СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения техническим элементам: ведению, передачам и ловле баскетбольного мяча

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке изложена методика обучения приемам работы с мячом в игре баскетбол (ловля, передача, ведение). А также представлены упражнения для освоения данных элементов.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения техническим элементам: ведению, передачам и ловле баскетбольного мяча»

Методика обучения техническим элементам: ведению, передачам и ловле баскетбольного мяча.


В баскетболе техника – это большой комплекс приёмов и способов целенаправленных спортивных действий, рациональных и эффективных с точки зрения современной теории и игровой практики. Техническая подготовка является важнейшей стороной тренировок баскетболистов. Задачи дальнейшего повышения спортивного мастерства игроков требуют непосредственного изыскания новых методических путей обучения технике и совершенствования в ней.

Основным показателем технического мастерства является соответствие навыков и умений задачам и реальным условиям спортивной борьбы, а также соответствие их индивидуальным способностям баскетболиста, который выполняет приёмы свободно, непринуждённо, наиболее экономно, используя свои двигательные и иные способности, проявляя при этом, с одной стороны, моментальную мышечную мобилизацию, а с другой – своеобразное расслабление.

На каждом этапе технической подготовки баскетболистов решаются определённые задачи. На начальных стадиях обучения изучаются основные приёмы и способы их выполнения, а также основные сочетания этих приёмов. Особое внимание уделяется изучению приёмов в передвижениях по площадке в различных направлениях, на выполнение действий правой и левой рукой, в правую и левую сторону.

Далее совершенствуются все способы ранее освоенных приёмов и многообразие их сочетаний, основанных на новых вариантах, способах выполнения приёмов. Тренер предъявляет повышенные требования к стабильности и качеству выполнения приёмов, выполняемых с изменением скорости и в различных игровых ситуациях.

После этого изученные приёмы на базе углублённой индивидуальной работы с каждым игроком доводятся до уровня автоматизированного навыка, и на их базе осваиваются более сложные технические действия.

Наиболее характерной чертой начального обучения технике является изучение каждого приёма изолированно, а затем соединение изученных приёмов в простые сочетания, состоящие главным образом из двух и иногда трёх приёмов. Особое внимание нужно обращать на точность исходных положений, амплитуду движений и их согласованность по фазам.

Обучение каждому приёму ведётся в наиболее благоприятных для его выполнения условиях, применяются упражнения, позволяющие охватить активными действиями одновременно наибольшее количество занимающихся, и в то же время дать возможность каждому занимающемуся действовать совершенно самостоятельно. При этом необходимо использовать ряд основных построений – в шеренги, колонны и т.д.

При подборе упражнений должны сохраняться методические требования от простого к сложному, от известного к неизвестному. Однако изолированное изучение приёмов проводится только в самом начале. В дальнейшее идёт параллельное изучение нескольких приёмов и их сочетаний.

Развитие различных сторон подготовленности спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом – иных. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успехов именно в баскетболе.

В настоящее время можно выделить основные пути совершенствования в технике игры:

- специализированное развитие отдельных физических способностей игроков;

- развитие у игроков широких координационных возможностей в связи с разнообразием условий, средств и методов тренировки;

- овладение некоторыми новыми современными приёмами техники или исправление уже сформированных навыков в технике при при помощи целостного, расчленённого методов и метода подводящих упражнений;

- целенаправленный выбор средств и способов тактической подготовки, способствующих правильному использованию новых приёмов техники в условиях, приближённых к играм;

- использование комплексного подхода при совершенствовании техники баскетболистов, построенного на систематическом усложнении условий выполнения приёмов, как с педагогической, так и с психофизиологической точек зрения, при сохранении биомеханической структуры выполнения приёмов.


Методические приёмы, положительно влияющие на эффективность тренировочного процесса

Использование пространственных и временных ограничений

В практике подготовки большинства квалифицированных команд используются такие упражнения, как ведение мяча или обводка в узком коридоре, специально обозначенной на площадке, борьба за мяч 3х2 или 4х2, при условии, что игроки, владеющие мячом, не имеют права выходить за пределы ограниченной площадки.

Ограничения пространства площадки для выполнения упражнений целесообразно сочетать с сокращением времени на выполнение серии конкретных приёмов.

Последовательное увеличение быстроты выполнения технического приёма

Борьба за скоростные действия в баскетболе тесно связана с необходимостью существенного увеличения быстроты выполнения различных передач мяча, ведения и обводки, совершенствование в ловле стремительно летящих мячей. К увеличению выполнения приёмов ведёт сокращение амплитуды применений и возрастание силовых показателей мышц, участвующих в двигательном акте.

Примерные упражнения для реализации метода

  1. Начать работу с мячом в положении сидя, затем встать, сделать быстрый проход к щиту, остановиться, продолжить ведение мяча, встать на колени, сделать передачу на среднее расстояние.

  2. Разбег, высокий прыжок, находясь в фазе полёта, игрок ловит мяч, направленный партнёром, передаёт его обратно, после приземления кувырок вперёд, повторное получение мяча, заключительный бросок в корзину.

Выполнение технических приёмов с максимальной скоростью перемещения

Сочетание максимальных усилий, развиваемых игроком в коротких и удлинённых рывках с быстрым и точным выполнением передач в движении, с ведением мяча, ловлей, поворотами, финтами, остановками, способствует овладению командой такого эффективного тактического приёма, как быстры прорыв.

Применение утяжелённых и облегчённых мячей

Применение утяжелённых и облегчённых мячей в передачах, ведении при поворотах, бросках в корзину, финтах, помимо положительного влияния на мышечное чувство, способствует развитию у игроков скоростно-силовых качеств отдельных небольших мышечных групп.

Выполнение приёмов без постоянного зрительного контроля или с ограниченным зрительным контролем

Игровая обстановка требует от баскетболиста устойчивости и приспособительной изменчивости в двигательных навыках в связи с постепенным переходом контролирования мяча периферическим зрением, а иногда и только мышечно-суставным чувством.

