СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Педагогические принципы Артура Шнабеля"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с основными принципами обучения игре на фортепиано А.Шнабеля.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Педагогические принципы Артура Шнабеля"»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Ивангородская ДШИ»







Методическое сообщение

«Педагогические принципы Артура Шнабеля»

Преподаватель фортепиано М.В. Зрянина























г. Ивангород

2023 год



С юных лет и на протяжении всей жизни Артур Шнабель занимался преподаванием. Он очень любил педагогическую работу, полагая, что она открывает перед артистом широкие возможности для творческого совершенствования. В течение нескольких десятилетий к нему приезжали учиться пианисты из разных стран мира, и нередко обращались за помощью опытные концертирующие музыканты.

Одновременное присутствие на занятиях всех своих подопечных А. Шнабель считал «наиболее действенным методом педагогики высшего класса». Преподавание А.Шнабеля затрагивало самые различные области культуры. Формы и методы, которые использовал Шнабель, предполагали определенную профессиональную зрелость учащихся и довольно высокий уровень их интеллектуального развития. То, что говорил и демонстрировал Шнабель, представляло собой целостную систему. Важнейшим он считал духовное развитие учеников и формирования у них творческого начала.

С предубеждением относился к чрезмерно длительным занятиям одной лишь фортепианной игрой и рекомендовал больше заниматься чтением партитур, анализом музыкальных форм, гармонией и обязательно сочинять.

Шнабель полагал, что музыканту в первую очередь следует опасаться автоматизации, стандартизации процесса работы. Он объяснял ученикам, что заниматься на рояле – это означает, по его мнению, провести день за инструментом в спокойствии и ясности.

Очень большое внимание Шнабель уделял развитию у ученика умения сосредоточиться – как в процессе домашней работы за инструментом, так и во время исполнения на эстраде. Концентрация музыканта при публичном выступлении должна быть настолько высокой. Чтобы все произведение в целом могло быть охвачено внутренним слухом перед игрой. Он отмечал, что хороший исполнитель всегда слышит произведение дважды: вначале предвосхищая свое исполнение, а затем при восприятии собственной игры.

Шнабель настойчиво рекомендовал своим учащимся избегать всего, что могло бы в процессе занятия отвлечь от непосредственного восприятия музыки. Природная склонность Шнабеля к художественной образности высказываний оказалась чрезвычайно плодотворной в его педагогической работе. Объяснения отличались краткостью, ясности мысли, богатством языка. На занятиях он любил проводить интересные литературные параллели, несколькими словами передавая основной характер произведения. Вот как он определял различия между композиторскими стилями: « Моцарт – сад; Шуберт – лес на солнце и в тени; Бетховен – горный кряж».

Артур Шнабель не имел опыта обучения начинающих, но его высказывания о детской педагогике глубоки и точны. Он подчеркивал, что занятия с детьми должны проходить в такой атмосфере, чтобы ребенок испытывал радость творчества с самых первых шагов занятий на инструменте. «Будь я диктатор, я изъял бы из словаря термин «упражнение» и заменил бы его «музицированием», - подчеркивал Шнабель.

Артур Шнабель питал большое доверие к музыкальным склонностям своих учеников и к их возможностям. Поэтому он прекращал занятия, как только ученик достигал определенной творческой зрелости. Главным в педагогической работе считал развитие самостоятельности ученика, развитие его воображения и восприимчивости.

Основная задача учителя – сформировать предмет желаний ученика, помочь определить ему ту цель, к которой ученик должен стремиться.

Шнабель- педагог постоянно напоминал ученикам, что они должны иметь ясное представление о музыкальных стилях, о специфике и своеобразии языка композитора, произведение которого изучают.

Репертуар, который Шнабель проходил с учениками был весьма обширен. Ученик сам всегда выбирал произведение, которое он приносил на урок. Большое внимание Шнабель уделял изучению авторского текста. Основным правилом прочтения текста он считал беспристрастность, а также «неослабевающее любопытство».

Особое внимание он уделял точному соблюдению продолжительности звучания нот, не допускал тут ни малейшей небрежности. Особенно тщательно он работал с моцартовским текстом, где, по его мнению, многие пианисты имеют склонность передерживать басовые ноты и сокращать мелодические в конце фраз.

Работая над фразировкой, Шнабель нередко предлагал учащимся представлять определенные эпизоды как бы написанными в другом размере. Основная цель подобного рода работы - избежать прямолинейного акцентирования при исполнении мелодической линии. Особенно тщательно Шнабель работал с учениками над исполнением первых тактов пьесы. В частности, он категорически запрещал делать акцент на первом звуке:» Нельзя начинать с остановки»,- говорил он. Шнабель считал, что от точного ритмического произнесения первой фразы в очень большой степени зависит установление исполнительского темпа.

