СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преподавания иностранного языка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания иностранного языка»

Активные и интерактивные технологии  в обучении иностранным языкам Константинова Нина Анатольевна канд. фил. наук, доцент

Активные и интерактивные технологии в обучении иностранным языкам

Константинова Нина Анатольевна

канд. фил. наук, доцент

Активные технологии - это система технологий, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Обучение строится по схеме взаимодействия

Активные технологии - это система технологий, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Обучение строится по схеме взаимодействия "учитель - ученик".

Интерактивные технологии - это адаптированная форма активных технологий.

Признаки активных технологий обучения активизация мышления учащихся; длительное время активности учащегося на уроке; самостоятельность в выработке и поиске решений; мотивированность к обучению.

Признаки активных технологий обучения

  • активизация мышления учащихся;
  • длительное время активности учащегося на уроке;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений;
  • мотивированность к обучению.
Классификация активных технологий обучения индивидуальные групповые • дискуссионные • игровые • тренинговые • рейтинговые

Классификация активных технологий обучения

  • индивидуальные
  • групповые

• дискуссионные

• игровые

• тренинговые

• рейтинговые

Приёмы активного обучения Презентации;  Кейс-технологии: строятся на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Два подхода к созданию кейсов: поиск одного правильного решения поставленной задачи; многогранность решений и их обоснование.

Приёмы активного обучения

  • Презентации;
  • Кейс-технологии: строятся на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения.

Два подхода к созданию кейсов:

  • поиск одного правильного решения поставленной задачи;
  • многогранность решений и их обоснование.
Проблемная лекция: учитель ставит вопросы и обозначает проблему, правила выводят сами учащиеся. Дидактические игры жестко регламентируются, не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы: игры-путешествия, спектакли, викторины и т.д.  Баскет-метод: имитация ситуации, например, ученик выступает в роли гида и проводит экскурсию по музею.
  • Проблемная лекция: учитель ставит вопросы и обозначает проблему, правила выводят сами учащиеся.
  • Дидактические игры жестко регламентируются, не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы.
  • Игровые методы: игры-путешествия, спектакли, викторины и т.д.
  • Баскет-метод: имитация ситуации, например, ученик выступает в роли гида и проводит экскурсию по музею.
Активные приёмы можно использовать на разных этапах урока. Начало урока Приём «Комплименты» Цель : создать ситуацию успеха в начале урока. Проведение : ученикам предлагается выбрать карточку с цветом: orange – happy; green – funny; black – sad. Ученики должны поделиться хорошим настроением и сделать комплимент своему соседу по парте. Варианты проведения: пожелать друг другу удачи, хороших оценок, внимательно слушать учителя, не отвлекаться, выполнять все задания правильно.

Активные приёмы можно использовать на разных этапах урока.

Начало урока

Приём «Комплименты»

Цель : создать ситуацию успеха в начале урока.

Проведение : ученикам предлагается выбрать карточку с цветом: orange – happy; green – funny; black – sad.

Ученики должны поделиться хорошим настроением и сделать комплимент своему соседу по парте.

Варианты проведения: пожелать друг другу удачи, хороших оценок, внимательно слушать учителя, не отвлекаться, выполнять все задания правильно.

Приём «Входной билет» Цель : ввести учащихся в иноязычную среду, мотивировать на работу на уроке. Проведение : каждый учащийся, входя в кабинет, должен назвать столько слов по изучаемой теме, сколько он запомнил. В зависимости от количества произнесенных слов учащийся получает билет в «партер», «ложу» или на «галерку». Поменять место можно только при активной работе на уроке. Заработав определенное количество баллов, ученик может поменять их на лучшее место.

Приём «Входной билет»

Цель : ввести учащихся в иноязычную среду, мотивировать на работу на уроке.

Проведение : каждый учащийся, входя в кабинет, должен назвать столько слов по изучаемой теме, сколько он запомнил.

В зависимости от количества произнесенных слов учащийся получает билет в «партер», «ложу» или на «галерку».

Поменять место можно только при активной работе на уроке. Заработав определенное количество баллов, ученик может поменять их на лучшее место.

Приём «Отгадайте слово» Цель : обеспечить концентрацию внимания в начале урока, повысить интерес к уроку. Проведение : учитель задаёт занимательные вопросы, касающиеся ранее пройденного материала таким образом: правильные ответы записываются в столбик на доску. Для экономии времени ответы могут состоять только из слов. Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы

Приём «Отгадайте слово»

Цель : обеспечить концентрацию внимания в начале урока, повысить интерес к уроку.

Проведение : учитель задаёт занимательные вопросы, касающиеся ранее пройденного материала таким образом: правильные ответы записываются в столбик на доску.

Для экономии времени ответы могут состоять только из слов. Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы

Приём «Таинственные шаги» Цель : повысить интерес к уроку, сформулировать тему урока. Проведение : в классе разложены следы разных цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился. На каждом следе написана буква. Работая вместе, учащиеся должны сложить слово, которое и будет являться темой урока.

