СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методической разработке учебного занятия по теме: «Строение и свойства клетки. Понятие о тканях. Виды тканей».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке учебного занятия по теме: «Строение и свойства клетки. Понятие о тканях. Виды тканей», приводятся изложения методов цитологического и гистологического исследований, основных положений клеточной теории, строение и функций компонентов клеток и способов клеточного деления.

Материал методической разработке по данной теме, предназначенный для изучения анатомии человека студентами 1 и 2 курса дневного по специальности 49.02.01 Физическая культура.

Просмотр содержимого документа
«Методической разработке учебного занятия по теме: «Строение и свойства клетки. Понятие о тканях. Виды тканей».»


ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

(ОП «МПК ЛГПУ»)










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


по учебные дисциплины: ОП.03 АНАТОМИЯ


Раздел: «КЛЕТОЧНВЯ ТЕОРИЯ И ГИСТОЛОГИЯ»


Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»






С оставила преподаватель:

Ардашникова Анастасия Сергеевна















Луганск, 2022 г.

В методической разработке учебного занятия по теме: «Строение и свойства клетки. Понятие о тканях. Виды тканей», приводятся изложения методов цитологического и гистологического исследований, основных положений клеточной теории, строение и функций компонентов клеток и способов клеточного деления.

Материал методической разработке по данной теме, предназначенный для изучения анатомии человека студентами 1 и 2 курса дневного по специальности 49.02.01 Физическая культура.


Разработал преподаватель анатомии и физиологии человека Ардашникова Анастасия Сергеевна





























СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


4

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


5


8

  1. план занятия


  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ




17

  1. сПИСОК лИТЕРАТУРЫ


21

  1. приложения

22


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная методическая разработка составлена в соответствии Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики специальности 49.02.01 Физическая культура, общепрофессиональной учебной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена ОП.03 Анатомия.

Методическая разработка предназначена для организации и проведения теоретического занятия.

В помощь обучающимся в методической разработке дается теоретический материал, оснащенный иллюстрациями, который необходим для успешного освоения материала по разделу «Клеточная теория и гистология», а также представлено тренировочное тестирование по основным разделам темы. В конце пособия в приложении представлены эталоны ответов. Данная тема методической разработки включает в себя наглядные пособия в виде мультимедийной-презентации, а также ознакомление обучающихся с микроскопом и гистологическими препаратами тканей.

Материал сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его частей, их связь между собой. Все вышеизложенное дает студенту целостное представление об клетке и тканях человека.

Информация теоретического занятия существенно облегчает самостоятельную подготовку обучающегося, поскольку оно содержит не только информацию по основным разделам анатомии, но и методы самопроверки, включая тестирование по теме.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: «Строение и свойства клетки. Понятие о тканях. Виды тканей».

Тип учебного занятия: комбинированное

Место проведения: кабинет биологии

Продолжительность проведения занятия: 1 час 20 минут

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия.

Цели занятия:

1.Учебная.

Студент должен знать:

-строение клетки;

-свойства клетки;

- понятие о тканях;

- виды тканей.

Студент должен иметь представление о:

- классификации тканей;

- местоположении их в организме;

-законах распределения тканей в организме.

Студент должен уметь:

-показывать на таблицах, плакатах, муляжах строение клетки отдельные компоненты клетки, виды тканей;

-пользоваться медицинской терминологией;

2. Развивающая.

Студент должен понимать, что:

-клетка - элементарная живая система, основа строения и развития всех животных и растений, без которой невозможно представить целостность организма;

-ткань — система клеток и межклеточного вещества, объединенных общим происхождением, строением и выполняемыми функциями;

-клетки объединяются в ткани, из тканей состоят органы человека.

3. Воспитательная.

Прививать у студентов:

-ответственное отношение к учебе.

Оборудование:

1.Таблицы: «Строение клетки», «Виды тканей».

2.Раздаточный материал (тестовые задания).

3.Мультимедиа-презентация.

4.Микроскоп, гистологические препараты тканей.

Межпредметные связи:

1.Биология – «Строение и свойства клетки», «Виды тканей».

2. Анатомия – «Ткани. Понятие об органе и системе органов».

3.Возрастная анатомия, физиология и гигиена – «Организм как целое. Единство организма и среды».

Внутрипредметные связи:

1.«Основы гистологии. Эпителиальная ткань – особенности, разновидности, расположение в организме, функции».

2.«Соединительная ткань – особенности, разновидности, расположение в организме».

