Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
ГРУППЫ Ш-31
Гордиенко Миланы Дмитриевны
Методика обучения младших школьников письму цифр
Преподаватель: Карасёва
Любовь Петровна
Ейск, 2021
Методические рекомендации по обучению написанию цифр в I классе
К концу первого года обучения все учащиеся должны овладеть навыком письма цифр. Практика показывает, что написание цифр вызывает у школьников определенные трудности. Шестилетний ребенок видит цифру в целом, не выделяя в ней элементов. Отсюда искажение цифр и их элементов на письме. Поэтому так важно на первых этапах обучения письму цифр уделять внимание начальному анализу и синтезу каждой цифры, сравнению и сопоставлению одинаковых элементов разных по конфигурации цифр.
Методика обучения письму цифр включает следующие этапы:
1. Анализ образца. Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать детям ее образец, вместе рассмотреть его, выяснить, из каких элементов состоит цифра (палочки, закругления, волнистая линия), в каких цифрах эти элементы уже встречались.
2. Демонстрация учителем наглядного написания цифр. Показ учителем написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, какая линия проводится, где она начинается, в каком направлении ведется и где заканчивается, какой будет следующая линия.
3. Подготовка к написанию цифр:
а) «письмо в воздухе» — дети, взяв ручки, в воздухе повторяют порядок и последовательность написания цифры, что позволяет запомнить общее движение руки;
б) письмо по кальке или пластмассовому трафарету – следующий этап, помогающий первокласснику перейти к написанию цифры нужного размера.
4. Письмо цифр учащимися. За написанием первых цифр педагог должен понаблюдать, чтобы своевременно подкорректировать правильность написания. Приступая к обучению написанию цифр, учителю необходимо помнить следующее:
• все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее половине и «опираются» на правую ее сторону;
• ширина цифры должна быть примерно в 2 раза меньше ее высоты.
Гигиенические правила письма:
• сидеть надо прямо, не касаясь грудью стола;
• ноги должны стоять всей ступней на полу или подставке;
• голову при письме необходимо склонять чуть влево (для тех, кто пишет правой рукой) и вправо (для тех, кто пишет левой рукой);
• ручку следует держать тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец при этом необходимо подогнуть к ладони. Пальцы от стержня располагаются на расстоянии 1-1,5см;
• тетрадь лежит под углом к краю стола. Начало строки на странице, где идет работа, приходится на середину груди;
• нельзя менять наклон тетради во время письма.
Шестилетний ребенок во время письма быстро утомляется, так как еще не в полной мере окреп его позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Перед письмом, во время, а также после письма ему требуется подготовить руку, расслабить мышцы, изменить позу. В этом могут помочь следующие упражнения:
• соедините руки ладонями вместе и вытяните их вперед. Разведите кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
• сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы получился кулак. По одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой рукой;
• вытяните руки вперед перед грудью. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы правой руки. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы левой руки. Выполняйте попеременно;
• ладони вместе, пальцы сцеплены в замок. Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы;
• руки с разведенными пальцами положите на стол. Поочередно постукивайте по столу каждым пальцем то одной, то другой руки. В каждую физкультпаузу необходимо включать 2-3 упражнения.
Методический комментарий к написанию цифр
Цифра 1состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой.
Ставим карандаш немного выше центра клетки и ведём прямую наклонную линию в верхний правый угол клетки. Затем пишем прямую наклонную линию от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.
Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий.
Начинаем писать цифру чуть ниже середины верхней стороны клетки, ведём линию вверх-вправо закругляем, касаясь верхней и правой стороны клетки, ведём прямую наклонную линию вниз к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишем волнистую линию (вверх, вниз, вверх).
Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов.
Начинаем писать цифру чуть ниже середины верхней стороны клетки. Ведём линию вверх-вправо закругляем, касаясь верхней стороны клетки, пишем верхний полуовал, доводим почти до центра клетки и, возвращаемся по написанному, пишем нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего.
Цифра 4 состоит из трех палочек.
Ставим карандаш немного правее середины верхней стороны клетки и ведём прямую наклонную линию вниз к центру клетки, затем ведём короткую прямую линию вправо к середине правой стороны клетки, но не касаемся её. Отрываем руку ставим карандаш в верхний правый угол клетки и ведём прямую наклонную линию вниз к середине нижней стороны клетки.
Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной провисающей линии.
Ставим карандаш немного правее середины верхней стороны клетки и ведём короткую прямую линию вниз к центру клетки, далее пишем малый правый полуовал не касаясь правой стороны клетки. Отрываем руку ставим в начало написания цифры и ведём плавную линию вправо-вниз, затем в верхний правый угол клетки.
Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого полуовалов.
Начинаем писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. Ведём вправо вверх, закругляем касаясь верхней стороны клетки и пишем большой левый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки, ведём линию вверх вправо, закругляем ее влево немного выше середины клетки.
Цифра 7 состоит из короткой палочки, плавно изогнутой вниз линии, большой и маленькой палочек.
Ставим карандаш чуть ниже середины верхней стороны клетки, ведём наклонную короткую линию вправо вверх касаемся верхней стороны клетки. Затем ведём плавную линию вправо вниз и поднимаемся в верхний правый угол клетки, ведём прямую наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Отрываем руку, ставим на середину клетки и ведём короткую прямую линию пересекаясь с прямой наклонной линией.
Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего.
Начинаем писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведём линию вправо и вверх, закругляем в правом верхнем углу клетки (верхний полуовал), затем ведём плавную линию вниз не касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и поднимаются вверх (нижний полуовал) ведём вверх влево, пересекаясь, замыкаем линию в начальной точке.
Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала.
Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки, ведём линию вверх налево, закругляем касаясь верхней стороны клетки, затем плавную линию вниз-вправо и пишем малый верхний овал. От начальной точки ведём плавную линию вниз и пишем большой правый полуовал, закругляем касаясь середины нижней стороны клетки.
Цифра 0 представляет собой овал.
Начинаем писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. Ведём вправо вверх, закругляем касаясь верхней стороны клетки и пишем большой левый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки, ведём линию вверх вправо, закругляем дальше плавно ведём линию вверх к исходной точке.