СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика использования опорных схем, сигналов на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика использования опорных схем, сигналов на уроках русского языка.»

Методика использования опорных схем, сигналов на уроках русского языка.



Изучив работы К.Д. Ушинского, который подчеркивал, что применение наглядности соответствует природе ребёнка, который «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…», методику Виктора Федоровича Шаталова, ученого, педагога, народного учителя СССР, заведующего лабораторией проблем интенсификации учебно – воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, который разработал систему обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Его практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества.

Я выбрала для себя метод наглядного обучения, адаптировала для обучающихся моего класса – комплекта 8-9 класс, и применяю его на уроках русского языка и чтения, да и на других тоже.

Опорные сигналы - это схематическое изображение основных понятий темы, которую изучают школьники. Она позволяет каждому ученику понять суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частей.

Для обучающихся с УО использование опорных схем-таблиц на уроках русского языка, чтения – считаю важным моментом в моей работе. Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления), экономят время учителя. Таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию, облегчает понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.

Основные требования к схеме-таблице:

-работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, и степень подготовленности ребят к полноценному восприятию и анализу схемы, и способность самостоятельно составить и записать подобную информацию, словесно прокомментировать ее. Большое значение в такой работе имеет содержание и оформление схемы.

- итоговая схема составляется с соблюдением определенного объема. Важную роль играет расположение элементов схемы.

Мы в классе составляем ее по ходу урока, проговариваем каждый элемент:

- выделяем основное понятие, изучаемое на уроке;

- заменяем его на символ (для облегчения понятие можно подписать, когда дети его поймут, запомнят словесное понятие можно убрать, т.о. схем на одну тему у меня несколько – подробная, краткая);

Таблица составляется вместе с обучающимися в ходе урока. Например, тема урока «Сложное предложение» Можно на первом этапе рисовать на доске мелом, подлежащее и сказуемое первой части предложения – это одна грамматическая основа, второго простого предложения – вторая грамматическая основа.

Когда обучающиеся запомнят определения, понятия можно сделать краткую схему.

Иногда для отдельных обучающихся схему могу упростить. Например:

Окончания -е и -и в именах существительных.

1-е склонение.

2-е склонение.

3-е склонение.

Проверяй по слову ЗЕМЛЯ

Проверяй по слову КОНЬ, ОКНО.

Пиши всегда И



Схема - формирует устный ответ ученика. Опираясь на элементы схемы, таблицы развивается речь ученика, память. Ребенок не боится неправильно сказать, При тренировочных упражнениях ребенок использует схему, логарифм и медленно, но сам выполняет задание.

Как это работает:

Сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. На уроках при объяснении нового материала, составляется схема, план действий, событий (если это урок чтения) дальше ученик объясняем теоретический материал, опираясь на схему, выполняют тренировочные упражнения по схеме и домашнее задание тоже выполняют по схеме, на следующем уроке – кратко повторяем теорию, если все еще трудно, то сначала учителем, а потом ученик. Эффективно работает прием– работа в парах, ученики выполняют задание, объясняя друг другу материал по схеме.

При таком алгоритме действий ребенок спокоен, уверен, знает, чего ждать.

Новая информация неоднократно была расшифрована устно и письменно. В такой ситуации и контроль не страшен.

Обучение по опорным сигналам, схемам увеличивает количество времени для устной речи ребёнка на уроке, для данной категории детей это важно.

Я ставлю оценку за знание теории и за выполнение заданий. Все дети вовлечены в процесс устного и письменного воспроизведения опорных сигналов.

При использовании схем можно разнообразить формы работы на уроке, особенно коллективные.

Из опыта работы могу сказать, что используя эту методику:

- многократное повторение, где включаются три вида памяти – зрительная, слуховая, моторная, улучшают понимание материала, развивается речь учеников, работает принцип успеха «У меня все получится».







2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!