МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по выполнению курсового проекта
дисциплина/профессиональный модуль: | ПМ 02. Разработка технологических процессов и проектирование изделий |
специальность | Сварочное производство |
| |
Тольятти, 2016
ОДОБРЕНО | | РАССМОТРЕНО |
Методическим советом | | Предметной (цикловой) комиссией |
ГАПОУ КТиХО | | ________________________________ |
Протокол № ___. | | Протокол № ___. |
от «_____» _______________201 г. | | от «_____» _______________201 г. |
Автор (составитель): | Видяева О.М., преподаватель |
Ф.И.О., должность
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта (для студентов специальности 22.02.06 (150415) Сварочное производство.)
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по профессиональному модулю ПМ.02 Основы расчета и проектирования сварных конструкций специальности 22.02.06 Сварочное производство.
Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсового проекта, практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.
Содержание
Введение | 4 |
1.Общая часть | 5 |
1. Описание конструкции | 5 |
1.2 Выбор и обоснование материала изделия | 5 |
2.Практическая часть | 6 |
2.1 Компоновка и подбор сечения | 6 |
2.2 Определение расстояния между ветвями | 7 |
2.3 Расчет соединительных элементов | 7 |
2.4 Расчет базы колонны | 9 |
2.5 Расчет оголовка колонны | 11 |
2.6 Расчет траверсы | 12 |
2.7 Расчет сварных соединений | 12 |
Заключение | |
Список использованных источников | |
Общие положения, состав и содержание курсовой работы
Курсовой проект является одним из заключительных расчетно-графических заданий в период обучения в колледже. Проект может быть выполнен по заданию, выданному преподавателем. До начала проектирования студент должен согласовать с преподавателем задание, представив чертеж общего вида и словесно описав технологию его расчета.
«Основы расчета и проектирования сварных конструкций»
Тема курсовой работы – «Расчёт и конструирование сварной балки составного сечения».
Целью курсовой работы является самостоятельная работа учащихся, позволяющая систематизировать, обобщить и расширить теоретические знания учащихся по специальным и общетехническим дисциплинам с использованием технической, сварочной литературой и ГОСТов.
Задачами курсового проекта являются:
- подбор сечения элементов конструкции по условиям прочности и жесткости;
- расчет сварных швов;
- конструирование узлов.
Исходными данными для выполнения курсового проекта являются:
- тип сечения колонны;
- нагрузки, действующие на колонну;
- высота колонны;
- материал;
Курсовая работа включает:
- Общую часть;
- Практическую часть;
- Заключение;
- Список использованных источников;
Введение
Во введении кратко изложите данные о развитии сварки и применении сварных конструкций в России и за рубежом. Поясните понятие «сварная конструкция», опишите ее преимущества перед другими видами конструкций. Какие виды сварки распространены в современной промышленности.
1. Общая часть
1.1 Описание конструкции
Подробно опишите части, из которых состоит сварная конструкция. Опишите назначение сварной конструкции, условия ее работы. Для этого изучите литературу.
1.2 Выбор и обоснование материала изделия
Выбор и обоснование производить с учетом следующих требований:
обеспечение прочности и жесткости при номинальных затратах на изготовление с учетом максимальной экономии металла и снижения массы сварной конструкции;
гарантированное условие хорошей свариваемости при минимальном разупрочнении и снижении пластичности в зонах сварных соединений;
обеспечение надежности эксплуатации конструкции при заданных нагрузках, агрессивных средах и переменных температурах.
Обосновав выбор марки стали, необходимо указать химический состав и механические свойства стали в форме таблицы 1 и таблицы 2 соответственно.