Для решения этой задачи рекомендуется вводить специальные сигналы, расположенные таким образом, что игрок не может держать одновременно сигналы и мяч в центральном зрении, он должен изменять характер выполнения технического приёма в упражнении. Для ограничения поля зрения игрока при ведении мяча следует применять специальные очки, закрывающие нижнюю часть поля зрения.

Устранение функциональной ассиметрии в подготовке игрока

Качественное, примерно равноценное, использование в игре сильнейшей и слабейшей руки (ноги), в основных способах ловли, ведения, передач и бросков – один из главных признаков высокого технического мастерства баскетболистов.

В процессе обучения на первом этапе совершенствования техники используется обычно совместное упражнение функциональной ассиметрии; в одном занятии один и тот же приём игроки выполняют как правой, так и левой рукой.

На следующих этапах совершенствования следует отдавать предпочтение раздельному устранению функциональной ассиметрии в одном занятии для правой и левой руки, давать различные технические приёмы.

В этих занятиях игровые упражнения и двусторонние игры проводятся исключительно по изменённым правилам, с одной стороны, запрещающим или ограничивающим выполнение приёмов сильнейшей рукой или ногой, а с другой – стимулирующим смелое эффективное использование слабейшей руки в бросках, передачах, ведении, поворотах, путём начисления дополнительных очков за достижении определённого результата.

Метод «свободной» работы с мячом

Данный метод направлен не столько на стабилизациюв совершенствовании определённых навыков в технике игрока, сколько на дальнейшее развитие его специальных координационных способностей в обращении с мячом, изобретательности в тренировочном процессе.

Игроку представляются все возможности для индивидуальной работы с мячом без строго регламентированных заданий. В ходе свободной работы игрок жонглирует мячом, выполняет различные броски, скрытые передачи, разнообразные сочетания приёмов и финтов.

Выполнение приёмов техники в состоянии утомления

Игрок может считаться хорошо подготовленным к ответственным соревнованиям только в том случае, если он способен длительно и точно применять в играх технические приёмы в состоянии утомления.

Здесь очень важно, чтобы тренер не допускал случаев небрежногоотношения игроков к выполнению приёмов, требуя тщательности в каждом двигательном моменте. Игрок не должен закончить упражнение до тех пор, пока не добьётся нужной результативности.

Выполнение приёмов техники в состоянии эмоционального возбуждения

В настоящее время в практике широко используются игровые упражнения 1х1, 2х2, 3х3 в одну корзину с заданием отрабатывать определённые технические приёмы и их сочетания с финтами.

Тренеру нужно следить, чтобы игроки или группа игроков, действующие в защите, всегда оказывали нападающим активное противодействие, но без грубых персональных ошибок, особенно в заключительных стадиях проведения игроком нового технического приёма, иначе тренировка не достигнет основной цели.

В заключение следует заметить, что большинство из рекомендуемых методов совершенствования приёмов техники рационально использовать прежде всего в индивидуальных или групповых тренировочных занятиях, когда тренеру легче дать чёткое конкретное задание каждому игроку, систематически проверять результаты работы игрока определёнными методами педагогического и врачебно-физиологического контроля, требовать т игрока самооценки своих действий и достижений и умение давать прогнозы на будущее.


При изучении различных сочетаний технических приёмов главное внимание необходимо обращать на последовательность выполнения приёмов (например, ловля в движении – остановка) и согласованность движений по фазам.

Для изучения техники на этом этапе применяются, как правило, комплексные упражнения, в основе которых лежат соответствующие сочетания технических приёмов. Комплексный характер упражнений требует чёткой согласованности партнёров, участвующих в выполнении упражнений.

Другой характерной чертой является выполнение приёмов в сочетании с контрприёмами. Такое положение требует со стороны преподавателя и игрока внимательного анализа всех движений, умения подсказать, где и в какой момент, за счёт каких движений приём может оказаться более целесообразным или эффективным.

Отличительной особенностью техники владения мячом на современном этапе развития баскетбола стало выполнение игровых приёмов одной рукой. Это характерно, прежде всего для бросковых движений – варианты выполнения бросков двумя руками практически полностью исчезли из технического арсенала современных баскетболистов.

При ловле мяча приоритет отдают выполнению приёма двумя руками, как наиболее надёжному способу установления контроля над мячом.

Для осуществления передач используют многообразие способов доставки мяча партнёру при участии как одной, так и двух рук.


Ловля мяча


Приём техники, обеспечивающий уверенное овладение мячом.

Хороший пас – основа успеха в нападении, поэтому одним из самых важных приёмов, которые надо постоянно шлифовать и доводить до автоматизма, является ловля и передача мяча.

В момент ловли мяч может находиться над головой, на уровне груди, ниже пояса, отскакивать от площадки или катиться по ней. Ловлю мяча можно осуществлять двумя или одной рукой стоя на месте, в прыжке или в движении. По направлению к игроку мяч может лететь навстречу, сбоку или сзади-сбоку.

Ловля мяча двумя руками на месте. В исходном положении игрок находится в стойке готовности и удерживают мяч в поле зрения. При приближении мяча на уровне груди или головы баскетболист, выпрямляя ногу, стоящую сзади, совершает вышагивание впередистоящей ногой в сторону полёта мча и одновременно выносит руки навстречу ему почти до полного разгибания в локтевых суставах.

Разведёнными пальцами он образует «воронку», несколько большую по ширине поперечника мяча, ладони при этом обращены к мячу.

Положение кистей изменяется в зависимости от траектории перемещения мяча:

- если мяч летит выше пояса, то указательные пальцы направляются вверх, и кисти образуют полусферу;

- при полёте мяча ниже пояса – вниз, а кисти образуют как бы раскрытую чашу (мизинцы максимально приближены, ладони обращены вверх);

- при движении мяча в боковых плоскостях кисти направляют в сторону и при этом выносят их на один уровень за счёт полного выпрямления дальней от мяча руки и полусогнутого положения ближней;

- при ловле отскочившего от пола мяча игрок делает выпад к нему, быстро наклоняет туловище вперёд, руки опускает вперёд-вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон (не сверху), максимально сближая большие пальцы.

