СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие виртуальных работ по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

:Используемая портал . https://phet colorado.edu/en/simulation/bending-light и https://www.vascak.cz/data/android/physicsatschool/template.php?s=opt_ohnisko&l=kg можно выполнить самостоятельно. 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие виртуальных работ по физике»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

ОТРАЖЕНИЕ И ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА


Цель работы: 1. Знакомство с компьютерной моделью отражения и преломления света в стекле.

2. Экспериментальное подтверждение законов отражения и преломления.

3. Решение задач и их экспериментальное подтверждение.



Приборы и принадлежности: Используемая портал . https://phet colorado.edu/en/simulation/bending-light по ссылке нужно зайти.



Краткое теоретическое введение

Закон отражения:

  • отраженный луч лежит в одной плоскости с падающим лучом и перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения;

  • угол падения  α  равен углу отражения  γ:   

α=  γ

Закон преломления (закон Снелиуса):

  • луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр, проведенный к границе раздела в точке падения, лежат в одной плоскости;

  • отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных сред.

Отсюда следует закон Снелиуса:



Последовательность выполнения работы:



  1. Изменяем длину волны используя левую стрелку для цвета от красного до фиолетового по вашему усмотрению.

  2. Включаем лазер.

  3. Изменяем показатель среды, выбирая воздух, жидкость или кристалл. Пока на экране не будет точно видна падающий луч, преломляющий луч и отражающий луч, перпендикуляр.

  4. Берем транспортир и ставим на пересечение между перпендикуляром и границами этих сред.

  1. Используя формулу закон преломления:  вычисляем показатель преломление сред.

  2. Берем прибор «Speed» измеряющий скорость отраженного луча и преломленного луча.

  1. Используя формулу вычислить показатель преломление сред.

  2. Этот задание нужно сделать три раза.

  3. Результат измерений занесите в табл. 1.

Таблица 1.

α- угол

падения

β-угол

отражения

n

(м/c)

(м/c)

n

1







2







3







Контрольные вопросы:

  1. Что такое геометрическая оптика?

  2. Что такое показатель преломление среды?

  3. Закон преломления.

  4. Закон отражения.

  5. Закон Снелиуса.







ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОЕМКОСТИ ПЛОСКОГО КОНДЕНСАТОРА

Цель работы: определение ёмкости плоского конденсатора и батареи из соедиении конденсатора при последовательном соединении.

Приборы и принадлежности: Используемая платформа

(https://phet.colorado.edu/en/simulations/filter?subjects=physics&type=html&sort=alpha&view=grid) конденсатор известной ёмкости (эталонный), вольтметр, реостат, источник напряжения, двойной переключатель, ключ, соединительные провода.

Краткое теоретическое введение

Система, состоящая из двух проводников, разделенных слоем диэлектрика и расположенных на малом расстоянии друг от друга так, что электрическое поле заключено только в пространстве между проводниками, называется конденсатором. Электроёмкостью конденсатора называется величина, численно равная отношению заряда q, находящегося на одной из обкладок, к разности потенциалов между этими обкладками

(1) .

Единица измерение [U]= [Фадар]= [Ф].

Электроёмкость зависит от формы, размеров конденсатора, материала диэлектрика и его температуры. Так ёмкость плоского конденсатора можно вычислить по формуле

(2),

где S – площадь обкладок, а d – расстояние между обкладками, причем предполагается, что выполняется соотношение .

Электроёмкость цилиндрического конденсатора вычисляют по формуле

(3)

где l – длина образующей цилиндра; r 1 и r 2 – радиусы соответственно внутренней и внешней обкладок;

Несколько конденсаторов можно соединить в батарею. При параллельном соединении ёмкость батареи равна сумме ёмкостей каждого из конденсаторов

(4).

При последовательном соединении емкость батареи рассчитывают по формуле

(5) .



Она зависит только от геометрических характеристик конденсатора: площади обкладок и расстояния между ними. Предположим теперь, что пространство между обкладками заполнено диэлектриком с диэлектрической проницаемостью ε. Как изменится ёмкость конденсатора? Напряжённость поля внутри конденсатора уменьшится в ε раз, поэтому напряженность поля внутри конденсатора будет имеет следующую формулу

(6)

Как любой проводник, несущий заряд, конденсатор имеет энергию, которую находят по формуле

(7).



