| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Методика изучения темы «Доли»
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Бузмакова Марина
Ейск, 2022г.
В результате изучения темы «Доли» у учащихся должно сложиться ясное представление о доле. Они должны знать, что доли образуются практически делением круга, отрезка, прямоугольника и т.п. на равные части, должны уметь называть любую долю и записывать ее с помощью цифр, сравнивать доли одной и той же величины практически с помощью наглядных пособий и решать задачи двух видов: на нахождение доли числа и числа по доле.
План изучения темы «Доли»
Формирование представлений о доле. Образование, чтение и запись долей.
Сравнение долей на наглядной основе.
Ознакомление с решением задачи на нахождение доли числа.
Ознакомление с решением задачи на нахождение числа по доле.
Для формирования правильных представлений о долях учителю необходимо использовать достаточное количество разнообразных наглядных пособий: реальные предметы, демонстрационные наборы равных геометрических фигур (кругов, квадратов, прямоугольников и т.п.). Очень важно, чтобы наборы таких фигур, вырезанные из бумаги были у каждого ученика для проведения практической работы, чтобы они своими руками получали, например, половину круга, треть прямоугольника, четверть квадрата и т.п. Полезны разнообразные таблицы по теме «Доли».
Познакомить учащихся с долями лучше всего практически. Учитель разрезает яблоко на две равные части (пополам), показывает одну из равных частей и спрашивает:
Как можно назвать эту часть яблока? (Половина.)
Почему? (Яблоко разрезали пополам.)
Кто догадался, как можно по-другому назвать половину? (Одна вторая яблока.)
Если ученики не назовут, то сам учитель пояснит, что каждую такую часть можно назвать половиной или одной второй яблока.
Докажите, что половину яблока можно назвать по-другому – одна вторая часть яблока. (Яблоко разрезали на две равные части и взяли одну из частей.)
Затем можно перейти к обозначению долей.
Одна вторая – это дробное число, оно записывается так: ---.
Учитель поясняет, что в записи доли --- число, которое записано под чертой (ниже черты), показывает на сколько равных частей делят предмет (яблоко), а число которое стоит над чертой, показывает, сколько таких частей взяли.
Можно аналогично продемонстрировать деление ленты (полоски, куска проволоки и т.п.) на три, четыре и т.д. равные части. В каждом случае показывается, называется и записывается каждая полученная часть: ----- , ----- , ... , выясняется, что показывает число 3, 4, 1, сколько третьих, четвертых частей в целом.
Затем полезно всем ученикам выполнить практическую работу с раздаточным материалом, например, набором равных кругов, вырезанных из бумаги. Один круг остается целым, другой делят с помощью перегибания на 2 равные, затем на 4, 8 равные части.
Выясняется, сколько половин, четвертых долей, восьмых долей в целом, сколько четвертых и восьмых долей в половине. Учащиеся записывают полученные доли и объясняют, что показывает число, записанное под чертой и над чертой.
Для закрепления полученных знаний и умений предлагаются упражнения:
Целесообразно рассмотреть различные способы получения долей геометрических фигур. Например, учащиеся могут предложить такие способы деления квадрата на две равные части.