Ловля высоколетящих мячей. Выполняется прыжок с активным выносом рук вверх, раскрытые кисти направлены в сторону мяча, пальцы свободно разведены. В момент соприкосновения с мячом баскетболист обхватывает его пальцами, сближая кисти, руки сгибает в локтевых суставах.

Мяч подтягивается к груди, поднимается к плечу сильнейшей руки или опускается вниз и назад к бедру, одноимённому с рабочей рукой. Синхронно с этим движением игрок совершает шаг назад впередистоящей ногой с одновременным сгибанием обеих ног. Таким образом, гасится скорость летящего мяча. Завершающая фаза – после овладения мячом туловище слегка наклоняют вперёд; мяч в зависимости от ситуации укрывают от соперника выставленными в стороны локтями или контролируют в положении стойки с тройной угрозой (мяч находится на кисти сильнейшей руки и поддерживается сбоку другой, локти опущены и угол между предплечьями составляет 45 градусов, рабочая кисть максимально отводится назад, указательный палец, локоть и одноимённая нога находятся в одной вертикальной плоскости; мяч удерживается на уровне плеча, но не прижимается к туловищу, а незначительно выносится вперёд, угол сгибания в локтевом суставе составляет около 90 градусов, ноги значительно согнуты – при таком расположении частей тела игрока и мяча нападающий одновременно представляет тройную угрозу для соперников: может мгновенно без дополнительной подготовки, выполнить бросок по кольцу, выполнить передачу партнёру или начать скоростное ведение) либо стойки для начала ведения.

Ловля одной рукой чаще всего применяется для овладения мячом, летящим сбоку, сзади-сбоку или по высокой траектории. При чём одну руку используют, главным образом, для остановки мяча с последующим быстрым подхватом его другой рукой.

Ловля мяча летящего сбоку. В исходном положении баскетболист выставляет вперёд разноимённую ногу. В подготовительной фазе игрок вытягивает дальнюю от мяча руку навстречу ему, располагая ладонь перпендикулярно к направлению полёта мяча.

С момента касания мяча пальцами начинается основная фаза, которая сопровождается уступающим сгибанием руки в плечевом и локтевом суставах до прямого угла и отведением ее назад, как бы продолжающим полёт мяча. Одновременно туловище поворачивается в сторону ловящей руки. Некоторое время мяч может удерживаться на кисти силой инерции, но, чтобы исключить его потерю, следует как можно быстрее подключать к ловле другую руку и приходить в стойку игрока, владеющего мячом.

Ловля мяча летящего сзади-сбоку. Игрок вытягивает вперёд дальнюю от его полёта руку раскрытой к нему кистью, незначительно поворачивая туловище назад и контролируя перемещение мяча поворотом головы.

Мяч останавливается открытой кистью вытянутой вперёд руки, тут же подхватывается другой с одновременным поворотом туловища вперёд и далее игрок совершает уступающее сгибание рук в нужном направлении.

Одной рукой ловят и высоколетящие мячи. При этом мяч останавливают раскрытой кистью выпрямленной вверх руки и, как правило, в прыжке, а в момент амортизационного сгибания подхватывают его другой рукой, приземляясь в устойчивое двухопорное положение.

При ловле мяча, летящего сзади-сбоку, характерносогласованные движения верхних и нижних конечностей, специфика которых зависит от техники конкретных игровых приёмов, выполнение которых предшествует овладению мячом при перемещении игрока.

Остановка с ловлей мяча применяется игроком для прекращения движения с одновременным овладением мячом. Остановку с ловлей мяча можно представить, как сочетание двух приёмов техники, остановки и ловли мяча, осуществляемой в движении.

Этот технический приём может осуществляться несколькими способами: двумя шагами или прыжком, с ловлей мяча двумя руками или одной. Баскетболисту чаще всего приходится останавливаться с ловлей мяча посланного партнёром.

Ведение мяча – один из основных технических элементов баскетбола, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча – фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

Несколько советов игроку, ловящему мяч:

  1. Всегда следует делать хотя бы маленький шаг навстречу мячу и ни в коем случае не выпускать защитника на перехват, преграждая ему путь широкой стойкой: согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, кисти расслаблены, ноги широко расставлены, спина или дальняя от мяча рука касается защитника.

  2. Не поймав мяч, не почувствовав его в руках, не предпринимайте дальнейших действий, но обдумайте их заранее.

  3. Если защитник стремится выйти впереди вас на перехват, не уступайте ему позиции – пусть он лучше собьёт вас с ног, но не перехватит мяч. Постоянно будьте готовы к приёму мяча, но постарайтесь скрыть этот момент от опекуна.

  4. Необходимо всегда допускать, что мяч не попадёт в кольцо, и быть готовым к подбору отскочившего мяча.

  5. Поймав в прыжке мяч, отскочивший от щита, нужно резко притянуть его к груди, расставив локти широко в стороны, и ещё до приземления решить, кому сделать первый пас. Приземляться следует на обе ноги – ступни расставлены чуть шире плеч, колени слегка согнуты.


Передачи мяча


Приём техники владения мячом, с помощью которого партнёры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском.

Существует несколько способов выполнения передач. Они различаются исходным положением мяча или характером движения верхних конечностей. Соответственно, выделяют передачи от головы (сверху), от груди, от плеча, снизу, сбоку, над головой, (крюком), одной и двумя руками. Траектория полёта мяча при любом из перечисленных способов передачи может быть прямой, навесной и с отскоком от площадки:

- при прямой траектории мяч посылается партнёру кратчайшим путём. Это скоростной, взрывной вид передачи, наиболее сложный для перехвата мяча соперником. Она целесообразна при необходимости быстро доставить мяч партнёру на небольшой дистанции;

- навесную траекторию мячу придают с целью направить его через защитника на коротком расстоянии и для выполнения средней или длинной передачи освобождающемуся от опеки партнёру;

- с отскоком от площадки мяч передают преимущественно на близкие расстояния, когда соперник перекрывает пространство вверху. Характерной особенностью этой передачи является более медленное движение мяча, но оно создаёт более сложное условие для его перехвата.

По направлению полёта мяча выделяют передачи вперёд, назад, в сторону, вперёд и в сторону.

