Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 120»
«Методика обучения, приему, передачи, подаче мяча в волейболе»
Учитель физической культуры
МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 120»
Дзержинского района г. Перми
Кирьянов Фёдор Фёдорович
Пермь – 2019
Мастер-класс
«Методика обучения приему, передаче, подаче мяча в волейболе»
Место проведения: МАОУ «СОШ № 120»
Дата проведения: 31 октября 2019 г.
Мероприятие: семинар-практикум РМО учителей физической культуры Дзержинского района
Участники: учителя физической культуры ОУ Дзержинского района и обучающиеся
5-10 классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120»
Цели и задачи мастер-класса:
- сформировать у учителей физической культуры представление о формах и методах проведения уроков и внеурочных (тренировочных) занятий по волейболу;
- изучить основные приемы формирования двигательных навыков, необходимых для игры в волейбол;
- закрепить полученные навыки в рамках организации судейства учебной игры.
Используемый ресурс: В/б сеть, скакалка, конус, мячи набивные, б/б мяч, комплект волейбольных мячей 15-25 шт.
Ход мастер-класса.
I.Краткий экскурс в историю волейбола и особенности организации обучения волейболу на уроках и в процессе тренировочных занятий.
Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). В 1895 году в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6×15,1 м, высота сетки 198 см, мяч окружностью 63,5—68,5 см и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.
Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой.
Цель игры — направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).
Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода за ее пределы или ошибки команды.
II. Проведение практической части мастер-класса с обучающимися.
1. Построение, объявление целей и задач занятия, инструктаж по ТБ.
2. Беговая разминка (бег без задания, бег с вращением рук в плечах
вперед-назад, бег подскоком с поворотом туловища вправо-влево, бег
подскоком с рывком руками).
3. Разминка в группах:
- бег с захлестом голени назад;
- бег с высоким подъемом бедра;
- бег высоким подскоком;
- движение спиной приставным шагом;
- движение приставным шагом правым (левым)боком.
4. Упражнения на развитие двигательных навыков:
- эстафета с переносом мяча (движение между фишками приставным
шагом со сменой направления);
- прыжковые упражнения на сетке (одиночный блок, двойной блок).
5. Разминка с волейбольным мячом:
- вращение мяча в руках;
- вращение мяча на прямых руках вправо-влево;
- вращение мяча вокруг головы;
- «восьмерка» мячом вокруг туловища.
6. Упражнения с мячом:
Индивидуальные:
- верхняя передача мяча над собой;
- нижняя передача мяча над собой;
- чередование передачи мяча сверху и приема мяча снизу;
-верхняя передача мяча над собой с приседанием (хлопком,
несколькими хлопками).
- техника нижней и верхней подачи мяча (планирующая, силовая).
Парные:
- верхняя передача мяча;
- прием мяча снизу;
- чередование верхней передачи мяча и приема мяча снизу;
- верхняя передача мяча с изменением расстояния между игроками.
В тройках:
- игроки расположены углом, передача мяча игроком из номера 1 в номер 3 со сменой мест с игроком в номере 2.
3 2
1
- игроки расположены на одной линии, игрок из номера 1 выполняет передачу игроку в номере 2, тот поднимает мяч над собой, разворачивается на 180 и выполняет верхнюю передачу в номер 3, затем в обратном порядке.
- игроки расположены на одной линии, игрок из номера 1 выполняет передачу игроку в номере 2, тот принимает мяч снизу и переводит в номер 3, затем в обратном порядке.
В группах:
- игроки расположены в четверках. Игрок из номера 1 выполняет передачу в номер 4 и меняется местами с номером 2, номер 4 возвращает передачу в номер 1 и меняется местами с номером 3.
1 2
3 4
- игроки расположены в шестерках. Передача двух мячей во встречных колоннах с изменением мест.
На сетке:
Игроки расположены во 2 номере во встречных колоннах. Передача мяча из 2 номера во 2 номер через сетку. Передающий переходит в 3 номер, передача в третьем номере, затем переход в номер 4 и все в обратном порядке.
8. Упражнения на формирование силовых качеств и гибкости.
- юноши: упор лежа, согнув руки (40 с.);
- девушки: упор лежа на локти (40 с. ).
III. Учебная игра с судейством учителей физической культуры (главный судья, судья на сетке, боковые судьи).
IV. Построение обучающихся, анализ работы на занятии.
V. Самоанализ и анализ мастер-класса.