3.«Нервная и мышечная ткани. Разновидности, расположение в организме».

Структура занятия:

1.Организационный момент

2.Контроль знаний

-определение анатомии;

-определение физиологии;

-методы анатомии;

-методы физиологии;

-значение анатомии и физиологии в медицине

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Домашнее задание




















































ПЛАН ЗАНЯТИЯ



  1. Понятие «цитология» и «гистология». Определение клетки.

  2. История открытия клетки

  3. Состав клетки.

  4. Основные компоненты клетки.

  5. Органоиды клетки.

  6. Межклеточное вещество.

  7. Свойства и функции клетки.

  8. Определение ткани.

  9. Виды тканей.


Гистология — это наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов. Ткани являются составной частью органов и состоят из клеток и неклеточных структур. Поэтому в гистологию входят цитология (учение о клетке), общая гистология (учение о тканях) и частная гистология (учение о микроскопическом строении органов). Гистология включает в себя и раздел о внутриутробном развитии организма — эмбриологию.

Цитология - наука о закономерностях строения, развития и жизнедеятельности клетки. В последние годы широкое распространение получил близкий по смыслу термин «биология клетки», который особенно часто используют в тех случаях, когда речь идет об изучении фундаментальных закономерностей жизнедеятельности клетки. Термин «цитология» стал использоваться более ограниченно для обозначения прикладных, в частности, диагностических исследований клеточного материала. В отечественной научной и учебной литературе термин «цитология» часто используется в обоих указанных значениях. Цитологию подразделяют на общую и частную. 

Общая цитология изучает наиболее общие структурно-функциональные свойства, присущие всем клеткам организма. Как правило, ее изучение предшествует освоению курса гистологии. 

Частная цитология рассматривает специфические характеристики клеток конкретных тканей и органов, обусловленные особенностями их развития, жизнедеятельности и выполняемых функций. Обычно изучение вопросов частной цитологии включено в материал соответствующих разделов частной гистологии.

Клетка (cellula) — элементарная единица живого организма, обладающая способностью к обмену веществ с окружающей средой и передаче генетической информации при размножении. Клетки специфичны для каждого вида. Они чрезвычайно разнообразны по строению, форме и размерам. Самая крупная клетка — яйцеклетка, достигающая 0,2 мм в диаметре, самая маленькая — лимфоцит (размером 5 мкм).

Впервые название "клетка" в 1665 г. применил в Англии Роберт Гук который, рассматривая тонкий срез пробки с помощью сконструированного им микроскопа, увидел, что пробка состоит из ячеек. Впервые под микроскопом некоторые клетки животных организмов рассмотрел А. Левенгук (1674). Однако уровень знаний о клетке, достигнутый в XVII веке, существенно не изменился до начала XIX века.

Немецкий ботаник М. Шлейден в 1838 г. сделал важный вывод о клеточной организации растений. Зоолог Т. Шванн на основе уже многочисленных знаний о клетке в 1839 г. впервые сформулировал клеточную теорию: клетка представляет основную единицу строения всех живых организмов, клетки животных и растений сходны по своему строению, вне клетки нет жизни.

Клетки существуют как самостоятельные организмы (например, простейшие, бактерии), так и в составе многоклеточных организмов, в которых имеются половые клетки, служащие для размножения, и клетки тела (соматические), различные по строению и функциям (например, нервные, костные, секреторные и др.).

Размеры клеток человека находятся в диапазоне от 7 мкм (лимфоциты) до 200-500 мкм (женская яйцеклетка, гладкие миоциты). В теле человека имеется большое количество клеток: от 2х1012 до 1014.

В состав любой клетки входят белки, жиры, углеводы, нуклеино­вые кислоты, АТФ, минеральные соли и вода. Из неорганических веществ в клетке содержится больше всего воды (70-80%), из органических - белков (10-20%).

Основными частями клетки являются: ядро, цитоплазма, клеточная оболочка (цитолемма). Более подробно структура клетки представлена на схеме.



