СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение «Игры и творческие задания на уроках слушания музыки в ДМШ».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение «Игры и творческие задания на уроках слушания музыки в ДМШ». Разработка и планирование урока с игровыми и творческими элементами, для лучшего ознакомления с новыми темами.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение «Игры и творческие задания на уроках слушания музыки в ДМШ».»


муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Калининграда

«Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»













Методическое сообщение



«Игры и творческие задания на уроках слушания музыки в ДМШ».













Выполнила: Мауль Н. Н.

преподаватель теоретических дисциплин













г.Калининград 2023 г


Слушание музыки – интересный, яркий предмет в музыкальной школе. Именно с него начинается знакомство детей с классической музыкой. И как именно пройдет это знакомство зависит в первую очередь от учителя. Главная его задача – заинтересовать маленьких учеников тем необъятным богатством звуков, красок, которое таит в себе музыкальное искусство, расширить кругозор детей, привить им любовь к искусству.

Часто значение предмета слушание музыки преуменьшается: на первое место выдвигаются такие дисциплины, как специальность и сольфеджио. Казалось бы, слушание музыки, наряду с музыкальной литературой, занимает скромную третью позицию по своей значимости. Однако, следует сказать, что это далеко не так с точки зрения возможностей данного предмета для художественного развития ребенка. На уроках слушания музыки осуществляется не только само непосредственное «слушание музыки», но и происходит развитие образного мышления, фантазии, пополнение лексикона, развитие навыка правильного словесного выражения своих мыслей, расширение кругозора. При этом здесь же аккумулируются знания, полученные на других предметах музыкальной школы: идет постоянная связь с сольфеджио (касаемо ритма, размера, длительностей, интервалов, аккордов в музыкальном произведении), к специальности (ученик узнает историю и устройство своего инструмента, делает анализ пьес по специальности и т.д.).

Необходимо помнить, что слушание музыки – предмет для учеников младших классов: его посещают дети с 1 по 3 класс. Ученику 6-8 лет, конечно же, трудно понять, что такое мелодический рисунок, контраст, сложно запомнить труднопроизносимые фамилии композиторов или названия музыкальных инструментов. Но ведь цель учителя слушания музыки дать детям эти знания! Здесь на помощь педагогу приходит единственно верный способ: игровой. Для того, чтобы ученикам было комфортно, интересно, понятно, необходимо насыщать уроки музыкальными играми и творческими заданиями. Если правильно претворить это в жизнь, то ученики будут приходить на урок с радостью, будут выполнять домашние задания (разумеется, тоже интересные и творческие), будут правильно воспринимать и запоминать информацию, предлагаемую им на уроке учителем.

Вот некоторые примеры этих самых игр и интересных заданий на уроках слушания музыки.

Итак, начнем с музыкальных игр.

1. Игра «Музыкальное лото» – игра, которую любят все дети и обязательно просят в нее поиграть. Предназначена для учеников 1, 2 и 3 классов. Отличается, конечно же, по степени сложности. В эту игру можно включить разное: отгадывание композиторов и их произведений, музыкальные инструменты, средства музыкальной выразительности, портреты композиторов. Ученики разбиваются на три команды. Каждой выдается специальная табличка, разделенная на 6 частей. Во всех частях написано какое-либо слово (например, название музыкального произведения или имя композитора). В руках у учителя находится мешок, в котором помещены карточки с этими же словами. Учитель перемешивает содержимое мешка и вытаскивает карточки. Педагог задает ученикам вопрос, ответом на который будет служить слово на этой карточке. Например, вопрос к фамилии «Чайковский»: Кто написал «Детский альбом»? Если на карточке написано название музыкального произведения, то оно прослушивается – и, таким образом, определяется детьми. Ученики отгадывают, и те, у кого это слово есть на их табличке, получают карточку и помещают ее на аналогичное слово в табличке. Побеждает та команда, которая первой заполнит все шесть частей своей таблички.

Эта игра тренирует память детей, внимательность, вырабатывает навык работы в коллективе. На уроках дети стремятся как можно лучше запомнить звучание музыкальных произведений, зная, что потом они, возможно, будут включены в эту игру.

2.Игра «Угадай произведение по иллюстрации». Может проводиться в любом из младших классов ДМШ. Ученики по очереди подходят к учителю, берут любую картинку и угадывают, что на ней изображено – какое музыкальное произведение зашифровано. Если кабинет располагает компьютером или телевизором, можно показывать картинки на экране. Можно соревноваться на баллы – угадал произведение, получаешь балл. Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов. Победителю учитель в праве поставить отличную оценку – как человеку, знающему все пройденные произведения.

В этой игре тренируется память, образное и ассоциативное мышление. Проводится некая связь музыки и изобразительного искусства. Также на тренировку этих характеристик направлена и следующая игра, которая, как правило, проводится в 1 классе.

3.Игра «Собири ромашку». Дети должны правильно собрать лепестки ромашки по жанрам ,танцам и выразительным средствам музыки.

4. Игра «Запомни и выложи». Детям предлагается в течение некоторого небольшого отрезка времени запомнить в том порядке, котором есть, начала названий различных музыкальных произведений. Затем учитель раздает командам карточки с окончаниями названий произведений. Дети должны выложить их в том же порядке, что были и их начала. Когда все команды готовы, задание проверяется. Учитель читает начала, а дети по очереди – то что у них выложено. Если ученики выложили что-то не в том порядке, могут получиться довольно забавные сочетания: «Болезнь деревянных солдатиков», «Полет куклы» и т.д.

