СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика исследования понимания текстовых сообщений у детей дошкольного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика исследования понимания текстовых сообщений у детей дошкольного возраста»

Методика для исследования

понимания текстовых сообщений.


Данная методика состоит из 3 блоков:

I. Изучение понимания смысла текста:

  • общего смысла высказывания с опорой на сюжетные картинки;

  • смысла высказывания по вопросам экспериментатора;

  • смысла высказывания без опоры на вопросы экспериментатора;

  • скрытого смысла рассказа с опорой на сюжетные картинки;

  • скрытого смысла рассказа по вопросам экспериментатора.

II. Изучение понимания сложных логико-грамматических структур языка:

  • сравнительных конструкций;

  • падежных отношений;

  • отношений слов, выраженных глаголами;

  • инвертированных конструкций.

III. Изучение понимания конкретного значения слова.

I. Изучение понимания смысла текста [Приложение 1].

Задание 1. Изучение понимания общего смысла высказывания с опорой на сюжетные картинки. Материалом исследования служат тексты и серии картин. Перед ребенком выкладываются:

а) две сюжетные картинки, далекие по содержанию (весенний пейзаж; зимний пейзаж)

К одной из них составляется описательный текст, например:

Весна

На улице стало теплее. Проснулись животные, прилетели птицы. На поляне распустились цветы, а на деревьях выросли листочки. Дети пускают кораблики и сажают новые деревья.

Дается задание: «Прослушай текст и возьми ту картинку, о которой говорится в рассказе»;

б) две сюжетные картинки, близкие по содержанию (весенний пейзаж; осенний пейзаж)

К одной из них составляется описательный текст, например.

Осень

На улице стало холодно и часто идет дождь. Некоторые птицы улетают в теплые края. Листики на деревьях желтеют и опадают.

Дается задание: «Прослушай текст и возьми ту картинку, о которой говорится в рассказе».

Задание 2. Изучение понимания смысла высказывания по вопросам экспериментатора.

Детям читается текст с целью определить (явный) смысл высказывания (рассказа) по вопросам экспериментатора: «О чем говорится в рассказе?», «Что об этом говорится?»

а) вопросы задаются по каждой смысловой части рассказа:

  • О чем говорится в начале рассказа? Что об этом говорится? На оба вопроса можно ответить одним предложением.

  • О чем говорится дальше? Что об этом говорится?

  • А дальше о чем идет речь? Что об этом говорится?

  • Чем заканчивается рассказ?

б) Составляется краткий план рассказа. На основании составленного плана ребенок должен кратко пересказать текст. Затем экспериментатор обращается к нему со словами: Таким образом, мы выделили в рассказе важные моменты. А теперь соберем их вместе. Перескажи рассказ.

Задание 3. Изучение понимания смысла высказывания без опоры на вопросы экспериментатора.

Материалом исследования служат небольшие тексты, позволяющие изучить способность ребенка воспроизводить события рассказа в определенной логической последовательности. Читается текст.

Дается задание: Прослушай текст и расскажи, о чем говорится в рассказе? Что об этом говорится?

Задание 4. Изучение понимания скрытого смысла рассказа с опорой на сюжетные картинки.

Материалом исследования служат тексты и серия картинок, объединенных общим сюжетом.

Например, сказка «Репка». Экспериментатор читает текст и одновременно выкладывает картинки к каждой смысловой части рассказа. А затем задает вопрос: Кто вытащил репку?

Задание 5. Изучение понимания скрытого смысла рассказа по вопросам экспериментатора.

Материалом исследования служат небольшие тексты и ответы на вопросы экспериментатора.

II. Изучение понимания сложных логико-грамматических структур языка. [Приложение 2].

Задание 1. Понимание сравнительных конструкций.

Материалом исследования служат упражнения с парными предметными картинками: (кошка и собака; зеленое и красное яблоко)

Перед ребенком выкладывается ряд парных картинок и дается задание выслушать и ответить на вопросы. «Красное яблоко вкуснее, чем зеленое? Возьми вкусное яблоко. Кошка ниже собаки? Кто выше?»

Задание 2. Понимание падежных отношений.

а) понимание отношений слов, выраженных родительным падежом.

Материалом исследования служат задания к сюжетным картинкам (мама с дочкой; мальчик с собакой и т. д.)

Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки, например, «Мама с дочкой» и даются задания:

  • Покажи, где мама дочки?

  • Покажи, где дочка мамы?

б) понимание отношений слов, выраженных творительным падежом.

Материалом исследования служат упражнения с предметами: карандаш, ключ, указка, гребешок и т. д.

Перед ребенком выкладываются предметы и даются задания:

  • Покажи карандаш и ключ;

  • Покажи ключ и указку;

  • Покажи указку и карандаш;

  • Покажи ключом карандаш;

  • Покажи карандашом указку;

  • Покажи указкой ключ;

  • Покажи карандаш указкой;

  • Покажи ключ карандашом;

  • Покажи указку ключом.

в) понимание отношений слов, выраженных предложным падежом.

Материалом исследования служат упражнения с предметами и картинками, изображающими предметы в различных пространственных соотношениях.

Перед ребенком выкладываются предметы или картинки, и даются задания:

  • Покажи, где мячик перед кубиком?

  • Покажи, где на кубике мячик?