По направлению полёта мяча относительно партнёра передачи классифицируют на встречные (навстречу партнёру) и поступательные (диагональные на ход игроку).

По расстоянию, на которое передаётся мяч, передачи могут быть ближними, средними, дальними.

По характеру противодействия сопернику передачи могут реализовываться без сопротивления, при пассивном или активном противодействии защитника. Учитывая степень противодействия соперников, передачи могут выполняться скрыто или открыто. Выполнение открытых передач сопряжено с отсутствием сопротивления или незначительной активностью защитника.

Скрытые передачи, напротив, эффективны в условиях жёсткого противодействия, когда нападающий испытывает агрессивное давление одного или нескольких защитников. В этом случае передать мяч партнёру можно только благодаря неожиданным и нестандартным действиям, направляя мяч под рукой, над плечом или из-за спины.

Все перечисленные виды передач могут осуществляться с места, в прыжке, в движении или после ведения.

Передачи с места. Передачи мяча двумя руками от груди – один из основных способов, позволяющий быстро и точно направлять мяч партнёру на близкое или среднее расстояние в ситуации отсутствия плотной опёки соперника.

Исходное положение – стойка игрока, владеющего мячом.

Подготовительная фаза – мяч подносится к груди петлеобразным движением рук сверху вперёд и вниз, затем вверх вдоль туловища, кисти отводятся на себя (максимально разгибаются); вес тела переносится на впередистоящую, согнутую в колене ногу; сзади стоящая почти выпрямляется, сохраняя опору на переднюю часть стопы; туловище удерживается в вертикальном положении.

Основная фаза – одновременно с выпрямлением впередистоящей ноги начинается последовательное разгибательное движение рук в плечевых и локтевых суставах параллельно площадке, а туловище подаётся впёред-вверх; последним в работу включаются кисти, выталкивая мяч через указательные пальцы в нужном направлении, придавая ему обратное вращение; вес тела подаётся на впередистоящую ногу.

Завершающая фаза – кисти рук сопровождают мяч полным сгибание в лучезапястных суставах и поворотом до положения: большие пальцы опущены вниз, тыльные стороны ладоней обращены друг к другу, выпрямленные руки расслабленно опускаются вниз; затем игрок приходит в стойку готовности на слегка согнутых ногах, распределяя вес тела на переднюю часть стоп.

Передачи одной рукой от плеча, от головы – основной способ доставки мяча партнёру в современном баскетболе. Позволяет точно послать мяч, как на близкое, так и на значительное расстояние.

Исходное положение – стойка игрока, владеющего мячом, одноимённая с передающей рукой нога впереди. При передаче на большую дистанцию вперёд выставляется разноимённая нога.

В подготовительной фазе за счёт сгибания рук мяч подносится к плечу (к голове). Положение мяча контролируется кистью передающей руки, располагающейся на его задней поверхности, она максимально отведена назад; указательный палец и локоть рабочей руки находятся на одной вертикали с выставленной вперёд ногой; другая рука только поддерживает мяч сбоку; вес тела переносится на сзадистоящую ногу.

При передаче на большое расстояние одновременно с замахом рукой в сторону мяча поворачивается туловище (чем больше дистанция до партнёра, тем сильнее «скручивание» туловища).

В основной фазе движение начинается с быстрого разгибания верхних и нижних конечностей, сопровождающегося последовательным переносом веса тела на впередистоящую ногу. После полного выпрямления руки ускорение мячу сообщается быстрым, хлёстким движением кисти (сгибанием кисти вниз в лучезапястном суставе); мяч сходит с указательного пальца, что придаёт ему обратное вращение; поддерживающая мяч рука отводится в сторону.

При передаче на большое расстояние в разгоне мяча активно используется обратный поворот туловища, с которого и начинается процесс передачи.

Завершающая фаза – после полного выпрямления передающей руки и сопровождения мяча кистью игрок расслабляет верхние конечности и возвращается в стойку готовности.

согнуты и опущены вниз, а локоть готовящейся начать ведение рабочей руки отведён назад вдоль туловища. Голова поднята, взгляд направлен вперёд.

Перед началом ведения баскетболист может находиться в движении для овладения мячом.

Подготовительная фаза непродолжительна по времени и заключается в выносе мяча кратчайшим путём для удара о площадку.

Основная фаза начинается с момента выпуска мяча и отрыва опорной ноги (начала перемещения) и состоит из повторного выталкивания мяча (непосредственно ведения) и перемещения без него. Непосредственно ведение осуществляется последовательными толчками мяча вперёд-вниз одной рукой или поочерёдно правой и левой руками.

Игрок контактирует с мячом только свободно расставленными в сторону пальцами рук, но не ладонями. Мяч посылается в площадку, несколько в сторону от одноименной с ведущей рукой ступни за счёт уступающее-преодолевающей работы в лучезапястном и локтевом суставах.

Перемещаясь без мяча между очередными его касаниями, баскетболист может совершать неограниченное количество шагов, но не теряя при этом контроля над ним и не задерживая его.

В завершающей фазе игрок, прекращая ведение, переходит к выполнению другого технического приёма.

Существует несколько разновидностей ведения в зависимости от высоты Передача двумя руками от головы сверху. Применяется на короткой и средней дистанциях, как правило, после обманного движения на бросок. На короткой средней дистанции мяч направляется из-за головы по прямой траектории.

Исходное положение – стойка игрока, владеющего мячом.

Подготовительная фаза – мяч кратчайшим путём поднимается в положение над или за головой, кисти максимально разогнуты («взяты» на себя – «взведены»), локти оптимально разведены и направлены вперёд.

Основная фаза. С одновременным выпрямлением ног и активным смещением туловища вперёд, с резким и быстрым разгибанием рук в плечевых и локтевых суставах и последующим захлёстывающим движением кистями мяч направляется партнёру кратчайшим путём. Обратное вращение мячу сообщается фалангами пальцев. Вес тела переносится на носки.

Для придания передаче навесной траектории используют мягкое, плавное разгибание верхних конечностей. Чтобы повысить скорость передачи, в момент ускорения движения мяча совершают вышагивание вперёд.