КЛЕТКА





КЛЕТОЧНАЯ ОБОЛОЧКА (ЦИТОЛЕММА)


ЦИТОПЛАЗМА

  • гиалоплазма

  • органеллы (органоиды):

-Эндоплазматическая сеть

-Комплекс Гольджи

-Клеточный центр

-Митохондрии

-Лизосомы

-Специального назначения

-Включения

ЯДРО

  • - нуклеоплазма

  • - 1-2 ядрышка

  • - хроматин











Табл. 1. Структура клетки

Ядро клетки находится в цитоплазме и отграничено от нее ядерной оболочкой - нуклеолеммой. Оно служит местом сосредоточения генов, основным химическим веществом которых является ДНК. Ядро регулирует формообразовательные процессы клетки и все ее жизненные отправления. Нуклеоплазма обеспечивает взаимодействие различных ядерных структур, ядрышки участвуют в синтезе клеточных белков и некоторых ферментов, хроматин содержит хромосомы с генами - носителями наследственности.

Гиалоплазма (греч. hyalos - стекло) - основная плазма цитоплазмы, является истинной внутренней средой клетки. Она объединяет все клеточные структуры (ядро, органеллы, включения) и обеспечивает химическое взаимодействие их друг с другом.

Органеллы (органоиды) - это постоянные структуры цитоплазмы, выполняющие в клетке определенные функции.

К ним относятся:

1) эндоплазматическая сеть - система разветвленных каналов полостей, образованная двойными мембранами, связанными клеточной оболочкой. На стенках каналов имеются мельчайшие тельца - рибосомы, являющиеся центрами синтеза белка;

  1. комплекс Гольджи, или внутренний сетчатый аппарат, - имеет вид сетки и содержит вакуоли разной величины (лат. «vacuum» - пустой). Участвует в выделительной функции клеток и в образовании лизосом;

  2. клеточный центр - цитоцентр состоит из шаровидного плотного тела - центросферы, внутри которого лежат 2 плотных тельца - центриоли, связанные между собой перемычкой. Располагается ближе к ядру, принимает участие в делении клетки, обеспечивая равномерное распределение хромосом между дочерними клетками;

  3. митохондрии (греч. mitos - нить, chondros - зерно) имеют вид зернышек, палочек, нитей. В них осуществляется синтез АТФ ("силовая станция" клетки);

  4. лизосомы - пузырьки, заполненные ферментами, которые регулируют обменные процессы в клетке и обладают пищеварительной (фагоцитарной) активностью. Лизосомы нередко называют "дворниками" клетки, так как с их помощью уничтожаются старые или поврежденные клеточные компоненты;

  5. органеллы специального назначения: миофибриллы, нейрофибриллы, тонофибриллы, реснички, ворсинки, жгутики, выполняющие специфическую функцию клетки.

Цитоплазматические включения - это непостоянные образования в виде гранул, капель и вакуолей, содержащих белки, жиры, углеводы, пигмент и другие вещества.

Клеточная оболочка - цитолемма, или плазмолемма, покрывает клетку с поверхности и отделяет ее от окружающей среды. Является полупроницаемой и регулирует поступление веществ в клетку и выход их из нее.

Межклеточное вещество находится между клетками. В одних тканях оно жидкое (например, в крови), а в других состоит из аморфного (бесструктурного) вещества.

Любая живая клетка обладает следующими основными свойствами:

1) обменом веществ, или метаболизмом (главное жизненное свойство);

  1. чувствительностью (раздражимостью);

  2. способностью к размножению (самовоспроизведению);

  1. способностью к росту, т.е. увеличению размеров и объема клеточных структур и самой клетки;

  2. способностью к развитию, т.е. приобретению клеткой специфических функций;

  1. секрецией, т.е. выделением различных веществ;

  2. передвижением (лейкоциты, гистиоциты, сперматозоиды);
    8) фагоцитозом (лейкоциты, макрофаги и др.).

Функции клетки

Функции специализированных органелл (микроворсинок, ресничек, жгутиков, миофибрилл, микротрубочек) зависят от физиологического назначения того или иного органа. Например, микроворсинки эпителия тонкой кишки участвуют в процессе всасывания питательных веществ.

Функции клетки как части многоклеточного организма заключаются в обмене веществ с окружающей средой. Клетки усваивают и расщепляют питательные вещества большей частью в аэробных условиях, с помощью кислорода (окислительное фосфорилирование в митохондриях),

иногда в анаэробных условиях. В результате затрачивается и вновь образуется энергия, которая накапливается в высокоэнергетических фосфорных соединениях (в основном в АТФ).

Они обладают раздражимостью, проявляемой, например, в двигательных реакциях лейкоцитов, сперматозоидов, мерцательного эпителия. Возбудимыми называют клетки, в которых процесс возбуждения сопровождается какими-либо признаками. При этом мышечные клетки способны сокращаться. Нервные клетки вырабатывают очень слабый электрический переменный ток (нервные импульсы, биотоки). Железистые клетки выделяют секреты.

