СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие «Окислительно-восстановительные реакции в заданиях единого государственного экзамена»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие предназначено для обучающихся 8-11 классов, выпускников, которые поступают в медицинские вузы. В данном пособии даны задания для самостоятельной подготовки ЕГЭ по химии.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Окислительно-восстановительные реакции в заданиях единого государственного экзамена»»

МКОУ «Туруханская средняя школа №1»













Методическое пособие

«Окислительно-восстановительные реакции в заданиях единого государственного экзамена»







Разработала:

учитель химии высшей категории,

Гуськова В.А.




2020г.


Аннотация

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена прежде всего на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данное методическое пособие предназначено для обучающихся 8-11 классов, выпускников, поступающих для дальнейшего обучения в химические и медицинские ВУЗы.

В методическом пособии даны рекомендации для самостоятельной подготовки обучающихся к урокам химии, заданиям единого государственного экзамена по вопросам окислительно-восстановительных реакций. В пособие включены задания для лучшего понимания темы

Данное пособие дополняет тот объем знаний по химии, которым должен владеть обучающийся, для успешной сдачи Единого государственного экзамена.

Введение

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке. Одним из основных понятий при изучении химии в школе является понятие «окислительно-восстановительные реакции». Это понятие является и наиболее сложным для восприятия обучающимися.

Задача учителя при формировании любого понятия, в том числе и понятия «окислительно-восстановительные реакции»: пройти «три» основные стадии, которые обозначил Э.Кант: «Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание и заканчивается причиной». Это высказывание в полной мере подходит к познанию химии как науки.

Но у обучающегося, как всегда, возникает вопрос «Зачем?». И результат во многом зависит от того, смог ли учитель на первых уроках доказать ученику, что ему необходимо изучать окислительно – восстановительные реакции. При этом, на мой взгляд, учитель постоянно должен подкреплять ответами этот вопрос из урока в урок, от этапа к этапу, от темы к теме. Ребенок ничего не берет на веру, во всем он должен видеть цель своего познания.


Содержание


Введение 2

1.Методические рекомендации по работе с пособием 5

2.Сущность окислительно-восстановительных реакций 5

3.Классификация окислительно - восстановительных реакций 7-8

4.Методы составления уравнений окислительно - восстановительных реакций (алгоритм) 9-12

5.Особые случаи составления окислительно-восстановительных реакций 12-15

6.Окислительно-восстановительные реакции в органике 16 7.Заключение 16-17

8.Глоссарий 17

9.Литература 19

10.Приложение 20-24
















Методические рекомендации по работе с пособием

В настоящем методическом пособии изложены наиболее трудные вопросы по окислительно-восстановительным реакциям в органической и неорганической химии, которые в курсе школьной программы изучаются недостаточно глубоко и не в том объеме, которым должен владеть обучающийся для успешной сдачи Единого государственного экзамена и вступительного экзамена в ВУЗы. В этом заключается актуальность данного методического пособия. Оно позволяет ребенку самостоятельно дополнить свои знания по окислительно-восстановительным реакциям, проверить свои знания и определить уровень своей подготовки по данной области химии.

Новизна предлагаемого пособия заключается в том, что приводятся конкретные примеры по окислительно-восстановительным реакциям как в неорганической, так и в органической химии. Необходимость создания данного пособия возникает тогда, когда ты начинаешь сталкиваться с работой в профильных классах. Как правило, выпускники профильных классов продолжают обучение в химических, медицинских, технологических, аграрных, сельскохозяйственных институтах и др., связанных с химией.

Сущность окислительно-восстановительных реакций

Существует два типа химических реакций:

  1. Реакции, протекающие без изменения степеней окисления атомов элементов, называющиеся РИО.

2. Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов элементов, входящих в состав реагирующих соединений, называются окислительно-восстановительными реакциями (ОВР).