Приём «Таинственные шаги»

Цель : повысить интерес к уроку, сформулировать тему урока.

Проведение : в классе разложены следы разных цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился.

На каждом следе написана буква. Работая вместе, учащиеся должны сложить слово, которое и будет являться темой урока.

Приём «Ключевые слова» Цель : сформулировать цель урока, настроить обучающихся на работу. Проведение : после определения темы урока, учащиеся в парах составляют план в виде ключевых слов. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью понимания того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель.

Приём «Ключевые слова»

Цель : сформулировать цель урока, настроить обучающихся на работу.

Проведение : после определения темы урока, учащиеся в парах составляют план в виде ключевых слов.

Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью понимания того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель.

Приём «Шахматная доска» Цель : определить ожидания и опасения учащихся. Проведение : на макет шахматной доски учащиеся прикрепляют листочки с написанными ожиданиями в светлый квадратик, с опасениями – в черный. Данный метод подходит для введения в тему. Учащиеся, определив название темы, могут планировать работу на уроке. Вариант : на белых квадратах отмечается, что уже учащиеся знают, на черных – что бы хотели узнать или не знают. В конце урока на этапе рефлексии подводится итог работы.

Приём «Шахматная доска»

Цель : определить ожидания и опасения учащихся.

Проведение : на макет шахматной доски учащиеся прикрепляют листочки с написанными ожиданиями в светлый квадратик, с опасениями – в черный.

Данный метод подходит для введения в тему. Учащиеся, определив название темы, могут планировать работу на уроке.

Вариант : на белых квадратах отмечается, что уже учащиеся знают, на черных – что бы хотели узнать или не знают.

В конце урока на этапе рефлексии подводится итог работы.

Приём «Почтовый ящик» Цель : выяснить ожидания и опасения учащихся. Материалы : цветные карточки, коробка. Проведение : ученики на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и опускают в коробку. Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе рефлексии.

Приём «Почтовый ящик»

Цель : выяснить ожидания и опасения учащихся.

Материалы : цветные карточки, коробка.

Проведение : ученики на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и опускают в коробку.

Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе рефлексии.

Приём «Следопыты» Цель : представление нового материала, структурирование материала, активизация внимания учащихся. Материалы : цветные картинки, разрезанные на части, фломастеры. Проведение : каждый ученик берет часть рисунка и находит учащихся с остальными частями. Складывается картинка, таким образом группа определяет, над каким вопросом будут работать. В ходе работы над заданием учащиеся готовят постер и представляют его, рассказывая, какая проблема и как ее решить.

Приём «Следопыты»

Цель : представление нового материала, структурирование материала, активизация внимания учащихся.

Материалы : цветные картинки, разрезанные на части, фломастеры.

Проведение : каждый ученик берет часть рисунка и находит учащихся с остальными частями. Складывается картинка, таким образом группа определяет, над каким вопросом будут работать. В ходе работы над заданием учащиеся готовят постер и представляют его, рассказывая, какая проблема и как ее решить.

Приём «Автобусная остановка» Цель : научиться обсуждать и анализировать тему в малых группах. Материал : ватман, плакат, блокнот для флипчата, фломастеры. Проведение : учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам: записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.

Приём «Автобусная остановка»

Цель : научиться обсуждать и анализировать тему в малых группах.

Материал : ватман, плакат, блокнот для флипчата, фломастеры.

Проведение : учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным вопросом по теме.

Учитель ставит задачу группам: записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.

В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке и знакомятся с имеющимися записями, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, они в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяют участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.

Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке и знакомятся с имеющимися записями, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут.

Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.

Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей.

Когда группа возвращается к своей первой остановке, они в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяют участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Приём «Деформированный текст» Цель : закрепить знания учащихся по изученному материалу (приём можно использовать при проверке домашнего задания). Материалы : тексты, соответствующие теме урока. Проведение : участникам предлагается восстановить правильную последовательность смысловых частей текста.

Приём «Деформированный текст»

Цель : закрепить знания учащихся по изученному материалу (приём можно использовать при проверке домашнего задания).

Материалы : тексты, соответствующие теме урока.

Проведение : участникам предлагается восстановить правильную последовательность смысловых частей текста.

Приём «Киндер-сюрприз» Цель : закрепить знания учащихся по изученному материалу. Материалы : коробочки из-под киндер-сюрприза, заготовки материала, который нужен для данного конкретного урока. Проведение : в коробочки из-под киндер-сюрприза помещаются разрезанные слова для отработки написания слов; цепочки для игры в лото; картинки, разрезанные на части для определения темы урока; задание, которое нужно выполнить группе. Каждая команда выбирает коробочку, определяет, о каком чём идёт речь и готовит рассказ, затем учащиеся ищут дополнительную информацию в интернете, составляют проект и представляют его другим учащимся. Та группа, проект которой был интереснее, занимает 1 место.