Последовательность выполнения работы:

  1. Заходим на платформу через ссылку: https://phet.colorado.edu/sims/html/capacitor-lab-basics/latest/capacitor-lab-basics_en.html (можно через любой гаджеты, не нужно регистрироватся).

  1. Нашимаем клавишой рисунку плоский конденсатор (Сapacitance).

  2. На экран выходить следающая диологовая окно.

  1. Нажимаем в левой стороне галочки и передвигаем стрелку на батареи на какую стороне.

  1. Изменить площадь ( и расстояние между обладками. Значение написать в таблицу.

  2. Через мультитестор (вольтметр) измерить напряжение (разность потенциалов) между обладками. Измеряем через простеньких "щупов" (красный и черный проводов). Красный ставим на “+” обладку, а черный в “-“ обладку. И значение пишим в таблицу.

  1. Используя формулы (2) и (1), (6), (7) нужно найти электроёмкость плоского конденсатора и заряд обкладки конденсатора, энергию конденсатора и заполнить таблицу 1.

  2. Расчеты нужно повторить три раза из пункта 5-7.

  3. Рассчитать среднее значение Сср. , среднюю абсолютную ∆Сср. и относительную с погрешности определения одной из ёмкостей по формулам

(6)

(7)

(8).



  1. Результаты расчета занести в таблицу 1.

Таблица 1.

S (м2)

d (м)

C (Ф)

Е (B/м)

W (Дж)

Сср

Сср

ε

1









2









3













Контрольные вопросы:

1. Дайте определение электроёмкости проводника. В каких единицах измеряется электроёмкость?

2. Запишите формулу электроёмкости сферического проводника.

3. От чего зависит электроёмкость проводника?

4. Что такое конденсатор?

5. Дайте определение электроёмкости конденсатора.

6. От чего зависит электроемкость конденсатора?

7. Запишите формулу электроёмкости плоского, цилиндрического, сферического конденсаторов.

8. Выведите формулу электроёмкости плоского, цилиндрического, сферического конденсаторов.

9. Запишите формулу для вычисления суммарной ёмкости батареи конденсаторов при их последовательном и параллельном соединении.

10. Выведите формулу для вычисления суммарной ёмкости батареи конденсаторов при их последовательном и параллельном соединении.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ФОКУСНОГО

РАССТОЯНИЯ ТОНКИХ ЛИНЗ



Цель работы: сформулировать гипотезу изучения на разных уровнях сложности, изучить некоторые методы определения фокусного расстояния тонких линз.

Приборы и принадлежности: оптическая скамья с набором рейтеров, осветитель с источником питания, экран, собирающая и рассеивающая линзы. Портал по ссылке: https://www.vascak.cz/data/android/physicsatschool/template.php?s=opt_ohnisko&l=kg



Краткое теоретическое введение

Линза – это один из основных элементов оптических систем, предназначенных для получения оптических изображений. Она представляет собой оптически прозрачное тело (например, из стекла), ограниченное с двух сторон преломляющими (чаще всего сферическими) поверхностями. Если расстояние О1О2 (рис. 1) между этими поверхностями значительно меньше радиусов кривизны, то линза называется тонкой. Ее вершины О1 и О2 в этом случае можно считать совпадающими в точке О, называемой оптическим центром линзы. Причем ось, проходящая через оптический центр линзы и центры кривизны ее преломляющих поверхностей, называется главной оптической осью линзы (прямая РР, рис. 1).















Рис. 1





Если направить луч света параллельно главной оптической оси (вблизи нее), то преломившись, он пройдет через точки F1 или F2 (в зависимости от того, слева или справа от линзы падает на нее луч), лежащие на главной оптической оси линзы. Эти точки называют главными фокусами линзы, а сама линза, преломляющая лучи таким образом, называется собирающей (рис. 1, а). Если же после преломления светового луча линзой через точки F1 или F2 (главные фокусы) можно провести лишь прямую, представляющую продолжение преломленного луча в направлении, обратном направлению его распространения, то такая линза называется рассеивающей (рис. 1, б).

Расстояние между оптическим центром линзы и ее главными фокусами (расстояния f1 или f2) называют главными фокусными расстояниями линзы. Они равны между собой, т.е. f1 = f2 = f, если слева и справа от линзы находится одна и та же среда (например воздух).

