СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Основы философии" (для заочного отделения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                             Методические указания и контрольные задания

 

Для студентов специальностей

032002 «Документационное обеспечение управления

и архивоведение», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

030912 «Право и организация социального обеспечения»

 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Основы философии" (для заочного отделения)»

Департамент профессионального образования Томской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кожевниковский техникум агробизнеса»

(ОГБПОУ «КТАБ»)



Согласовано:

Председатель ПЦК

_________

«____» ________ 2017­­­­__г.

Утверждаю:

Зам. директора по УМР

________Н. В. Шараева

«____» ________2017__г.











Основы Философии


Методическое пособие


Для студентов специальностей

46.0201 «Документационное обеспечение управления

и архивоведение», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

40.0201 «Право и организация социального обеспечения»



























Организация-разработчик: ОГБПОУ «КТАБ»


Разработчик: Полякова Т. Д. – преподаватель истории и обществознания



Рекомендована заседанием ПЦК


Заключение протокол №____________ от «____»__________2017__ г.


Председатель ПЦК ________________








































Рецензия на методическое пособие Основы философии

( для заочного обучения)

преподавателя истории и обществознания Поляковой Татьяны Дмитриевны


Курс рассчитан на 12 часов и делится на три раздела: «История западной философии», «История русской философии», «Общие вопросы философии». Методические рекомендации дисциплины разработана на основе программы учебной дисциплины «Основы философии", Федерального государственного образовательного стандарта для специальности среднего профессионального образования. Во введении к дисциплине приведены сведения о происхождении философии, основных вопросах, функциях и направлениях.

Представлены философия как отрасль культуры, ее основные проблемы в их становлении с Античности и по XX в. Материал учебного пособия помогает сориентироваться в современных глобальных и конкретных жизненных проблемах и выработать собственную мировоззренческую позицию. Курс разбит на три главы, первая из которых посвящена историческому развитию, предмету, специфике, методам, внутреннему строению философии и ее отличию от других отраслей культуры, а последующие главы - онтологии, социальной философии, философской антропологии, гносеологии, философской футурологии, результатом проверки знаний являются контрольные работы.
Методическое пособие соответствует ФГОС СПО .





Зам.дир по УМР Н. В. Шараева




















Методические рекомендации по изучению

курса «Основы Философии»


Цель курса – сформировать представления об основных этапах развития философского знания о мире и человеке, составившего фундамент науки.

Курс рассчитан на 12 часов и делится на три раздела: «История западной философии», «История русской философии», «Общие вопросы философии». Методические рекомендации дисциплины разработана на основе программы учебной дисциплины «Основы философии", Федерального государственного образовательного стандарта для специальности среднего профессионального образования Во введении к дисциплине приведены сведения о происхождении философии, основных вопросах, функциях и направлениях.

К числу основных проблем философии относятся вопросы бытия (онтология), познания (гносеология), человека (философская антропология) и общества (социальная философия). Нужно помнить, что однозначных ответов философия не может дать по всем указанным проблемам. Подтверждением тому служат два базовых направления – материализм и идеализм, темой спора которых является вопрос о первичности материи либо сознания как основы мироздания.

Приступая к изучению первого раздела «История западной философии», необходимо обратить внимание, что формирование философской мысли зависело от типа мировоззрения, исторических условий, развития научных знаний и технического прогресса.

Первый этап философии начинается в античном периоде истории. Среди ярчайших представителей указанной эпохи следует выделить Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Зенона Элейского, Гераклита, Диогена, Сенеку, Цицерона. Каждый из них рассматривал вопросы, касающиеся основы мира, методов его познания, совершенствования моделей государственного устройства и нравственного облика человека. В это же время появляются направления киников, эпикурейцев, пифагорейцев, стоиков, софистов, разрабатывающих собственные теории по вышеуказанным проблемам.

На данном этапе философия представляет собой синтез науки, искусства и религии, что позволило сформировать разносторонние позиции и убедиться в неоднозначности вопросов мироздания.