Завершающая фаза – игрок приходит в стойку готовности.

Передача одной рукой снизу наиболее эффективна после окончания ведения или после ловли отскочившего от площадки мяча.

Исходное положение – стойка игрока, владеющего мячом. Разноимённая нога выставлена вперёд.

Подготовительная фаза – мяч выносится двумя руками к бедру, а далее смещается назад, рука полностью выпрямляется, мяч на ладони, вес тела переносится на сзадистоящую ногу.

Основная фаза – движение прямой рукой в обратную сторону мяч проносится у бедра и направляется партнёру, центр тяжести смещается при этом вперёд – на впередистоящую ногу.

Завершающая фаза соответствует всем предыдущим способам передач.

Передача двумя руками снизу по назначению и структуре движения не отличается от аналогичной передачи одной рукой. Различие в том, что мяч отводится назад и постоянно контролируется двумя руками, а ускорение в нужном направлении ему придаётся мощным «выдавливанием» его из кистей усилием средних, безымянных пальцев и мизинцев. В завершающий момент ладони повёрнуты вперёд-вверх.

В условиях острого соперничества в игре возникают ситуации, когда довести мяч до партнёра возможно только благодаря скрытым передачам. В современном баскетболе наиболее часты случаи применения скрытых передачам. В современном баскетболе наиболее часты случаи применения скрытых передач под рукой, над плечом и за спиной. Выполняются они исключительно одной рукой максимально быстро и неожиданно для соперников.

Специфической особенностью современной техники разновидностей всех передач, выполняемых на месте, является параллельное расположение стоп (с носками стоп на одной линии с выставленной вперёд ногой) в исходном положении и активное использование вышагивания при разгоне мяча в основной фазе приёма. Чаще всего оно выполняется сзадистоящей, но не опорной ногой.

Это движение придаёт мячу дополнительную инерцию, тем самым увеличивается скорость его полёта и повышается эффективность данного технико-тактического действия.

Передачи с места могут быть встречными (навстречу партнёру) и поступательными (диагональные на ход игроку).

Передачи в движении в игровых условиях позволяют развивать атаку, не снижая её скорости и темпа, и могут выполняться при движении игроков навстречу друг другу (встречная передача) или при параллельном их движении, когда игрок, получающий мяч постоянно опережает партнёра и находится впереди и сбоку (поступательная передача).

Согласно правилам, игрок с мячом в руках может выполнять не более двух шагов. Этим условием, а также законами биомеханики диктуются последовательность и темпрвые характеристики движений различных звеньев тела игрока при выполнении данного технического приёма.

По своей структуре передачи в движении соответствуют технике одноимённых передач с места (могут выполняться одной или двумя руками от груди, от плеса, от головы или снизу), но воспроизводятся в сочетании с ловлей мяча и двухшаговым ритмом движения нижних конечностей. Движения нижних конечностей по темповым характеристикам аналогичны движениям при остановке двумя шагами, но ноги ставятся упруго на всю стопу без разворота носка: прямо по направлению движения.

Встречная передача в движении в игре используется в процессе взаимодействия нападающих при развитии и завершении атаки. Она может выполняться одной или двумя руками от груди, от плеча, от головы (сверху)или снизу.

Исходное положение – игрок передвигается бегом в высокой стойке, туловище незначительно наклонено вперёд, руки полусогнуты и совершают ритмичные движения.

Подготовительная фаза начинается в момент ловли мяча, которая проволится на удлинённом шаге встречным движением выпрямленных в сторону мяча рук; после обхвата мяча кистями с окончанием первого шага и началом второго осуществляется вынос его в исходное положение для выполнения передачи: к груди, плечу, голове или бедру.

Для передачи двумя руками нет принципиального различия, под какую ногу ловить мяч. При передаче одной рукой мяч необходимо ловить на шаге одноимённой ноги. В основной фазе на втором шаге игрок изменяет положение туловища, рук и кисти с мячом в соответствии с техникой избранной передачи и характером сопротивления соперника.

С момента окончания фазы (постановки ноги на площадку) совершает разгибательное выбрасывающее мяч движение руками (рукой), завершая его хлёстким движением кистями (кистью) в направлении партнёра и в конце очередного вышагивания, но до момента постановки ноги на площадку. Туловище при этом наклонено вперёд.

Завершающая фаза – после выпуска мяча руки расслабленно опускаются вниз, сгибаются в локтях и продолжают движение в переднезаднем направлении в такт с работой ног; игрок восстанавливает почти прямое положение туловища и без остановки продолжает бег вслед мячу, или совершает манёвр, продиктованный изменением игровой ситуации.

Поступательная передача в движении между двумя или несколькими игроками особенно эффективна при развитии стремительной атаки, когда два или несколько игроков на скорости передвигаются по площадке в одном направлении параллельно друг другу, непрерывно передавая мяч между собой.

По характеру работы верхних и нижних конечностей в основной фазе она ничем не отличается от аналогичного способа встречной передачи в движении. Однако в исходном положении игрок, передвигаясь бегом, поворачивает туловище и голову в сторону полёта мяча, а дальнюю от него руку вытягивает вперёд-вверх как ориентир.

В подготовительной фазе баскетболист встречает мяч кистью вытянутой вперёд руки на удлинённом шаге одноимённой ноги и одновременно с амортизационным тыльным разгибанием в лучезапястном суставе обхватывает его другой кистью, поворачивая при этом туловище по направлению движения.

На втором шаге мяч за счёт сгибания рук выносится в исходное положение для непосредственного выполнения передачи выбранным способом.

В основной фазе, начинающейся с момента постановки ноги на втором шаге, и начала очередного вышагивания, игрок производит быстрое разгибательное движение руками и направляет мяч в сторону находящегося впереди и сбоку партнёра. Как ориентир используется его дальняя от полёта мяча рука.

Завершающая фаза характеризуется восстановлением устойчивого положения нападающего и продолжением бега. По окончании сопровождающего мяч движения кистями (кистью) баскетболист совершает несколько ускоренных шагов (короткий рывок) с активной работой рук, чтобы оказаться впереди передвигающегося с мячом партнёра, и вновь вытягивает вперёд-вверх для ориентира дальнюю от мяча руку, т. е. приходит в исходное положение готовности для последующей ловли мяча.