Экспериментальная установка и методы измерения

фокусных расстояний



Главное фокусное расстояние тонких линз можно измерить различными способами. Для этой цели используется установка, представленная на рис. 2. Установка состоит из оптической скамьи 1, на которой с помощью рейтеров 2 располагаются осветитель 3, исследуемая линза или система линз 4 и экран 5. Оптическая скамья снабжена шкалой для измерения положения осветителя, линз и экрана. В качестве предмета, изображение которого проектируется линзой на экран, используется сетка 6, расположенная в передней части осветителя.

Располагая на оптической скамье собирающую линзу, получим на экране действительное изображение предмета (сетки). При этом ход лучей в линзе имеет вид, представленный на рис. 3.

Запишем формулы тонкой линзы (1)–(3)

, (1)

где f – главное фокусное расстояние линзы; а – расстояние от предмета до оптического центра линзы; b – расстояние от изображения до оптического центра линзы.

Из (1) следует, что

. (2)

Очевидно, что формула (2) может быть использована как рабочая для определения главного фокусного расстояния собирающей тонкой линзы, для чего достаточно измерить лишь расстояния а и b. Следует, однако иметь в виду, что измеряя расстояния от предмета и изображения до оптического центра линзы, мы допускаем ошибку порядка толщины линзы. Поэтому измерение главного фокусного расстояния тонкой линзы имеет смысл только с точностью до ее толщины.


В практике научного эксперимента часто используется иной метод определения главного фокусного расстояния собирающих тонких линз, разработанный Бесселем и получивший название метода Бесселя. Рассмотрим этот метод.

Пусть расстояние между предметом и экраном превышает 4f. Нетрудно убедиться, что в этом случае всегда найдутся два таких положения линзы (рис. 4), при которых на экране получаются отчетливые изображения предмета (в одном случае увеличенное, в другом – уменьшенное). Поскольку в обоих случаях изображения предмета на экране получаются с помощью одной и той же линзы, то на основе формулы (1) можно записать

(3)

или

. (4)

Но, как следует из рис. 4

а1 + b1 = а2 + b2 = L; (5)

а1b1 = а2b2 = l. (6)

Тогда с учетом (5) выражение (4) примет вид

а1b1 = а2b2, (7)

или, выразив а2 и b2 через l из (6), получим

а1b1 = (l + а1)(b1l), (8)

откуда следует, что

b1 а1 = l. (9)

Таким образом, учитывая (5) и (9), составляем систему уравнений:

(10)

решив которую, будем иметь:

. (11)



Подставляя эти значения а1 и b1 в формулу (3), находим:

. (12)

Формула (12) является рабочей для определения главного фокусного расстояния собирающей линзы методом Бесселя.

Рассеивающие линзы не дают действительного изображения предмета на экране. Поэтому для определения их главного фокусного расстояния прибегают к помощи собирающей линзы. Методов определения главного фокусного расстояния рассеивающих тонких линз также несколько. В данной работе мы рассмотрим только метод двойной фокусировки.

Суть этого метода состоит в том, что с помощью собирающей линзы, с оптической силой большей, чем у рассеивающей, получают на экране четкое изображение предмета (рис. 5). Затем между экраном и собирающей линзой располагают рассеивающую линзу на расстоянии b от экрана. При этом резкое изображение на экране исчезает. Помещая экран на расстоянии а от рассеивающей линзы, опять получают резкое изображение предмета. В силу взаимной обратимости световых лучей можно считать, что S1 есть изображение точки S2 в рассеивающей линзе, формула которой в данном случае запишется в вид

, (13)

из которой следует, что

. (14)

Формула (14) является рабочей для определения фокусного расстояния рассеивающей тонкой линзы. Для этого следует измерить следующие расстояния: b – расстояние между рассеивающей линзой (точнее, ее оптическим центром) и экраном, когда четкое изображение предмета (сетки) на нем было получено с помощью собирающей линзы; а – расстояние между рассеивающей линзой и экраном, когда изображение предмета (сетки) на нем было получено с помощью обеих линз (собирающей и рассеивающей).

