СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки к ОГЭ (основному государственному экзамену) по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки к ОГЭ (основному государственному экзамену) по биологии.»

Методика подготовки к ОГЭ (основному государственному экзамену) по биологии.

Лешукова Любовь Анатольевна, учитель биологии, МКОУ Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1», Куртамышский район, Курганская область, первая квалификационная категория, 89634370270, l.niki-88@mail.ru.


Как подготовить ученика к успешной сдаче экзамена? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ОГЭ (основному государственному экзамену) очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. В настоящее время проблема подготовки к ОГЭ(основному государственному экзамену) очень актуальна.

Проблема, которую надо решить каждому учителю, целенаправленно готовящему своих учеников к сдаче ОГЭ (основному государственному экзамену) - это предупредить затруднения при сдаче экзамена. Для этого надо грамотно организовать учебно-познавательную деятельность выпускника. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей КИМов (контрольно-измерительных материалов) ОГЭ.

Специфика тестирования, в том числе и ОГЭ (основного государственного экзамена) по биологии, заключается в формулировке вопросов. То есть, зачастую, мы должны не просто знать ответ на вопрос, мы должны понять, что именно хотел спросить составитель теста. В ОГЭ (основном государственном экзамене)  по биологии много каверзных вопросов, на которых можно попасться. Некоторые задания подразумевают необходимость построения логической цепочки, и на это необходимо обращать внимание. К тому же, в биологии много информации, которую надо знать наизусть. Поэтому, чтобы легче запомнить материал и подготовиться к экзамену по биологии лучше, будет полезно тренировать память. К тому же, хорошая память всегда пригодится.

Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, умение правильно распорядиться отведенным на экзамене временем, способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. 

Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ОГЭ(основному государственному экзамену) по  биологии?

Для этого следует разработать перспективный план на весь период учебного года. Системность в подготовке школьников однозначно закрепляет приобретаемые ими знания и позволяет им в случае необходимости быстро извлекать из памяти тот или иной объем нужной, ранее приобретенной информации.

Далее проведение пробного тестирования в любой форме, включая домашнее задание, дает основание для уточнения и определения основных проблемных моментов, как в плане знания учебного материала, так и умения учащихся внимательно читать задание и выполнять его с применением соответствующих алгоритмов или схем решения. И только после этого выбрать точку начала для обобщения, углубления и закрепления базовых знаний.

В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход к преподаванию предмета, и внеклассная деятельность.

Учитываю, что наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ОГЭ прошлых лет, а через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса биологии.

Лучше вести подготовку по блокам, с пробным тестированием. Для конкретных школьников можно блоки «переставлять местами».

С учащимися, имеющими хорошую базу знаний, подготовку к экзамену по биологии лучше начинать с блока «Биология — наука о живой природе». Со школьниками с низким уровнем подготовки целесообразнее начинать повторение с раздела «Ботаника», или «Зоология» или предварять повторением цитологии.

Для подготовки учащихся к ОГЭ(основному государственному экзамену) по биологии ориентирую основное внимание на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями, понятиями и фактами.

Подготовку к аттестационному экзамену по выбору начинаю с первой четверти в 9 классе. Сначала я знакомлю учеников с основными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также со структурой, содержанием и критериями оценки экзаменационной работы.

Распределяю учебный материал следующим образом:

1 четверть – «Биология-наука о живой природе», «Биология растений» и решение тематических заданий.

2 четверть – « Биология животных» и решение тематических заданий.

3 четверть – « Биология человека» и решение тематических заданий. «Общая биология», материал первого полугодия и решение тематических заданий.

4 четверть – «Повторение» и решение вариантов ОГЭ по самым разным изданиям.

Работу провожу по нескольким направлениям:

1.Первое направление - это внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ(основного государственного экзамена)

В процессе повторения разделов «Бактерии», «Грибы и Лишайники», «Растения» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.

В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека.

Работа начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

2. Второе направление - это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы.  На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить.

Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ОГЭ (основному государственному экзамену), с заданиями трёх уровней. В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

Перед тематической контрольной работой на обобщающем уроке провожу фронтальную работу по тренировочному тестированию (вопросы, подобные контрольной работе): на каждую парту раздаю карточки

Очень важно научить учащихся распределять время на выполнение работы, научить технологии работы с тестами, умению делать выбор.

Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма, экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.

3.Третьим направлением в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, созданные мной, а так же материалы, рекомендованные ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений).

4. Следующее направление – это самостоятельная подготовка учащихся. При подготовке к ОГЭ(основному государственному экзамену) большое значение имеет самостоятельная подготовка выпускников дома, а этому тоже должен научить учитель, начиная с первых уроков биологии. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная.

Решение онлайн - тестов дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе. При современных темпах жизни, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

Для более эффективной работы по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ (основному государственному экзамену)использую «средства обратной связи», так как ученики принимают в этом общении активное участие (на вопрос заданный классу отвечают все ученики, каждый ответ оценен, т.е. каждый ученик знает, верно или неверно он ответил).

Так же в работе использую метапредметные умения учащихся, такие как: поиск и переработка информации, представленной в различной форме; установление причинно-следственных связей; наблюдение и фиксация их результатов и др.

Обговариваю с каждым школьником этапы подготовки, точки промежуточных аттестаций, способы оценки успешности их выполнения, стараюсь делать так, чтобы подготовка проводилась максимально осознанно. 

В общей сложности подготовка к ОГЭ(основному государственному экзамену) сложилась у меня в систему мероприятий:

  • Использование различных видов наглядности,  дидактических карточек, задач, творческих и практических  заданий.

  • Работа с иллюстрациями учебников, рисунками ОГЭ.

  • Использование опорных конспектов, схем и таблиц для выделения главного.

  • Использование разноуровневых тестовых заданий.

  • Решение КИМов прошлых лет и публикуемых в открытом доступе на сайте ФИПИ.

  • Использование «средств обратной связи».

  • Использование метапредметных умений учащихся.

  • Использование новых информационных технологий.


Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, смысла преподаваемого предмета.

Таким образом, результативность сдачи ОГЭ(основного государственного экзамена) во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.



Библиографический список


  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/

  2. Институт новых технологий – http://www.int-edu.ru/

  3. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов https://pedsovet.org/forum/topic2315.html

  4. Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru/

  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/

  6. Федеральный институт педагогических измерений - http://fipi.ru/





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!