СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методиеская разработка урока письма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении уроков ррусского языка ппри изучении стили речи, а именно при знакомстве с официально-бытовым стилем речи. В методической разработке представлен материал по проведению урока "Пишите письма".

Просмотр содержимого документа
«Методиеская разработка урока письма»

Тема: «Я к Вам пишу…»

Эпиграф

«Какое в них (письмах) богатство чувств и мыслей»

(Ю. Бондарев)

«Письма – прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатанное в слове»

(А.П. Чехов)

Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания дружеского письма, развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности, навыки творческого письма, способствовать развитию речи учащихся, формировать нравственные ценности.

Оборудование: конверты с письмами В. Сухомлинского, Е. Леонова, памятки написания писем, толковый словарь С.И. Ожегова, запись на доске.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся принимают участие в беседе, используют знания, полученные на уроках литературы, анализируют письма, создают дружеские письма.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Студентка читает отрывок из письма Татьяны к Онегину. (роман «Евгений Онегин»)

  2. Беседа

- Из какого литературного произведения данное письмо?

- Что вы можете сказать об авторе данного письма? (Его писала юная уездная барышня, переступая через огромные нравственные запреты, выражая свои очень сильные чувства)

- Приходилось ли вам писать или получать такие письма?

- В каких еще художественных произведениях вы встречали образцы художественного письма? (А.П. Чехов: письмо Ваньки Жукова, Н.В. Гоголь: письмо Хлестокова другу Тряпичкину, письма А.М. Горького к сыну)

3. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя

21 век – век технического прогресса (мобильные телефоны, компьютеры) отодвинул письмо на задний план. Многие предпочитают кратко, сжато общаться по телефону, чем около часа, а то и более просидеть за письмом.

Сегодня на уроке мы постараемся показать и доказать значимость письма.

- Как вы понимаете слова, которые мы взяли сегодня в качестве эпиграфа к уроку?

- Для чего люди пишут письма?

- Вам приятно получать письма? Почему?

- Хотели бы вы научиться писать письма?

4. Работа над темой урока.

1) Слушание сообщения заранее подготовленного учащегося об истории возникновения письма. (Благодаря новейшим технологиям сейчас мы запросто отправляем сообщения по Интернету или же по телефону. Однако в глубокой древности почта была необходима. История письма напрямую связана с возникновением письменности. Впервые почтовое сообщение появилось 5000 лет назад в Месопотамии для передачи информации, запечатанной в виде глиняного письма.

В древнем Египте существовало большое количество пеших гонцов, благодаря которым фараон общался с удаленными провинциями. Так как расстояния были очень большими на помощь приходили почтовые голуби.

В Древней Греции пеших посланцев называли гемеродромами. Они преодолевали за час около 10 километров.

В Древнем Риме передача сообщений происходила на суше с помощью лошадей, по морю на кораблях. Пользование почтой разрешалось только должностным лицам. Конечно, люди, которые разносили письма, не были ответственны за свое дело. Потерялось письмо, да и ладно. Известен случай, когда один из жителей Рима получил письмо через 9 лет, а ведь оно могло изменить его жизнь. Такого вида почта просуществовала до 520 года.

Отправка писем на Руси зародилась в IX веке в начале возникновения Киевской Руси. Посылка писем осуществлялась между грамотными и образованными людьми, в результате чего почта стала важной частью Русского государства. Письма тогда писали не на бумаге, а на березовой коре.

Первые же почтовые ящики появились в России в 1948 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка, достоинством в 10 копеек. Отправка писем была дорогим удовольствием. Например, от Москвы до Пскова отправка письма стоила 8 копеек (при ценах того времени пуд сена стоил 8 копеек, пуд овса 12 копеек). Из Москвы в Ригу отправка письма стоила около 40 копеек.)

  1. Слово учителя.

Свое духовное богатство и теплоту человек передает через общение. Письмо – тоже вид общения. Именно в общении и через общение формируется человек, человек духовно богатый, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. И этому искусству, искусству общения тоже надо учиться. С помощью писем мы поддерживаем друг друга в трудные минуты и в минуты радости. Д.С. Лихачев писал: «В радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им… Неразделенная радость не радость».

Письма – это кусочки истории. Ведь они хранят неуловимое очарование эпохи, они так таинственны и трогательны.