Таблица 1.1 – Химический состав стали
Марка стали | ГОСТ | Содержание элементов, % |
| | C | Mn | Si | Cr | | | | |
| | | | | | | | | |
Таблица 1.2 – Механические свойства стали
Марка стали | ГОСТ | Временное сопротивле-ние разрыву, МПа | Предел текуче-сти, МПа | Относи-тельное удлине-ние, % | Ударная вязкость, мДж/м2 | Расчетное сопротив-ление, МПа |
| | | | | | |
2 Практическая часть
2.1 Компоновка и подбор сечения
Определение расчетного усилия деталей на колонну
= 0,75…0,85
Определяем требуемую площадь поперечного сечения стержня колонны Атр, см2
где N - расчет нагрузки, кН
Ry – расчетное сопротивление металла, кН/см2 [1, с. 41]
Так как сечение колонны состоит из двух швеллеров, находим требуемую площадь одного швеллера Атр, см2
По таблицам сортамента подбираем близкую к требуемой площади, (Атр) действительную площадь поперечного сечения одного швеллера (Ад) и вписываем геометрические характеристики швеллера:
№ швеллера;
Ад см2;
Iх, см4;
Iу, см4;
rх, см;
rу, см;
zо, см.
Определяем действительное значение площади поперечного сечения стержня Ад, см2
Ад =2Ад
Определить гибкость стержня колонны относительно оси х-х, х
где Ip – расчетная длина стержня колонны, зависящая от закрепления ее концов в соответствии с рисунком 1, см;
rx – радиус инерции, см.
По х определяем действительное значение коэффициента продольного изгиба д [2, с. 248].
Проверяем стержень колонны на устойчивость , кН/см2
где ус – коэффициент условий работы [2, с. 343].
Стержень колонны должен иметь минимальное сечение, удовлетворяющее требованию устойчивости. Недонапряжение и перенапряжение не должно превышать 5 %.
2.2 Определение расстояния между ветвями
Определить гибкость относительно свободной оси
𝜆y = √𝜆x + 𝜆B
Находим радиус инерции сечения относительно свободной оси
ry = Lp / 𝜆y
Определяем расстояние между ветвями
B = ry / a2
Проверка: в ≥ 2 в1 + в0
2.3 Расчет соединительных элементов
Определяем расстояния Iв между соединительными планками 2 в соответствии с рисунком 2, см.
Iв=в*rу
где в – гибкость одной ветви, в=30…40;
rу – радиус инерции одного швеллера 1 относительно собственной оси, см.
Определяем расстояние между швеллерами (b), исходя из условия равноустойчивости.
Для этого из условия равноустойчивости
Выражаем гибкость стержня относительно оси у-у, у
Определяем необходимый радиус инерции сечения стержня ry относительно оси у-у, см.
Определяем расстояние между ветвями колонны b, см.
Если полки швеллера расположены наружу в соответствии с рисунком 3
Расчетные размеры (b) округляем до целого четного числа.
Определяем геометрические характеристики сечения стержня.
Момент инерции сечения колонны относительно оси у-у Iу, см4
Если полки швеллера расположены внутрь, то а, см4
Если полки швеллера расположены наружу, то а, см
Определяем действительное значение радиуса инерции сечения стержня относительно оси у-у, rу, см.
Определяем действительную гибкость стержня колонны относительно осу у-у, у
Определяем приведенную гибкость стержня, пр
Если прх, то сечение стержня подобрано правильно и стержень на устойчивость не проверяем.
Если прх, то пр определяем действительный коэффициент продольного изгиба д и производим проверку стержня колонны на устойчивость.
Определяем условную поперечную силу Fусл, кН, возникающую в сечении стержня как следствие изгибающего момента.
Для сталей с в до 330 МПа
Fусл=0,2*Ад
Для сталей с в до 440 МПа
Fусл=0,3*Ад
Определяем силу Т, срезывающую планку, при условии расположения планок с двух сторон, кН
Определяем момент М, изгибающий планку в ее плоскости, кН см, при условии расположения планки с двух сторон, в соответствии с формулой.
Принимаем размеры планок.
Высота планки dпл, см.
dпл=(0,5…0,7)d
Толщина планки Sпл, см.
Причем толщина планки принимаем Sпл = 10…12 мм.
2.4 Расчет базы колонны
База служит для распределения нагрузки от стрежня равномерно по площади опирания и обеспечивает закрепление нижнего конца колонны.
База – состоит из опорной плиты и траверс. Для уменьшения толщины плиты, если по расчету она получилась больше номинальной, ее укрепляют ребрами жесткости. Анкерные болты фиксируют правильность положения колонны относительно фундамента.