Каждому баскетболисту необходимо знать и применять следующие основные правила передачи мяча:

  1. Не уверен – не отдавай. Игрок, передающий мяч партнёру, отвечает за то, чтобы передача дошла до адресата. Другими словами, в 95 процентах случаев потери мяча виновен пасующий.

  2. Передающий мяч игрок должен рассчитывать скорость партнёра, которому он направляет передачу, его техническую оснащённость, цепкость, постараться предвидеть тактическое решение им ситуации.

  3. Как при выполнении передачи, так и при приёме мяча необходимы полный обзор поля и осмысление игровой ситуации. Для этого нужно обладать высокоразвитым периферическим зрением.

  4. Передающий отвечает за точность, своевременность, быстроту паса, его неожиданность для соперников и за удобство обработки мяча.

  5. В командах мастеров, юниоров и юношей следует постоянно, ежедневно тренировать как общие для всех элементы передач, так и специальные передачи, зависящие от амплуа игрока, его физических и технических особенностей, его манеры игры. Хорошо, если игрок имеет свои «фирменные передачи», доведённые до совершенства.

  6. Передачи тренируются вместе с ловлей мяча и работой над цепкостью. Небрежность при тренировке передач недопустима.


Тренировать передачи следует в любой период подготовки: в предсезонье, в соревновательный период, после окончания сезона; во время любого вида тренировочных занятий – индивидуальных или командных. Дозировка упражнений на совершенствование передач зависит от периода подготовки и степени готовности команды. Однако можно с уверенностью сказать, что даже в командах высших разрядов передачам должно уделяться не менее 15 минут на каждом тренировочном занятии, не считая времени, отводимого тренером на обработку тактических взаимодействий в нападении. Нападающим спортсменам полезно работать над передачами т больше – до 30 минут на каждой тренировке. Задача тренера – разнообразить упражнения, варьировать их и изобретать новые.

Отработка передач, в свою очередь, - прекрасное средство для общей и специальной физической подготовки.


Ведение мяча


Приём техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения. Ведение мяча – один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. При ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, наклон тела – чуть вперёд, плечи развёрнуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить направление движения, сделать остановку, передачу или бросить по кольцу. Мяч укрывается от соперника крпусом, плечом, свободной рукой. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. Правильное, технически грамотное ведение мяча – фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника. Целесообразность применения ведения диктуется конкретной игровой ситуацией и определяется игровой необходимостью:

- для организации стремительной контратаки или преодоления прессинга после овладения мячом на своей половине площадки;

- ухода от плотной опеки защитника в целях создания условий для завершения атаки (проход-бросок или проход-скидка);

- постановки заслона при взаимодействии с партнёром для выведения его на бросок или для длительного контроля над мячом при игре на удержание счёта.

В исходном положении игрок после овладения мячом находится в стойке нападающего с тройной угрозой: для начала ведения правой рукой – правая нога сзади, для ведения левой – левая сзади. Вес тела при этом равномерно распределён на обе ноги.

Пятка опорной ноги или пятки обеих ног, если каждая из них может быть использована как опорная, незначительно подняты над площадкой. Плечи, колени и пальцы стопы впередистоящей ноги (или двух ног в параллельной стойке) расположены в одной вертикальной плоскости. Спина слегка округлена.

Руки согнуты и удерживают мяч на уровне груди или пояса: кисть дальней от соперника руки располагается сзади-сверху на мяче (она контролирует положение и готова начать его ведение), другая кисть поддерживает мяч сбоку.

Мяч укрывается в сторону дальней от соперника (сзадистоящей) ноги: локти отскока мяча и специфики контроля над ним: высокое и низкое ведение, со зрительным контролем над мячом и без зрительного.

Ведение с высоким отскоком мяча, высокое ведение. Применяется при отсутствии плотной опеки со стороны защитника чаще всего в ситуации, требующей быстрого передвижения с мячом в избранном направлении. Мяч при этом варианте ведения после каждого удара поднимается до уровня пояса. Это скоростной вид дриблинга.

Незаменимо высокое ведение и в случае необходимости замедления игры, т.е. для затяжки времени при удержании счёта. Характерной его особенностью является отсутствие движений на укрывание мяча от соперника.

Ведение с низким отскоком мяча (низкое ведение) в отличие от ведения с высоким отскоком мяча используется, если защитник находится в непосредственной близости и существует угроза выбивания мяча за счёт поворота туловища в направлении мяча и выставления в сторону руки. Свободной от ведения.

Высота отскока снижается в результате сгибания ног и незначительного наклона туловища вперёд. Степень отскока снижается в результате сгибания ног и незначительного наклона туловища вперёд. Степень снижения высоты отскока мяча зависит от характера противодействия и инливидуальных особенностей техники игрока. Мяч может жестко встречаться кистью рук на уровне колен или ещё ниже – у самого пола. Чем ниже высота отскока, тем продолжительнее, а значит, и надёжнее контроль дриблёра над мячом.

И высокое, и низкое ведение мяча может осуществляться со зрительным контролем над мячом или без зрительного контроля.

Ведение со зрительным контролем неэффективно в игровых условиях, так как на позволяет игроку быстро определять взаимное расположение партнёров, соперников, корзины и применяется лишь на начальных стадиях обучения приёму для выработки правильной структуры движения или при использовании финтов.

Ведение без зрительного контроля даёт возможность следить за изменением ситуации мяча». площадке и своевременно реагировать на него конкретными игровыми действиями. Оно применяется тогда, когда игрок уверенно и непринуждённо владеет техникой приёма, т.е. выработано «чувство мяча».

Существует несколько способов обыгрывания (обводки) защитника в начале ведения: с использованием вышагивания, скрестного шага или поворота, и по ходу выполнения приёма в движении: изменением высоты отскока, направления или скорости движения (смены ритма); перевола мяча перед собой, за спиной, между ногами или с поворотом.


