), в верхней точке слегка разжать пальцы (птенчик выглядывает из гнезда).

2. То же самое, но ладонь опущена вниз (буря перевернула гнездышко, но птенчик все равно выглядывает).

3. Мяч (ладонь вверх) подбросить перед собой и движением руки от плеча вперед ловить (птичка ловит мошек).

4. Бросать мяч вниз и ловить, поднимая вверх, не прерывая движения мяча.

5. То же самое, но ловить мяч в ладонь снизу хватательным движением.

Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев:

- Ладони расслаблены, пальцы выпрямлены. Собрать руку в свод (голодная и сытая кошка);

- Кисть поднять вверх и свободно бросить вниз на подушечки (кошка зевает);

- Чуткость подушечек пальцев (кошка пробует коготки);

- Тренировка разгибателей пальцев – из положения собранной руки (свод) быстрым движением отбросить пальцы в сторону и обратным движением собрать их в прежнее положение (кошка фыркает);

- Из положения собранной руки разводить пальцы в стороны, не отрывая подушечек от стола (кошка ленится);

Упражнения для нахождения правильной опоры:

- Предплечье руки находится на крышке инструмента, опора с локтя плавно переносится через запястье в кончики пальцев (кошка потягивается);

- Развитие независимости пальцев (при этом повторяются номера пальцев):

Ладонь на крышке, пальцы выпрямлены, по очереди поднимать прямые пальцы (мышки поднимают головки);

- Исходное положение то же, сгибать пальцы по очереди, не отрывая подушечки от крышки инструмента (мышки поднимают спинки);

- Каждым пальцем, прижимая подушечку к крышке инструмента, рисовать кружочки (мышки принюхиваются);

- Пальцы на губке. Поочередно медленным движением пальца прожимать губку до поверхности стола (у посаженных цветов прорастают корешки);

- Собранная рука. Опора поочередно на каждый палец, остальные при этом легко поднимаются вверх (пошел дождь – открываем зонтик).

  Упражнения на инструменте (изучение клавиатуры, развитие координации движений, знакомство со штрихами)

Упражнение «Радуга».

- Правой и левой рукой, вверх и вниз по клавишам «до» через октаву 2,3,4 пальцами, опора в подушечку (non legato);

- То же самое, но по звукоряду через октаву (non legato);

- Правой рукой по нотам, по линейкам скрипичного ключа, левой – по линейкам басового ключа ( staccato) - ( веселые капельки);

- На клавишах через октаву по всей клавиатуре вверх – левая рука догоняет правую (опора в правой руке), вниз – правая рука догоняет левую (опора в левой руке).

  Упражнения на legato:

- Перенос опоры с одного пальца на другой, сначала на одной клавише, затем на двух соседних. 1-2, 2-3, 3-4,4-5 вверх и вниз (сели – встали);

- Перенос опоры с одного пальца на другой и обратно. 1-2-1, 2-3-2 и т.д. вверх и вниз (повороты);

- Подготовка позиционной игры. Правая рука вверх от ноты «фа» 1,2,3,4 палец и от ноты «до» 1,2,3 , левая рука вниз от «си» 1,2,3,4 и от «ми» 1,2,3. Левая рука вниз от «соль» 1,2,3,4 и от ноты «до» 1,2,3, правая рука вверх от «ре» 1,2,3 и от «соль» 1,2,3,4.

Во время занятий с учащимися педагогу следует внимательно наблюдать, пытаться понять их ощущения во время выполнения задания, вовремя исправлять и корректировать их действия.

Координационные способности, безусловно, развиваемы, а скорость и степень развития игрового аппарата во многом зависит от целенаправленных педагогических усилий, а также усилий самих учащихся.





















Литература


1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». – М., 1988г.
2. Москаленко Л.А. «Методика организации пианистического аппарата». – Новосибирск. 1989г.
3. Смирнова Т.И. Методические рекомендации к курсу «Фортепиано. Интенсивный курс». – М.,2003г.
4. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». – М., 1989г.

5. Абдуллина А.А. «Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано». – М., 2005г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!