СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие тэйк-плей «Королевство радужных нот»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичка к авторскому пособию  «Королевство радужных нот» для музыкального центра (комплекс развивающих и интерактивных музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста).В данном пособии  предлагается только одно направление музыкальной подготовки детей, а именно, начало знакомства детей с нотной грамотой.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие тэйк-плей «Королевство радужных нот»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ - САД № 381 ГОРОДА ДОНЕЦКА»





Методическое

пособие тэйк-плей

«Королевство радужных нот»



























АВТОР:

Дегтярёва Ю.В., воспитатель-методист/

музыкальный руководитель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 381 ГОРОДА ДОНЕЦКА»





























Введение

Авторское методическое пособие тэйк-плей «Королевство радужных нот» для музыкального центра (комплекс развивающих и интерактивных музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста) было разработано в рамках Республиканского конкурса методических разработок «Методический шедевр» для организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОО в номинации «Мир открытий».  В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм музыкального воспитания детей. В данном пособии вашему вниманию предлагается только одно направление музыкальной подготовки детей, а именно, начало знакомства детей с нотной грамотой. Данное пособие относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационно - коммуникативным технологиям при обучении их музыкальной грамоте.



«Тэйк-плей» (take play) переводе с английского «take» - бери, «play» - играй. Это папка (мини-бокс) для сбора, хранения и использования узконаправленного игрового интерактивного дидактического материала (в данном варианте - знакомство с нотами) разработанного и изготовленного педагогом (в отличии от уже ставшего практически традиционным лэпбука, который изготавливается при совместной творческой деятельности ребёнок-взрослый) .

Тэйк-плеи могут быть адаптированы для любого возраста, уровня подготовленности и развития дошкольника.

Классически все ноты выглядят для малышей одинаково, сложилась вековая традиция записи нот, которая своим традиционным видом «отталкивает» ребёнка от процесса познания, потому что выглядит это довольно сложно и непонятно, по сравнению с записью текстов и оформлению рисунков. Поэтому одним из средств достижения интереса ребёнка к использованию пособия автор видит в неординарном оформлении нот. Своим неординарным оформлением они вызывают у детей интерес к изучению нот.

Чтобы упростить восприятие музыкального знака (ноты), вместо буквенно-цифровой (или, как её ещё называют, знаковой) кодировки информации в данном пособии используется цвет.

Именно зрение доминирует в формировании сознания. По разным данным 70 – 85 процентов информации человек получает через зрительный канал. А цвет необычайно эмоционален и, что важно, понятен ребенку. Ведь сначала человек учится различать цвета, а уже затем – писать и читать. Таким образом, высотность каждой ноты определена цветом. За каждой нотой закреплёны цвета радуги. Дети живут в своём особом, сказочном мире, и лишать их этого нельзя.

Интерес к обучению необычайно высок, а дополнительное использование компьютера для этих целей, делает процесс чрезвычайно интересным для современных детей, которые к компьютеру «неравнодушны» с самого раннего детства. Дети самостоятельно, без всяких принуждений, включаются в процесс обучения. Темы осваиваются значительно быстрее и глубже, чем при традиционных методах обучения.

Представленный учебно-методический комплект (тэйк-плей с набором музыкально дидактических игр + интерактивные обучающие презентации к представленным играм), включает практически все основные направления, определенные программой «От рождения до школы» ГОС ДО (речевое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, познавательное) и позволяет познакомиться с нотами в увлекательной игровой форме, развивающей кругозор и воображение. Пособие универсально и предполагает использование его материалов музыкальными руководителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, учителями, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Данное пособие, будучи предназначенным для детей старшего дошкольного возраста:

  • направлено на развитие познавательной и социальной мотивации, инициативности, самостоятельности;

  • нацелено на подготовку дошкольников к освоению универсальными знаниями и на выравнивание стартовых возможностей детей, что является одной из основных целей ГОС;

  • учитывает их основные склонности, интересы и потребности;

  • может быть использовано как дополнительное для самостоятельной работы дома.

Цели и задачи методического пособия:

  • обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста;

  • знакомство с нотными знаками (нотой);

  • развитие музыкального слуха, музыкальной памяти и певческих навыков, музыкальных способностей;

  • развитие коммуникативных умений и навыков, помогающих установлению эмоциональных контактов между детьми;

    • решение информационных задач, обеспечи-вающих детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

    • обеспечение воспитательных задач, побуждающих детей  работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей;

    • содействие эффективному формированию знаний, умений и навыков детей посредством представления материала в интерактивной, визуализированной, интересной и максимально понятной для детей форме.

Актуальная задача – комплексное применение и использование информационно – коммуникационных технологий и музыкально - дидактических игровых пособий в работе с дошкольниками позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

В методической разработке содержатся:

  • музыкально - дидактические игры;

  • раздаточный материал (карточки для музыкально-дидактических игр);

  • стихи, сказки, загадки;

  • интерактивные обучающие презентации.