В отличие от античности философские знания в эпоху Средневековья (V–XV века) приобретают монотеистический характер. Выдающимися теологами того времени были Августин Блаженный и Фома Аквинский. В их трудах доминировал принцип теоцентризма (центральная проблема – Бог). Таким образом, основой формирования взглядов средневековых философов явилась Библия, которая, с одной стороны, содержала ответы на вопросы мироздания, а с другой – способствовала появлению схоластики, цель которой – разграничение веры и знания.

В теологических концепциях человеку как ценности отводилась второстепенная роль в силу его греховности, что способствовало появлению инквизиции – церковного суда, которой преследовал философов с нетрадиционными взглядами.

Серьёзные изменения философское знание переживало в эпоху Возрождения (конец XV – начало XVI века). Начинался переход от христианского толкования мира к научному пониманию действительности, основанному на эмпирическом знании. В это же время происходило становление социальной философии, основоположником которой явился Н. Макиавелли. К числу выдающихся представителей данной эпохи относятся: Л. Вала, Н. Коперник, Д. Бруно, Н. Кузанский, Г. Галилей.

В эпоху Просвещения (XVII–XVIII века) в центре внимания философов находились проблемы человека, государства и общества. Основой философского знания явились труды английских и французских просветителей, которые занимались разработкой теорий «общественного договора» и «естественного права». К числу выдающихся мыслителей данной эпохи относятся Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, П. Гольбах.

Эпоха неклассической философии приходится на конец XIX–XX веков. Замечательные мыслители того времени обогатили философию глубокими идеями, отразившими достижения науки, а также стороны материального и духовного развития человечества.

Западная философия данной эпохи характеризуется появлением новых направлений и концепций:

  • иррационализм (А. Шопенгауэр),

  • философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон),

  • американская философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи),

  • феноменология (Э. Гуссерль),

  • философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден),

  • экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер),

  • позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел. Л. Витгенштейн),

  • структурализм (К. Леви-Строс),

  • критический рационализм (К. Поппер).

Двадцатый век ознаменовался целым рядом глобальных катастроф, что послужило поводом к изучению проблем человека, в частности смысла человеческого бытия, гармоничного единства с окружающей природой и обществом, жизни после смерти.

Второй раздел «История русской философии» посвящен проблемам отечественной философии. Следует отметить, что до прихода советской власти доминирующей в русской философии была христианская идея. С этой позиции подходили к решению проблемы человека и всех явлений его жизни. Особое внимание русские философы уделяли нравственному облику человека. Одними из первых мыслителей древнерусской философии были князь Владимир Мономах, священник Никифор, Нил Сорский, старец Филофей.

В XVII веке русские мыслители, в частности Юрий Крижанич и Феофан Прокопович, пытались сформулировать научное объяснение окружающим процессам.. В период петровской эпохи этими вопросами занимались В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Г. Сковорода, Н. Новиков.

В XIX веке в русской философии произошел «раскол» на два основных направления: западники и славянофилы, которые вели спор о пути развития России. Из этих течений вышли знаменитые русские философы, которые создали свои философские системы. К числу наиболее выдающихся относятся В. Соловьёв с его идеей о святой Софии и Л. Толстой, сформировавший принцип непротивления злу насилием.

В советскую эпоху в отечественной философии господствовал материализм. Только с 60-х годов, с наступлением «хрущёвской оттепели», русские философы получили право выезжать за границу с целью обмена опытом. Это обстоятельство способствовало возникновению альтернативных философских учений, основанием которых являлся не только материализм. На этот период приходится творчество К. Циолковского, М. Умова, В. Вернадского, А. Чижевского, Н. Бердяева, С. Франка.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века с приходом демократических порядков философское знание было освобождено от идеологических ограничений. Выдающимися учеными этого времени можно назвать А.Ф. Лосева и Э.В. Ильенкова.

На современном этапе философия как наука не потеряла своей актуальности. Философы пытаются донести до широкого круга не только свои идеи, но и «расшифровать» послания современному обществу, оставленные философами древности. Ведь именно в них содержатся предостережения от последствий, которые могут возникнуть вследствие нежелания человека стремиться к всестороннему совершенствованию. В настоящее время над философскими проблемами работают российские ученые С.Н. Жаров, Н.А. Мещерякова, Ю.Н. Тарасов, В.Н. Лавриненко, В.В. Дягилев, А.Г. Спиркин, В.А. Канке, И.С. Гуревич.

