СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика написания мини-сочинения по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика написания мини-сочинения по обществознанию с учетом изменений 2018 года

Просмотр содержимого документа
«Методика написания мини-сочинения по обществознанию»

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ МИНИ-СОЧИНЕНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Эффективная организация учебного процесса проверяется в том числе и в экзаменационную пору, что напрямую связывает нашу образовательную практику с подготовкой к сдаче ЕГЭ. Сегодня я остановлюсь на методике работы с написанием мини-сочинения по обществознанию, которое в обиходе по-прежнему продолжают называть обществоведческим эссе.

Обучение в СПГ начинается в 7 классе, поэтому впервые к практике выполнения задания №29 я обращаюсь в 7 классе. К этому моменту, к счастью, суть литературного эссе учащиеся еще не усвоили, но, к сожалению, уже имеют клише написания сочинения. Давая в 7 классе цитату, я жду от учащихся не выполнения работу, а вопроса: «Что такое обществоведческое эссе?»

Эссе (от франц. опыт, набросок) – прозаическая ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.

Вот с этого и начинается работа над заданием №29: не эссе, а обществоведческая тема; не свобода творчества и собственное мнение, а содержание учебника. И мы идем к работе с критериями. С этого года критерии несколько изменились, но, скорее, в пользу учащихся. Они стали более четкими.

«Революции – локомотивы истории» К.Маркс

Если не указать автора цитаты, то чаще всего в классе раздается вопрос: Кто автор цитаты? И мой ответ: Иванов. Для написания задания 29 практически не имеет значения автор. Для минимального количества работающих по цитате он может подсказать один из подходов к раскрытию идеи цитаты, но 99% отвечающих уйдут в область общих рассуждений о его вкладе в развитие науки или элементы биографии. Эти сведения нужны только, если они работают на раскрытие темы.

Критерий 1

Критерий 29.1 по-прежнему остается определяющим. Если выпускник в принципе не понял или раскрыл неверно смысл высказывания, не выделив хотя бы одну идею/не сформулировав хотя бы один тезис, и эксперт выставил по критерию 0 баллов, работа дальше не проверяется.

Новшеством 2018 г. стало выделение в цитате не проблемы, а идеи, т.е. надо работать с более широким понятием. Например, сравните:

  • В данной цитате поднята проблема соотнесения революционного и эволюционного пути развития

  • В данной цитате раскрыта идея революции.

При этом составители критериев дают возможность привести различные варианты определений ключевого понятия, показать различные подходы к раскрытию идеи цитаты. Одновременно, раскрывая идею, можно выйти за рамки выбранного блока. Например, идея революции (блок «Философия») связана с маргинализацией масс (блок «Социология»).

Критерий допускает верное выделение одной или нескольких верных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса. Но какой смысл для выпускника работать с несколькими идеями?

Также новый подход 2018 г. разрешает раскрыть не идею, а сформулировать тезис в контексте высказывания, который требует обоснования (ТЕЗИС – утверждение, предложение, требующее доказательства. ИДЕЯ – основная мысль). С этим вариантом работа идет трудно, чаще получаем пересказ цитаты, поэтому я предпочитаю работать с выделением идеи, а не формулировкой тезиса.

В ряде пособий для абитуриентов есть своего рода штампы, которые очень сильно вредят при выполнении этого задания:

  • Высказывание посвящено актуальной теме…

  • Цитата отличается большой информативностью…

  • Фраза ценна тем, что автор пытается по-новому осмыслить…

  • Безусловной заслугой автора является…

  • Автор доказывает, что…

Главный вред этих штампов в том, что они ведут ответ к пересказу цитаты, а не к выделению идеи.

Критерий 2

Раскрытие теоретического обществоведческого материала по выделенной идее.

Одна из главных проблем – внушить учащимся, что требуется изложить содержание параграфа, а не развернуть просторы для их общих рассуждений на тему обыденного плана, для изречения которых совершенно не требуется знание какого-либо курса. К сожалению, в погоне за развитием творческих способностей, учащиеся упускают базовые знания по предмету, которые и проверяет данный критерий. Вместо общих слов «на тему» от учащихся требуются понятия с определениями, признаки, функции, виды классификации, позиции специалистов и т.д. Ответ должен быть изложен в четко заданном ключе: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Теоретическое содержание выпускники часто сводят к определению ключевых понятий темы, не давая связанного ответа теоретического характера. В этом случае произойдет снижение балла за этот критерий согласно требованиям.

Также материал должен быть изложен не только связно, но и в соответствии с заданной идеей. За теоретические данные, не относящиеся к выделенной идее, идет снижение балла.

В случае, когда 29.2-0, то 29.3-0

Критерий 3

Это новый критерий, который напоминает опыт написания работы по истории, т.е. поощрительный балл за отсутствие ошибок, при условии 29.20. Этот балл не вычитается из имеющихся, его просто не добавят при наличии ошибок.

Критерий дается за корректное использование понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Под корректностью использования понимается отсутствие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений.

Критерий 4

Ранее был критерием 3: примеры.

Примеры должны быть явно связаны с рассуждение по цитате. Любой пример по объему может представлять из себя целый абзац. Важно, чтобы фактическая составляющая примера находилась в органической связи с теоретической составляющей ответа, а не присутствовала, что называется сама по себе.

Примеры могут быть из личного опыта, различных предметов школьного курса, общественно-политической практики. Чтобы не ошибиться самому и не заставлять эксперта задумываться, не являются ли примеры одного типа, лучше указать: я хочу привести пример из истории, из личного опыта….

В качестве примера нельзя просто указать факт: я хочу привести в качестве примера 1917 год. И все. Пример должен быть развернут обстоятельно, четко показана его связь с цитатой, дано развернутое объяснение, какое отношение имеет приведенный пример к выделенной идее.

В качестве примера я хочу обратиться к событиям 1917 г., когда в результате произошедшей революции начались структурные изменения во всех сферах жизни российского общества: созданы представительные органы власти трудящихся, подписаны Декреты о земле, о мире, была отделена церковь от государства и от школы. В результате было создано новое общество, страна получила новую тенденцию развития.

При этом пример может быть как реальным, так и моделированным. В отличие от других заданий части 2 моделированный пример не может выглядеть:

  • В государстве Z…..

  • Гражданка X….

Но можно смоделировать ситуацию с примером из личного опыта: мой брат, бабушка, сосед… Никто не будет проверять есть ли у Вас брат или совершал Ваш сосед подобное действие. Также моделировать можно статью из журнала или Интернета. Никто не будет проверять: есть ли подобная статья, сайт, или журнал. Можно даже смоделировать пример с книгой, указав несуществующего автора и название книги, при описании нужной для задания 29 ситуации. Но нельзя моделировать общеизвестные факты: вводить в событие или книгу не существующих героев, это ошибка. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!