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑ (замещения)

N2 + 3H2 ↔ 2NH3 (соединения)

2KClO3 → 2 KCl + 3O2 (разложения)

В окислительно-восстановительных реакциях происходит перераспределение электронной плотности на атомах, вследствие этого изменяется степень окисления элементов.

Процесс отдачи электронов атомом, ионом или молекулой называется окислением. При этом степень окисления атома повышается:

H20  2e → 2H+

Cu0  2e → Cu+2

2Cl1  2e → Cl20

Процесс присоединения электронов атомом, ионом или молекулой называется восстановлением. При этом степень окисления атома понижается.

O20 + 4e → 2O2

S+6 + 2e → S+4

Br20 + 2e → 2Br1

Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны называются восстановителями, при этом сами они окисляются. В результате окисления степень окисления восстановителя увеличивается. Восстановителями могут быть частицы в низшей или промежуточной степени окисления.

Важнейшими восстановителями являются:

  • все металлы в виде простых веществ, особенно активные (Na, K, Ca, Fe);

  • неметаллы в виде простых веществ (C, P4, S, I2);

  • неметаллы в низших степенях окисления – летучие водородные соединения  (N3H3, H2 S2, C4H4 , HCl);

  • неметаллы в промежуточных степенях окисления (C+2O, N+2O, N22H4);

  • металлы в промежуточных положительных степенях окисления  галогениды металлов, гидриды металлов, нитриды и фосфиды металлов, катионы металлов ( SnCl2, FeCl2, KH, AlH3, Na3N, Li3P, MnSO4, Cr2(SO4)3),

  • углеводороды и многие органические вещества (спирты, углеводы).

Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны называются окислителями, при этом сами они восстанавливаются. В результате восстановления степень окисления окислителя уменьшается. Окислителями могут быть частицы в высшей или промежуточной степени окисления.

Важнейшие окислители:

  • простые вещества-неметаллы, обладающие высокой электроотрицательностью (F2, Cl2, O2),

  • неметаллы в промежуточных степенях окисления  пероксид водорода ( Н2О21, N22H4);

  • металлы в высших степенях окисления  перманганаты, хроматы и дихроматы ( KMn+7O4, K2Cr+6O4, Sn+4Cl4), оксиды ( CuO , PbO2 , Ag2O);

  • азотная кислота и нитраты, концентрированная серная кислота, царская водка (смесь концентрированных соляной и азотной кислот)  (HNO3, NaNO3, H2SO4);

  • галогены в высших и промежуточных степенях окисления (HClO4, HBrO4, KClO3, NaBrO3);

  • органические нитросоединения ( CH(NO2)3).

Определить, в каком качестве химический элемент участвует в ОВР, какое количество электронов он принимает или теряет, поможет данная схема:

о тдача электронов, окисление, ne


5 4 3 2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6

присоединение электронов, восстановление, +nе



Классификация окислительно-восстановительных реакций

Все ОВР можно разделить на несколько групп (типов):

  • Межмолекулярные реакции - в которых степень окисления изменяют атомы, входящие в состав разных исходных веществ:

N20 + 3H20 ↔ 2N3H3+1

окислитель восстановитель

  • Внутримолекулярные реакции – в которых атомы, изменяющие степень окисления входят в состав одного соединения (реже – это атомы одного элемента в разных степенях окисления) :


2 KCl+1O2 → 2KCl1 + O20

окислитель восстановитель

  • Реакции диспропорционирования ( самоокисления самовосстановления) – в которых атомы одного и того же элемента в определенной степени окисления являются как окислителями, так и восстановителями:

С l20 + H2O = HCl1 + HCl+1O

окислитель


восстановитель

Реакции диспропорционирования характерны для веществ, содержащих атомы в промежуточных степенях окисления.

  • Существуют также реакции смешанного типа. Например, к внутримолекулярной реакции контрпропорционирования относится реакция разложения нитрата аммония:

N 3H4N+5O3 N+12O + 2H2O

ОКИСЛИТЕЛЬ

восстановитель

Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций

Правильно написанное уравнение реакции является выражением законов сохранения массы веществ и заря­дов. Поэтому число одних и тех же атомов в исходных веществах и продуктах реакции должно быть одинако­вым. Точно так же сумма зарядов исходных веществ должна быть равна сумме зарядов продуктов реакции.