  • Покажи, где мячик перед кубиком?

Задание 3. Понимание отношения слов, выраженных глаголами:

а) совершенного и несовершенного вида.

Материалом исследования служат сюжетные картинки с обозначением действий: поливает – полил, собирает – собрал и т. д.

Перед ребенком выкладываются парные картинки, например:

Оля собирает груши, Оля собрала груши; мальчик поливает дерево, мальчик полил дерево.

Дается задание: «Внимательно рассмотри картинки и покажи:

- Где девочка моет куклу?

- Где девочка вымыла куклу?

- Где девочка надевает туфли?

- Где девочка надела туфли?»

б) единственного и множественного числа настоящего времени.

Материалом исследования служат сюжетные картинки, изображающие действие одного или нескольких людей: Ира поет, дети поют; мальчик играет, мальчики играют.

Перед ребенком выкладываются парные картинки, и дается задание: «Внимательно рассмотри картинки и покажи: Где поет? А где поют? Где играет? А где играют?»

в) прошедшего времени, и изменения глаголов по родам.

Материалом исследования служат сюжетные картинки с изображением действия: упал – упала – упало и т. д. Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки: мальчик упал, девочка упала, письмо упало. Дается задание: «Внимательно рассмотри картинки и покажи: Кто упал? Кто упала? Что упало?»

Экспериментатор дает инструкцию: «Мальчика и девочку зовут одинаково – Саша. Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить, что делает Саша?» (Саша упала. Саша упал.)

Задание 4. Понимание инвертированных конструкций.

Нередко у детей с корковым генезом затруднено понимание необычных конструкций предложений, а также предложений, требующих перестройки. Например: «Петю ударил Коля?» Чтобы узнать, кто драчун, нужно найти главное слово предложения и поставить его на первое место. Затем расставить в нужном порядке другие слова («Коля ударил Петю»). Именно эту перестройку и не могут произвести дети с общим недоразвитием речи.

Материалом исследования служит работа с сюжетными картинками, предложениями, передающими их содержание и вопросами экспериментатора.

а) понимание косвенных конструкций:

- Катя слушала учителя. Кто говорил?

- Папа говорит сыну. Кто слушает?

б) какое из двух предложений правильное?

- «Солнце освещается землей» или «Земля освещается солнцем».

- «Море обмывается берегами» или «Берега омываются морем».

- «Фонарь освещается улицей» или «Улица освещается фонарем».

в) понимание временных отношений и конструкций предложений с двойным отрицанием.

Я позавтракал после того как порубил дров. Что я сделал раньше?

Я не привык не подчиняться правилам. О каком человеке говорится – дисциплинированном или недисциплинированном?

III. Изучение понимания конкретного значения слова

Материалом исследования служат слова:

1) не связанные между собой по звучанию и значению, часто употребляемые (рыба, цветок, кошка, сушка, яблоко, самолет, бутылка, дверь, конверт и т. д.);

2) с оппозиционными фонемами и со средней и низкой частотностью употребления (коса – коза, мишка – миска, точка – дочка, точка – бочка, дрова – трава и т. д.);

3) со сходными артикулемами и низкой частотностью употребления (машина – Полина, махал – нахал, медаль – педаль, тепло – темно, бак – мак, пень – тень, здание – знание и т. д.);

4) сходные по длине и ритмическому рисунку и низкой частотностью употребления (мука – рука, торт – порт, ворот – город, работа – забота и т. д.)

5) близкие по значению, со средней и низкой частотностью употребления (рукавички – перчатки, сумка – портфель, туфли – ботинки, кофточка – свитер и т. д.)

Изучение понимания конкретного значения слова проводится:

а) на основе зрительной опоры. Перед ребенком выкладываются предметные картинки, и дается задание: «Внимательно рассмотри картинки. Я буду называть предметы, а ты их покажи»;

6) на основе слухового восприятия. Картинки предъявляются после того, как слово воспринято ребенком на слух. Экспериментатор называет:

- по одному слову (ухо, затылок, пальцы, потолок; дверь, окно, локоть, подбородок, карандаш, бровь, стол, обувь, пол, лампа, глаз, бумага);

- по три слова (лоб, ухо, подбородок; бровь, стул, окно).

Оценка успешности выполнения заданий производится следующим образом:

2 балла – выполнение задания с первого предъявления;

1 балл – задание выполнено со второй попытки, после того, как логопедом была оказана помощь.

0 баллов – не выполнил задание.

Максимальное количество баллов, которые можно получить за выполнение всех заданий – 42 балла.

По совокупности всех выполненных заданий нами были условно выделены следующие уровни понимания текстовых сообщений:

Высокий уровень – (42 – 28 баллов) – чёткое понимание общего смысла высказывания, скрытого смысла, а также сравнительных конструкций и падежных отношений. Предложенные задания не вызывают трудностей, выполняются самостоятельно.

Средний уровень – (27 – 14 баллов) – не понимание смысла некоторых высказываний, скрытого смысла текста (рассказа), сравнительных конструкций и падежных отношений с первого раза. Понимание некоторых текстовых сообщений происходит при подсказке педагога.

Низкий уровень – (14 – 0 баллов) – отсутствие понимания смысла высказываний, скрытого смысла рассказов, сравнительных конструкций и падежных отношений, даже при подсказке педагога.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!