Приём «Киндер-сюрприз»

Цель : закрепить знания учащихся по изученному материалу.

Материалы : коробочки из-под киндер-сюрприза, заготовки материала, который нужен для данного конкретного урока.

Проведение : в коробочки из-под киндер-сюрприза помещаются разрезанные слова для отработки написания слов; цепочки для игры в лото; картинки, разрезанные на части для определения темы урока; задание, которое нужно выполнить группе.

Каждая команда выбирает коробочку, определяет, о каком чём идёт речь и готовит рассказ, затем учащиеся ищут дополнительную информацию в интернете, составляют проект и представляют его другим учащимся.

Та группа, проект которой был интереснее, занимает 1 место.

Завершение урока Приём «Лесенка успеха» Цель : подвести итог работы на уроке. Материалы : картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску). Проведение : учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение.

Завершение урока

Приём «Лесенка успеха»

Цель : подвести итог работы на уроке.

Материалы : картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску).

Проведение : учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение.

Интерактивное обучение Интерактивный — означает способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение — это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Суть интерактивного обучения : все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивное обучение

Интерактивный — означает способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение — это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Суть интерактивного обучения : все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Занятие проходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводить ее в форму кооперации и сотрудничества.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Занятие проходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводить ее в форму кооперации и сотрудничества.

Требования к обучению в интерактивном режиме 1.  положительная взаимозависимость: члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому. 2.  непосредственное взаимодействие: члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом. индивидуальная ответственность: каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, каждый несёт ответственность за других. более способные ученики не должны выполнять работу за других.

Требования к обучению в интерактивном режиме

1. положительная взаимозависимость: члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

2. непосредственное взаимодействие: члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

  • индивидуальная ответственность: каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, каждый несёт ответственность за других.
  • более способные ученики не должны выполнять работу за других.
5. р азвитие навыков совместной работы: ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение ролей, планирование заданий. 6. оценка работы: во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

5. р азвитие навыков совместной работы: ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение ролей, планирование заданий.

6. оценка работы: во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Арсенал интерактивных приёмов творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры: ролевые игры, имитации, деловые игры; использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии; социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения: соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки; изучение и закрепление нового материала: интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила),  использование вопросов, сократический диалог

Арсенал интерактивных приёмов

  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры: ролевые игры, имитации, деловые игры;
  • использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии;
  • социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения: соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки;
  • изучение и закрепление нового материала: интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог
Арсенал интерактивных приёмов разминки; дистанционное обучение; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); тренинги.

Арсенал интерактивных приёмов

  • разминки;
  • дистанционное обучение;
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
  • разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);
  • тренинги.
Методические принципы интерактивного обучения тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, разработка глоссария; поддержание непрерывного визуального контакта; активное использование технических средств, раздаточного и дидактического материала в виде таблиц, слайдов, учебных фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется изучаемый материал; постоянное поддержание учителем активного внутригруппового взаимодействия, снятие напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных групп учащихся;

Методические принципы интерактивного обучения

  • тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, разработка глоссария;
  • поддержание непрерывного визуального контакта;
  • активное использование технических средств, раздаточного и

дидактического материала в виде таблиц, слайдов, учебных фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется изучаемый материал;

  • постоянное поддержание учителем активного внутригруппового

взаимодействия, снятие напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных групп учащихся;

интенсивное использование индивидуальных заданий (домашние задания самодиагностического или творческого характера и т.п.); организация пространственной среды – «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению учащихся; проигрывание игровых ролей с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей; обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени и наличия элемента неопределенности в информации.
  • интенсивное использование индивидуальных заданий (домашние задания самодиагностического или творческого характера и т.п.);
  • организация пространственной среды – «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению учащихся;
  • проигрывание игровых ролей с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей;
  • обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени и наличия элемента неопределенности в информации.
Интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; развитию навыков самообразования и самоконтроля; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно - коммуникационной компетентности; становлению новых отношений между учителем и учениками

Интерактивные технологии способствуют

  • активизации познавательной деятельности;
  • повышению качественной успеваемости школьников;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  • повышению активности и инициативности школьников на уроке;
  • развитию информационного мышления;
  • формированию информационно - коммуникационной компетентности;
  • становлению новых отношений между учителем и учениками
Интерактивные приёмы Интервью 3 группы интервью: документальные интервью; интервью мнений; интервью «пресс-конференция». Субъектом интервью может выступать как учитель, так и учащиеся, подготовившие информацию по заданной теме.

Интерактивные приёмы

Интервью

3 группы интервью:

  • документальные интервью;
  • интервью мнений;
  • интервью «пресс-конференция».