Игра направлена на развитие памяти и на приобретение опыта работы в команде.

5. Игра «Выбери слова». На столе раскладываются карточки, на которых написаны названия музыкальных произведений, фамилии, имена композиторов, названия циклов и т.д. Учитель по очереди обращается к ученикам и те должны в качестве ответа на вопрос найти нужную бумажку с правильным ответом. Необходимо следить за тем, чтобы другие ученики не подсказывали. Игра проводится для закрепления материала, для его повторения в необычной форме.

6. Игра «Музыкальная копилочка». Дети делают руками «копилочку» и «складывают» в неё слова. Нужно собрать как можно больше слов о характере музыки. Игра проводится в 1 классе, формирует умение передавать свое впечатление от музыкального произведения в словесной характеристике (эпитеты, сравнения).

7. Игра «Лови мяч». Игра проводится по кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который поймал, дает ответ. Игра проводится для проверки теоретических знаний (музыкальных терминов, средств музыкальной выразительности, жанров, формы, танцев и др.).

8. Игра «Загадка». Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Один из учеников придумывает загадку про один из изображенных инструментов. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Например, загадка: «Музыкальный инструмент который лучше всех может изобразить скорбь» Что это?


Теперь перейдем к заданиям, предлагаемым для учеников на уроках слушания музыки.

  1. Задание «Исправь ошибки» («Музыкальный редактор»). Ученики делятся на две команды. Каждой выдается листок с текстом о композиторе или музыкальном произведении – с ошибками. Дети должны внимательно прочитать текст, найти в нем все ошибки – исправить неправильное слово и написать правильное. Побеждает та команда, которая найдет и правильно исправит все ошибки.

Например: Петр Иванович Чайковский - знаменитый русский композитор. Написал много прекрасных произведений. Одно из них «Марш оловянных солдатиков». Она входит в его цикл «Времена года».

2.Задание «Помоги герою». Это задание предлагается в качестве домашней работы для учеников 1 класса. Ученику предлагается помочь героям сказки справиться с заданием: вспомнить, как звучало то или иное произведение, вспомнить, кто написал музыку и так далее.


3.Задание «Прослушай и нарисуй». Дети (особенно младшие школьники) любят рисовать. Вообще, рисунки возможны не только по таким очевидным темам, как «Снег танцует», но и по неожиданной теме — «Кульминация» (1 класс тема «Мелодический рисунок»). Удивительно, что дети могут столь остроумно и обобщенно отразить это явление в рисунках. (Пример «рисунка-кульминации»: изображение полусферы из солнышек (утро, полдень, вечер, ночь), где кульминацией является полдень; зарисовки распускание одного и того же цветка, где кульминацией является распустившийся цветок). Можно давать задания рисование к прослушанным произведениям. Например, героев оперы «Золотой петушок», к опере «Сказка о царе Салтане» «Три чуда», героев симфонической сказки «Петя и волк».

Кроме того, в третьем классе при прохождении темы «Музыкальные формы» можно использовать это задание как ключ к пониманию формы: сделать рисунок в виде трехчастной формы, в виде формы рондо или вариаций.

4.Задание «Кроссворд». Кроме всего перечисленного, очень нравится детям на уроках такое задание, как разгадывание кроссвордов. Очень любят дети сами составлять кроссворды по определенной теме. Дается такое задание после прохождения большой темы или в конце четверти («Выразительные средства», «Танцы», «Формы», «Жанры в музыке»).

5. Задание «Музыкальный путь» во многом схоже с музыкальной викториной, но проводится в более доступной, занимательной форме. Для задания ребята придумывают маршрут: например, сказочный город, чудесная поляна, таинственный лес. В этой игре обучающиеся «прокладывают» дорогу из угаданных названий музыкальных произведений к объекту. Кто больше вспомнил, услышал музыкальных произведений, у кого получилась длиннее дорога, тот и выигрывает.


6. Задание «Буквенная путаница». Из других интересных заданий – это поиск слов в квадрате из букв. Здесь могут быть спрятаны названия музыкальных произведений, инструментов, приемы скерцо, виды интонаций, выразительные средства, название танцев и др.


7.Задание «Собери слово». Нужно догадаться что зашифровано и написать слово правильно, при этом использовав все предложенные буквы. Дается это задание на закрепление названий танцев, выразительных средств, музыкальных инструментов, приемов развития, фамилий композиторов, помогает детям запомнить, как правильно писать слово.




Вот основные игры и задания, которые можно предложить детям на уроках слушания музыки. Как можно заметить, эти игры и задания направлены не только на закрепление музыкального материала, но и на тренировку и воспитание общих полезных навыков: на развитие памяти, творческих способностей, внимательности, усидчивости, на приобретение опыта работы в группе. Использование данных игр и заданий позволяет разнообразить и украсить урок, сделать его интересным для учеников.



Список литературы

  1. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ / Авт.-сост. О.А. Владимирова. – СПб: Композитор Санкт-Петербург, 2006

  2. Рабочая программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ /Авт.-сост. Г.А. Ушпикова. – СПб.: Союз, 2001

  3. Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие – М. Росмэн 2002


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!