Для нахождения этих расстояний необходимо зафиксировать координаты х1, х2 и хр, где х1 – координата точки S1 (первое положение экрана); х2 – координата точки S2 (второе положение экрана); хр – координата положения на оптической скамье рассеивающей линзы. Тогда расстояния а и b могут быть представлены в виде

а = х2хр; b = х1хр. (15)

Задание



  1. Определить фокусное расстояние собирающей линзы на основе формулы тонкой линзы.

  2. Определить фокусное расстояние собирающей линзы методом Бесселя.

  3. Определить фокусное расстояние рассеивающей линзы методом, основанным на использовании собирающей линзы.


Последовательность выполнения работы:

  1. Установите экран на достаточно удаленном расстоянии от осветителя. Расположите между экраном и осветителем собирающую линзу и плавно перемещайте ее вдоль оптической скамьи до получения на экране резкого изображения предмета (сетки).

  2. Измерьте расстояние от предмета а и его изображения на экране b до оптического центра линзы.

  3. Измерьте положение экрана и повторите опыт. Опыт повторите не менее трех раз при различных расстояниях экрана от осветителя. Результат измерений занесите в табл. 1.

  4. Определите, пользуясь формулой (2), главное фокусное расстояние собирающей линзы в каждом опыте и найдите среднее значение .

Таблица 1



а, см

b, см

f, см

, см

1





2




3





Контрольные вопросы:

1. Какой из двух рассмотренных в работе методов определения главного фокусного расстояния собирающих линз является более точным? Почему?

2. Какие методы определения главного фокусного расстояния рассеивающих линз Вы знаете еще, кроме того, что рассмотрен в данной работе?

3. Зависит ли главное фокусное расстояние линзы от длины волны падающего на него света? Если зависит, то, каким образом?

4. Что называют оптической силой линзы? Как изменится оптическая сила при погружении линзы в оптически прозрачную жидкость?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ТОЧЕЧНЫХ ЗАРЯДОВ


Цель работы: работы является знакомство с моделированием электрического поля двух точечных зарядов и экспериментальное определение величины электрической постоянной.


Приборы и принадлежности: известными значениями разноименные заряды, метровка и платформа с ссылкой https://phet.colorado.edu/sims/html/charges-and-fields/latest/charges-and-fields_en.html


Краткое теоретическое введение


Электрические заряды взаимодействуют посредством электрического поля. Иначе говоря, электрическое поле – это среда, передающая электрическое взаимодействие. Электрическое поле и его заряд образуют единое целое. Существует элементарный положительный и элементарный отрицательный заряды (+| = | = 1,610–19 Кл). Такими зарядами обладают элементарные заряженные частицы: электрон, позитрон и протон.

Основные свойства электрического заряда:

  1. дискретность (любой заряд всегда кратен элементарному заряду)

q = N׀e׀, (1)

где N – целое число;

  1. аддитивность (заряд системы заряженных тел равен алгебраической сумме зарядов отдельных тел)

(2)

  1. суммарный заряд электрически изолированной системы, через границы которой не могут проникать заряженные частицы, с течением времени не изменяется (закон сохранения электрического заряда),

Q = const; (3)

  1. инвариантность (величина заряда одинакова во всех инерциальных системах отсчета).

Закон Кулона был открыт в 1785 г. Ш. Кулоном и позволяет рассчитать силу взаимодействия двух неподвижных точечных зарядов q1 и

q2:

(4)

r- радиус-вектор, направленный от первого заряда ко второму;

ɛ0 – электрическая постоянная, равная 8,85*10–12 Ф/м;

ɛ – диэлектрическая проницаемость среды.

Определение закона Кулона гласит: В вакууме F взаимодействия двух заряженных тел прямо пропорционально произведению их модулей и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.

Напряжённостью называется векторная физическая величина, являющаяся силовой характеристикой электрического поля. Напряженность точечный положительный заряд, помещенный в эту точку.

(5)

Электрическое поле можно задавать графически с помощью линий напряжённости.

Линия напряжённости электрического поля – это линия, в любой точке которой вектор напряжённости направлен по касательной к ней. Линии напряжённости электрического поля точечного заряда представляют собой прямые линии, идущие от положительного заряда или к отрицательному заряду (6).









а б в




Рис. 3.2.1. Линии напряженности поля положительного (а), отрицательного (б) зарядов и системы из двух зарядов разного знака (в)

Для напряжённости электрического поля выполняется принцип суперпозиции: каждый электрический заряд в данной точке пространства создаёт электрическое поле вне зависимости от наличия других электрических зарядов.