Субъектом интервью может выступать как учитель, так и учащиеся, подготовившие информацию по заданной теме.

Приём «Аквариум»  Проведение : несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Задача «актеров» — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера. Задача «зрителей» — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Роли предлагает учитель, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень разговорчивый человек».

Приём «Аквариум»

Проведение : несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Задача «актеров» — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера.

Задача «зрителей» — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались.

Роли предлагает учитель, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень разговорчивый человек».

Приём «Броуновское движение» Проведение : ученики передвигаются по классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто используемые темы: «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое!», «Кто сегодня одет в розовую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на иностранном языке.

Приём «Броуновское движение»

Проведение : ученики передвигаются по классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Часто используемые темы: «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое!», «Кто сегодня одет в розовую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на иностранном языке.

Приём «Займи позицию» Проведение : зачитывается утверждение, ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Требуется объяснить свою позицию. Можно использовать групповую работу.

Приём «Займи позицию»

Проведение : зачитывается утверждение, ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ».

Требуется объяснить свою позицию.

Можно использовать групповую работу.

Приём «Дерево решений» Проведение : класс делится на 3-4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги). Затем группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу. Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса .

Приём «Дерево решений»

Проведение : класс делится на 3-4 группы с одинаковым количеством учеников.

Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги).

Затем группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся.

Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников».

Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу. Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса .

Приём «Карусель» Проведение : образуется два кольца - внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Перемещаясь учащиеся успевают проговорить за несколько минут несколько тем и убедить в своей правоте собеседника. Можно отрабатывать диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «разговор в общественном месте» и т. д.

Приём «Карусель»

Проведение : образуется два кольца - внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Перемещаясь учащиеся успевают проговорить за несколько минут несколько тем и убедить в своей правоте собеседника.

Можно отрабатывать диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «разговор в общественном месте» и т. д.

Прием «Свеча»  Проведение : по кругу передается зажженная свеча, и обучающиеся высказываются о разных аспектах обучения. В старших классах свеча добавляет доверительность разговору. С ребятами младшего возраста можно использовать мяч или игрушку, например, передается плюшевый мишка при отработке комплиментарных структур, при составлении описательных рассказов или, при отработке темы About myself.

Прием «Свеча»

Проведение : по кругу передается зажженная свеча, и обучающиеся высказываются о разных аспектах обучения.

В старших классах свеча добавляет доверительность разговору.

С ребятами младшего возраста можно использовать мяч или игрушку, например, передается плюшевый мишка при отработке комплиментарных структур, при составлении описательных рассказов или, при отработке темы About myself.

Приём «Мозговой штурм» Проведение : участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Время обсуждения проблемы ограничивается 1–3 минутами. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Приём подходит для обсуждения проблемных вопросов: здоровье, спорт, молодежь.

Приём «Мозговой штурм»

Проведение : участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Время обсуждения проблемы ограничивается 1–3 минутами.

Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Приём подходит для обсуждения проблемных вопросов: здоровье, спорт, молодежь.

Приём «Незаконченное предложение» Проведение : ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Предложения касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

Приём «Незаконченное предложение»

Проведение : ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью.

Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его.

Предложения касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

Приём «Групповой рассказ» Проведение : используется при отработке Past Simple и Past Continuous. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными.

Приём «Групповой рассказ»

Проведение : используется при отработке Past Simple и Past Continuous. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу.

По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными.

Метод Сократа Метод Сократа – это метод вопросов, предполагающих критическое отношение к утверждениям, называется еще как метод «сократовской иронии». Это умение извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов, подразумевающих короткий, простой и заранее предсказуемый ответ.

Метод Сократа

Метод Сократа – это метод вопросов, предполагающих критическое отношение к утверждениям, называется еще как метод «сократовской иронии».

Это умение извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов, подразумевающих короткий, простой и заранее предсказуемый ответ.

Разработка проекта Этот метод позволяет мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение. Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в Интернет, электронную библиотечную систему.

Разработка проекта

Этот метод позволяет мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу.

Главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение.

Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в Интернет, электронную библиотечную систему.

Литература Сидорова, Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка / Е. С. Сидорова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2512 / (дата обращения: 21.11.2020). Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 449 с. - URL: https:// kpfu.ru/staff_files/F_1487775798/Sovremennye_metody_i_tekhnologii_prepodavaniya_inostrannykh_yazykov.pdf (дата обращения: 21.11.2020).

Литература

  • Сидорова, Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка / Е. С. Сидорова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2512 / (дата обращения: 21.11.2020).
  • Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 449 с. - URL: https:// kpfu.ru/staff_files/F_1487775798/Sovremennye_metody_i_tekhnologii_prepodavaniya_inostrannykh_yazykov.pdf (дата обращения: 21.11.2020).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!