Определяем требуемую (расчетную) площадь опорной плиты Ар в соответствии с рисунком 5, см2
где N – расчетное усиление в колонне, кН;
Rсм6 – расчетное сопротивление бетона (фундамента) на смятие,
Rсм6=0,6…0,75 кН/см2
Определяем ширину опорной плиты В, см
В=h+2SТР2С
где h – высота сечения профиля, см;
SТР – толщина траверсы, см (SТР=1,2Sпл);
С – консольная часть опорной плиты, см
С=10…15 см.
Окончательный размер Вд принимаем согласно ГОСТ 82-70 [2, с. 358].
Определяем длину опорной плиты L, см
Окончательную длину опорной плиты Lд принимаем по ГОСТ 82-70 [2, с.358] в зависимости от конструкции сечения.
Определяем действительную площадь опорной плиты Ад, см2
Ад=ВдLд
Определяем толщину опорной плиты Sоп.пл. из условия работы ее на изгиб.
Определяем изгибающий момент М1 на консольном участке 1 по длине 10 мм, в соответствии с рисунком 5, кНсм
где б – опорное давление фундамента, кН/см2
где Ад – действительная площадь опорной плиты, см2.
Определяем изгибающий момент М2 на участке 2, опирающемся с четырех сторон, кНсм
М2=αбh2
где α – коэффициент, зависящий от отношения более длинной стороны к более короткой на участке 2 – таблица 1.3.
Таблица 1.3 – Коэффициент для расчета плит, опертых с четырех сторон
Длинная | 1 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2 | 2 |
Короткая |
α | 0,048 | 0,055 | 0,063 | 0,069 | 0,075 | 0,081 | 0,086 | 0,091 | 0,094 | 0,098 | 0,1 | 0,125 |
Определяем изгибающийся момент М3 на участке 3, кНсм
М3=бh2
где - коэффициент, зависящий от отношения закрепленной стороны а к незакрепленной стороне h – таблица 1.4.
Таблица 1.4 – Коэффициент для расчета плит, опертых с трех сторон
Закрепл. | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1 | 1,2 | 1,4 | 2 | 2 |
Незакреп. |
| 0,06 | 0,074 | 0,088 | 0,097 | 0,107 | 0,112 | 0,120 | 0,125 | 0,132 | 0,133 |
Толщину плиты Sоп.пл. определяем по максимальному из трех изгибающих моментов, мм
Диаметры анкерных болтов принять конструктивно:
- для шарнирных баз d=20…30 мм.
- для жестких баз d=24…36 мм.
Для жестких баз применяем анкерные плиты 5, которые привариваются к траверсам в процессе монтажа колонны в соответствии с рисунком 6.
Толщина анкерных плиток Sа=30…40 мм.
Ширина плитки bа применяется в зависимости от диаметра анкерных болтов, мм
bа=2,2d+(10…20)
Определяем суммарную длину сварных швов Iш, прикрепляющих траверсу к ветвям колонны, см
где - коэффициент, зависящий от способа сварки;
Кf – катет сварного шва принимается по наименьшей толщине металла по СНиП 11-23-81 (с.48. таблица 38), см.
Определяем высоту траверсы hтр, см
2.5 Расчет оголовка колонны
Оголовок служит опорой для балок, ферм и распределяет сосредоточенную нагрузку на колонну равномерно по всему сечению стержня.
Давление на колонну передается на опорную плиту 6 – рисунок 7, а затем на опорное ребро 7 и через ребро 8 на ветви колонны и далее равномерно распределяется по сечению колонны. Поперечное ребро 9 препятствует скручиванию опорных ребер.
Принимаем толщину опорной плиты оголовка Sо.пл=16…25 мм.
Принимаем толщину опорных ребер Sр=14…20 мм.
Если опорная плита оголовка устанавливается на фрезерованные торцы опорных ребер, то катеты сварных швов, прикрепляющих опорную плиту к опорным ребрам, принимаются конструктивно:
- Кf=6 мм при Sо.пл=16…20 мм;
- Кf=8 мм при Sо.пл=16…25 мм;
С опорных ребер давление на стенку колонны передается через вертикальные угловые швы.