Теоретическая часть.

АМО - активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к воспитанию и обучению, движении и рефлексии.

Ценность данной технологии состоит в том, что воспитанники вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить воспитателю или родителям, а собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.

В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.

Основной формой проведения интерактивных музыкально – дидактических игр является комбинированная форма, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые занятия, занятие-путешествие, занятие-инсценировка и др., что стимулирует мыслительную активность детей.

В каждой презентации даны указания по интерактивному применению игры (передвижение слайдов в соответствии с положительным  или наоборот отрицательным ответом ребенка).

Кроме этого, необходимо отметить, что все представленные в разработке игры, помимо практических целей, носят развивающий характер - развитие памяти, логического мышления, внимания, наблюдательности.

Практическая часть

Как сделать познавательное методическое пособие по музыке, чтобы оно был полезен и педагогу, и детям? Размер такого пособия зависит и от материала, который бы вы хотели в нем разместить, и от места расположения, где такое пособие должно стоять. У нас места достаточно, поэтому я выполню немаленькое по размеру пособие. Компактное оно будет только в сложенном виде.

Для работы понадобятся: пенополистирол (потолочные плитки), самоклеющаяся плёнка, металлическая линейка (не менее 50 см), нож канцелярский, дырокол, цветной принтер, бумага, плёнка для ламинатора, ламинатор, двусторонний скотч, цветные шуровки, клей «Титан».

Возьмём потолочную плитку, обрежем края. Отмеряем 4 части заготовки форматом А-4, и 3 части формата А -3, обязательно сделав припуск от 1 до 2 см. по Вашему желанию. Соединяем между собой части пособия самоклеющейся плёнкой. Сначала заготовки А-4, затем А -3, после чего собираем всё в единое целое. На титульную сторону наклеиваем заламинированную обложку, Все остальные части также (для укрепления макета) обклеиваем заламинированной основой.



























Компактным пособие будет только в сложенном виде. Частично материал для него был собран на просторах Интернета, а основная часть самостоятельно разработана и нарисована ив программах Microsoft Office PowerPoint и Paint.NET. Всё распечатано на принтере, заламинировано, рассортировано по категориям. Шнуровки побиты дыроколом. Интерактивные игры, прилагающиеся к пособию, созданы при помощи технологических приёмов: «Экран», «Карусель», «Сорбонка», «Ромашка», «Слайд-шоу».

Оформлены яркие кармашки для игр и приклеены к основе на двусторонний скотч. Кармашки разные и яркие, ведь пособие предназначено не только для педагога. Как известно, ребенка надо увлекать, а мы знаем, что чем ярче и красочнее пособие, тем охотнее ребенок с ним играет. Будет очень красиво и познавательно в музыкальном центре в Вашей группе.

Дидактическая часть

Получилось очень функциональное решение и для педагога, и для детей. Каждый ребенок может взять это пособие и самостоятельно поиграть за столом. В нашем случае с пособием может играть не один ребенок, а два, три и более. Ведь в нем хватит заданий для всех. Под руководством педагога дети могут играть и в интерактивные игры.

Пособие содержит следующие музыкально - дидактические игры:

  • давайте познакомимся;

  • нотки малышам;

  • как называется нотка;

  • нотки в картинках;

  • музыкальные линеечки;

  • собери музыкальную линеечку;

  • какие нотки потерялись?;

  • раскрась нотку;

  • подбери ноту и цветочек по цвету;

  • напиши нотку и раскрась картинку:

  • шнуровка нотная;

  • ребусы;

  • загадки нотной феи;

  • нотные сказки;

  • стихотворения о нотах и музыке.

Интерактивные презентации:

  • нотки малышам;

  • как называется нотка?

  • нотки в картинках;

  • какие нотки потерялись?;

  • подбери ноту и цветочек по цвету;
















































































Заключение.

Ожидаемые результаты:

Дети:  положительная динамика в развитии интереса к музыке композиторов – классиков и современных композиторов. Развитие музыкальных способностей. Развитие интереса к музыкальной деятельности. Расширение и углубление знаний о нотной грамоте.

Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.

Воспитатели: Стремление более активно использовать музыку в педагогическом процессе.

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.













Оглавление:



Введение

3

Цели задачи пособия

7

Актуальные задачи

7

Теоретическая часть

8

Практическая часть

10

Дидактическая часть

13

Заключение

17

Список литературы

19



















Список литературы:

  1. Андреев, А.А. Компьютерные и телеком-муникационные технологии в сфере образования //Школьные технологии. 2001.- №3.

  2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Москва «Просвещение»,1986.

  3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. «Просвещение»,1982

  4. Новикова Г.П «Музыкальное воспитание дошкольников» пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений, изд. АРКТИ, Москва 2000г.

  5. Гусева С. И. Путешествие в музыкальную страну. Музыкальная азбука. Творческая тетрадь для детей с наклейками , изд. Феникс, 2016 г.

  6. Типовая образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" /сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!