Применяются два метода составления уравнений окислительно-восстановительных реакций: метод элек­тронного баланса (метод Писаржевского) и метод полуреакций, или электрон­но-ионного баланса. Метод электронного баланса це­лесообразно применять, когда речь идет о реакциях, протекающих между газообразными или твердыми и газообразными веществами и реакциях в расплавах; метод электронно-ионно­го баланса — когда говорится о реакциях в растворах, а также реакциях с участием веществ, в которых трудно определить степени окисления элементов (например, KNСS, CH3CH2OH).


1.Метод электронного баланса

Основное требование при использовании мето­да электронного баланса — число отданных восста­новителем электронов должно равняться числу электронов, присоединенных окислителем.


Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

Последовательность действий

Выполнение действий

1.Запишите схему реакции

NH3 + O2 → H2O + NO

2. В заданной схеме реакции определите степени окисления каждого химического элемен­та в формулах исходных веществ и продуктах реакции (если можете, то определите сразу те элементы, у которых степени окисления меняются). Подчеркните эти элементы.




N3H3+1 + O20→ H2+1O2+ N+2O2

3. Выпишите знаки этих химических элементов с указанием исходной и конечной степеней окисления через стрелку.1 Определите окислитель и восстановитель.


N3 → N+2 восстановитель

O20 → 2O2 окислитель

4. Покажите процессы отдачи электронов восстановителем и присоединения электронов окислителем.

N3  5е → N+2 окисление

восстановитель

O20 + 4е → 2O2 восстановление

окислитель

5.Составьте схему электронного баланса. Для этого между числами отданных и принятых электронов найдите наименьшее общее кратное и поделите его на число принятых и отданных электронов – найдите основные коэффициенты и вынесите их за черту слева.

4 N3  5е → N+2

5 O20 + 4е → 2O2


Наименьшее общее кратное = 20

20 : 5 = 4

20 : 4 = 5

6. Перенесите основные коэффициенты в молекулярное уравнение и поставьте их перед окислителем и восстановителем. Оставшиеся коэффициенты подберите так: сначала перед металлами, затем перед кислотными остатками (неметаллами) и перед водородом и кислородом.


4NH3 + 5O2 → 6H2O + 4NO


Коэффициент 6 подобрали так:

в левой части атомов Н = 4 х 3 = 12,

значит в правой 12: 2 = 6

7. Проверьте правильность расстановки коэффициентом, путем сравнения числа моль атомов кислорода в левой и правой частях уравнения.


Число моль атомов кислорода:

левая часть = правая часть

5 х 2 = 6 + 4

10 =10

8. Стрелку между частями уравнения замените знаком равенства (закон сохранения массы веществ выполнен).


4NH3 + 5O2 = 6H2O + 4NO


1. Если окислитель или восстановитель в исходных веществах или продуктах реакции представлены двумя атомами (H2, Cl2, O2, N2O, K2Cr2O7 т.д.), то в электронных уравнениях надо брать сразу два атома. Цифру два ставят перед ионом или справа внизу (индекс) при записи молекулы.

Например: 2Н+1 +2е = Н20 , О20 + 4е = 2О-2 .

2.Метод полуреакций, или электрон­но-ионного баланса

Этот метод применяют для реакций, протекающих в растворах. В его основе лежит составление ионных уравнений для процесса окисления и процесса восстановления (частные уравнения) и последующее суммирование их в общее уравнение.

  1. При составлении полуреакций соблюдают правила написания ионных уравнений:

  • формулы сильных электролитов записывают в виде ионов;

  • оксиды, гидриды, газы, осадки, средние и слабые электролиты на ионы не расписывают;

  • не вносят в схему ионы, не изменяющиеся в результате реакций.