- Хранятся ли письма в ваших семьях? (во многих семьях хранятся письма с фронта, письма, которые пишут сыновья из армии и много других писем, ставших семейными реликвиями)

Сейчас мы с вами проведет наибольшую групповую работу. Почтальон раздает письма в конвертах:

1-я группа (письмо Е.Леонова к сыну)

Ленинград. 3.X.74

Андрюша,

Ты люби меня, как я люблю тебя. Ты знаешь, это какое богатство – любовь. Правда, некоторые считают, что моя любовь какая-то не такая и от нее, мол, один вред. А может, на самом деле моя любовь помешала тебе быть примерным школьником? Ведь я ни разу так и не выпорол тебя за все девять школьных лет.

Помнишь, ты строил рожи у доски, класс хохотал, а учительница потом долго мне выговаривала. Вид у меня был трижды виноватого, точно я стою в углу, а она меня отчитывает как мальчишку. Я уже готов на любые унижения, а ей все мало: «Ведь урок сорван… - ведь мы не занимаемся полноценно сорок пять минут… - ведь сам ничего не знает и другим учиться не дает… - ведь придется вам его из школы забрать… - ведь слова

Пропотели рубашка, пиджак и мокасины, а она все не унималась. «Ну, думаю, дам сегодня затрещину, все!» С этими мыслями пересекаю школьный двор и выхожу на Комсомольский проспект. От волнения не могу сесть ни в такси, ни в троллейбус, так и иду пешком…

Женщина тащит тяжелую сумку, ребенок плачет, увидев меня, улыбается, спиной слышу, мать говорит: «Вот и Винни-Пух над тобой смеется…» Незнакомый человек здоровается со мной… Осенний ветерок обдувает меня. Подхожу к дому с чувством, что принял на себя удар, и ладно. Вхожу в дом, окончательно забыв про затрещину, а увидев тебя, спрашиваю: «что за рожи ты там строил, что всем понравилось, покажи-ка». И мы хохочем.

И так до следующего вызова. Мать не идет в школу. А я лежу и думаю: хоть бы ночью вызвали на съемку в другой город или с репетиции не отпустили бы… Но Ванда утром плачет, и я отменяю вылет, отпрашиваюсь с репетиции, я бегу в школу занять свою позицию в углу.

Какие только мелочи достойны наших переживаний…

Я оттого и пишу эти письма, чтобы исправить что-то неправильное, и выгляжу, наверное, смешным и нелепым, как некоторые мои персонажи. Но ведь это я! В сущности, дружочек, ничего нет проще живой тревоги отцовского сердца.

Когда я один, вне дома, тоскуя, вспоминаю каждое твое слово и каждый вопрос, мне хочется бесконечно с тобой разговаривать, кажется, и жизни не хватит обо всем поговорить. Но знаешь, что самое главное, я это понял после смерти своей мамы, нашей бабушки. Эх, Андрюша, есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровении? Этот человек и есть твоя защита.

А я уже скоро буду дома.

Папа.

2-я группа (письмо Сухомлинского сыну)

«Добрый день, дорогой сын! Вот ты и ушел из родительского гнезда – живешь в большом городе, учишься в вузе, хочешь чувствовать себя самостоятельным человеком. Знаю, что захваченный новой для тебя жизнью, ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь. Хочется, чтобы это письмо осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил ее, перечитывал, думал над ним.

Я тоже сохранил первое письмо отца. Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда – поступил учиться в педагогический институт. Был трудный голодный 1933 год.

Трудно, очень трудно было овладевать знаниями, когда в желудке пусто. Но вот появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первую хлебину, испеченную из первой ржи. Хлебина была мягкая, душистая, с хрустящей корочкой. И рядом с хлебиной – отцовской письмо, то первое письмо, о о котором я говорю. Оно хранится у меня как первая заповедь: «Не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым… Не забывай о том, пока ты учишься, кто-то трудится, добывая тебе хлеб насущный. Хлеб – это труд человеческий, это и надежда на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и твоих детей. Помни об этом».

Твой отец.

3-ья группа (письмо Горького к сыну)

Здравствуй, сын! Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.

Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя ВСЕМ ЛЮДЯМ НУЖНЫМ, И ЭТО ЧУВСТВО сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…»



- Выразительно прочитайте письмо.

- О чем оно?

- Какие чувства испытывали вы, читая письма?

- Сделайте обобщение своего ответа: «Почему письмам нет цены»?

3) Аналитическая работа (в группах). Презентация результатов работы представителями групп.

Обобщенная беседа:

- Легко ли написать письмо?

- Что для этого нужно знать?