Определяем требуемую длину вертикальных угловых швов Iш, см
где - коэффициент, зависящий от способа сварки;
Кf – катет шва принимается по минимальной толщине металла, см.
Проверяем ребро на срез , кН/см2
где Ар – площадь ребра, см2;
Rs – расчетное сопротивление сдвигу, кН/см2
Ар=2SрIш
2.6 Расчет траверсы
Высоту траверсы находят по формуле
h = (1/3 – 1/6) Lпл
Длину траверсы находят
Lmp = Lпл
Определяем толщину траверса
tmp = (0,5 – 0,7) tпл
2.7 Расчет сварных соединений
Проверка стержня к базе и оголовку
Длина сварных швов составит
Ʃ Lω = 4h + 8b1
Напряжение в данных сварных швах составит
Тω = N/βt · Kf · Ʃ Lω ≤ Rwf · Yc
Rwf = 0,55 · 0,85 · Ru
Приварка траверс к базе
Длина сварных швов составит
Ʃ Lω = 4 · Lmp (46)
Определяем действительную площадь плиты
А = Впл · Lпл
Находим действующее давление на плиту со стороны фундамента
p = N/A
Участок №1 и Участок №2 представляет собой консоль с равномерной нагрузкой от давления P, при этом изгибающий момент будет составлять
M1 = P ˑ C2/2
M2 = P ˑ C2/2
Участок №3 представляет собой плиту, опертую на четыре стороны, поэтому изгибающий момент будет действовать в двух направлениях сторон h и в
M13 = K1 ˑ Rȹ
Коэффициенты K1 K2 для расчета плит опертых по четырем сторонам составит
Определяем толщину плиты по формуле
tпл = √6 M/Ry
Приварка траверс к стержню
Длина сварных швов составит
Ʃ Lω = 8 ˑ hmp
2.8 Расчет массы колонны
Масса стержня находят по формуле
mcm = 2 ˑ Hm1 nог м
Масса планок находят по формуле
mпл = tпл ˑ bпл ˑ Lпл ˑ ɣ ˑ n
Масса базы рассчитывают по формуле
mδ = Tδ Впл ˑ Lпл ɣ
Масса траверс рассчитывают по формуле
mmp = tmp ˑ hmp ˑ (в + Lmp)/2 ˑ ɣ ˑ 2
Масса оголовка
mог = tог ˑ Bог ˑ Lог ˑ ɣ
Тогда, общая масса составит
mог = mcm + mпл + mδ + mmp + mог
Из этого следует что, масса наплавленного металла находится по формуле
MH m = 2% ˑ mог
Масса колонны составит
mk = mог + mh
Список использованных источников
Основная
1. Маслов Б.Г., Выборнов А.П. Производство сварных конструкций: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования. . – М.: Высшая школа, 2008.
2. Куркин С.А., Николаев Г.А. Сварные конструкции. Технология изготовления, механизация, автоматизация и контроль качества в сварочном производстве. – М.: Высшая школа, 2009.
3. Куркин С.А., Ховов В.М., Рыбчук А.М. Технология, механизация и автоматизация производства сварных конструкций: Атлас. – М.: Машиностроение, 2009.
4. Сварка в машиностроении: Справочник: 4 т./ Под ред. Г.А. Николаева. – М.: Машиностроение, 2008 – 79. – Т.1 – 4.
5. Блинов А.Н., Лялин К.В. Сварные конструкции. – М.: Стройиздат, 2009.
Дополнительная
1. Проектирование сварных конструкций в машиностроении / Под ред. Куркина С.А. – М.: Машиностроение, 2005.
2. Виноградов В.С. Технологическая подготовка производства сварных конструкций в машиностроении. – М.: Машиностроение, 2008.
3. Катаев А.М., Катаев Я.А. Справочная книга сварщика. – М.: Машиностроение, 2005.
4. Силантьева Н.А., Малиновский В.Г. Техническое нормирование труда в машиностроении. – М.: Машиностроение, 2000.