(6)



Последовательность выполнения работы:

  1. Заходим на платформу через ссылку: https://phet.colorado.edu/sims/html/charges-and-fields/latest/charges-and-fields_en.html (можно через любой гаджеты, не нужно регистрироватся).

  2. На площадку выводим элементарные разнаименные заряженные заряды.

  1. Берем метровку и измеряем расстояние между электрическими зарядами.

  2. Вычисляем силу взаимодействия электрических зарядов (4) и напряженность для каждого заряда находящего в электрического поля (5).

  3. Используя формулу (6) принцип суперпоции находим напряженность электрического поля.

  4. Результат измерений занесите в табл. 1.

Таблица 1

(Кл)

(Кл)

r)

F (Н)

/м)

/м)

E /м)

1








2








3








  1. Изменяя положение электрических зарядов выполнить 3 раза. Вычислить повторно силу взаимодействия электрических зарядов (4) и напряженность для каждого заряда находящего в электрического поля (5).



Контрольные вопросы:

  1. Что такое электрическое поле?

  2. Запишите и сформулируйте закон Кулона.

  3. Что называется напряжённостью электрического поля?

  4. Дайте определение линий напряжённости электрического поля.

  5. Изобразите с помощью линий напряженности поле положительного заряда, отрицательного заряда и поля диполя.

  6. Сформулируйте принцип суперпозиции для напряженности электрического поля.

  7. Что такое электрический диполь?

  8. Что называется дипольным моментом?

  9. Чему равна напряжённость электрического поля на оси диполя на большом расстоянии от него?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4.

УРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА




Целью работы: является определение измение состояния идеального газа.

Приборы и принадлежности: колба с газом подсоедененый с насосом откачки, термометр, барометр и платформа с ссылкой https://phet.colorado.edu/sims/html/gases-intro/latest/gases-intro_en.html


Краткое теоретическое введение

Взяли порцию газа некоторой массы и начали проводить над ней эксперименты. Например, изменяли некоторый параметр (например, температуру T) и наблюдали, как изменяются другие два параметра (объем V и давление p). При увеличении температуры, молекулы двигаются быстрее, соударения происходят чаще, значит, давление увеличивается и газ стремится занять больший объем. Или, если уменьшить объем, то частицам газа становится тесно, они чаще соударяются, увеличивается давление, а от большого числа соударений их скорость может увеличиваться, то есть может увеличиться температура.

Интуитивно пришли к зависимости трех макропараметров газа, которую вывел французский физик Б. Клапейрон

и (1)

(2)

Знание уравнения состояния очень важно при исследовании тепловых процессов. Это уравнение позволяет полностью или частично ответить на ряд вопросов:

  1. уравнение состояния позволяет определить одну из величин, характеризующих состояние, например температуру, если известны две другие величины.

  2. уравнение состояния позволяет определить, как протекают в системе различные процессы при определенных внешних условиях: например, как будет меняться давление газа, если увеличивать его объем при неизменной температуре, и т. д.

  3. зная уравнение состояния, можно определить, как меняется состояние системы, если она совершает работу или получает теплоту от окружающих тел.

В любом состоянии одной и той же порции газа величина   остается постоянной.

Д.И. Менделеев исследовал влияние изменения массы газы на макропараметры. Получил зависимость, которое носит название уравнение Менделеева-Клапейрона, оно же уравнение

(3)

Таким образом, для 1 моля идеального газа произведение давления на объем, отнесенное к абсолютной температуре есть величина постоянная для всех газов. Эта величина называется универсальной газовой постоянной



Последовательность выполнения работы:

  1. Заходим на платформу через ссылку: https://phet.colorado.edu/sims/html/gases-intro/latest/gases-intro_en.html (можно через любой гаджеты, не нужно регистрироватся).

  2. Откачиваем насос запуская в колбу газ.

  1. Даем определеную температура нагревание и измеряем барометром давление, термометром температур газа.

  2. Используя формулу (2) находим обьем этого газа при нагретом состоянии.

  1. Этот процесс нужно сделать при охлажденном состоянии газа и измеряем барометром давление, термометром температур газа.

  2. Результаты заносим в таблицу 1.

Таблица 1.