Структуры клетки находятся в динамическом равновесии. Плазматическая мембрана и органеллы находятся в непрерывном движении и постоянной перестройке. Взаимодействие клеток между собой и внешней средой — необходимое условие для поддержания жизнедеятельности организма.

Рост и развитие организма осуществляются благодаря размножению клеток и их дифференцировке (специализации). В процессе размножения постоянно обновляются клетки эпителия и соединительной ткани.

Нейроны и миокардиоциты взрослого человека как высокоспециализированные клетки в значительной степени утратили способность к делению в обычных условиях. Различают прямое, непрямое и редукционное деление клетки.

Непрямое деление (митоз) состоит из нескольких фаз, сопровождающихся сложной перестройкой клетки.

Прямое деление (амитоз) встречается редко (в патологии, у стареющих клеток) и заключается в разделении клетки и её ядра на две части.

Мейоз редукционное деление половых клеток. Этот процесс сопровождается сложными превращениями и редукцией хромосом. В результате каждая половая клетка содержит половинный набор хромосом. Время от одного деления клетки в организме до другого называют жизненным циклом клетки. Регуляция клеточных функций осуществляется ядром, а также изменением мембранного потенциала с помощью гормонов, антигенов, медиаторов и других биологически активных веществ, выделяемых специализированными клетками (например, при повреждении или иммунной реакции тучные клетки выделяют гистамин).

Деление клеток:

-непрямое (митоз)

-прямое (амитоз)

-мейоз (образование половых клеток)

Митоз ­ выделяют 4 фазы:

-профаза

-метафаза

-анафаза

-телофаза

Профаза ­ характеризуется формированием в ядре хромосом. Клеточный центр увеличивается, центриоли удаляются друг от друга. Исчезают ядрышки.

Метафаза ­ расщепление хромосом, исчезновение ядерной оболочки. Клеточный центр образует веретено деления.

Анафаза ­ дочерние хромосомы возникшие при расщеплении материнских, расходятся к полюсам.

Телофаза ­ формируются дочерние ядра и происходит деление тела клетки, путем истончения центральной части.

Амитоз ­ начинается с деления ядрышек путем перегруппировки, затем идет деление цитоплазмы. В некотором случае деление цитоплазмы не происходит. Образуются ядерные клетки.

Ткань - это система клеток, сходная по происхождению, строению и функциям. В состав тканей входят также тканевая жидкость и продукты жизнедеятельности клеток. Учение о тканях называется гистологией (греч. histos - ткань, logos - учение, наука).

Морфологически ткани построены из клеток и межклеточного вещества. Все большое разнообразие тканей организма человека и животных может быть условно сведено к четырем тканевым группам:

1) пограничные ткани, или эпителии (epi, греч. — на, téla, лат. — ткань, тонкая, как паутина);

2) ткани внутренней среды организма, или соединительные;

3) мышечные ткани;

4) нервная ткань.

Пограничные, или эпителиальные, ткани располагаются на поверхностях, граничащих с внешней средой (эпителии кожного типа), а также выстилают стенки полых органов (эпителии кишечного типа) и замкнутых полостей тела. Эпителий, выстилающий сосуды изнутри, называется эндотелием.

Комплексы эпителиальных клеток в форме трубок, мешочков и других структур образуют железы (железистый эпителий). Основные функции эпителиев — покровная и секреторная.

Ткани внутренней среды, или соединительные. Они не имеют прямой связи с внешней средой, очень различны по своим свойствам и объединены в одну группу на основе общей функции (определяющей и главные признаки строения) — поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). В ходе эволюции позвоночных ткани внутренней среды развивались в разных направлениях: одна подгруппа стала выполнять трофическую и защитную функции (жидкие ткани — кровь и лимфа и кроветворные ткани), другая — функцию опоры (волокнистая соединительная, хрящевая и костная ткани). Детализацию такой классификации можно продолжить. Так, хрящевая ткань по характеру промежуточного вещества бывает гиалиновая, или стекловидная, волокнистая, или фиброзная, и эластическая, содержащая сеть эластических волокон. Костная ткань — самая твердая и крепкая (после эмали зуба) ткань во всем организме, во много раз превосходящая по прочности железо и гранит. Этими свойствами она обязана промежуточному веществу, пропитанному солями извести.