Остановка после ведения


Представляет собой сочетание двух приёмов – ведения мяча и непосредственно остановки. Она предназначена для прекращения движения после маневрирования с мячом по площадке в целях обыгрывания защитника и осуществления дальнейших атакующих действий.

Для эффективного выполнения данного сочетания приёмов необходимо свободное непринуждённое владение как способами ведения мяча, так и разновидностями остановок с ловлей мяча (на шагах и прыжком).

В соответствии с существующей классификацией приёмов техники нападения возможно выделение двух разновидностей остановки после ведения: двумя шагами и прыжком. В исходном положении игрок находится в движении, завершая ведение мяча.

Подготовительной фазой рассматривают последний удар мячом в площадку, который выполняется несколько дальше вперёдпо сравнению с предыдущим. Далее при остановке двумя шагами следует удлинённый шаг ногой, одноимённой с ведущей рукой, а при остановке прыжком – короткий быстрый шаг этой же ногой с постановкой ее на всю стопу и упругим отталкиванием в сторону мяча. Одновременно с шагом или толчком игрок вытягивает обе руки в направлении мяча.

В основной и завершающей фазе игрок полностью повторяет движения, характерные для разновидностей остановок с ловлей мяча, посланного партнёром.

Причём так же, как и при остановке с ловлей мяча от партнёра, более перспективным считается выполнение приёма прыжком. Оно расширяет маневренность игрока с мячом: даёт возможность в зависимости от сложившейся игровой ситуации использовать в качестве опорной любую ногу.

Следует учитывать, что самое быстрое ведение мяча уступает в скорости передаче.





Упражнения для тренировки ловли и передач мяча


  1. Передачи мяча в парах на месте: от груди двумя руками, из-за головы двумя руками, правой-левой рукой от плеча (ловить двумя руками), передача одной рукой после ведения, правой-левой рукой сбоку от груди, ловля и передача попеременно одной рукой от плеча (ловля одной рукой): в парах. Передачи в движении: от груди двумя руками, от плеча одной рукой, из-за спины одной рукой, передачи тремя мячами с использованием пола и без него: в парах, тройках.

  2. Передачи у стены или щита. Выполняется одним или двумя мячами с вытянутыми вверх руками (на время или количество раз).

  3. Передачи в щит двумя мячами в прыжке. Передачи выполняются вытянутыми вверх руками – попеременно то правой, то левой. Игрок становится на расстоянии от 1 до 1,5 м от щита.

  4. Передачи у стены двумя, тремя или четырьмя мячами с ударом о пол (на время или на количество передач).

  5. Передачи из-за спины левой и правой рукой. Упражнение выполняется у стены или в парах, одним или двумя мячами.

  6. То же, что и упражнение 5. Передачи выполняются из-за плеча, из-за головы.

  7. Передачи крюком (сбоку). Упражнение выполняется у стены или в парах, поочередно левой и правой рукой.

  8. Передачи в парах снизу после его отскока от пола. Упражнение выполняется в парах или двумя мячами, поочередно левой и правой рукой.

  9. Передачи в парах во время работы над скоростной подготовкой. По сигналу тренера один из партнёров совершает рывок на 18-20 м, его партнёр посылает ему передачу в отрыв, которую надо поймать, не дав мячу удариться о землю. Отдавший пас догоняет партнёра, и они продолжают движение с передачами до следующего сигнала тренера.

  10. Передачи мяча по «восьмёрке» в тройках на дистанции 60, 100, 300 м на время. Мяч передаётся партнёрами только из рук в руки.

  11. Передачи в парах во время серийных прыжков через гимнастические скамейки или барьеры.

  12. Передачи набивных мячей в парах. Упражнение полезно для развития силы пальцев и кистей.

  13. Передачи мяча двумя руками максимально вверх из положения сидя. Пока мяч находится в полёте, нужно успеть встать на ноги без помощи рук и поймать мяч уже стоя.

  14. Передачи мяча в стену после имитации финта.

  15. Передачи мяча в ребристую стенку и ловля отскочившего мяча. Для развития реакции.

  16. Передачи у стены из-за спины поочередно левой и правой рукой.

  17. Передачи у стены одним, двумя, тремя, четырьмя мячами на скорость и время.

  18. Передачи мяча в парах сидя, лёжа, стоя на коленях. Виды передач самые разнообразные.

  19. Передачи мяча в парах на расстоянии от 2 до 20 м. Игроки в паре сходятся и расходятся.

  20. «Неудобные передачи» в парах. Дистанция 6-8 м. Один из игроков в паре посылает партнёру «неудобные» передачи для приёма: в ноги, с низким отскоком от пола, далеко в сторону и т.д. Ловящий должен принять пас и быстро вкрнуть его точно в руки напарнику. Смена партнёров через 1 минуту.

  21. Передачи в парах по всей ширине площадки. Задача – пройти всю площадку в три передачи и завершить атаку броском из-под кольца.

  22. Передачи в парах , в прыжке одним мячом. Игроки выполняют асинхронные прыжки с большой фазой полёта, мяч всё время находится вверху. Дистанция между партнёрами 3-4 м.

  23. Передачи в тройках одним мячом через центрального игрока. До центра поля передачи следуют обычным порядком, после центра поля начинается игра 2х1, в которой игрок 1 становится защитником, а игроки 2 и 3 – нападающими. Игрокам 2 и 3 запрещается ведение мяча. Смена мест в тройке происходит после каждой атаки кольца.

  24. Передачи мяча в стену с поворотами. Игрок выполняет передачу в стену и поворачивается на 180 или 360 градусов, после чего ловит отскакивающий от стены мяч. Упражнение можно выполнять одним или двумя мячами.

  25. Передачи в тройках по «восьмёрке» одним мячом. Партнёры передают мяч друг другу только из рук в руки.

  26. Длинные передачи в отрыв в парах. После удара в щит игрок ловит отскакивающий мяч и посылает длинную передачу партнёру, делающему ускорение вдоль боковой линии. Тренер называет способ передачи (в спину, на ход, навесная).

  27. То же, что и упр. 26, но вводится защитник, мешающий выполнять передачу.

