СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения морфемики и словообразованию

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

чсмитьлшогнпеаквыфячс митьбюдщшгнеквсмитьлшгнеаитьблорпа

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения морфемики и словообразованию»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Целью данной работы является исследование системы изучения основных понятий морфемики и словообразования в современной начальной школе.

Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит цели развития мышления и речи м школьников , цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Получаемые знания, формируемые умения и навыки, помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях словообразования  и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием.

Среди многочисленных методических задач, которые стоят  перед учителем при разработке уроков по темам данных разделов, одна из важнейших – формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов.

Программы по русскому языку современных вариативных УМК при изучении структуры слова ориентируется не только на изучение морфемной структуры слова, но и на словообразовательную структуру и элементарный словообразовательный анализ. Такое изучение структуры слова не гарантирует сознательного и мотивированного анализа морфемной и словообразовательной структуры учащимися.

Поэтому для эффективного обучения необходимо, с одной стороны, более глубокое изучение понятий морфемики и словообразования. С другой стороны, необходимо более современная методическая система, способная обеспечить не механический разбор слов по составу, а сознательное мотивированное выделение детьми всех морфем слова. Это будет способствовать развитию языковой компетенции и речевому развитию младших школьников.

Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвистическая сущность специфична. 

Особенности изучения корняПри формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов».

Методика работы над корнем,— это раскрытие, с одной стороны, роли корня как ядра лексического значения слова, с другой стороны, усвоение корня как общей части родственных слов, в которой заключена общность семантики этих слов.

Особенности изучения приставок.  Существенными признаками приставки являются:

а) ее словообразовательная функция (реже — формообразующая);

б) место по отношению к корню (всегда стоит перед корнем);

в) приставки образуют новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и производящее, так как присоединяются к уже грамматически оформленному слову (прыгнуть — выпрыгнуть, перепрыгнуть и т. д.).

В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».

С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. Последнее обстоятельство имеет большое дидактическое значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без приставки и с приставкой и, таким образом, создаются условия, в которых семантическая роль приставки выступает особенно отчетливо (например: везти, но вывезти за город, перевезти с одного берега на другой и т. д.).

Для ознакомления с семантикой приставок можно использовать и отглагольные существительные (хотя их употребление в детской речи ограничено), например: вход, выход, переход; вылет, прилет, перелет; записка, переписка и др.)

           При выяснении значений приставок учитывается и то обстоятельство, что семантика приставки особенно отчетливо проявляется в условиях предложного управления, когда в значении приставки и предлога много общего. Например, в словосочетании вбежал в комнату и приставка и предлог указывают направление движения внутрь чего-либо, в словосочетании отплыть от берега приставка и предлог имеют значение удаления, в словосочетании подъехать к дому приставка и предлог указывают на приближение к объекту и т. д.

В русском языке существуют многозначные приставки и приставки с синонимичным значением. Поэтому для ознакомления с семантикой приставок и их словообразовательной ролью необходимо отбирать приставки, имеющие четкое выраженное значение и наиболее употребительные в детской речи.

Усвоение младшими школьниками словообразовательной роли приставок по самой своей сути связано с пониманием их смыслового значения. Основным в осознании словообразовательной роли приставки является знание того, что приставка не механически присоединяется к слову, а «включает» в его лексическое значение свой смысловой оттенок и вследствие этого создается новое слово.

Как считает М.Р. Львов, для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в единстве с их смысловым значением результативными являются следующие группы упражнений.

Первая группа упражнений включает задания, основанные на сравнении однокоренных слов, семантическое различие между которыми обусловлено разными приставками. Пример такого задания: «От слова ходить образуйте новые слова, используя приставки в-, вы-. Сравните полученные слова по смыслу и по составу. Чем они сходны? Какая часть слова делает их противоположными по смыслу? Составьте предложения».

Упражнения данной группы нацелены на развитие у учащихся умения абстрагировать смысловое значение приставки от значения, которое заключено в корне.

Вторая группа упражнений характеризуется сравнением одной и той же приставки в разных словах или сравнением приставок, имеющих близкое значение. Цель упражнений — элементарное обобщение знаний о семантике приставок. Например, учащимся предлагается сравнить слова надломить, надписать, надрезать,— установить, чем они сходны со смысловой стороны (обозначают неполноту действия). Какая часть слова передает неполноту действия?

Третью группу составляют лексико-грамматический и лексико-стилистический анализ текста. Упражнения способствуют развитию точного и осознанного употребления в речи слов с приставками.

Наряду с наблюдениями над семантикой и словообразовательной ролью приставок, проводится также работа и над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. В начальных классах, как известно, отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения (о-, об-, от-, ото-, по-, до-, с-, со-, за-, на-, над-, под-, в-, во-, пере-). Чтобы создать учащимся условия для лучшего запоминания графического образа приставок, целесообразно проводить классификацию последних (приставки с буквой о, приставки с буквой а и т. д.). Учащиеся упражняются в правописании гласных и согласных букв в приставках. Проводится специальная работа над сопоставлением и противопоставлением предлогов и приставок.

Особенности изучения суффикса. Основная задача изучения данной морфемы — познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. Важно приблизить учащихся к пониманию того, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (имеются в виду словообразовательные суффиксы), а также придать слову тот или иной смысловой оттенок: указать на размер предмета, меру качества предмета, свое отношение к предмету (имеются в виду суффиксы оценки).