В третьем разделе «Общие вопросы философии» рассматриваются проблемы бытия, мышления, познания, человека и общества. Необходимо различать понятия «бытие» и «быт». Бытие означает существование всех форм во Вселенной, сочетающих в себе духовную и материальную реальность. Быт – это характеристика повседневной жизни человека, во всех её положительных и отрицательных проявлениях.

Бытие обладает определенными атрибутами (характеристиками). Главными из них являются материя (субстанциональная основа мира), пространство (координационная величина, которая указывает на расположение предметов), время (величина, которая характеризует состояние объектов), движение (способ существования материи), отражение (изменение структуры объектов в процессе их взаимодействия).

Неотъемлемой частью человеческого бытия является стремление к постижению окружающего мира. С этим связаны вопросы сознания, познания и мышления, смысла жизни, благодаря которым человек познаёт не только себя, но и окружающее общество.


Для успешного усвоения материала и выполнения контрольной работы необходимо воспользоваться рекомендуемой литературой, представленной в методических указаниях, проявить творческий подход к осмыслению философских вопросов, которыми задавались великие мыслители, и аргументировать свои умозаключения в знак неприятия или поддержки философской идеи.






Задание для контрольной работы


Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки и соответствует последней цифре. Если последней цифрой является ноль, то это соответствует десятому варианту. Контрольная работа выполняется в тетради с полями (3–4 см) для замечаний преподавателя, сдается на заочное отделение, регистрируется, проверяется преподавателем, ведущим дисциплину. Неудовлетворительно выполненная работа возвращается для исправления указанных недостатков.

Контрольная работа должна быть сдана до окончания сессии. Зачтенная контрольная работа является основанием для допуска к дифференцированному зачёту.

Вариант 1


  1. Дайте развернутый анализ следующего определения философии: «Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления и которое выясняет действия или явления известных нам причин, или образующих основ, и наоборот, образующие основы – из известных нам действий».

  2. Сформулируйте основные положения теории западников.

  3. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Бог лучше познаётся неведением» (Блаженный Августин).

Б) «Среди множества недостатков нашей смертной природы есть и такой: ослепление ума – не только неизбежность заблуждений, но и любовь к ошибкам» (Сенека).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: материализм, истина, иррационализм, пантеизм.

  2. Философская загадка: что считал Эпикур самым большим врагом наслаждения?

Вариант 2


  1. Дайте развернутый анализ следующего определения философии:

  2. «Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию».

  3. Сформулируйте основные положения русской религиозной философии XIX века на примере В. Соловьёва.

  4. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Людей мучают не вещи, а представления о них» (Эпиктет).

Б) «Обыкновение соглашаться кажется мне опасным» (Цицерон).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: идеализм, эмпиризм, разум, практика.

  2. Философская загадка: Как вы думаете, какое решение римский поэт Публий Сир называл самым плохим?


Вариант 3


  1. Какое из приведённых суждений для вас наиболее приемлемо? Объясните свой выбор:

А) Философия господствует над всем, является наукой наук.

Б) Наука сама по себе философия.

В) Философия – это теория науки.

Г) Философия, не заменяя социальные науки, вооружает их общими методами познания, теорией мышления.

  1. Сформулируйте основные положения теорий славянофилов о пути развития России, месте России в ходе мировой истории, отличительных чертах российского пути.

  2. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Легче угодить слушателям, говоря о природе богов, чем людей» (Платон).

Б) «Быть мудрым в меру» (апостол Павел).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: экзистенциализм, мышление, познание, нирвана.

  2. Философская загадка: Какое «вернейшее средство не быть очень несчастным» предлагал А. Шопенгауэр?


Вариант 4


  1. «Основной признак, который отличает философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познаёт бытие человека, в человек видит разгадку смысла, наука же познаёт бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».

Разделяете ли вы позицию философа? Обоснуйте свой ответ.