  1. При подборе стехиометрических коэффициентов уравнений ОВР этим методом необходимо учитывать кислотность среды, в которой протекает ОВР. В зависимости от характера среды число электронов, принимаемых окислителем или теряемых восстановителем, может изменяться.

  2. При подведении материального баланса по О и Н:

  1. в кислой среде используем только Н+ и Н2О (слева и справа);

(к окислителю добавить Н+, к восстановителю - Н2О);

  1. в щелочной среде только ОН и Н2О (слева и справа);

(к окислителю добавить Н2О, к восстановителю - ОН);

  1. в нейтральной среде слева только молекулы Н2О, тогда справа могут образовываться либо Н+, либо ОН.

(к окислителю добавить Н2О, к восстановителю - Н2О).


Особые случаи составления окислительно-восстановительных реакций

В некоторых ОВР одно и то же вещество может одновременно быть средой и окислителем, средой и восстановителем. Так при взаимодействии концентрированной серной и азотной кислот с металлами, кислоты выполняют функцию окислителя и среды. При взаимодействии хлороводородной кислоты с сильными окислителями (дихроматы, перманганаты и др.) кислота выполняет функцию восстановителя и среды.

В этих случаях найденные коэффициенты в схеме электронного баланса ставят в молекулярном уравнении только перед продуктом восстановления или окисления.


Окислительные свойства концентрированной серной кислоты


Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты отличаются: в разбавленной окислителем является ион Н+, в концентрированной  шестивалентная сера. Общие химические свойства H2SO4 определяются ионом Н+, особые свойства  наличием сульфат – иона SO42. Вывод: концентрированная серная кислота – сильный окислитель.

Состав продуктов восстановления определяется, главным образом, активностью восстановителя и концентрацией кислоты: чем большей восстановительной способностью обладает вещество, тем сильнее изменяется степень окисления серы.


Н2SO4

S+4(SO2) S+6 S2(H2S), S0 ;S+4(SO2);

С неметаллами. С металлами (до Н)

S+4(SO2)

С металлами после Н, кроме Au, Pt

H2SO4 (конц.) + Me = сульфат Ме + А + Н2О

где А – продукт восстановления серной кислоты (H2S, S, SO2).


Металлы – Al, Fe,Cr – пассивируются концентрированной серной кислотой на холоде (поэтому из этих металлов изготавливают цистерны для перевозки кислоты), однако при нагревании окисляются серной кислотой с образованием сульфатов этих металлов.

Примеры:

а). Серная кислота + щелочные металлы


H 2S+6O4 + K0 → K2+1SO4 + S0↓ + H2O

среда

окислитель


6 K0  1e → K+1 (окисление)

восстановитель

1 S+6 +6e → S0 (восстановление)

Окислитель



4 H2S+6O4 + 6K0 = 3K2+1SO4 + S0↓ + 4H2O

среда

окислитель


Из четырех молекул серной кислоты 1 молекула выполняет функцию окислителя, а 3 молекулы выполняют функцию среды.



в). Серная кислота + тяжелые металлы и Fe при t

t

H 2S+6O4 + Fe0 → Fe2+3 (SO4)3 + S+4 O2↓ + H2O

Cреда

Окислитель

2 Fe0  3e → Fe+3 ( окисление)

Восстановитель

3 S+6 + 2e → S+4 (восстановление)

Окислитель


6 H2S+6O4 + 2Fe0 = Fe2+3 (SO4)3 + 3S+4 O2↓ + 6H2O

Среда

Окислитель


Из шести молекул серной кислоты 3 молекулы выполняют функцию окислителя и 3 молекулы выполняют функцию среды.

г). Серная кислота + неметаллы (C, P, S) при t

t

H2S+6O4 + C0 → S+4O2 ↑ + C+4O2 ↑ + H2O

о кислитель

2 S+6 + 2e → S+4 (восстановление)

Окислитель

1 С0  4е → С+4 (окисление)

Восстановитель


2H2S+6O4 + C0 = 2S+4O2 ↑ + C+4O2 ↑ + 2H2O

Окислитель

2 молекулы серной кислоты выполняют только функцию окислителя.