Мышечные ткани. Объединяются по функциональному признаку — способности сокращаться. Сократимые элементы развиваются из нескольких источников и имеют различное строение.

Неисчерченная (гладкая) мышечная ткань, содержащаяся в стенке кишечника, мочеотводящих путей и т. д., — непроизвольная, медленно сокращается, состоит из веретеновидных клеток, внутри имеющих тонкие нити — миофиламенты. Скелетная (исчерченная, поперечно-полосатая) мышечная ткань подчиняется воле человека, состоит из длинных (до 10–12 см) волокон, имеющих в поперечнике всего 10–15 мкм. Внутри волокон тоже имеются специфические элементы в виде поперечно-полосатых миофибрилл. Скорость сокращения их велика. Сердечная исчерченная мышечная ткань состоит из клеток, которые содержат поперечно-полосатые фибриллы, по расположению и деталям строения отличающиеся от фибрилл скелетных мышечных волокон. Отличие заключается также и в том, что сердечная мышца не подчиняется нашей воле и работает, не переставая, от первого в жизни сокращения до последнего.

Отдельным видом мышечной ткани являются клетки мышцы, суживающей и расширяющей зрачок. К ним примыкают мышечно-эпителиальные клетки в концевых отделах потовых, грудных и слюнных желез.

Нервная ткань. Она представлена нервными клетками и вспомогательными элементами — нейроглией, или, короче, глией (gliá, греч. — клей).

Нервные клетки снабжены отростками двоякого рода. Одни отростки несут раздражение от воспринимающих аппаратов к телу клетки и древовидно ветвятся, почему и называются дендритами (déndron, греч. — дерево).

Другие отростки отходят по одному от тела клетки и проводят нервный импульс от нее на эффекторную клетку, производящую эффект какого-либо действия. Этот отросток называется нейритом, он тянется на большое расстояние, иногда больше 1 м, и составляет осевой цилиндр нервного волокна, отчего его называют также аксоном (áxis, лат. — ось).

Аксон покрыт оболочкой, состоящей из особых клеток нейроглии. В зависимости от деталей строения различают белые (миелиновые) волокна и серые (безмиелиновые) волокна. Нервная клетка со всеми отростками и их конечными разветвлениями называется нейроном (néuron, греч. — нерв), или нейроцитом. Основные свойства нервной ткани — раздражимость и проводимость.

Особое место в организме человека занимает кровь и лимфа - жидкая ткань, выполняющая дыхательную, трофическую и защитную функции.

В организме все ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована.

Клеточные и неклеточные элементы тканей в процессе жизнедеятельности изнашиваются и отмирают (физиологическая дегенерация) и восстанавливаются (физиологическая регенерация). При повреждении тканей происходит также их восстановление (репаративная регенерация). Однако не у всех тканей этот процесс протекает одинаково. Эпителиальная, соединительная, гладкая мышечная ткань и клетки крови регенерируют хорошо. Поперечнополосатая мышечная ткань восстанавливается лишь при определенных условиях. В нервно ткани восстанавливаются только нервные волокна. Деление нервных клеток в организме взрослого человека не установлено.






ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ


Тема: «Строение и свойства клетки. Понятие о тканях. Виды тканей.»

Вариант 1

1.Клетка состоит из:

1)органоидов и мембран; 2)органов и полостей;

3)органов и межклеточного вещества; 4)клеток и межклеточного вещества.

2.Клетку изучает наука:

1)эмбриология; 2)гистология; 3)цитология; 4)гигиена.

3.Главная часть клетки, которая отвечает за хранение и передачу наследственной информации:

1) цитоплазма; 2)митохондрия; 3)ядро; 4)эндоплазматическая сеть.

4.В лизосомах, в отличии от митохондрий не происходит:

1)синтез молекулы АТФ; 2)расщепление органических веществ;

3)гидролиз белков до аминокислот; 4)расщепление ДНК.

5.Клеточный органоид, содержащий молекулу ДНК:

1)рибосома; 2)хлоропласт; 3)клеточный центр; 4)комплекс Гольджи.

6.Какие функции выполняет комплекс Гольджи:

1)синтезирует органические вещества из неорганических;

2)расщепляет биополимеры до мономерв;

3)накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке;

4)осуществляет сборку компонентов клеточной мембраны;

5)окисляет органические вещества до неорганических;

6)участвует в образовании лизосом.

7.Чем лизосомы отличаются от митохондрий?