Особое внимание Шнабель обращал на гармонический язык произведения. В процессе работы он предлагал гармонизовать отдельные эпизоды, не гармонизированные композитором, с целью уяснения логики их гармонического строения. Шнабель считал, что постичь структурную и красочную роль гармонических функций, необходимо рассматривать их изолированно от мелодических и ритмических закономерностей музыки. Особенно подробно анализировал гармоническую структуру кадансов, секвенций, хроматических последовательностей и длительных модуляций.

Очень большое значение Шнабель - педагог уделял проблемам архитектоники. Он разъяснял ученикам логику внутренних связей, объединяющих фразы, разделы, а также стремился выявить средства и процессы, способствующие расчленению материала.

Особое место на уроках Артура Шнабеля занимала работа над звукоизвлечением. Он высоко ценил качество нейтральности, присущее фортепианному звуку. Именно за это качество Шнабель предпочитал рояли фирмы Бехштейн.

Шнабель – педагог сравнительно мало работал с учениками над разрешением технических задач. Сам он обладал природной пианистической одаренностью и с легкостью преодолевал сложнейшие технические трудности без продолжительных тренировок.

Шнабель хвалил учеников, когда они предпринимали рискованные в техническом плане шаги. «Долой безопасность!» - говорил он. Шнабель нередко обсуждал с учениками вопросы, касающиеся рационализации технической работы, поисков наиболее эффективных путей преодоления трудностей, говорил о необходимости контроля исполнителя над технической стороной исполнения. Он говорил, что исполнитель, вырабатывая свою технику, должен в первую очередь исходить из идей, которые требуют выражения,- лишь таким путем можно добиться подлинно индивидуального исполнительского мастерства. Шнабель трактовал понятие «техника» широко: он включал в него весь арсенал пианистической выразительности. Так, например, он советовал ученикам научится исполнять темы баховских фуг целиком легато, нон легато, стаккато,считая это частью технической рабоы.

Очень большое значение Шнабель придавал умению пианиста мышечно расслабляться. «Ощущение физического покоя – самое главное для пианиста»,- отмечал он. Шнабель считал, что залогом органичного и выразительного исполнения является разнообразие и свобода движений, которые должны быть столь же естественны, как сама музыка.

Шнабель был противником так называемой «весовой» игры и советовал ученикам избегать движений, направленных непосредственно вниз, предпочитая движения, направленные вперед и вверх. Посадка его за фортепиано была своеобразной: он сидел сравнительно низко и на довольно большом расстоянии от инструмента; даже при публичных выступлениях Шнабель предпочитал стул со спинкой. Он предпочитал тесный контакт пальцев с клавиатурой, даже при полнозвучном фортиссимо его руки почти не поднимались над инструментом. Жесты были весьма экспрессивны.

В методах технической работы никогда не было ничего механического, они носили творческий характер. Он возражал против разучивания быстрых пассажей в медленном темпе, против игры каждой рукой отдельно и никогда не проходил с учениками инструктивных этюдов, считая это неэкономичной тратой времени. « Они слишком легки,- говорил он,- одни и те же трудности встречаются в них постоянно, тогда как в концерте Моцарта мы сталкиваемся с различными типами технических трудностей в одном только такте и всегда можем иметь счастье поработать над ними». Интересен тот факт, что в процессе работы Шнабель сочинил целую серию фортепианных упражнений. 36 из них были записаны во время занятий одним из его учеников. Упражнения Шнабеля отнюдь не тренировочны, они направлены на развитие слуховых представлений и предусматривают выполнение весьма сложных артикуляционных, динамических, ритмических и звуковых задач.

Известно, что Шнабель был непревзойденным исполнителем трелей. Шнабель объяснял, что прежде всего необходимо воспринимать трель как вибрацию одного звука. Руки при игре трели он рекомендовал держать выше, несколько фиксируя запястье и локоть, вибрацию ощущать во всей руке, начина от предплечья, избегая применения соседних пальцев.

Педагогические установки Артура Шнабеля, направленные на развитие подлинного мастерства и артистизма, совершенствовались на протяжении всего его творческого пути. Неслучайно он говорил, что преподавание музыки – лучший способ ее изучения.



Используемая литература:

М. Смирнова – «Артур Шнабель» издательство «Музыка» 1979 год,

г. Ленинград




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!