Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)
методика подготовки и проведения мероприятий в режиме видеоконференций в профессиональной образовательной организации
- Видеоконференция - направление телекоммуникационных услуг, которое позволяет сделать общение на расстоянии близким, простым и удобным. Видеоконференция позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме, используя возможности привычного всем компьютера. Подобное совместное программное обеспечение было разработано, чтобы помочь людям, вовлеченным в общее дело, достичь их общих целей.
- Интерактивная видеоконференция - одно из эффективных средств дистанционной поддержки, общения, развития тесных контактов при условии ограниченности ресурсов, максимально приближенного по своим параметрам к реальному времени.
Виды видеоконференций:
Видеоконференции 1-на-1
- участвуют два абонента, оба видят и слышат друг друга одновременно, во время любого сеанса видеоконференции могут использоваться различные инструменты для совместной работы, такие, как обмен текстовыми сообщениями, файлами, презентациями и прочими медиа данными.
Симметричные видеоконференции
- Так называют сеанс видеоконференции, в котором участвуют более 2 человек и все участники видят и слышат друг друга одновременно. Это аналог круглого стола, где у всех равные права. Групповая видеоконференция подходит для встреч, где требуется максимальная вовлеченность каждого участника.
Селекторные видеоконференции
- участники делятся на два вида: докладчики и слушатель, где каждый из слушателей может стать докладчиком (с разрешения организатора конференции). Селекторная видеоконференция используется чаще всего при проведении веб-конференций (вебинаров).
Видеоконференции для дистанционного образования
- Cпециальный режим, в котором все участники (ученики) видят и слышат только одного вещающего пользователя (преподавателя), а он видит и слышит всех учеников. Ученики не отвлекаются друг на друга, а преподаватель их контролирует.
Видеоконференции для дистанционного образования
- Cпециальный режим, в котором все участники (ученики) видят и слышат только одного вещающего пользователя (преподавателя), а он видит и слышит всех учеников. Ученики не отвлекаются друг на друга, а преподаватель их контролирует.
Видеотрансляция
- Вид видеоконференции, в котором докладчик вещает на широкую аудиторию слушателей, при этом, он не видит и не слышит их. Остальные участники видят и слышат только докладчика. Обратная связь возможна только через текстовый чат.
Видеотрансляция
- Вид видеоконференции, в котором докладчик вещает на широкую аудиторию слушателей, при этом, он не видит и не слышит их. Остальные участники видят и слышат только докладчика. Обратная связь возможна только через текстовый чат.
Основные этапы видеоконференции
Подготовительный и мотивационно-ориентировочный этапы
Подготовка видеоконференции включает:
1. Наличие аудитории, оборудованной видеоконференц-связью;
2. Сценарий;
3. Регламент проведения мероприятия;
4. Состав участников;
5. Наличие модератора (ведущего) и координатора (координирует все действия участников видеоконференции);
6. Наличие презентационных текстовых и видеоматериалов у всех участников мероприятия;
7. Предложения по итогам проведения мероприятия (итоговый документ).
Основной этап
Состоит из следующих шагов:
1 часть
- пленарное выступление, включающее приветствие
- вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».
– Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.
– Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в ВКС, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
- выступление основного докладчика;
- ответы на вопросы в прямом эфире.
Основной этап
2 часть
- обсуждение актуальных вопросов,
- обмен мнениями, опытом работы,
- выполнение практических заданий, практической работы.
Участникам видеоконференции предлагается несколько видов обратной связи:
- голосование по поставленным вопросам;
- чат;
- электронная почта;
- заполнение форм, таблиц коллективного доступа;
- работа в блоге, на сайте.
Основной этап
Примерные правила работы в ВКС:
• Быть активным, доброжелательным, уважать мнение участников;
• Быть пунктуальным, ответственным, придерживаться регламента;
• Не перебивать, уважать правила работы в группе;
• Быть открытым для взаимодействия;
• Быть заинтересованным, стремится найти истину.
Основной этап
Принципы работы на интерактивном занятии:
• Занятие – не лекция, а общая работа.
• Суммарный опыт группы больше опыта тренера.
• Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
• Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
• Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
• Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Рефлексивно-оценочный этап
3 часть
- подведение итогов:
- анализ текстового материала;
- обзор ресурсов по тематике видеоконференции;
- подготовка и согласование протокола и решений;
- выпуск сборника материалов видеоконференции;
- размещение информации на веб-сайте.
Рефлексивно-оценочный этап
- Предполагает получение обратной связи (анкетирование, опрос) всех участников видеоконференции, на основании анализа которой составляется отчет о проведении мероприятия в режиме видеоконференции.
- Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
- Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия.
- Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.).
- Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Рефлексивно-оценочный этап
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
• Что вы чувствовали и почему?
• Что произвело на вас наибольшее впечатление?
• Что вам помогало в процессе ВКС для выполнения задания, а что мешало?
• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
• Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
• Если бы вы участвовали еще раз в данной ВКС, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
• Участники занятия, выбор темы:
• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.
• Временные рамки проведения занятия.
• Проводились ли занятия по этой теме ранее.
• Заинтересованность участников в данном видеозанятии.
Благодарим за внимание!