Окислительно – восстановительные реакции в органической химии

В окислительно-восстановительных реакциях органических веществ с неорганическими органические вещества чаще всего являются восстановителями. Так, при сгорании органического вещества в избытке кислорода, всегда образуется углекислый газ и вода. Сложнее протекают реакции при использовании менее активных окислителей.

Алкены

При мягком окислении алкены превращаются в гликоли (двухатомные спирты). Реакция этилена с перманганатом калия в нейтральной или слабощелочной среде протекает согласно уравнению:


3C2H2 = C2H2 + 2KMn+7O4 + 4H2O → 3HOC1H2C1H2OH + 2Mn+4O2 + 2KOH

3 2C2  2e → 2C1  окисление

восстановитель

2 Mn+7 + 3e → Mn+4  восстановление

Oкислитель


Заключение

Я считаю, что пособие поможет обучающимся разобраться с понятиями темы. Использование представленного логического подхода, способов и методов работы над понятием будет способствовать более глубокому и осознанному восприятию материала и успешному применению его при выполнении экзаменационных заданий экзаменов как в 9 так и в 11 классе.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо чтобы обучающиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Глоссарий

1.Реакции, в результате которых изменяются степени окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ и продуктов реакции, называют окислительно-восстановительными реакциями (овр)

Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, сопровождающиеся переходом электронов от одних атомов или ионов к другим, другими словами – это реакции, в результате которых изменяются степени окисления элементов.

2. Сте́пень окисле́ния (окислительное число, формальный заряд) — вспомогательная условная величина для записи процессов окисления, восстановления и окислительно-восстановительных реакций.

3. Окисли́тель — вещество, в состав которого входят атомы, присоединяющие к себе во время химической реакции электроны. Иными словами, окислитель — это акцептор электронов.

4.Восстановитель- вещество, в состав которого входят атомы, отдающие во время химической реакции электроны.

5.Электронный баланс – метод, основанный на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах ре акции и на балансировании числа электронов, смещаемых от восстановителя к окислител




Литература


  1. Артеменко А.И. Органическая химия [Текст]: учебник для Вузов. – Москва.; Высшая школа,1980.  210 c.  ISBN 5-09-003692-6

  2. Егоров А.С. Химия [Текст]. Пособие-репетитор для поступающих в Вузы. – Ростов н/Д .; Феникс, 2001.  278 с.  ISBN 5-221-03785-8

  3. Егоров А.С. Как сдать ЕГЭ по химии на 100 баллов. – Ростов н/Д .; Феникс, 2003. 278 с.  ISBN 5-222-03734-7

  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии [Текст]: в 2-х томах. – Москва.; Экзамен, 2007.  370 с.  ISBN 5-472-02772-1

  5. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия [Текст] . Репетитор. Конкурсные задания и ответы. – Москва.; Просвещение, 2000.  210 с.  ISBN 5-09-008804-

  6. Основы химии Интернет – учебник http://www.hemi.nsu.ru/index.htm

  7. Решу ЕГЭ https://chem-ege.sdamgia.ru

  8. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс http://www.openclass.ru/blogs/6335

  9. ФИПИ. Открытый банк заданий. http://www.fipi.ru













Приложение 1

Типы заданий ОГЭ по химии по теме ОВР

1.В уравнении окислительно–восстановительной реакции
Cu + H2SO4 → CuSО4 + Н2О + SO2  коэффициент перед формулой восстановителя равен
1) 4 2) 3 3) 2 4) 1


2. В уравнении окислительно–восстановительной реакции NО2 + Mg → MgO + N2 коэффициент перед формулой окислителя равен 1) 4 2) 3 3) 2 4) 1


1.В химической реакции, уравнение которой SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O 
окислителем является
1) Н+1 в сероводороде 2) O–2 в оксиде серы (IV)
3) S–2 в сероводороде 4) S+4 в оксиде серы (IV)


2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между схе­мой окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ной ре­ак­ции и ве­ще­ством-окис­ли­те­лем в ней.