1)имеют наружную и внутреннюю мембраны;

2)имеют многочисленные выросты-кристы;

3)участвуют в процессе освобождения энергии;

4)в них пировиноградная кислота окисляется до углекислого газа и воды;

5)в них биополимеры расщепляются до мономеров;

6)участвуют в обмене веществ.

8.Соединительная ткань:

1)образована клетками с длинными отростками;

2)образована плотно прилегающими друг к другу клетками;

3)имеет сильно развитое межклеточное вещество;

4)состоит из мышечных волокон.

9.Ткань состоящая из плотно прилегающих друг к другу клеток:

1)эпителиальная; 2)соединительная;

3)мышечная; 4) нервная.

10.Выберите три верных ответа. Видами соединительной ткани являются:

1)гладкая; 2)костная; 3)жировая;

4)мерцательная; 5)хрящевая; 6)поперечно-полосатая.


Вариант 2


1.Ткань состоит из:

1)органоидов и мембран; 2)органов и полостей;

3)органов и межклеточного вещества; 4)клеток и межклеточного вещества.

2.Ткань изучает наука:

1)эмбриология; 2)гистология; 3)цитология; 4)гигиена.

3.Функцию передвижения веществ, установление связи между органоидами в клетке выполняет:

1) ядро; 2)комплекс Гольджи; 3)цитоплазма; 4)плазматическая мембранна.

4.Ядро клетки отделено от цитоплазмы:

1)клеточной стенкой; 2)клеточной мембранной;

3)ядерной мембранной; 4)вакуолью.

5.Формирование лизосом происходит в:

1)комплекс Гольджи; 2)митохондриях;

3)клеточный центр; 4)эндоплазматическая сеть.

6.Какую функцию в клетке выполняет ядро?

1)осуществляет синтез углеводов;

2)регулирует процессы жизнедеятельности;

3)устанавливает связь между органоидами;

4)осуществляет связь одной клетки с другими;

7. Какие функции в клетке выполняет плазматическая мембрана?

1)придает клетке жесткую форму;

2)отграничивает цитоплазму от окружающей среды;

3)служит матрицей для синтеза рРНК;

4)обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул;

5)обеспечивает передвижение веществ в клетке;

6)участвует в поглощении веществ клеткой.

8.Эпителиальная ткань:

1)образована клетками с длинными отростками;

2)образована плотно прилегающими друг к другу клетками;

3)имеет сильно развитое межклеточное вещество;

4)состоит из мышечных волокон.

9.Нервная ткань:

1)образована клетками с длинными отростками;

2)образована плотно прилегающими друг к другу клетками;

3)имеет сильно развитое межклеточное вещество;

4)состоит из мышечных волокон.

10.Выберите три верных ответа. Видами мышечной ткани являются:

1)гладкая; 2)костная; 3)жировая;

4)поперечно-полосатая сердечная; 5)хрящевая; 6)поперечно-полосатая.

Ключ к тестированию:

Вариант 1

Вариант 2

1) 1 6) 4

2) 3 7) 2

3) 3 8) 3

4) 2 9) 4

5) 2 10) 2,3,5

1) 4 6) 2

2) 2 7) 1

3) 3 8) 2

4) 3 9) 1

5) 1 10) 1,4,6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература:

1.Липченко В.Я. «Атлас нормальной анатомии человека» - М., 2012.

2.Самусев Р.П. «Анатомия человека» - М., 2011 и 2014.

3.Судаков К.В. «Физиология. Основы и функциональные системы» - М., 2013.

4.Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека» - Ростов-на-Дону, 2014.

5.Агаджанян Н.А., Телль Л.З. и соавт. «Физиология человека» - Н.Новгород, 2013


Дополнительная литература:

6.Сапин М.Р. «Анатомия человека» В 2 томах, - М., 2012

7.Борисович А.И. «Словарь терминов и понятий по анатомии человека».

8.Брин В.Б. «Физиология человека в схемах и таблицах» - Ростов-на-Дону, 2010.

9.Егоров И.В. «Клиническая анатомия человека» - Ростов-на-Дону, 2012.

10.Сапин М.Р., Билич Г.Л. «Анатомия человека» - М. 2013

11.Синельников Р.Д. «Атлас анатомии человека» в 3 томах, М., 2010

12.Фениш Х. «Карманный атлас анатомии человека» - Минск, 2012.












ПРИЛОЖЕНИЕ













Рис 1. Строение клетки и клеточные органеллы














Рис 2. Разнообразие клеток человека

Рис 3. Деление клетки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!