  1. Сформулируйте основные черты русской религиозной философии XIX века на примере взглядов Л.Н. Толстого.

  2. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь» (Ф. Ницше).

Б) «Кто меньше огорчен, высказывает большую скорбь» (Тацит).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: аксиология, анализ, деизм, диалектика.

  2. Философская загадка: Как вы думаете, что, по мнению Плотина, есть «образ вечности»?


Вариант 5


  1. Ряд философов высказывают мысль о том, что «…когда философия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде и результатах этого труда, то такая философия может быть чем угодно. Может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть».

Чем же должна быть философия, и какую роль она призвана выполнять в обществе?

  1. Сформулируйте основные положения теории Н.А. Бердяева.

  2. Опишите свои умозаключения по указанным высказываниям.

А) «Мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из неё пользу» (Цицерон).

Б) «Что было пороками, то теперь нравы» (Сенека).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: дедукция, герменевтика, онтология, парадигма.

  2. Философская загадка: Как вы думаете, какое качество человека, по мнению Диогена Лаэртского, помогает распознавать мудрость в других людях?


Вариант 6



  1. Французский философ XVIII века Г. Левис утверждал:
    «О человеке легче судить по его вопросам, чем по его ответам».

Какое свойство человека он имел в виду?

  1. Сформулируйте основные положения теории о ноосфере В.И. Вернадского.

  2. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления» (Ф. Ницше).

Б) «Человек не ангел и не животное, и несчастие его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное» (Б. Паскаль).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: эристика, теософия, феноменализм, метод.

  2. Философская загадка: Как вы думаете, что понимал Г. Лихтенберг под «равенством, которое мы требуем»?



Вариант 7


  1. Гёте, немецкий писатель и философ, полагал, что «каждому возрасту человека соответствует определённая философия… Ребёнок является реалистом: он также убеждён в существовании груш и яблок, как и в своём собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, должен следить за собою, забегая со своими чувствами вперёд, он превращается в идеалиста».

Согласны ли вы с ним и почему?

  1. Сформулируйте основные положения теории «абсолютного духа» Г. Гегеля.

  2. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых» (Екклесиаст).

Б) «Творение есть зеркало: если в него смотрит обезьяна, оно не будет отражать апостольского лика» (Г. Лихтенберг).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: бытие, ортодоксия, позитивизм, синкретизм.

  2. Философская загадка: О чём говорит Соломон: «Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец»?


Вариант 8


  1. «Мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает (и советует и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избегать грубых ошибок в суждениях и действиях».

О какой функции философии идёт речь в отрывке?

Что вы понимаете под мудростью?

Достаточно ли быть мудрым, чтобы быть философом?

  1. Кратко сформулируйте основные положения русских космистов (на примере теории К.Э. Циолковского).

  2. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую» (Екклесиаст).

Б) «Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже» (А. Шопенгауэр).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: абсолютная идея, апостериори, душа, императив.

  2. Философская загадка: Эпиктет говорил, что «человек принадлежит к толпе, пока сваливает вину на других, он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным».

Когда же человек становится мудрецом?


Вариант 9


  1. «Человек не властвует над существующим. Человек – пастух бытия. Он приобретает необходимую бедность пастуха, чья значимость основывается на том, что он самим бытием призван для сохранения истины. Человек в своей бытийно-исторической сущности есть сущее, чье бытие, являясь экзистенцией, заключается в пребывании вблизи бытия. Человек – сосед бытия».

Как вы понимаете сказанное? Дайте собственную интерпретацию.

  1. Сформулируйте основные положения теории М.В. Ломоносова.

  2. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Польза системы для мышления состоит не только в том, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, но и в том, что о них вообще мыслят» (Г. Лихтенберг).

Б) «Огорчение существует не само по себе, но в нашем представлении» (Цицерон).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: интуитивизм, индукция, категории, казуальность.

  2. Философская загадка: Что нужно было хранить, по мнению Соломона, для того чтобы «безопасно идти по уготовленному пути», «спокойно спать», не испытывать «внезапного страха» и избежать «пагубы»?