СХЕМА РЕ­АК­ЦИИ

ОКИС­ЛИ­ТЕЛЬ

A)            

1)

Б)            

2)

B)          

3)


4)


5)

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между схе­мой окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ной ре­ак­ции и сте­пе­нью окис­ле­ния вос­ста­но­ви­те­ля в ней.

СХЕМА РЕ­АК­ЦИИ

СТЕ­ПЕНЬ ОКИС­ЛЕ­НИЯ ВОС­СТА­НО­ВИ­ТЕ­ЛЯ

A)   →              

1) 0

Б)   →  

2) +1

B)   →  

3) +2


4) −1


5) +6





4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между схе­мой окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ной ре­ак­ции и сте­пе­нью окис­ле­ния окис­ли­те­ля в ней.

СХЕМА РЕ­АК­ЦИИ

СТЕ­ПЕНЬ ОКИС­ЛЕ­НИЯ ОКИС­ЛИ­ТЕ­ЛЯ

A)

1) 0

Б)

2) −2

B)            

3) +2


4) −4



5) +4


5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между схе­мой окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ной ре­ак­ции и из­ме­не­ни­ем сте­пе­ни окис­ле­ния вос­ста­но­ви­те­ля в ней.

СХЕМА РЕ­АК­ЦИИ

ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ СТЕ­ПЕ­НИ ОКИС­ЛЕ­НИЯ ВОС­СТА­НО­ВИ­ТЕ­ЛЯ

A)            

1) +4 → +6

Б)            

2) +6 → +3

B)          

3) +6 → +4


4) 0 → +4


5) 0 → +6

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между схе­мой хи­ми­че­ской ре­ак­ции и из­ме­не­ни­ем сте­пе­ни окис­ле­ния вос­ста­но­ви­те­ля в ней.

СХЕМА РЕ­АК­ЦИИ

ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ СТЕ­ПЕ­НИ ОКИС­ЛЕ­НИЯ ВОС­СТА­НО­ВИ­ТЕ­ЛЯ

A)            

1) 0 → +1

Б)            

2) -1 → 0

B)          

3) +2 → +3


4) +3 → +2

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между схе­мой ре­ак­ций и из­ме­не­ни­ем сте­пе­ни окис­ле­ния вос­ста­но­ви­те­ля в ней.

СХЕМА РЕ­АК­ЦИИ

 

ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ СТЕ­ПЕ­НИ ОКИС­ЛЕ­НИЯ ВОС­СТА­НО­ВИ­ТЕ­ЛЯ

A)

Б)

В)

 

1)

2)

3)

4)

5)


8. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
P+HNO3 → H3PO4+NO2+H2O.

Определите окислитель и восстановитель.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
FeCl3+H2S → HCl+S+FeCl2

Определите окислитель и восстановитель.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
S+HNO2 – H2SO4 + NO + H2O
Определите окислитель и восстановитель.


Задание. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и коэффициентом перед формулой восстановителя: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 СХЕМА РЕАКЦИИ

 

КОЭФФИЦИЕНТ

A )  NH3+CuO t N2+Cu+ H2O

Б )  NH3 + O2 t NO + H2O

В )  HNO3 +Cu Cu (NO3)2 +NO2+ H2O

Г )  Li +N2 Li3N

 

1) 2

2) 6

3) 4

4) 1

5) 5

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание. Установите соответствие между веществами, вступившими в реакцию, и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 ФОРМУЛЫ РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

 

ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

A ) NH3+O2

Б )  NH3+O2 Pt

B ) NO2+O2+ H2O

Г )  NH3+CuO t

 

1) HNO3

2) NO2+Cu+ H2O

3) N2 + H2O

4) N2+Cu+ H2O

5) NO+ H2O

6)  HNO2+H2

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!