- К какому жанру литературы относится письмо (к эпистолярному)

- Каковы признаки данного жанра?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к письму А.П. Чехова к В.Г. Короленко, письму Л.Н. Толстого к Н.Н. Страхову. Данные письма, ребята, относятся к вершинам эпистолярного жанра. Обратите внимание на форму обращения и заключения в них.

Студент 1 читает письмо Чехова к Короленко.

Дорогой Владимир Галактеонович!

Спешу сообщить Вам, что я добрался благополучно до своего родного дома. Когда Вы, дорогой друг, писали последнее послание, я был далеко от Петербурга. На вечер в пользу семьи Г.И. Успенского едва ли попаду, так как вообще говоря на вечерах я не читаю. Достаточно мне почитать 3-5 минут как во рту у меня сохнет, голос сипнет, и я начинаю непрерывно откашливаться. У Вукола я не праздновал. Проездом через Москву был у Льва Толстого и с удовольствием провел у него часа два.

«Русское богатство» получаю. Большое Вам спасибо.

Крепко жму Вашу руку. Ваш душой

А.П. Чехов.

Студент 2 читает письмо Л.Н. Толстого Н.Страхову.

Благодарю вас за письмо: мы поджидали его и начинали беспокоиться о Вас. Очень радуюсь за то, что Вам было хорошо у нас. Жду Вашу биографию, которую хоть и браните, но я знаю, что там будет много хорошего. Я все переделываю, поправляю свое писанье и очень занят. Погода прекрасная, мы все веселы и здоровы. Смерть Тургенева я ожидал, а все-таки очень часто думаю о нем теперь. Простите, что пишу несколько слов. Не забывайте нас за то, что мы Вас любим.

Ваш Л.Н. Толстой.



- Какие особенности эпистолярного жанра присутствуют в прочитанных письмах великих мастеров слова?

Запись в тетрадях. (на слайде)

Особенности эпистолярного жанра.

  1. В доверительной форме авторы излагают свой внутренний мир.

  2. Присутствие монологической и диалогической письменной речи.

  3. Письма предполагают обязательное присутствие адресата и отправителя.

Существует несколько видов писем: официальные, деловые, личные. Они совершенно разные по стилю их написания и языку. Сегодня мы с вами поработаем над составлением личного письма.

(на слайде)

Композиция текста письма – это последовательность логически взаимосвязанных смысловых частей, объединенных единством темы. Поэтому прежде чем приступить к написанию письма, автор должен продумать то, что он хочет сказать в своем письме, с какой целью он составляет его, на что можно опереться как на исходную точку, какие доказательства следует привести, чтобы оно стало убедительным.

Слайд. Смысловые части письма.

  1. Обращение (как автор обращается к адресату, понятно отношение к человеку)

Уважаемый…

Дорогой…

Любимый

Здравствуйте,

Привет

  1. Вступление (формулировка цели письма или объяснение причины его написания). Начните с приятных вещей.

Как дела? Как у тебя дела?

Получил ваше письмо

Очень захотелось вам написать

  1. Основная часть (Делитесь новостями и деталями из своей жизни. Будьте честными и открытыми. Расскажите, что случилось, какие эмоции вы при этом испытывали. Обсуждайте темы, интересующие вас обоих.)


  1. Заключение – это итог темы, отраженной в письме.

До свидания, прощайте, до встречи

Целую, твой надежный друг

Пишите письмо от всей души. Сухие, сжатые фразы письма могут оттолкнуть вашего собеседника.

Проверьте правописание в письме до того, как отправите его.

Какой вывод можно сделать о письме? (посмотрите на слайд)

  1. Приучает к пунктуальности (нужно ответить в срок)

  2. Организует мыслительный процесс (нужно подумать о чем писать, логически выстроить повествование)

  3. Приучает к аккуратности (письмо должно быть написано без помарок)

  4. Учит русскому языку – ведь письмо должно быть написано без ошибок.

Мне очень понравилось, ребята, высказывание Михаила Нисенбаума, я хочу, чтобы вы помнили его.

«Человек, который получает письма, богаче того, к кому письма не ходят. Если в почтовом ящике не водится ничего, кроме рекламных листовок и газет, такой почтовый ящик бесплоден. Скучно и безрадостно его существование. У человека, который получает письма, будущее не может быть совсем уж темным и пустым, ведь сам запечатанный конверт уже и весть, и утешение».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Изменилось ли ваше отношение к письму

- Хочется ли вам писать

- Нужны ли письма?

6. Домашнее задание.

Написать письмо на одну из тем:

«Письмо ветерану»

«Письмо моей семье»

«Письмо моему другу».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!