СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для преподавателя. Семинарское занятие по теме: Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке имеются вопросы для фронтального опроса студентов, тестовые задания с эталонами ответов, ситуационные задачи и задания по рецептуре.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателя. Семинарское занятие по теме: Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

Департамент здравоохранения Брянской области

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя









Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)



ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, МДК.01.01.1 Лекарствоведение. Фармакология.

Тема: Лекарственные средства, влияющие на желудочно – кишечный тракт

Курс: 2

Вид занятия: семинарское



Кол-во времени: 90 мин.











Брянск, 2021



Рассмотрена

на заседании методической комиссии

по специальности 33.02.01 Фармация

«______ » _______ 2021г.

Протокол № __

Председатель ___________ /Алексеева С.Н.

Рекомендована

методическим советом

«_______» __________ 2021г.

Протокол № __


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

«_______ » ________________2021г.











Методическая разработка семинарского занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, примерной программой и рабочей программой по ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента по теме «Лекарственные средства, влияющие на желудочно – кишечный тракт» для специальности 33.02.01. Фармация.

Авторы: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Храменок Я.Б., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».







Цели занятия:


Образовательная: проверить усвоение студентами классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, применяемых при недостаточной и избыточной секреции желез желудка; лекарственных средств, применяемых при нарушении секреции поджелудочной железы.


После изучения темы студент должен:


Знать:

- современный ассортимент средств, применяемых при недостаточной и избыточной секреции желез желудка; лекарственных средств, применяемых при нарушении секреции поджелудочной железы.

- характеристику отдельных препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.


Уметь:

- применять современные технологии и давать обоснованные рекомендации при отпуске горечей, антацидных средств, Н2 гистаминоблокаторов, ингибиторов протонной помпы, ферментных и антиферментных препаратов;

- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.


Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.


Развивающая: развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

Место проведения: аудитория ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Время проведения: 90 минут

Оснащение:

- методическая разработка

- дидактические материалы

- контрольно-оценочные средства (вопросы, задания по рецептуре, задания в тестовой форме с эталоном ответов и критериями оценивания, ситуационные задачи).


Внутридисциплинарные (внутримодульные) связи:

Противоаритмические средства. Антиангинальные средства.


Междисциплинарные (межмодульные) связи:

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП.07 Ботаника;

ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента Фармакогнозия; ПМ.02. Технология изготовления лекарственных форм.



Литература

Основная:

1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017

2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.

Дополнительная:

1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.












Технологическая карта семинарского занятия:


Содержание этапа занятия

Методическое обоснование

Количество

минут

1.

Организационный момент

Оценить внешний вид студентов.

Нацелить на активную работу на практическом

занятии.

Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале.


Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку, воспитывает аккуратность и ответственность студентов.

2 мин

2.

Тема семинарского занятия: Лекарственные средства, влияющие на желудочно – кишечный тракт.

Цель занятия (см.3 стр.)

Практическая значимость, актуальность темы:

Тема является очень важной, так как в структуре заболеваемости заболевания органов пищеварения занимают 2 место по распространению после сердечно–сосудистых заболеваний. Среди них одно из первых мест занимает язвенная болезнь желудка и 12-типерстной кишки. Имеется большое количество препаратов для лечения данных заболеваний, в которых фармацевт должен хорошо ориентироваться.

План семинарского занятия:

1. Фронтальный опрос

2. Выполнение заданий в тестовой форме

3. Выполнение заданий по рецептуре

4. Решение ситуационных задач

5. Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок

Формирует познавательный интерес к учебной деятельности по теме, определяет степень подготовленности студентов группы по заданному материалу.

5 мин

3.

Фронтальный опрос (Приложение 1)

Контроль исходного уровня знаний студентов

10 мин

4.

Тест-контроль (с эталоном ответов и критериями оценивания) (Приложение 2)

Взаимопроверка, анализ ответов

Контроль исходного уровня знаний студентов по заданной теме.


10 мин


5 мин

5.

Выполнение заданий по рецептуре (Приложение 3)


С целью закрепления навыков по выписыванию рецептов.

25 мин

6.

Решение ситуационных задач (Приложение 4)

Развитие логического мышления, применение теоретических знаний.

25 мин

7.

Подведение итогов, выводы, обобщение, ответы на вопросы студентов, анализ достижения поставленных в начале занятия целей.

Анализ результативности занятия, анализ успешности достижения цели занятия.

3 мин

8.

Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок.

С целью указания на имеющиеся недостатки в усвоении материала. Выставляются итоговые оценки каждому студенту.

2 мин

9.

Домашнее задание:

Тема: Лекарственные средства, влияющие на желудочно – кишечный тракт.

