СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика «Дом» в работе психолога ПМСС службы с семьями подростков, имеющих признаки компьютерной зависимости.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я хочу поделиться методикой «Дом», с которой познакомилась на семинаре  Романа Гриценко "Кроссс-коучинг для родиетелей" (г.Ростов-на-Дону), которую использую на диагностическом этапе. Она позволяет выявить степень удовлетворения базовых потребностей в семье и наглядно показать родителям первую ступень к изменениям в детско-родительских отношениях.

Просмотр содержимого документа
«Методика «Дом» в работе психолога ПМСС службы с семьями подростков, имеющих признаки компьютерной зависимости.»

Методика «Дом» в работе психолога ПМСС службы

с семьями подростков, имеющих признаки компьютерной зависимости.

За последние три года специалистами городской службы ПМСС «Ресурс» г.Казани ведётся изучение возможности психокоррекционной работы с подростками, имеющими признаки интернет-зависимости. Анализ профилактических и коррекционных программ показал, что одним из важнейших компонентов эффективных результатов является работа с семьями подростков.

На первой консультации с родителями важно донести особенности совместной работы. Сопровождение проходит в три этапа: диагностика, где выявляются все возможные причины, способствующие формированию компьютерной зависимости в семье; основная часть включает в себя домашние задания, требующие совместного участия членов семьи; в заключении проводится итоговое занятие и анкетирование по результатам программы.

В данной статье я бы хотела поделиться методикой «Дом» (Р. Гриценко, г.Ростов-на-Дону), которую использую на диагностическом этапе. Она позволяет выявить степень удовлетворения базовых потребностей в семье и наглядно показать родителям первую ступень к изменениям в детско-родительских отношениях.


Инструкция: Сейчас мы более детально исследуем эту тему, чтобы понять, какие потребности для ребенка остаются наиболее актуальными и в какой степени они выражены. Вам это в свою очередь поможет скорректировать ваш стиль воспитания и понять, в чем нуждается ваш ребенок больше всего.


1. Прочитайте описание каждой потребности


ПОТРЕБНОСТЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Самоактуализация

Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении)

Уважение

Потребность в уважении со стороны родителей и ближайшего окружения. Признание достижений и успехов, высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирует в ребенке самоуважение.

Потребность в любви и принадлежности

Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях с родителями, близкими.

Безопасность

Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

Физиологические потребности

Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте


2. Отметьте, в какой степени, по-вашему, выражено значение по каждой шкале (в соответствии с таблицей описания потребностей), где 0 – самый низкий уровень, 10- самый высокий.


|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Физиологические потребности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)




|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Безопасность

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)




|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Потребность в любви и принадлежности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)




|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Уважение

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)



|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Самоактуализация

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)




3. Представьте образ идеального Дома. Возьмите для сравнения метафору дома, образ дома: фундамент, стены, крыша.


Подумайте о том, чего хочется от отношений с детьми, о том, какими вы хотите видеть отношения сейчас, о стабильности, о вашем спокойствии, об уверенности в себе как в хорошем родителе.


Вопросы. С чем ассоциируется у вас образ дома? Какие мысли, ассоциации приходят к вам, когда вы представляете полноценный дом?


Так вот эту метафору, мы сейчас применим к вашим детско-родительским отношениям и посмотрим, на сколько прочным является ваш дом.


4. Перенесите ваши значения по каждой отдельной шкале на предложенную схему и соедините точки – прямыми линиями. Посмотрите, что получилось.


Самоактуализация

10

|

9

|

8

|

7

|

6

|

5

|

4

|

3

|

2

|

1

|

10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10

Любовь Уважение

10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10


Безопасность Физиологические потребности



5. Анализ состояния дома и «западающих» зон.


Фундамент: физиологические потребности и безопасность

Фундамент является основой для дома. По сути, от него зависит прочность и устойчивость вашего дома. Посмотрите, на каком значении они находятся? И если не на 10-ке, то поставьте стрелочку вбок – это направление развития.


Стены: любовь и уважение. Если с фундаментом все в порядке, а стены шаткие, то хорошей крыши не получится. Обозначьте стрелками направления развития.


Крыша: Самоактуализация. От крыши зависит безопасность и уют в доме. Осадки падают сверху и от того, на сколько прочная крыша, зависит сколько дом простоит. Если крыша плоская, то на ней будут постоянно задерживаться осадки, а это значит, что она может протечь, если она протекает, тогда это отражается на состоянии всего дома. И наоборот, если крыша прочная, то это добавляет устойчивости и защищенности всему дому.



ПОЛНОЦЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ РЕАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ






Вопросы. С чем ассоциируется у вас «реальная конструкция», которая сейчас перед вами? Какие мысли и ассоциации приходят к вам, когда вы смотрите на ваше итоговое изображение? Одинаковы ли ощущения и ассоциации в первом (когда представляли идеальный дом) и во втором случае, или противоположны?


Скорее всего аналогичные ощущения испытывает в вашей семье ваш ребенок. В силу возраста, он не может выразить их корректно, словами. Но зато он их выражает своим поведением!


Вывод. Пока не укреплен фундамент – нет смысла строить стены. А пока не возведены стены – нет смысла ставить крышу. Мы помним, что образ дома символизирует прочность ваших детско-родительских отношений. Оцените ваши зоны развития. Укрепив дом, вы укрепите отношения с ребенком.



КАКОЙ ДОМ ВЫ САМИ ХОТЕЛИ БЫ ПОСТРОИТЬ В ОТНОШЕНИЯХ С РЕБЕНКОМ?


С уважением Сайдакова Елена Валерьевна, педагог-психолог ПМСС службы «Ресурс» г.Казани, гештальт-терапевт, специалист по работе с подростками и их родителями.


30.08.2017г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!