СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Особенности работы углем"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение об особенностях работы с мягким материалом - углем. Виды угля. Тенхники и приемы работы углем

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Особенности работы углем"»


Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

Винзилинская детская школа искусств «Мечта»

Тюменского муниципального района













МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Особенности работы углем»















Выполнила:

Милованкина Наталья Сергеевна

преподаватель изобразительного искусства










п. Винзили

2020г.




Введение.


В художественной школе рисунок традиционно является одним из важнейших разделов образования. Он считается основой всех видов изобразительного искусства. Навыки и при­емы рисунка необходимы не только в живописных работах, но и при работе над композицией. Рисунок - это и самостоятельный вид искусства, со своей изобра­зительной техникой и технологией.

Художественные материалы, для занятий рисунком разнообразны, это как традиционный карандаш, так и соус, сангина, уголь, тушь, фломастер. Учащийся художественной школы должен ориен­тироваться в материалах, знать их специфику, уметь ими свободно пользоваться.

Основной материал на уроках рисунка - графитный карандаш. Он очень прост и удобен в работе. Но для него более характерна штриховая техника, тре­бующая четкости, ясности, твердости руки. При работе же углем, наоборот, подходит широкая жи­вописная манера, растирание помогает добиваться более разнообразных нюансов и передачи материальности.

Работа разнообразными мате­риалами позволяет более свобод­но, эмоционально относиться к заданию, восприни­мать натуру образно, раскрыть ин­дивидуальные особенности учаще­гося.

Освоение техники мягких материалов - это длитель­ный, последовательный процесс, главным результатом ко­торого становится не только владение техникой, но и значительное повышение интереса к рисунку, желание работать, постоянно совершенствоваться, доби­ваться профессионального роста

Цель: формирование знаний и умений при работе с мягким материалом.

Задачи:

Обучающая: познакомить с различными видами угля для рисования, научить основным приемам работы углем.
Развивающая: развить и закрепить навыки работы графическими материалами

Воспитательная: формирование стремления к творческой самостоятельности, выработка своей техники и стиля в работе с углем.


Ожидаемый результат: учащийся должен знать:

  • Основные виды угля для рисования

  • Каким видом угля для рисования лучше всего воспользоваться при выполнении той или иной работы

  • Уметь владеть основными приемами работы углем




1.Что такое уголь.

Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, отличается большими выразительными возможностями, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Им рисуют пейзажи, натюрморты и сюжетные композиции. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

2.Виды угля для рисования

  • Угольные палочки. Изготавливаются из ивовых, буковых или виноградных веточек, которые обжигают в герметичной печи под воздействием высокой температуры. При растушевывании, создании градиентных переходов, тонировании больших участков легче использовать мягкие виды угля, а при рисовании мелких деталей, четких линий – твердые.

  • Угольные карандаши. Тоже изготавливаются из древесины, но выглядят как графитовые карандаши, только с угольным грифелем внутри. Преимущества таких карандашей перед палочками заключаются в том, что от них не пачкаются руки и рисовать ими проще, особенно мелкие детали. А вот широкая штриховка с ними не удастся.

  • Прессованный уголь. В его производстве используется не цельное дерево, а угольная крошка и растительный клей, которые смешиваются и прессуются. Их выпускают и в виде палочек, и в виде карандашей. Они оставляют очень глубокие, насыщенные черные линии, которые сложно удалить с бумаги.



3.Дополнительные инструменты

Бумага, на которой лучше всего рисовать углем, должна быть шероховатой – гладкая поверхность не удержит частички материала, и он будет осыпаться. Существует специальная бумага для угля, но рисовать можно и на пастельной или акварельной. В крайнем случае, можно воспользоваться чертежной бумагой, если натереть лист наждаком.

Чем еще примечательна угольная графика: уголь довольно легко удаляется. При этом используется, например, ластик-клячка, тряпочка или даже мякиш хлеба. Угольный след останется, но этого будет достаточно, чтобы что-то подкорректировать. Однако если угольные полосы растирать, то на бумаге могут остаться темные пятна, поэтому и рисовать углем нужно, не касаясь рукой листа.

Картины углем следует обрабатывать сверху специальным средством – фиксативом-закрепителем, создающим на поверхности бумаги тонкую пленку, и работы можно хранить, не боясь, что уголь осыпется.

4.Техника рисования углем: главные особенности

Если вы только начинаете рисовать, то вам будет проще попробовать рисовать карандашами. Обычный графитовый карандаш позволяет изображать даже самые тонкие линии и детали, стирается обыкновенной резинкой, при хранении рисунки не надо дополнительно обрабатывать, и рисовать карандашом можно на самой обычной бумаге.

К угольной же графике, хоть она и осваивается быстрее, еще нужно суметь приноровиться. Рисуя, нужно постоянно следить за степенью нажима, по необходимости ее варьировать, и все время чередовать это с растушевкой определенных участков. Этим материалом редко прорисовывают прямые линии, он больше используется при тонировании, создании градиента.

При рисовании применяются свободные движения, от простого к сложному – сначала создается набросок композиции, который затем тщательно прорисовывается. Контролировать толщину штриховки при рисовании угольными палочками можно, меняя угол их наклона.

Кроме привычного метода рисования черным углем по светлой бумаге, существует обратный способ, когда лист полностью закрашивается, а «рисовать» по нему начинают с помощью ластика, вытирая угольные участки в нужных местах. Дополнительно может применяться белая пастель или мелки.

Углем можно работать двумя способами. Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя.

Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер- держатель.

В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заострены ми концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.







Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения предварительных упражнений, где ученики знакомятся с различными приёмами. Это могут быть упражне­ния на проведение линий, штриховки разными способами, растушевки, получение различных тонов, мягкого перехо­да между тонами и цветовыми оттенками. Натура должна подбираться таким образом, чтобы помочь ученикам в вы­боре необходимого приема, например, для передачи осо­бенностей меха плюшевой игрушки или оперения птицы в первом задании или же фактуры букета из сухих трав и ве­точек. Растения, вхо­дящие в букет, многообразны. Это могут быть травы в виде мягких метелочек, колючек, засохших соцветий и так да­лее.

После того, когда учащиеся поймут принцип и технику работы углём можно пробовать ставить несложные натюрморты, с разной материальностью предметов.



Особый интерес вызывают слож­ные тематические натюрморты. Учебное задание обретает художественно-образное восприятие. Ис­пользование угля или ретушного (угольного) карандаша намного обогащает такой рисунок. Технически уголь не сло­жен, удобен в работе, подвижен на бумаге, легко сти­рается. Можно рисовать линией и тоном, штриховать, можно растирать, прокладывая большие тональные отношения.

Новая, интересная по форме и материалу натура, привлекательна для ребят, но изображение её простым карандашом немного утомляет и притупляет первое свежее впечатление, уголь же в этом плане очень подвижный и интересный художественный материал.





















Список используемой литературы:


  1. Ростовцев И. П.. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985 г.

  2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976

  3. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск.: Титул; 1996г.

  4. Школа изобразительного искусства. Выпуск 2. Академия художеств СССР;1962 г.

  5. Ли. Н. Основы учебного академического рисунка. Эксмо, 2005

  6. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. Академии художеств СССР, 1963 г.

  7. Соловьёва Б. А. Искусство рисунка. М.: Искусство; 1989 г.

  8. Фотографии из личного архива














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!