T (К)

P (Па)

V (v3)

Нагретом состоянии




Охлажденном состоянии




При изменном обьеме

Нагретом состоянии




Охлажденном состоянии






Контрольные вопросы:

  1. Что такое идеальный газ?

  2. Основное уравнение состояния идеального газа.

  3. Универсальная газовая постоянная и его физический смысл.




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ ЖИДКОСТЕЙ

Целью работы: является определение количество теплоты при нагревании и охлаждение жидкостейи сравнить их.

Приборы и принадлежности: термометры, жидкости (вода и масло), твердый предметы правильной формы (кирпич, железо), нагревательные котлы и платформа с ссылкой https://phet.colorado.edu/sims/html/energy-forms-and-changes/latest/energy-forms-and-changes_en.html




Краткое теоретическое введение

Количество теплоты-это энергия, которую получает или отдает система в процессе теплообмена. Обозначается символом Q, измеряется, как любая энергия, в Джоулях.

В результате различных процессов теплообмена энергия, которая передается, определяется по-своему.

Нагревание и охлаждение

Этот процесс характеризуется изменением температуры системы. Количество теплоты определяется по формуле

(1) или

Удельная теплоемкость вещества с измеряется количеством теплоты, которое необходимо для нагревания единицы массы данного вещества на 1К. Для нагревания 1кг стекла или 1кг воды требуется различное количество энергии. Удельная теплоемкость - известная, уже вычисленная для всех веществ величина, значение смотреть в физических таблицах.

Теплоемкость вещества С - это количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела без учета его массы на 1К.

(2)

Плавление и кристаллизация

Плавление - переход вещества из твердого состояния в жидкое. Обратный переход называется кристаллизацией.

Энергия, которая тратится на разрушение кристаллической решетки вещества, определяется по формуле

(3)



Удельная теплота плавления известная для каждого вещества величина, значение смотреть в физических таблицах.

Парообразование (испарение или кипение) и конденсация

Парообразование - это переход вещества из жидкого (твердого) состояния в газообразное. Обратный процесс называется конденсацией.

(4)

Удельная теплота парообразования известная для каждого вещества величина,значение смотреть в физических таблицах.

Горение

Количество теплоты, которое выделяется при сгорании вещества

(5)

Удельная теплота сгорания известная для каждого вещества величина, значение смотреть в физических таблицах.

Для замкнутой и адиабатически изолированной системы тел выполняется уравнение теплового баланса. Алгебраическая сумма количеств теплоты, отданных и полученных всеми телами, участвующим в теплообмене, равна нулю:

Q1+Q2+...+Qn=0 (6)





Последовательность выполнения работы:

  1. Заходим на платформу через ссылку: https://phet.colorado.edu/sims/html/energy-forms-and-changes/latest/energy-forms-and-changes_en.html (можно через любой гаджеты, не нужно регистрироватся).

  2. Определить по шкале мензурки обьемы жидкостей.

  3. Вычисляем по формуле плотности вещества массу тел.

  4. В котел ставим воду и масло изакладываем термометры.

  5. Измеряем температуру при нейтралном состоянии жидкостей.

  1. Ставим галочки чтобы увидеть процесс выхода энергии при испарение жидкостей.

  2. Начинаем нагревать котлы и измеряем температуру при выходе первой энергии молекул при испарении.



  1. Вычислить количество теплоты формулой (1) для нагревание и охлаждении.

  2. Охлаждая жидкости при понижении температуры, измеряем температуру жидкостей.

  1. На жидкость нужно положить твердые тела и измерить температуру жидкостей.

  2. Нагревая и охлождая жидкостей, измеряем температуру жидкостей.

  3. Используя формулу (1) и значения удельной теплоты этих предметов вычисляем количество теплоты.

  1. Результаты заносим в таблицу 1.





Таблица 1

вещество

с (Дж/К*моль)

V (м3)

m (кг)

t1 (С)

t2 (0С)

Q (Дж)

Масло







Вода







Масло с кирпичом







Вода с железом









Контрольные вопросы:

  1. Что такое количество теплоты?

  2. Что удельная теплоемкость вещества?

  3. Что такое теплоемкость вещества?

  4. Как называется явление: плавление, кристаллизация, парообразование, горение?

  5. Напишите формулы количество теплоты для этих явлений7

  6. Что такое теплообмен?

  7. Что такое теплобаланс и какому закону подчиняется?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!