  28. То же, что и ипр. 26, но вводится защитник, мешающий принимать передачу.

  29. Передачи во время серийных прыжков. Один игрок прыгает через гимнастическую скамейку. 3-4 игрока с мячами вокруг него в радиусе 4-5 м. Происходит обмен передачами. Прыгающий игрок отдаёт передачи только в одном прыжке.

  30. Передачи на половине поля с активным сопротивлением: 4х4, 5х5, 6х5. Дриблинг и броски по кольцу запрещены. Игроки защищающейся команды применяют личный прессинг, стараются сыграть в закрытой стойке, препятствуют своим подопечным в получении и передаче мяча. Задача владеющей мячом команды – сделать максимальной возможное количество передач. Владение мячом начинается с ввода его в игру из-за боковой линии. После потери мяча команды меняются ролями. Выигрывает та команда, которая сделает больше передач по сумме двух попыток.

  31. Игра 5х5, 4х4, 3х3 на всём поле без ведения мяча. Разрешены только передачи вперёд или в прыжке.

  32. Игра «Салки»: два водящих при выполнении передач друг другу стараются заловить одного из игроков о осалить его мячом. Ведение и пробежки делать нельзя. Игрока, которого осалили становится так же водящим. Игра заканчивается – когда все игроки будут осалены.




Упражнения для отработки ведения мяча



  1. Стоя на месте, веление вокруг корпуса.

  2. Стоя на месте, ведение вокруг и между ногами.

  3. Стоя на месте, разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80тсм и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 20-15 см.

  4. Стоя на месте, очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой.

  5. Стоя на месте, ведение двух мячей.

  6. Сидя на скамейке, очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола.

  7. Сидя на скамейке, ведение мяча под вытянутыми вперёд ногами в быстром темпе.

  8. Гладкий бег с поворотами и ведением мяча.

  9. Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами.

  10. Бег спиной вперёд с ведением мяча.

  11. Бег с выбрасыванием прямых ног вперёд с ведением мяча.

  12. Бег с захлёстом голени назад с ведением мяча.

  13. Бег с подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге.

  14. Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча.

  15. Передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча.

  16. Передвижение прыжками на одной ноге с ведением мяча.

  17. Гладкий бег с ведением двух мячей с обязательными переводами за спиной и между ногами.

  18. Бег в полуприседе с ведением двух мячей с разворотами и переводами мячей за спиной.

  19. Ведение мяча во время прыжков через скакалку. Крутящие скакалку игроки тоже ведут мячи.

  20. Бег 40-60-100 м с ведением мяча после низкого или высокого старта.

  21. Ведение мяча во время запрыгивания и спрыгивания с препятствия высотой 60-70 см.

  22. Гладкий бег в основной баскетбольной стойке с ведением двух мячей.

  23. Ведение мяча на большой скорости. По сигналу тренера – остановка, игроки берут мяч в руки, выполняют кувырок вперёд и продолжают ведение.

  24. Ведение мяча на стадионе. Каждый этап 50-100 м. Передачи мяча партнёру только из рук в руки.

  25. Ведение мяча только переводами его за спиной через всю площадку по диагонали.

  26. То же, что и упр. 25, но перевод мяча – только между ногами.

  27. Эстафета с ведением двух мячей в группах. Можно проводить на стадионе. Этапы по 50-100 м.

  28. Непрерывное ведение мяча с одновременным исполнением команд тренера: «Сесть», «Лечь», «Встать». Исходное положение стоя.

  29. Челночный бег с ведением мяча на время. В каждой точке разворота остановка фиксируется прыжком на обе ноги.

  30. Ведение мяча с активным сопротивлением. Игрок с мячом преодолевает сопротивление двух защитников. Нужно провести мяч через всю площадку и бросить по кольцу.

  31. Ведение мяча на ограниченном пространстве. Вся команда с мячами собирается внутри трёхсекундной зоны. По сигналу тренера игроки начинают ведение мяча, одновременно стараясь выбить мяч у ближних соперников. Те, кто потерял мяч, выбывает из игры. Выигрывают трое оставшихся с мячами.

  32. Ведение мяча с сопротивлением 1х1 по всей площадке, мяч только у нападающего.

  33. То же, что и упр. 32, но вводится второй мяч, т.е. оба игрока ведут мяч.

  34. Игра 2х2 с ведением мяча. Передача разрешена только из рук в руки.

  35. Синхронное ведение мяча в парах, взявшись за руки, ведут мячи свободными руками. По сигналу тренера они меняют направление движения: вперёд, назад, влево, вправо.

  36. То же, что и упр. 35, но движение осуществляется на одной или двух ногах.

  37. Ведение мяча правой рукой, а левой рукой катить мяч по полу. Затем наоборот.

  38. Ведение двух мячей с переводом попеременно правой и левой рукой мяч под ногой. Ведение продолжать той же рукой, которой был выполнен перевод.

  39. То же, что и упр. 38, только со сменой рук.

  40. Ведение двух мячей с переводом попеременно за спиной правой и левой рукой.

  41. Разновысокое ведение двух мячей – одной рукой на 15-20 см, другой рукой на 70-80 см.

  42. Упражнение «полоскание» - ведение двух мячей вперёд-назад или влево-вправо перед собой.

  43. Игра «Догонялки» с мячами, Выбирается два-три водящих (в зависимости от количества играющих), все одновременно начинают ведение мяча, водящий старается догнать и задеть свободной рукой убегающего(их). В руки мяч или задерживать его в руке нельзя.

  44. Игра в футбол с ведением баскетбольных мячей. В руки мяч брать нельзя. Выигрывает команда, забившая больше мячей в ворота соперника и не допустившая технических ошибок (прекращение ведения). За техническую ошибку засчитывается гол.

  45. Выполнение упражнения «Арифметика» в парах – один игрок ведёт два мяча, другой показывает цифры. Игрок, который ведёт мячи называет эти цифры.

  46. То же, что и упр. 45, только ведение одного мяча, а в другой руке мяч для большого тенниса, который одновременно с ведением баскет. мяча другой рукой подбрасывает на высоту 15-20 см мяч для большого тенниса.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!