Учебник:

Федюкович Н.И. Фармакология стр. 483-514

Составить сообщения по следующим препаратам: Микролакс, Дюфалак, Хилак форте.

Активизирует самоподготовку, отрабатывает навыки самостоятельной работы со справочной литературой и интернет-ресурсами.

3 мин

10.

Уборка учебной аудитории

Прививает любовь к чистоте и порядку.


























Приложение 1

Вопросы для фронтального опроса



  1. Назовите виды алмагеля и разницу между ними.

  2. Как правильно принимать алмагель и почему?

  3. Можно ли длительно принимать натрия гидрокарбонат?

  4. Чем отличается эзомепразол от остальных препаратов своей группы?

  5. Посоветуйте больному с повышенной кислотностью желудочного сока антацидный препарат, обоснуйте свой выбор.

  6. Почему в комплексном лечении язвенной болезни применяют антибактериальные препараты?

  7. Почему алюминий содержащие антациды нельзя принимать длительно, особенно детям и пожилым людям?

  8. В чем преимущество фосфалюгеля перед алмагелем?

  9. Назовите механизм действия настойки полыни.

  10. Как правильно принимать ферментные препараты?

  11. Назовите механизм действия ингибиторов протонной помпы.

  12. Какие побочные эффекты развиваются при длительном применении ингибиторов протонной помпы?

  13. Будут ли действовать горечи, если их ввести непосредственно в желудок?

  14. Почему анорексигенные средства не рекомендуется применять во второй половине дня?

  15. Объясните ограниченное применение анорексигенных средств.

  16. К какой фармакологической группе относится абомин и почему его назначают во время еды?

























Приложение 2

Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

1 вариант

  1. Средства, применяемые при гипофункции желез желудка:

-

-

-

-

  1. Синонимы ранитидина:

-

-

  1. Ингибиторы протонной помпы (МНН):

-

-

-

-

-

  1. Н2-гистаминоблокаторы:

-

-

  1. Синоним и побочные эффекты вентера:

-

-

-

  1. Всасывающиеся антациды:

-

-

  1. Показания к применению горечей:

-

-

-















Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

2 вариант

  1. Препараты висмута:

-

-

-

  1. Синонимы омепразола:

-

-

  1. Побочные явления ранитидина:

-

-

-

-

  1. Синоним и эффекты действия мизопростола:

-

-

-

  1. Показания к применению абомина:

-

-

-

  1. Лекарственные формы гевискона:

-

-

  1. Препараты, применяемые при хроническом панкреатите:

-

-

-























Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

3 вариант

  1. Комбинированные ферментные препараты:

-

-

-

  1. Синонимы контрикала:

-

-

  1. Классификация средств, для патогенетической терапии язвенной болезни:

-

-

-

-

  1. МНН и побочный эффект гастроцепина:

-

-

  1. Показания к применению панкреатина:

-

-

-

  1. Побочные явления натрия гидрокарбоната:

-

-

-

  1. Растения, содержащие горечи:

-

-

-



















Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

4 вариант

  1. Невсасывающиеся антацидные средства:

-

-

-

-

  1. Синонимы фамотидина:

-

-

  1. Побочные явления Al – содержащих антацидов:

-

-

  1. Препараты группы М-холиноблокаторов:

-

-

-

-

  1. Преимущества окиси магния по сравнению с натрия гидрокарбонатом:

-

-

-

  1. Побочные явления Де-нола:

-

-

-

  1. Лекарственные формы сукральфата:

-

-



















Эталон ответов к тестовому контролю знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

  1. вариант

  1. Средства, применяемые при гипофункции желез желудка:

- пепсин

- кислота соляная разведенная

- ацидин-пепсин

- абомин

  1. Синонимы ранитидина:

- зантак

- рантак, ранигаст, ацидок

  1. Ингибиторы протонной помпы (МНН):

- омепразол

- лансопразол

- пантопразол

- рабепразол

- эзомепразол

  1. Н2-гистаминоблокаторы:

- ранитидин

- фамотидин

  1. Синоним и побочные эффекты вентера:

- сукральфат

- запоры

- сухость во рту

  1. Всасывающиеся антациды:

- NaHCO3

- MgO, ренни

  1. Показания к применению горечей:

- истощение

- гипа- и анацидные гастриты

- анорексия, связанная с заболеваниями нервной системы















Эталон ответов к тестовому контролю знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

  1. вариант

  1. Препараты висмута:

- де-нол

- викалин

- викаир

  1. Синонимы омепразола:

- гастрозол

- омез, ультоп

  1. Побочные явления ранитидина:

- головная боль

- головокружение

- запор или понос

- тошнота, кожные высыпания, сухость во рту, понижение АД, брадикардия, лейкопения

  1. Синоним и эффекты действия мизопростола:

- миролют

- уменьшает секрецию HCl

- цитопротекторное действие

  1. Показания к применению абомина:

- гипацидный и анацидный гастрит

- гастроэнтериты

- энтероколиты

  1. Лекарственные формы гевискона:

- суспензия во флаконах и в пакетиках

- таблетки жевательные

  1. Препараты, применяемые при хроническом панкреатите:

- панкреатин

- фестал

- мезим-форте, панзинорм























Эталон ответов к тестовому контролю знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

  1. вариант

  1. Комбинированные ферментные препараты:

- фестал

- панзинорм

- мезим-форте, креон

  1. Синонимы контрикала:

- трасилол

- гордокс

  1. Классификация средств, для патогенетической терапии язвенной болезни:

- препараты, нейтрализующие HCl

- препараты, снижающие секрецию HCl

- средства, защищающие слизистую оболочку от химических и механических повреждений

- препараты, активизирующие процесс регенерации слизистой оболочки; препараты для уничтожения H.pylori

  1. МНН и побочный эффект гастроцепина:

- пирензепин

- сухость во рту

  1. Показания к применению панкреатина:

- хронический панкреатит

- гипацидный и анацидный гастрит

- хронический энтероколит

  1. Побочные явления натрия гидрокарбоната:

- гиперсекреция HCl

- выделяется CO2 (синдром «отдачи»)

- метеоризм

  1. Растения, содержащие горечи:

- полынь

- кориандр

- аир, золототысячник, одуванчик



















Эталон ответов к тестовому контролю знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт»

  1. вариант

  1. Невсасывающиеся антацидные средства:

- альмагель

- фосфалюгель

- маалокс

- гастал

  1. Синонимы фамотидина:

- лецедил, квамател, блокацид

- ульфамид

  1. Побочные явления Al – содержащих антацидов:

- запоры

- нарушение всасывания фосфатов

  1. Препараты группы М-холиноблокаторов:

- атропин

- платифиллин

- метацин

- препараты красавки

  1. Преимущества окиси магния по сравнению с натрия гидрокарбонатом:

- более длительное действие

- не вызывает образование CO2 и гиперсекреции HCl

- оказывает послабляющее действие

  1. Побочные явления Де-нола:

- тошнота

- рвота

- окрашивание кала в черный цвет

  1. Лекарственные формы сукральфата:

- таблетки

- гранулы в пакетиках

















Приложение 3

Ситуационные задачи



Задача 1

Женщина 56 лет, страдает язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки. Отмечает боли в желудке натощак и изжогу, тошноту и тяжесть в желудке после приема пищи.

Назначено лечение следующими лек. препаратами:

Маалокс,

Де - нол,

Фамотидин,

Тетрациклин,

Омепразол,

Пирензепин,

Кларитромицин.

Задание:

1. Предложите препараты для комбинированной терапии язвенной болезни.

2. Укажите фармакологическую группу каждого ЛВ, его механизм действия и рациональный прием.

3. Предложите средства замены де-нола, маалокса, омепразола (синонимы и аналоги).

 Задача 2

Мужчина 32 лет страдает хроническим гиперацидным гастритом (гастрит с гиперсекрецией соляной кислоты, и с повышенной моторикой гладкой мускулатуры желудка и кишечника).

Отмечает изжогу и отрыжку кислым (гастроэзофагальный рефлюкс).

Из предложенных лек.средств выберите препараты с антисекреторной активностью. Укажите фармакологическую принадлежность препаратов (раздел, класс, группа), механизм их действия и рациональный прием. При отсутствии их в аптеке предложите препарат замены по фармакологическому действию.

Препараты выбора:

Фестал,

Фамотидин,

Омепразол,

Альмагель,

Сукральфат.


Задача 3

Больная 45 лет длительное время страдает гипацидным гастритом (гастрит с пониженной секреторной активностью).

Из предложенных ЛС выберите препараты заместительной терапии. Укажите принадлежность к фармакологической группе, механизм действия и рациональный прием.

Препараты выбора:

Альмагель,

Ацидин-пепсин,

Мезим-форте,

Метоклопрамид,

Ранитидин.

































Приложение 4

Выписать в рецептах

  1. Комбинированный ферментный препарат.

  2. Н2-гистаминоблокатор 3 поколения.

  3. Антиферментный препарат для лечения острого панкреатита.

  4. Ингибитор протонной помпы 3 поколения

  5. Настойку полыни.

  6. Ингибитор протонной помпы 5 поколения.

  7. Н2-гистаминоблокатор 2 поколения.

  8. Таблетки Ацидин-пепсин.

  9. Всасывающийся антацидный препарат в таблетках.

  10. Невсасывающийся антацидный препарат в таблетках.

  11. Ферментный препарат, содержащий сухую желчь.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!