СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика диагностики учебной мотивации обучающихся к предмету география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес. Именно на основе познавательного интереса развиваются мотивы учения.

Просмотр содержимого документа
«Методика диагностики учебной мотивации обучающихся к предмету география»

Мотивация обучающихся к предмету география


Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес. Именно на основе познавательного интереса развиваются мотивы учения. Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться, должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивацией учебной деятельности школьников.

Но не все обучающиеся это понимают. Т.к . географии уделяется мало внимания, мало где география востребуется для поступления, у обучающихся все чаще возникает вопрос, зачем нам география? В ходе работы над проблемой я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся. Сочетание методов, применение наиболее активных из них, рассчитанных на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, побуждают школьников к активной учебной деятельности.

Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, темы уроков в 6 и 7 классах: «Ура! Мы идем в поход!», «Океан, твой час настал!», «Планета в твоих руках», «Ветер, по всей Земле гуляет ветер!», «Капелька-путешественница», «Знакомьтесь, Австралия!», и др.

Большой объем географических знаний невозможно изложить в школьных учебниках. Поэтому компьютер стал незаменимым помощником учителя. Современный урок трудно представить без информационных технологий. Уроки изучения нового материала, проверка знаний учеников, подготовка к государственной итоговой аттестации (тестирование), проведение географического практикума приобретают высокий уровень, благодаря безграничным возможностям использования компьютера.

Применение информационных технологий значительно расширяет географический кругозор детей. Теоретически сложно изучить страну, в которой никогда не был, а при помощи данной технологии легко создать образ территории и показать причинно-следственные связи, явления, познакомиться со своеобразием природы.


Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о странах, туристических регионах и культурных центрах мира.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать географическую информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Особое внимание обращаю на практическое значение географических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. Например, знания о землетрясениях и цунами – в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; знания об обитателях материков и океанов необходимы нередко для безопасных путешествий по планете.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения.

Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению географии. Мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете, что произойдет, если...», «Есть ли среди ваших знакомых, родственников люди, поменявшие место жительства? Какие причины побудили их сделать это?»

На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные и групповые формы ( я практикую создание мобильных групп). При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.

На уроке целесообразно создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся. Показателями качества урока уже не может быть только эрудиция. Главный его показатель — организация творческой деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе.

Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. Это разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологические диктанты, взаимопроверка номенклатуры географических названий. Для оценивания примененяю оценочные листы и компьютерные технологии, которые сразу позволяют ученику узнать результат работы.

Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие.

На уроке физической географии материков и океанов использую один из таких методов – «мозговой штурм». На карте полушарий помещена картинка с изображением бурого медведя на материке Евразия, вторая такая же картинка – на материке Северная Америка, изображение страусов – на материках Австралия, Южная Америка, Африка. Ребятам предлагаю следующие вопросы:

- Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках, удалённых друг от друга на большие расстояния? Почему вы так считаете?

Развивающие задания должны не только приводить учащихся к пониманию нового материала, то есть к установлению системы знаний, но и выполнять корригирующие функции.

Я считаю, что дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.


География должна быть предметом интересным, доступным, ценимым учащимися, а урок должен быть бесконфликтным и связан с положительными эмоциями, поэтому стараюсь, чтобы на уроке царила обстановка успеха, одобрения и доброжелательности. Одним из результатов оценки своего урока считаю следующий критерий: если ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил свою компетентность, значит, урок проведён хорошо, а если он уходит подавленным, разочарованным, значит, урок проведён плохо, и ученик не видит полезного результата для себя.

Для диагностики учебной мотивации я использую методику Т.Д. Дубовицкой


Методика диагностики учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.


Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.


Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Л. М. Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними».


Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.


Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.


Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.


Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.


В связи с этим автором статьи разработана методика диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.


Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.


Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.


Содержание тест-опросника.


Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:


верно – (+ +);

пожалуй, верно – (+);

пожалуй, неверно – (–);

неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.


  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).


Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19


Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20


За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.


Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллон — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.


Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.


Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!