Вариант 10


  1. М. Хайдеггер в статье «Что значит мыслить?» пишет: «Она (наука) не мыслит, потому что её способ действий и её средства никогда не дадут ей мыслить так, как мыслят учёные. То, что наука не умеет мыслить – это не её недостаток, а её преимущества. Только это даёт ей возможность исследовательски войти в теперешнюю исследовательскую сферу и поселиться в ней».

Согласны ли вы с таким утверждением? В чём специфика научного знания? В чём её отличие от других форм общественного сознания?

  1. Кратко сформулируйте и выделите общие и особенные черты древнерусской философии (на примере Илариона, В. Мономаха, Никифора, Кирилла Туровского).

  2. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.

А) «Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным» (Тит Лукреций Карр).

Б) «Мы можем обо всём говорить и за и против» (Гомер).

  1. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: философская антропология, монада, метафизика, понятие.

  2. Философская загадка: Чему советовал Сенека подчинить самого себя, прежде чем пытаться подчинить других?




Рекомендуемая литература


  1. Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России / Р.К. Баландин. – М. : Вече, 2001. – 480 с.

  2. Гуревич П.С. Введение в философию : учеб. пособие для учащихся 10–11-х классов средней школы. – М. : Олимп : ООО «Издательство АСТ», 1997. – 400 с.

  3. Дягилев В.В. Занимательная философия : эксперимент. учеб. пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также студентов гуманитарных вузов. – М. : Изд. центр «АЗ», 1996. – 176 с.

  4. Канке В.А. Философия : исторический и систематический курс : учеб. для вузов. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : Логос, 2002. – 344 с.

  5. Мартынов М.И. Философия: задания и упражнения : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко, С.А. Киселёва ; под ред. В.Н. Шкурко. – Минск : ТетраСистемс, 200.– 304 с.

  6. Горелов.А.А Основы . философия : учебник. – 3-е изд. – М. : Академия, 2018.

  7. Тарасов Ю.Н. Философия : для техникумов и колледжей / Ю.Н. Тарасов ; Воронеж. гос. техн. ун-т. – Воронеж : ВГТУ, 2000. – 275 с.




1) Тестовое задание для проведения рубежного контроля по 1 разделу дисциплины.

Инструкция студенту: При выполнении задания выберите один правильный ответ.

1. С греческого языка слово «философия» переводится как:

А) любовь к истине

Б) любовь к мудрости

В) учение о мире

Г) божественная мудрость

2. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

А) Сократ

Б) Аристотель

В) Пифагор

Г) Цицерон

3. Определите время возникновения философии:

А) середина III тысячелетия до н.э.

Б) VII-VI в.в. до н.э.

В) XVII-ХVIII в.в.

Г) V-XV в.в.

4. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

А) философия

Б) онтология

В) гносеология

Г) этика

5. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

А) история

Б) философия

В) социология

Г) культурология

6. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

А) философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

Б) философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя

В) философия способствует улучшению характеров людей

Г) философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7. Мировоззрение – это:

А) совокупность знаний, которыми обладает человек

Б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

В) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

Г) система адекватных предпочтений зрелой личности

8. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

А) Ход истории зависит от направленности мышления философов

Б) Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

В) Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

Г) Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

9. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

А) вера в единого бога-творца

Б) отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом

В) презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности

Г) вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

10. Направление, отрицающее существование Бога, называется:

А) атеизм

Б) скептицизм

В) агностицизм

Г) неотомизм

11. Что характерно для эпистемной линии в философии?

А) понимание философии в качестве высшей науки

Б) отождествление философии с теологией

В) утверждение в качестве субстанции только одного начала

Г) рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12. Онтология – это:

А) учение о всеобщей обусловленности явлений

Б) учение о сущности и природе науки

В) учение о бытии, о его фундаментальных принципах

Г) учение о правильных формах мышления

13. Гносеология – это:

А) учение о развитии и функционировании науки

Б) учение о природе, сущности познания

В) учение о логических формах и законах мышления

Г) учение о сущности мира, его устройстве

14. Антропология – это:

А) учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

Б) учение о человеке

В) наука о поведении животных в естественных условиях

Г) философское учение об обществе

15. Аксиология – это:

А) учение о ценностях

Б) учение о развитии

В) теория справедливости

Г) теория о превосходстве одних групп людей над другими

16. Этика – это:

А) учение о развитии

Б) учение о бытии

В) теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

Г) учение о морали и нравственных ценностях

17. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

А) Эстетика

Б) Этика

В) Онтология

Г) Гносеология

18. Для идеализма характерно утверждение:

А) первично сознание, материя независимо от сознания не существует

Б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

В) это строгая непротиворечивая система суждений о природе

Г) первично сознание, материя не существует

19. Для дуализма характерен тезис:

А) первично сознание, материя независимо от сознания не существует

Б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

В) это строгая непротиворечивая система суждений о природе

Г) первично сознание, материя не существует

20. Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

А) Материалисту

Б) Объективному идеалисту

В) Дуалисту

Г) Субъективному идеалисту















Тестовое задание для дифференцированного зачёта

Инструкция студенту:

  1. При выполнении заданий выберите один правильный ответ

1. Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»

А) Ж.-П. Сартр

Б) Э. Фромм

В) К. Ясперс

Г) К.-Г. Юнг


2. Впервые определил человека как «общественное животное»

А) Декарт

Б) Аристотель

В) Августин

Г) Сенека

3.Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

А) Протагору

Б) Ф. Ницше

В) Спинозе

Г) Эпикуру

4. « Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

А) Индивид

Б) Самость

В) Индивидуальность

Г) Личность

5. Личность - это

А) Личность – врождённое качество каждого индивида

Б) Личностью является не каждый человек, а только выдающийся

В) Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

Г) Личность есть стабильное, неизменное свойство каждого индивида


6. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

А) Индивидуальность

Б) Персона

В) Человек

Г) Личность


7. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка

А) Совесть

Б) Сознание

В) Чувства

Г) Разум

8. Индивидуальное сознание – это

А) Выражение повседневных нужд и потребностей людей

Б) Отражение индивидуального бытия конкретной личности

В) Система знания, присущая выдающейся личности

Г) Психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека

9. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает

А) Индивидуализм

Б) Коллективизм

В) Субъективизм

Г) Агностицизм

10. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для

А) Коллективизма

Б) Анархизма

В) Индивидуализма

Г) Либерализма

11. Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе

А) О приоритете материальных, либо духовных потребностей

Б) О взаимодействии и соотношении генов и воспитания

В) О формах борьбы за существование в человеческом обществе

Г) О соотношении сознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков

12. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для:

А) Марксизма

Б) Позитивизма

В) Буддизма

Г) Конфуцианства

13. Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?

А) Л.Н Толстого

Б) В. Франкла

В) С.Л. Франка

Г) И. Лакатоса

14. Проблема смысла жизни была центральной для философии

А) О. Конта

Б) В. Франкла

В) Т. Куна

Г) И. Лакатоса

15. Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?

А) Фрейду

Б) К. Роджерсу

В) В. Франклу

Б) Э. Фромму

16. Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре)

А) Прагма

Б) Филия

В) Эрос

Г) Людус

17. Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе

А) Имеют ли врачи право проводить эксперименты, сопряжённые с угрозой для жизни и здоровья, на преступниках и безнадёжно больных людях

Б) Имеет ли тяжелобольной человек право уйти из жизни, чтобы не испытывать страданий

В) Можно ли насильственными средствами добиваться благих целей

Г) Имеет ли человек право на самоубийство

18. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

А) фатализма

Б) волюнтаризма

В) иррационализма

Г) рационализма

19. Согласно…«все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен»

А) Фатализму

Б) Волюнтаризму

В) Иррационализму

Г) Рационализму

20. Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки)

А) Неандерталец

Б) Питекантроп

В) Австралопитек

Г) Кроманьонец

21. Основной труд К.Маркса:

А) «Левиафан»

Б) «Капитал»

В) «Критика чистого разума»

Г) «Структура научной революции»

22. Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

А) К. Маркс

Б) Л. Фейербах

В) М.А. Бакунин

Г) Н.Г. Чернышевский

23. Понятие общественно-экономической формации принадлежит

А) Позитивизму

Б) Марксизму

В) Фрейдизму

Г) Экзистенциализму

24. Общественно-экономическая формация – это

А) Общество с присущей ему формой правления

Б) Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой

В) Локальная замкнутая цивилизация

Г) Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве

25. Существует … общественно-экономических формаций

А) Десять

Б) Пять

В) Три

Г) Две

26. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

А) Природная среда

Б) Классовая борьба

В) Воля выдающихся людей

Г) Борьба за существование

27. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

А) Г.В.Ф. Гегель

Б) О. Конт

В) К. Маркс

Г) А. Тойнби

28. Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии

А) Производственные

Б) Политические

В) Правовые

Г) Идеологические

29. Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу

А) Пролетариат

Б) Крестьянство

В) Интеллигенция

Г) Буржуазия

30. Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории

А) Естественный отбор

Б) Классовая борьба

В) Мировой Дух

Г) Воля выдающихся личностей

31. Антропосоциогенез – это

А) Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре

Б) Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

В) Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества

Г) Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

32. Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является

А) Власть

Б) Собственность

В) Труд

Г) Нравственность

33. Постепенные изменения в обществе и природе

А) Революция

Б) Стагнация

В) Инфляция

Г) Эволюция

34. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

А) Прогресс

Б) Регресс

В) Революция

Г) Стагнация

35. Общественный прогресс – это

А) Уровень развития общества

Б) Состояние общества в целом на определенном этапе развития

В) Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

Г) Производственное развитие

36. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени

А) Революция

Б) Реформа

В) Движение

Г) Эволюция

37. Идеология -- это

А) Наука о наиболее общих законах развития природы и общества

Б) Система взглядов на мир в целом

В) Теоретическое выражение интересов той или иной группы людей

г) Совокупность индивидуальных сознаний

38. Идеология относится к

А) Материально-производственной сфере

Б) Социальной сфере

В) Научной сфере

Г) Духовной сфере

39. Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался

А) А. Тойнби

Б) П. Сорокин

В) В.И. Ленин

Г) О. Шпенглер

40. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

А) формационному подходу

Б) цивилизационному подходу

В) культурологическому подходу

Г) марксистскому подходу

41. Согласно Шпенглеру, цивилизация -- это

А) Завершающая стадия в развитии культуры

Б) Эпоха «цветения», наивысшего расцвета культуры

В) Период возникновения, зарождения культуры

Г) Синоним духовной культуры

42. Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.

А) Локальных

Б) Национальных

В) Глобальных

Г) Народных

43. Глобальные проблемы – это

А) Проблемы, решение которых еще не найдено наукой

Б) Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

В) Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам

Г) Экологические проблемы

44. Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

А) Проблема борьбы с международным терроризмом

Б) Проблема контроля за рождаемостью

В) Проблема сохранения окружающей среды

Г) Проблема утилизации ядерных отходов

45. Растущая взаимозависимость различных регионов мира

А) Технологизация

Б) Глобализация

В) Институциализация

Г) Дивергенция





























Темы рефератов для самостоятельной работы



№ п/п

Темы

1.

Немецкая классическая философия:

2

Развитие философского знания в Европе

3

Славянофильство: А.С, Хомяков, И.В. Киреевский.

4

Философская антропология М. Шелера

5

Теория познания в концепции античных философов: Сократа, Аристотеля.

6

Современные представления о происхождении и сущности сознания

7

Познание и его значение в жизни человека

8

Философия Нового времени о познании.

9

Сущность сознания.

10

Христианство: о взаимоотношениях человека и бога.

11

Взаимодействие философии и науки

12

Структура научного сознания, его методы и формы.

13

Буддизм о человеке и его судьбе.

14

Х. Маршалл о массовой коммуникации как новом типе культуры и новом этапе социального развития общества

Бытие человека как особая тема в Европейской философии

15

Гражданское общество и государство

16

Человек: индивид, личность.

17

Проблема человека в философии XXв.

18

Сознание и познание в философии

19

Философская антропология

20

Духовная жизнь человека








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!