В начальных классах не ставится задача формирования навыков правописания суффиксов и лишь в предварительной форме учащиеся знакомятся с написанием некоторых наиболее употребительных в детской речи суффиксов, которые имеют постоянное графическое начертание (-очк-, -ечк-, -евн-, -овн-, -еньк-, -оньк-, -ость...) и не требуют знания правил.

Работа над усвоением учащимися функции суффикса в слове сочетается с выяснением семантики некоторых суффиксов и с установлением грамматических признаков производного слова (первоначальный уровень).

Например, чтобы познакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов, учитель широко привлекает суффиксы, с помощью которых образуются слова — названия различного рода предметов (апельсин, фиалка), а также слова, обозначающие людей по их занятиям (баскетболист) и т. д. Учащиеся сравнивают между собой однокоренные слова, устанавливают между ними сходство и различие как по составу, так и по лексическому значению. На основе результатов сравнения делается вывод о том, что смысловое различие между данными словами передается с помощью суффикса, что именно с помощью суффикса от одного слова образовалось другое (типа:море — моряк, будить — будильник, холодить — холодильник, мир – мирный, мандарин – мандаринчик и т. д.).

Аналогично при знакомстве со значением уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов учитель опирается на конкретные представления учащихся и переходит от сравнения объектов действительности к сравнению слов как названий этих объектов. В частности, при наблюдении над суффиксами (-ок, -ик, -к-, -ищ) производится сравнение между собой предметов или их отдельных частей по размеру: большой дуб и маленький дубок, лапки и лапища.

Осознанию учащимися роли суффикса способствует также сопоставление суффикса с приставкой и окончанием.

Суффикс сравнивается с приставкой в целях установления сходства их словообразовательной роли и различия с учетом того места, которое они занимают в слове. Особенно эффективным оказывается сравнение тогда, когда оно проводится в процессе выполнения словообразовательных упражнений, и, таким образом, роль приставки и суффикса выступает наиболее наглядно (например: сказать — подсказать — подсказка, возить — перевозить — перевозка и т. п.).

Суффиксы сравниваются с окончанием для того, чтобы предотвратить их отождествление учащимися. Сравнение проводится на основе выяснения словообразовательной роли суффикса и формообразующей роли окончания (практически). При этом большое значение имеет варьирование учебного материала, который используется для ознакомления с суффиксами. Варьирование происходит с учетом одного из несущественных признаков суффикса, а именно: суффикс может стоять перед нулевым окончанием (дубок, домик) и перед материально выраженным окончанием (ягодка, сосновый и т. д.)

Особенности изучения окончания. Особым своеобразием по сравнению с приставкой и суффиксом, отличается окончание, для которого ведущей является грамматическая функция. Первоначальное представление об окончании как изменяемой части слова, с помощью которой устанавливается связь слов в предложении, складывается у учащихся при выполнении упражнений, включающих задания, направленные на изменение формы слова в зависимости от сочетания его с другими словами в предложении. Усвоение учащимися синтаксической функции окончания происходит на основе (а точнее, в процессе).

Для усвоения и закрепления материала по теме «Состав слова» учащимся предлогала комплекс заданий и упражнений. Упражнения не занимают много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме.

Упражнение 1Добавьте нужные приставки к существительному корню: - отека-;

Упражнение 3. При помощи суффикса образуйте слова, обозначающие лицо  по профессии:

Баскетбол – (баскетбол – ист);

Сноубординг – (сноуборд – ист);

Бейсбол – (бейсбол – ист);

Дзюдо – (дзюдо-ист);

Биатлон – (биатлон-ист);

Каратэ – (карат-ист);

Бокс – (бокс – ер);

Пиар – (пиар – щик).

Одним из эффективных способов преодоления ограниченности словаря, развития языковой интуиции являются упражнения в словообразовании имен существительных и прилагательных. Ученикам можно давать отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который  был в только что разобранном слове. Со словами, образованными детьми, можно составить предложения.

Слово, которое разбирают дети по составу

Словообразовательный суффикс в нем

Слова, от которых требуется образовать существительное или прилагательное с данным суффиксом

Имена существительные

Советник

-ник-

Лес, школа, лыжи, путь, помощь, двор, чин

Парашютист

-ист-

Трактор, баян, хоккей, бейсбол, программа, дзюдо, каратэ, флора

Удочка

-очк-

Кисть, кофта, карта, черта, лента, ваза, рама

Имена прилагательные

Интересная книга

-н-

Лес, луна, осень, длина, облако, футбол, радость, вкус, свобода, компьютер

Осиновая роща

-ов-

Шелк, малина, плод, сосна, гроза, рябина, роза, ромашка, резина

Смолистый запах

-ист-

Камень, пух, болото, ветвь, золото, пятно,

Дождливая погода

-лив-

Крик, счастье, талант, сон, хлопоты

Данные упражнения направлены на расширение, обогащения, активизацию словарного запаса  учащихся новыми словами. Они могут быть, хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.























Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





















Сообщение на тему: «Методика обучения морфемики и словообразования»

















Выполнила студентка

Ш-41 Группы

Склюева Татьяна



Ейск,2018




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!